Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MANAGEMENT OF THE FORMATION OF THE PROJECT COMPETENCE OF A TEACHER AS A SUBJECT OF SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATIONS

Saitbaeva E.R. 1 Kriskovets T.N. 1 Semenova V.A. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
Forming the design competence of teachers is an important management task, the solution of which will ensure effective educational activities of teachers in developing design skills in students in the era of the digital economy and the widespread use of design technology in various spheres of society. Modern general education organizations are not fully prepared to solve this problem due to imperfect resource availability. The purpose of the study is to analyze the prerequisites for the introduction of a modern management model for the formation of project competence of teachers in a general education organization and to propose effective management solutions for eliminating identified resource deficits. Scientific articles, monographs, and regulatory documents on the problem were used as materials. The methods used are sociological research methods, as well as methods of strategic analysis and management of the organization’s activities. It has been established that in the absence of systematic management influence, the development of teachers’ project competence is at low and medium levels. Effective solutions to the problem require a multifaceted approach: motivation and stimulation of personnel to use project technology; development of local acts regulating project activities; institutional and in-house training of teachers, as well as the organization of educational migration to schools that have experience in implementing project technology; creation of information resources, infrastructure and participation in grant activities. A theoretically substantiated integrated approach to the formation of project competence of teachers, tested in the course of experimental work, will lead to more effective development of the regional education system.
project competence of a teacher
management of the formation of project competence of a teacher as a subject of socio-cultural transformations

Все сферы деятельности современного общества, в силу высокого развития его проектно-организационной культуры, подразумевают разработку и осуществление проектов: производство материальных ценностей, культура, наука. По мнению ученых, проектная культура должна стать основой для утверждения новой образовательной парадигмы [1]. Действительно, неотъемлемым элементом современной системы образования является применение метода педагогического проектирования как одной из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы с обучающимися в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО). Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного опыта обучающихся, максимально реализуют их психолого-физиологические способности и особенности, активизируют все виды памяти. В то же время метод педагогического проектирования содействует профессиональному развитию педагогов, вырабатывая у них исследовательские умения, развивая креативность, способность к прогнозированию, поиску инновационных средств, следствием чего является повышение качества воспитательно-образовательного процесса [2]. Обязательность проектной деятельности для обучающихся в начальной и основной школе (для старшеклассников – по выбору) отражена в ФГОС начального общего и основного общего образования [3; 4]. На сегодняшний день проектная деятельность в образовании зарекомендовала себя как оптимальный, инновационный и перспективный метод, востребованный на практике благодаря его образовательной эффективности. В то же время для успешной реализации проектной деятельности обучающимися педагог сам должен владеть необходимыми компетентностями, в частности проектной. Проектирование заявлено в качестве обобщенной трудовой функции современного педагога, согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [5].

Однако специальные исследования и опыт свидетельствуют о том, что проектная компетентность педагога как субъекта социокультурных преобразований сформирована на невысоком уровне, а потенциал дополнительного профессионального образования недостаточно используется в развитии проектной компетентности педагога.

Цель исследования – разработать и апробировать условия формирования проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований.

Задачи:

1. Уточнить сущность и содержание проектной компетентности педагога и современные требования к ней в условиях модернизации российского образования.

2. Разработать модель управления формированием проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований.

3. Проанализировать предпосылки внедрения модели управления формированием проектной компетентности педагога в МОАУ «СОШ № 34 г. Оренбурга».

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели управления формированием проектной компетентности педагога в ходе реализации проекта «Школа управления социокультурными изменениями» в МОАУ «СОШ № 34 г. Оренбурга».

Материалы и методы исследования

Для проектирования модели управления формированием проектной компетентности педагога и анализа предпосылок ее внедрения в СОШ № 34 г. Оренбурга использованы метод «дерева целей» и SWOT-анализ. Для диагностики проектной компетентности педагогов использованы анкетирование, методика «Изучение мотивации к успеху» Т. Элерса, наблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). В исследовании проектной компетентности педагогов приняли участие 30 педагогов СОШ № 34.

Методологической основой исследования является деятельностный подход, который позволяет рассматривать процесс формирования проектной компетентности как деятельность, направленную на формирование системы мотивов, лежащих в основе отношений к проектной деятельности, на овладение системой знаний и применение опыта использования проектных умений и навыков.

Результаты исследования и их обсуждение

Вслед за учеными авторы рассматривают проектную компетентность как интегративное личностное качество, обеспечивающее инновационный характер и творческий стиль педагогической деятельности на основе ценностных ориентаций, проектных знаний, личностного опыта проектной деятельности [6]. Ее основными компонентами являются: мотивационный (заинтересованность и инициативность в проектной деятельности; познавательная активность, потребность в профессиональном совершенствовании); когнитивный (знание отличительных черт проекта, основных способов проектирования, критериев оценки проекта), деятельностный (умения и навыки планирования, организации, координации, контроля, коррекции процесса работы над проектом, делегирования полномочий в процессе проектной деятельности).

missing image file

Модель управления формированием проектной компетентности педагога

Модель управления формированием проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований выполнена с использованием метода «дерева целей» и включает: стратегическую цель – создание условий для формирования проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований (для решения социально значимой задачи – создания благоприятной среды обитания жителей микрорайона в ходе их плодотворного взаимодействия); стратегических задач (представляющих собой семь видов ресурсов) и мероприятий [7] (рисунок).

Организационно-педагогическими условиями эффективной реализации модели являются: использование разработанных методов и методик диагностики проектной компетентности педагога; проектирование структуры и содержания образовательной программы внутрифирменного повышения квалификации педагогов в соответствии с основными компонентами проектной компетентности педагога; внедрение в процесс внутрифирменного обучения образовательной программы, направленной на формирование проектной компетентности педагогов.

Раскроем ход и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели управления формированием проектной компетентности педагога в ходе реализации проекта «Школа управления социокультурными изменениями» в СОШ № 34 г. Оренбурга.

Педагогический коллектив школы № 34 работает над реализацией Программы развития «Портал возможностей» с сентября 2020 г. Создание Программы развития и начало ее реализации совпали с масштабными трансформациями в обществе и образовании, запущенными в период «цифровой весны». Именно время создания Программы развития определило ее основной принцип социокультурного проектирования, в основе которого лежат три компонента: гуманизация, цифровизация, коммуникация.

Цель Программы развития – преобразование школы в продюсера социокультурных преобразований, который формирует социокультурный капитал самой школы и человека в ней, центр образовательной логистики, предоставляющий доступ к лучшим образовательным ресурсам региональной и федеральной системы образования, открытую социальную площадку, обеспечивающую формирование личности, способной к успешной социальной адаптации в современном активно развивающемся информационном обществе. В 2020 г. коллектив школы приступил к проектно-мобилизационному этапу реализации Программы, который предполагал выявление точек инновационного развития, одной из которых стало формирование проектной компетентности, необходимой для эффективной работы в условиях модернизации образования.

Для начала авторами был проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон школы по отношению к реализации стратегической цели «Создать условия для формирования проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований (для решения социально значимой задачи – создания благоприятной среды обитания жителей микрорайона в ходе их плодотворного взаимодействия)», которая была определена на основе изучения запросов субъектов деловой среды школы.

С учетом выявленных сильных и слабых сторон была уточнена разработанная модель управления формированием проектной компетентности педагога на уровне мероприятий по каждой из семи стратегических задач (ресурсов). Мотивационный ресурс: разработать ритуал вручения благодарственных писем от руководства «Лучшие учителя»; обновить критерии стимулирования педагогов с учетом их вовлеченности в проектную деятельность; разработать программу мотивирования педагогов к проектной деятельности. Кадровый ресурс: сформировать заказ на институциональное повышение квалификации по проблеме; разработать программу внутрифирменной учебы; организовать образовательную миграцию в учреждения, обладающие позитивным опытом реализации социокультурных проектов. Научно-методический ресурс: разработать методические рекомендации, памятки и инструкции для учителей по созданию социокультурных проектов. Нормативно-правовой ресурс: уточнить должностные инструкции педагогов; разработать Положение о проектной деятельности. Информационный ресурс: спланировать работу по использованию СМИ для информационного сопровождения реализуемых проектов. Материально-технический ресурс: приобрести оборудование, создать соответствующую инфраструктуру для реализации грантовых проектов. Финансово-экономический ресурс: принять участие во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Добро не уходит на каникулы».

Для выявления эффективности разработанной модели было проведено изучение проектной компетентности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Анкетирование педагогов включало вопросы: «Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?», «Заинтересованы ли Вы в формировании своей проектной компетентности?», «Стремитесь ли Вы к проектным достижениям?» (мотивационный компонент проектной компетентности); «В достаточной ли мере Вы осведомлены о типах и структуре проектов?», «Каковы основополагающие принципы проектирования в педагогической деятельности?» (когнитивный компонент); «Используете ли Вы метод проектов в педагогической практике?», «Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в своей работе Вам необходимо корректировать?», «Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам разработать и реализовать проект самостоятельно или с помощью старшего воспитателя, наставника, коллег?» (деятельностный компонент) и т.д. Для оценки мотивационного компонента также была использована методика «Изучение мотивации к успеху» Т. Элерса. Для оценки деятельностного компонента наряду с ответами на вопросы анкеты использовались наблюдение и анализ продуктов деятельности в ходе проведения ежегодного школьного конкурса социальных проектов «Твори добро», который включает выбор проекта в соответствии со своими интересами, определение своей роли в нем, участие в разработке проекта и публичной защите результатов. Оценке подлежали: первоначальные навыки планирования своей деятельности в работе над проектом, организаторские умения, умение координировать процесс работы, делегировать задания (в частности, в роли PM-проект-менеджера), способность проводить промежуточный контроль.

Союз родительской общественности СОШ № 34 вдохновился идеей проекта по благоустройству и восстановлению пришкольного сквера и решил воплотить ее в реальность. Социальный проект «Казачий палисад» был представлен на конкурс грантов неправительственным некоммерческим организациям на развитие гражданского общества в Оренбургской области. Цель проекта – формирование идентичности оренбуржца, жителя исторического центра Оренбурга через изучение культуры и деятельность сообществ по преобразованию окружающего пространства.

Динамика формирования проектной компетентности педагогов

Уровень

Компоненты

Когнитивный

Мотивационный

Деятельностный

До ОЭР

После ОЭР

До ОЭР

После ОЭР

До ОЭР

После ОЭР

Высокий

54,3 %

60,9 %

11,1 %

50 %

6,9 %

48,6 %

Средний

33,3 %

34 %

83,3 %

50 %

34,5 %

27 %

Низкий

12,4 %

5,1 %

5,6 %

0 %

58,6 %

24,4 %

Проект «Казачий палисад» заручился поддержкой Оренбургского войскового казачьего общества, Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им В.П. Поляничко и ООО «УКЖФ-Центральная».

На формирующем этапе эксперимента по формированию проектной компетентности педагогов были реализованы мероприятия по всем стратегическим задачам. Например, для формирования качественного кадрового ресурса наряду с другими мероприятиями было организовано внутрифирменное обучение с приглашением специалистов из Инновационного центра Сколково. В 2021 г. было проведено три сессии: 1) сессия коллективной работы с будущим – формирование коллективно желаемого образа будущего и поиск своего места в нем; 2) сессия коллективного мышления – представление замысла проекта трансформации школы, выявление проблем трансформации школы, втягивание участников через формирование коллективного образа будущего и размещение себя (своих инициатив) в нем; 3) сопровождение работы лаборатории развития (команда смыслов) – повестка проблем, сеть партнеров, новые смыслы и стратегические направления. В 2022–2023 учебном году проведены: 1) тренинг «Проектное обучение: гибкие уроки» – тренинг-погружение и деятельностное освоение образовательной технологии SCRUM-уроков; организация и сопровождение разработки маршрутных листов и материалов, необходимых для запуска SCRUM-уроков и дальнейшей трансформации предметов «Новая предметность»; 2) тренинг «Реальные проекты в школе по международным и отечественным стандартам» – тренинг-погружение и деятельностное освоение технологий и инструментов управления проектами (PMI, SCRUM, Agile и др.), а также элементов предпринимательских техник (Canvas, CusDev и др.); организация и сопровождение деятельности проектного офиса школы.

После проведения формирующего эксперимента была проведена диагностика сформированности компонентов проектной компетентности педагогов (таблица).

Как свидетельствуют эти данные, после проведения опытно-экспериментальной работы повысился уровень мотивации и готовности использовать проектный метод в своей работе, большинство педагогов за короткий срок справились с затруднениями, которые были выявлены на начало эксперимента.

Если в 2021 г. в традиционном школьном конкурсе социальных проектов «Твори добро» приняли участие 29 педагогов – классных руководителей из 37, то в 2022 г. в конкурсе приняли участие все педагоги – классные руководители (со своими классами). 10 проектов из представленных 37 были выбраны для реализации в 2023 г., 17 проектов было реализовано до защиты, 9 проектов не сработали на результат, 1 проект был доработан и представлен на конкурс грантов.

Союз родительской общественности СОШ № 34 выиграл грант на реализацию проекта «Казачий палисад». В сентябре 2021 г. был дан старт реализации этого проекта, а в 2022–2023 учебном году из реализуемого проекта «Казачий палисад» сформировалась сеть проектов, связанных общей целью – сохранение исторической памяти оренбуржцев и восстановление пришкольного сквера: «Казачий следопыт» и «Зеленый разъезд». «Казачий следопыт» – проект, направленный на восстановление истории оренбургского казачества и составление исследовательского маршрута по казачьим местам. «Зеленый разъезд» – проект, сформировавший волонтерский отряд, который занимается формированием комфортной экологичной городской среды.

Заключение

На основании проведенного эксперимента можно утверждать, что разработанная модель управления формированием проектной компетентности педагога и проведенные мероприятия, направленные на формирование качественных ресурсов, сыграли большую роль в повышении компонентов проектной компетентности педагогов.