Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Шаповалов В.И. 1 Шуванов И.Б. 1 Шуванова В.П. 1
1 Сочинский государственный университет
Актуальность исследования обуславливается современным уровнем нестабильности во всех сферах народного хозяйства, что приводит к потребности быстрой переориентации молодежи с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие и предопределяет принципиально новые требования к профессиональному самоопределению и личностному развитию выпускников школ. В статье процесс самоопределения предполагает анализ двух подсистем: с одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система социального ориентирования подростков в сознательном выборе профессии. Для оценки особенностей профессионального самоопределения учащихся используется показатель смысложизненной ориентации (СЖО) – уровень сформированности смысла, целей и осознанного прогнозирования результатов будущей профессиональной деятельности. Конкретная задача исследования заключается в доказательстве того, что уровень развития личностной сферы оказывает позитивное влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников. То есть показатели смысложизненных ориентаций в группе испытуемых, профессиональное самоопределение которых имеет личностную детерминацию, будут выше, чем те же показатели в группе с социальной детерминацией. Выявленная особенность личностной и социальной детерминации профессионального самоопределения в зависимости от уровня сформированности смысложизненных ориентаций позволяет повышать личностную детерминацию опосредованно через формирование показателей СЖО. Высокий уровень СЖО позволяет учащимся более уверенно ориентироваться на собственные наработанные цели, мотивы и адекватный прогноз будущей результативности трудовой деятельности, что в целом повышает уровень профессионального самоопределения. В противном случае, не имея достаточного внутреннего смысла готовности к профессиональному самоопределению, учащиеся вынуждены при принятии решения пользоваться внешней не всегда релевантной информацией окружающего социума для определения своего профессионального будущего.
профессиональное самоопределение старшеклассников
личностная детерминация
социальная детерминация
смысложизненная ориентация
1. Шаповалов В.И. Система профессионального самоопределения и социально-ориентированные технологии формирования конкурентоспособной личности: монография. Сочи: Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, 2003. 259 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000. 328 с.
3. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. Тула: Приокское книжное издательство, 1990. 130 с.
4. Пронина Н.А., Романова Е.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях современной школы // ЦИТИСЭ. 2021. № 3(29). URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2021/09/Pronina-Romanova_CITISE_3-2021.pdf (дата обращения: 06.05.2023).
5. Шафранов-Куцев Г.Ф., Гуляева Л.В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 100-118.
6. Доржиева М.О., Гармаева Н.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций первокурсников с различным статусом профессиональной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2 (82). С. 73-78.
7. Вдовина Н.А., Кечина М.А., Савинова Т.В. Активизация профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профориентационного тренинга // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 228-234.
8. Куликова А.С., Еловчиева З.Р. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций, тревожности и качества жизни у лиц среднего возраста в условиях пандемии // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN221.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2019. 487 с.
10. Иванов В.Н., Якимов О.Г. К вопросу о сущности профессионального самоопределения современных школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2018. № 3(99). С. 201-207.
11. Бастракова Н.С. Социально-психологические аспекты жизненного самоопределения человека. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 153 с.
12. Сорокоумова С.Н., Ларикова Э.Н. Смысложизненные ориентации в структуре личности будущих дефектологов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1331/874 (дата обращения: 15.05.2023).
13. Федосеева Т.Е., Иванова И.А., Емельянова А.М., Сулимова И.Д., Сульдина В.В. Смысложизненные ориентации как детерминанта процесса самоопределения в старшем подростковом возрасте // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. № 1. С. 150-154.

Современные социально-экономические условия характеризуются внедрением цифровых технологий во все сферы народного хозяйства, что требует быстрой адаптации выпускников школ к новым требованиям профессиональной подготовки учащихся, профессионального самоопределения и личностного развития.

Возникающее противоречие между требованиями современного общества в грамотном кадровом потенциале, способном к самостоятельной эффективной профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью единой теории самоопределения в подростковом возрасте определяет актуальность исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

М.В. Ретивых и В.Д. Симоненко рассматривают профессиональное самоопределение как «интегральное свойство личности, включающее два системно связанных детерминирующих фактора, во-первых, личность как сложную саморегулирующуюся систему, во-вторых, индивидуальную систему социального ориентирования осознанного выбора профессии» [3, с. 17].

Цель исследования – выявление связи личностной и социальной детерминации профессионального самоопределения старшеклассников с уровнем развития смысложизненных ориентаций.

Материалы и методы исследования

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования учащимся своего отношения к профессионально-трудовой среде и в то же время способ его самореализации, результатом которого является выбор карьеры, сферы приложения сил, системы личностных возможностей и в целом становление личности как конкурентоспособной [1, с. 3]. Учитывая современную социальную и экономическую нестабильность в обществе, осуществить этот сложный процесс учащимся самостоятельно затруднительно.

У подростков возникает много проблем не только профессионального, но и глубоко личностного плана. Процесс самоопределения, являясь для подростка ценностно-мотивационным вектором, направляет его деятельность, поведение и отношение к окружающим. В структуре самоопределения ценностные ориентации выступают своего рода «координирующим центром», определяющим поведение и отношение к жизни в целом.

Некоторые авторы рассматривают профессиональное самоопределение как выбор деятельности под влиянием личностной и социальной детерминации [4], как составляющую конкурентоспособности подростка [5]. Часть ученых справедливо связывает формирование профессионального самоопределения с развитием смысложизненных ориентаций подростка [6], некоторые считают его необходимым условием осмысления жизни [7], рассматривают как производную от уровня сформированности смысложизненных ориентаций [8], как необходимое условие возникновения, становления и развития личностных смыслов [9, с. 419], а также – как нахождение смысла в самом процессе самоопределения [10].

В статье критерием профессионального самоопределения выступает уровень сформированности смысла, целей и прогнозирования результатов будущей профессиональной деятельности [11, с. 4]. Для оценки особенностей профессионального самоопределения учащихся используется показатель смысложизненной ориентации (СЖО) – набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие для своего существования. Социальная и личностная детерминация в системе профессионального самоопределения являются взаимосвязанными параметрами, но действие их на структуру смысложизненных ориентаций, а через нее и на профессиональное самоопределение, проявляется по-разному [12]. Представляется, что учащиеся с большей выраженностью личностной детерминации при выборе профессии имеют более высокие значения показателей смысложизненных ориентаций, чем учащиеся с преобладающей социальной детерминацией (типологический подход) [13].

Программа исследования:

1. Подбор экспериментальной группы (60 учащихся старших классов).

2. Проведение социологического исследования, направленного на выявление двух групп учащихся с преобладающей личностной или социальной обусловленностью выбора профессии.

3. Оценка показателей смысложизненной ориентации по двум выделенным группам.

4. Сопоставительный анализ уровня проявления показателей смысложизненных ориентаций по двум группам учащихся.

Личностная и социальная обусловленность профессионального самоопределения старшеклассников выявлялась в социологическом опросе учащихся выпускных классов. Учащиеся отвечали на вопросы:

1. Кто оказывал влияние на учащегося при выборе профессии? Возможные ответы – я сам, учителя, родители, друзья, знакомые, затрудняюсь ответить.

2. На чью помощь надеются учащиеся в процессе трудоустройства? Возможные ответы – родители, друзья, знакомые, родственники, буду искать сам, обращусь в центр занятости, затрудняюсь ответить.

Для оценки уровня смысложизненных ориентаций использовалась методика Д.А. Леонтьева «СЖО», направленная на оценку «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты социологического опроса показали, что 23 (38%) учащихся осуществили выбор профессии на основе собственных суждений или в процессе трудоустройства надеются на собственные силы. То есть для этих групп учащихся личностный субъективный фактор при выборе профессии является приоритетным. Остальные 37 (62%) испытуемых при выборе профессии ориентировались на другие социальные факторы, такие как мнение родителей, учителей, друзей, знакомых, информация из специальной литературы, возможности в трудоустройстве и другие. Полученные результаты позволили распределить участников эксперимента на две группы в зависимости от фактора, который для них является преобладающим (личностный или социальный) при выборе профессии.

Следующий шаг исследования включал определение связи личностной (первая группа испытуемых) и социальной (вторая группа испытуемых) детерминации профессионального самоопределения старшеклассников с их уровнем развития СЖО.

Конкретная задача экспериментального исследования заключалась в доказательстве того, что уровень развития личностных показателей учащихся в условиях целенаправленного организованного управления учебным процессом оказывает позитивное влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников. То есть показатели смысложизненных ориентаций в первой группе испытуемых, профессиональное самоопределение которых детерминируется главным образом личностными факторами, будет выше, чем те же показатели во второй группе, где преимущественная детерминация процесса профессиональной ориентации осуществляется социальной детерминацией.

В таблице отражены обобщенные результаты оценки показателей смысложизненных ориентаций для двух групп учащихся с преобладающей личностной и социальной детерминацией выбора профессии, а также результаты по всей выборке (для сопоставительного анализа).

Как видно из таблицы, значение показателя СЖО «Осмысленность жизни» у учащихся, имеющих личностную детерминацию выбора профессии, существенно отличается от значения этого показателя у учащихся, имеющих социальную детерминацию (соответственно 108,4 и 93,4 балла). Достоверность различия по критерию Манна – Уитни на уровне р < 0,01.

Результаты оценки показателей СЖО для двух групп испытуемых

 

Цели

в жизни

Процесс жизни

Результат

жизни

Локус

контроля – Я

Локус

контроля – жизни

Общий показатель

осмысленности

жизни

Учащиеся с преобладающей личностной детерминацией выбора профессии

(первая группа, 38%)

Ср. зн.

35,3

30,1

28,1

25,6

29,9

108,4

Ст. отк.

7,2

5,9

4,4

5,6

5,9

16,7

Учащиеся с преобладающей социальной детерминацией выбора профессии

(вторая группа, 62%)

Ср. зн.

28,7

27,7

25,3

19,7

23,7

93,4

Ст. отк.

6,0

6,1

5,2

4,6

5,7

16,3

Вся выборка (n = 60)

Ср. зн.

31,3

27,7

26,4

23,2

28,0

101,9

Ст. отк.

6,5

6,3

5,0

5,1

5,9

17,2

Примечание: *различия по показателям СЖО в двух группах на уровне р <0,01, кроме показателей «Процесс жизни» и «Результативность жизни».

Таким образом, с одной стороны, учащихся с личностной детерминацией выбора профессионального пути меньше (38%), с другой – показатели, характеризующие их уровень самоопределения, выше. Нисколько не умаляя роль социального окружения в профессиональном самоопределении подростков, отметим, что мнения, существующие в окружающем социуме при выборе профессии, имеют значения, но только при условии их интериоризации и последующей субъективной оценки и осознания подростком. В этом процессе осуществляется становление не только будущего профессионала, но и личности в целом, ее смысла, программы действий и ожидаемого результата. То есть социальный фактор имеет значение в структуре самоопределения, но, интериоризируясь, проявляется в личностном выборе и отражается в показателях СЖО.

Отметим, что современные тенденции внедрения цифровых технологий в образование связаны в первую очередь с изменением роли знания в жизнедеятельности человека и требуют существенных преобразований в процессе формирования самоопределения учащихся. Причем профессиональное самоопределение как составляющая единого процесса формирования конкурентоспособной личности – социально ориентированной системы способностей, свойств и качеств личности, характеризующей ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности) [1, с. 6], становится основополагающим не только для выживания личности, но и для выживания общества в целом. Решение данной проблемы во многом зависит от уровня разработки теории и состояния практики профессиональной ориентации молодежи, направленной на развитие профессионального самоопределения личности, соответствующего ее индивидуальным особенностям, запросам общества в кадрах высокой квалификации и существующей конкурентной среде.

Рассмотрим динамику отдельных показателей смысложизненных ориентаций усредненного по каждой группе испытуемого. Три из пяти показателей имеют необходимую достоверность в различии средних значений в группах с социальной и личностной детерминацией процесса профессионального самоопределения. Показатели СЖО «Процесс жизни» и «Результативность жизни» не имеют статистически достоверного различия в двух группах испытуемых (рис. 1).

Первое место по значимости в двух рассматриваемых группах занимает показатель «Цели в жизни», что характеризует наличие у учащихся целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и прогнозирование своего будущего. С позиции системного подхода цель – это системообразующая составляющая профессиональной деятельности; результат – реализуемая цель, которая включает в себя процесс планирования для достижения цели. В случае личностной детерминации, а значит более субъективно осмысленного выбора профессии, развитие процессов в системе «цель – результат» происходит интенсивнее, осознанно и с более четким представлением своей будущей профессиональной деятельности и готовностью к ее осуществлению.

missing image file

Рис. 1. Показатели смысложизненных ориентаций учащихся

missing image file

Рис. 2. Результаты исследования испытуемых с низким и высоким значением общего показателя осмысленности жизни

Локус контроля – это субъективная, не полностью осознаваемая детерминанта выбора профессии по методике Дж. Роттера, которая за счет внутренней готовности учащегося придает импульс к более четкому контролю выбора и готовности самостоятельно принимать решения и воплощать их в жизни и профессиональной деятельности. Внутренний локус контроля (интернальность) показывает, насколько учащийся сам управляет своим жизненным и профессиональным самоопределением или полагается на внешние обстоятельства. Интернальность является важной характеристикой формирования конкурентоспособности учащегося.

Далее отметим практическую направленность проведенного исследования, которая заключается в возможности получения и анализа индивидуальных характеристик профессионального самоопределения учащихся (рис. 2). На графике приведены результаты исследования индивидуально для двух испытуемых: № 5 – с высоким (134,0) и № 9 – с низким (79,0) значениями общего показателя осмысленности жизни.

Такое представление индивидуальных характеристик профессионального самоопределения в системе показателей СЖО дает возможность проводить персональную профессиональную консультацию с целью выявления и коррекции тех направлений личностного развития, которые находятся на уровне ниже требуемого, и, наоборот, открывать значимость в жизнедеятельности подростка тех показателей, которые имеют высокие значения.

Заключение

Выявленные особенности личностной и социальной детерминации профессионального самоопределения в зависимости от уровня сформированности смысложизненных ориентаций позволяют повышать личностную обусловленность самоопределения опосредованно через формирование показателей (структуры) СЖО. Высокий уровень СЖО позволяет учащимся более уверенно ориентироваться на собственные наработанные цели, мотивы и адекватный прогноз будущей результативности в трудовой деятельности, что в целом повышает уровень реализуемости профессионального самоопределения. В противном случае, не имея достаточной внутренней готовности к профессиональному самоопределению, учащиеся вынуждены при принятии решения пользоваться внешней не всегда релевантной информацией окружающего социума для определения своего профессионального будущего.

В целом, полученные результаты могут использоваться в конкретной учебной практике и более глубоком обследовании и оценке особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов, как основы самоутверждения человека в обществе, направленного на реализацию одной из главных задач в жизни подростка.


Библиографическая ссылка

Шаповалов В.И., Шуванов И.Б., Шуванова В.П. СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 7. – С. 221-226;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39720 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674