Современные социально-экономические условия характеризуются внедрением цифровых технологий во все сферы народного хозяйства, что требует быстрой адаптации выпускников школ к новым требованиям профессиональной подготовки учащихся, профессионального самоопределения и личностного развития.
Возникающее противоречие между требованиями современного общества в грамотном кадровом потенциале, способном к самостоятельной эффективной профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью единой теории самоопределения в подростковом возрасте определяет актуальность исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
М.В. Ретивых и В.Д. Симоненко рассматривают профессиональное самоопределение как «интегральное свойство личности, включающее два системно связанных детерминирующих фактора, во-первых, личность как сложную саморегулирующуюся систему, во-вторых, индивидуальную систему социального ориентирования осознанного выбора профессии» [3, с. 17].
Цель исследования – выявление связи личностной и социальной детерминации профессионального самоопределения старшеклассников с уровнем развития смысложизненных ориентаций.
Материалы и методы исследования
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования учащимся своего отношения к профессионально-трудовой среде и в то же время способ его самореализации, результатом которого является выбор карьеры, сферы приложения сил, системы личностных возможностей и в целом становление личности как конкурентоспособной [1, с. 3]. Учитывая современную социальную и экономическую нестабильность в обществе, осуществить этот сложный процесс учащимся самостоятельно затруднительно.
У подростков возникает много проблем не только профессионального, но и глубоко личностного плана. Процесс самоопределения, являясь для подростка ценностно-мотивационным вектором, направляет его деятельность, поведение и отношение к окружающим. В структуре самоопределения ценностные ориентации выступают своего рода «координирующим центром», определяющим поведение и отношение к жизни в целом.
Некоторые авторы рассматривают профессиональное самоопределение как выбор деятельности под влиянием личностной и социальной детерминации [4], как составляющую конкурентоспособности подростка [5]. Часть ученых справедливо связывает формирование профессионального самоопределения с развитием смысложизненных ориентаций подростка [6], некоторые считают его необходимым условием осмысления жизни [7], рассматривают как производную от уровня сформированности смысложизненных ориентаций [8], как необходимое условие возникновения, становления и развития личностных смыслов [9, с. 419], а также – как нахождение смысла в самом процессе самоопределения [10].
В статье критерием профессионального самоопределения выступает уровень сформированности смысла, целей и прогнозирования результатов будущей профессиональной деятельности [11, с. 4]. Для оценки особенностей профессионального самоопределения учащихся используется показатель смысложизненной ориентации (СЖО) – набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие для своего существования. Социальная и личностная детерминация в системе профессионального самоопределения являются взаимосвязанными параметрами, но действие их на структуру смысложизненных ориентаций, а через нее и на профессиональное самоопределение, проявляется по-разному [12]. Представляется, что учащиеся с большей выраженностью личностной детерминации при выборе профессии имеют более высокие значения показателей смысложизненных ориентаций, чем учащиеся с преобладающей социальной детерминацией (типологический подход) [13].
Программа исследования:
1. Подбор экспериментальной группы (60 учащихся старших классов).
2. Проведение социологического исследования, направленного на выявление двух групп учащихся с преобладающей личностной или социальной обусловленностью выбора профессии.
3. Оценка показателей смысложизненной ориентации по двум выделенным группам.
4. Сопоставительный анализ уровня проявления показателей смысложизненных ориентаций по двум группам учащихся.
Личностная и социальная обусловленность профессионального самоопределения старшеклассников выявлялась в социологическом опросе учащихся выпускных классов. Учащиеся отвечали на вопросы:
1. Кто оказывал влияние на учащегося при выборе профессии? Возможные ответы – я сам, учителя, родители, друзья, знакомые, затрудняюсь ответить.
2. На чью помощь надеются учащиеся в процессе трудоустройства? Возможные ответы – родители, друзья, знакомые, родственники, буду искать сам, обращусь в центр занятости, затрудняюсь ответить.
Для оценки уровня смысложизненных ориентаций использовалась методика Д.А. Леонтьева «СЖО», направленная на оценку «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты социологического опроса показали, что 23 (38%) учащихся осуществили выбор профессии на основе собственных суждений или в процессе трудоустройства надеются на собственные силы. То есть для этих групп учащихся личностный субъективный фактор при выборе профессии является приоритетным. Остальные 37 (62%) испытуемых при выборе профессии ориентировались на другие социальные факторы, такие как мнение родителей, учителей, друзей, знакомых, информация из специальной литературы, возможности в трудоустройстве и другие. Полученные результаты позволили распределить участников эксперимента на две группы в зависимости от фактора, который для них является преобладающим (личностный или социальный) при выборе профессии.
Следующий шаг исследования включал определение связи личностной (первая группа испытуемых) и социальной (вторая группа испытуемых) детерминации профессионального самоопределения старшеклассников с их уровнем развития СЖО.
Конкретная задача экспериментального исследования заключалась в доказательстве того, что уровень развития личностных показателей учащихся в условиях целенаправленного организованного управления учебным процессом оказывает позитивное влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников. То есть показатели смысложизненных ориентаций в первой группе испытуемых, профессиональное самоопределение которых детерминируется главным образом личностными факторами, будет выше, чем те же показатели во второй группе, где преимущественная детерминация процесса профессиональной ориентации осуществляется социальной детерминацией.
В таблице отражены обобщенные результаты оценки показателей смысложизненных ориентаций для двух групп учащихся с преобладающей личностной и социальной детерминацией выбора профессии, а также результаты по всей выборке (для сопоставительного анализа).
Как видно из таблицы, значение показателя СЖО «Осмысленность жизни» у учащихся, имеющих личностную детерминацию выбора профессии, существенно отличается от значения этого показателя у учащихся, имеющих социальную детерминацию (соответственно 108,4 и 93,4 балла). Достоверность различия по критерию Манна – Уитни на уровне р < 0,01.
Результаты оценки показателей СЖО для двух групп испытуемых
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Результат жизни |
Локус контроля – Я |
Локус контроля – жизни |
Общий показатель осмысленности жизни |
|
Учащиеся с преобладающей личностной детерминацией выбора профессии (первая группа, 38%) |
||||||
Ср. зн. |
35,3 |
30,1 |
28,1 |
25,6 |
29,9 |
108,4 |
Ст. отк. |
7,2 |
5,9 |
4,4 |
5,6 |
5,9 |
16,7 |
Учащиеся с преобладающей социальной детерминацией выбора профессии (вторая группа, 62%) |
||||||
Ср. зн. |
28,7 |
27,7 |
25,3 |
19,7 |
23,7 |
93,4 |
Ст. отк. |
6,0 |
6,1 |
5,2 |
4,6 |
5,7 |
16,3 |
Вся выборка (n = 60) |
||||||
Ср. зн. |
31,3 |
27,7 |
26,4 |
23,2 |
28,0 |
101,9 |
Ст. отк. |
6,5 |
6,3 |
5,0 |
5,1 |
5,9 |
17,2 |
Примечание: *различия по показателям СЖО в двух группах на уровне р <0,01, кроме показателей «Процесс жизни» и «Результативность жизни».
Таким образом, с одной стороны, учащихся с личностной детерминацией выбора профессионального пути меньше (38%), с другой – показатели, характеризующие их уровень самоопределения, выше. Нисколько не умаляя роль социального окружения в профессиональном самоопределении подростков, отметим, что мнения, существующие в окружающем социуме при выборе профессии, имеют значения, но только при условии их интериоризации и последующей субъективной оценки и осознания подростком. В этом процессе осуществляется становление не только будущего профессионала, но и личности в целом, ее смысла, программы действий и ожидаемого результата. То есть социальный фактор имеет значение в структуре самоопределения, но, интериоризируясь, проявляется в личностном выборе и отражается в показателях СЖО.
Отметим, что современные тенденции внедрения цифровых технологий в образование связаны в первую очередь с изменением роли знания в жизнедеятельности человека и требуют существенных преобразований в процессе формирования самоопределения учащихся. Причем профессиональное самоопределение как составляющая единого процесса формирования конкурентоспособной личности – социально ориентированной системы способностей, свойств и качеств личности, характеризующей ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности) [1, с. 6], становится основополагающим не только для выживания личности, но и для выживания общества в целом. Решение данной проблемы во многом зависит от уровня разработки теории и состояния практики профессиональной ориентации молодежи, направленной на развитие профессионального самоопределения личности, соответствующего ее индивидуальным особенностям, запросам общества в кадрах высокой квалификации и существующей конкурентной среде.
Рассмотрим динамику отдельных показателей смысложизненных ориентаций усредненного по каждой группе испытуемого. Три из пяти показателей имеют необходимую достоверность в различии средних значений в группах с социальной и личностной детерминацией процесса профессионального самоопределения. Показатели СЖО «Процесс жизни» и «Результативность жизни» не имеют статистически достоверного различия в двух группах испытуемых (рис. 1).
Первое место по значимости в двух рассматриваемых группах занимает показатель «Цели в жизни», что характеризует наличие у учащихся целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и прогнозирование своего будущего. С позиции системного подхода цель – это системообразующая составляющая профессиональной деятельности; результат – реализуемая цель, которая включает в себя процесс планирования для достижения цели. В случае личностной детерминации, а значит более субъективно осмысленного выбора профессии, развитие процессов в системе «цель – результат» происходит интенсивнее, осознанно и с более четким представлением своей будущей профессиональной деятельности и готовностью к ее осуществлению.
Рис. 1. Показатели смысложизненных ориентаций учащихся
Рис. 2. Результаты исследования испытуемых с низким и высоким значением общего показателя осмысленности жизни
Локус контроля – это субъективная, не полностью осознаваемая детерминанта выбора профессии по методике Дж. Роттера, которая за счет внутренней готовности учащегося придает импульс к более четкому контролю выбора и готовности самостоятельно принимать решения и воплощать их в жизни и профессиональной деятельности. Внутренний локус контроля (интернальность) показывает, насколько учащийся сам управляет своим жизненным и профессиональным самоопределением или полагается на внешние обстоятельства. Интернальность является важной характеристикой формирования конкурентоспособности учащегося.
Далее отметим практическую направленность проведенного исследования, которая заключается в возможности получения и анализа индивидуальных характеристик профессионального самоопределения учащихся (рис. 2). На графике приведены результаты исследования индивидуально для двух испытуемых: № 5 – с высоким (134,0) и № 9 – с низким (79,0) значениями общего показателя осмысленности жизни.
Такое представление индивидуальных характеристик профессионального самоопределения в системе показателей СЖО дает возможность проводить персональную профессиональную консультацию с целью выявления и коррекции тех направлений личностного развития, которые находятся на уровне ниже требуемого, и, наоборот, открывать значимость в жизнедеятельности подростка тех показателей, которые имеют высокие значения.
Заключение
Выявленные особенности личностной и социальной детерминации профессионального самоопределения в зависимости от уровня сформированности смысложизненных ориентаций позволяют повышать личностную обусловленность самоопределения опосредованно через формирование показателей (структуры) СЖО. Высокий уровень СЖО позволяет учащимся более уверенно ориентироваться на собственные наработанные цели, мотивы и адекватный прогноз будущей результативности в трудовой деятельности, что в целом повышает уровень реализуемости профессионального самоопределения. В противном случае, не имея достаточной внутренней готовности к профессиональному самоопределению, учащиеся вынуждены при принятии решения пользоваться внешней не всегда релевантной информацией окружающего социума для определения своего профессионального будущего.
В целом, полученные результаты могут использоваться в конкретной учебной практике и более глубоком обследовании и оценке особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов, как основы самоутверждения человека в обществе, направленного на реализацию одной из главных задач в жизни подростка.