Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГНОЗА В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Султанова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В статье рассмотрены потенциал и значение процесса построения прогноза в опережающем управлении школой. Описаны возможности опережающего управления в решении широкого спектра задач, связанных с формированием стратегического видения результатов обновления деятельности школы. Основой опережающего управления представлен процесс построения прогноза, который обеспечивает снижение ситуаций неопределенности в развитии образовательной организации и тем самым повышает эффективность принимаемых решений за счет формирования готовности к появлению внешних и внутренних факторов риска. На основе анализа современных исследований выделены базовые этапы построения прогноза развития школы, которые включают: формирование запроса; моделирование целевой ситуации; анализ текущей ситуации и выявление ресурсов и рисков достижения целевой ситуации; определение путей достижения целевой ситуации; оценку полученных альтернатив и выбор наилучшей из них. Представлена логика пилотажного исследования по апробации технологических этапов построения прогноза развития школы. Целевые ориентиры исследования были связаны с получением информации относительно возможности использования заявленных технологических этапов в практике работы школы. Описан пример построения прогноза по обновлению системы работы школы с молодыми специалистами и педагогами, нуждающимися в наставничестве.
школа
развитие школы
опережающее управление
прогноз
этапы построения прогноза
1. Шамова Т.И. Научиться опережающему управлению // Управление школой. 2009. № 5. URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200900502 (дата обращения: 01.02.2023).
2. Шклярова О.А. Феномен опережения в развитии теории и практики управления образовательными системами // Наука. Управление. Образование. РФ. 2021. № 3. С. 50-56.
3. Цибульникова В.Е. Прогнозирование как функция опережающего управления рисками профессионального здоровья педагога // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 62–65.
4. Басов В.Н. Подготовка руководителей образовательных организаций к опережающему управлению // Научная школа Т.И. Шамовой: Методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: материалы X Международной научно-практической конференции (г. Москва, 25 января 2018 г.). М.: 5 за знания, 2018. С. 434-438.
5. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Проблемы и задачи опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 2. С. 47-51.
6. Давкуш Н.В. Технология комплексного прогнозирования образовательной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 82-85.
7. Ташкинов Ю.А. Технология прогнозирования образовательных результатов студентов строительного вуза средствами компьютерной педагогики // Интеграция образования. 2020. № 3. С. 483-500.
8. Шаповалов Н.С. Исследование научного прогнозирования в рамках образовательной деятельности // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 114-119.
9. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. Казань: ТРИ «Школа», 2013. 360 с

Динамичное обновление современного общего образования определяет необходимость осуществления опережающего управления школой, учитывающего постоянные изменения внешней и внутренней среды, а также потребности субъектов образовательной деятельности. Теоретическое обоснование опережающего управления раскрывается в работах Т.И. Шамовой [1], О.В. Шкляровой [2], В.Е. Цибульниковой [3] и др. Его потенциал проявляется в возможности решения широкого спектра управленческих задач на основе прогностического обоснования стратегических факторов, закономерностей и тенденций, оказывающих влияние или способных повлиять в будущем на функционирование и развитие образовательной организации. Вместе с тем, позиционируя прогнозирование как основу опережающего управления, исследователи [3, 4] считают данную категорию одной из самых неразработанных в теории внутришкольного менеджмента. В связи с этим в спектре актуальных проблем образовательной практики особый интерес представляют обоснование и эмпирическое исследование процессов построения прогнозов в опережающем управлении школой.

Цель исследования – раскрыть особенности построения прогноза в опережающем управлении и представить результаты пилотажного исследования по апробации технологических этапов в практике работы школы.

Материалы и методы исследования

Категория «опережающее управление» определяется исследователями как:

− «управление обеспечением возможностей» [2, с. 54];

− «управление, позволяющее заранее предвидеть, прогнозировать наступление некоторого события, возможность осуществить превентивные мероприятия и избежать негативного воздействия от предполагаемых факторов» [5, с. 48];

− «управление, при котором руководитель в процессе анализа индикаторов определяет, к чему может привести та или иная его тенденция, и, исходя из этого, принимает решение, которое опередит наступление неблагоприятной ситуации или наоборот предопределит развитие, успех» [2, с. 53].

В своем исследовании мы ориентируемся на выводы Т.И. Шамовой о том, что «…опережающее управление преследует цель, опираясь на достигнутое, определять будущее и на этой основе готовить необходимые ресурсы, которые должны обеспечить дальнейшее развитие. Только при этом условии можно достичь устойчивого развития образовательной системы...» [1].

Опережающее управление обеспечивает своевременный сбор и анализ информации о показателях, характеризующих деятельность школы, внедрение внутриорганизационной системы оценивания качества образования, разработку индикативных показателей оценки качества образовательного процесса, прогнозирование направлений и скорости возможных изменений, возможных причин и последствий этих изменений.

Таким образом, опережающее управление характеризуется возможностью заранее предвидеть, прогнозировать наступление некоторого события и предполагает активную работу руководителя с будущим. А сам процесс построения прогнозов обеспечивает ситуацию так называемой ранней осведомленности как о потенциальных опасностях и рисках, так и о позитивных тенденциях и факторах развития образовательной организации.

Следует заметить, что построение прогнозов развития школы позволяет придерживаться так называемой золотой середины между:

− внедрением собственных уникальных инноваций и введением новшеств, апробированных и зарекомендовавших себя в практике других школ;

− реализацией интуитивных перемен и четким следованием цепочке научно обоснованных технологических действий по обновлению жизнедеятельности школы;

− кардинальным обновлением деятельности школы и сохранением традиционных подходов к решению проблем образовательной практики.

Таким образом, прогнозирование обеспечивает построение уникальной траектории обновления деятельности школы согласно ее запросам и имеющимся ресурсам. Построение прогнозов позволяет установить взаимосвязь между принимаемым сегодня управленческим решением и образом будущего школы за счет оценки потенциального, целевого состояния объекта. Это минимизирует неблагоприятные события, снижает ситуации неопределенности в управлении образовательной организацией уже на этапах оперативного и стратегического планирования [4]. Также вследствие этого формируется готовность субъектов к появлению внешних и внутренних факторов риска, повышающая эффективность управленческих решений и воздействий.

Анализ современных исследований [6, 7, 8] позволил нам выделить пять базовых этапов построения прогнозов развития школы, представленных на рисунке.

missing image file

Базовые этапы построения прогноза развития школы

Результаты исследования и их обсуждение

Опытно-поисковая работа предполагала проведение пилотажного исследования на базе образовательных организаций г. Оренбурга. В исследовании приняло участие 7 школ. Общее количество респондентов составило 72 человека.

Цель пилотажного исследования мы связывали с апробацией заявленных технологических этапов в практике работы школы, а также с получением данных для дальнейшей реализации полномасштабного исследовательского проекта. Основными задачами выступили: уточнение выявленных этапов построения прогноза развития школы; конкретизация содержания деятельности прогнозирующих субъектов на каждом этапе; определение оптимальной формы представления результатов прогнозирования на отдельных этапах и по завершении деятельности в целом.

В каждой образовательной организации была создана рабочая группа по прогнозированию развития школы. Поскольку школа характеризуется наличием вертикальной системы управления [9], мы посчитали возможным включить в коллективный субъект прогнозирования директора, заместителей по учебной и воспитательной работе, социального педагога, психолога, методиста, учителей и классных руководителей. На первом этапе исследования с каждой группой был проведен образовательный семинар, направленный на актуализацию интереса к прогностической деятельности профессионально-педагогической направленности; выявление уровня «деятельностной» ориентации прогнозирующих субъектов; организацию пробных прогностических практик. На втором этапе участникам исследования было предложено построить прогноз развития школы на основе выделенных этапов. В качестве методического обеспечения прогностической деятельности были предложены рекомендации по построению прогноза, включающие технологическую деятельностную карту, памятку по использованию методов прогнозирования, матрицу SWOT-анализа; рефлексивную карту.

Представим логику и этапы прогнозирования на конкретном примере, разработанном в одной из школ.

Первый этап работы был связан с формированием запроса на построение прогноза.

В преддверии 2023 года, объявленного годом педагога и наставника согласно Указу Президента РФ от 27 июня 2022 г. № 401, разработчиками прогноза была зафиксирована необходимость совершенствования и развития деятельности школы по оказанию профессиональной помощи молодым, начинающим педагогам. Было принято решение об обновлении в школе системы работы с молодыми специалистами и педагогами, нуждающимися в наставничестве. Результатом данного этапа стали уточнение проблемного поля прогнозирования, горизонта построения самого прогноза, выявление его значимости для педагогических работников и образовательного учреждения в целом.

Второй этап работы был направлен на моделирование целевой ситуации.

Понимание целевой ситуации как совокупности целевых состояний, достижение которых обеспечит решение заявленной проблемы, позволило субъектам прогнозирования визуализировать ее в виде таблицы 1. Отправной точкой моделирования стало выявление целевой аудитории как потенциальных участников наставнической деятельности, их потребностей и запросов, целей работы с каждой выделенной категорией и ожидаемых результатов.

Третий этап построения прогноза был связан с анализом текущей ситуации и выявлением ресурсов и рисков достижения целевой ситуации.

В качестве ресурсов были определены следующие: наличие квалифицированного педагогического коллектива, стремление педагогов к самообразованию, их желание обмениваться профессиональным опытом, возможность привлечения наставников из партнерских организаций.

Вместе с тем на данном этапе были спрогнозированы возможные риски, связанные с организацией наставнической деятельности, и сформулированы возможные пути их минимизации (табл. 2).

Четвертый этап работы был направлен на определение путей достижения целевой ситуации. Были изучены: основные подходы к организации таких процессов, как «наставничество», «персонификация» и «персонализация», в педагогической деятельности; особенности персонифицированного сопровождения педагогических работников; формы, типы и техники наставничества в школе; организационные условия наставничества в учреждениях образования и т.д.

Особый акцент был сделан на альтернативных формах реализации наставничества: персональное, групповое, коллективно-индивидуальное, коллективно-групповое; прямое (открытое), опосредованное (скрытое); корпоративное, социально-психологическое, квалификационное, комплементарное; эпизодическое, периодическое, систематическое; формальное, неформальное.

Таблица 1

Целевая ситуация совершенствования наставнической деятельности в школе

Целевая аудитория

Потребности

Цель

Ожидаемые результаты

Молодые педагоги

Приобщение к стандартам, нормам, традициям, культуре, правилам общения, существующим в школе

Оказание профессиональной помощи молодым учителям и педагогам

Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе

Конкретизация профессиональных дефицитов, проблемных полей и возможных «точек роста» молодых специалистов

Улучшение показателей профессиональной эффективности молодого учителя

Включение в планирование, организацию, контроль и оценку процесса и результатов профессионального роста

Снижение организационных проблем адаптации в профессиональной деятельности

Педагоги со стажем (потенциальные наставники)

Повышение квалификации в сфере наставничества

Формирование готовности педагогов к наставнической деятельности

Мастер-классы по организации наставнической деятельности

Разработка программ наставничества

Методическое обеспечение взаимодействия наставника и наставляемого

Диссеминация положительного опыта наставничества

Информационный ресурс лучших наставнических практик

Кураторы программы наставничества

Выявление потенциальных наставников

Создание организационно-педагогических условий функционирования системы наставничества

Информационная база наставников, включающая как сотрудников школы, так и представителей партнерских организаций

Организация обучения наставников

Программы обучения

Организация работы с наставляемым

План работы с наставляемыми

Мониторинг эффективности реализации программы наставничества

Программа мониторингового исследования

Таблица 2

Риски и возможные пути их минимизации

Риски

Пути минимизации рисков

Бессистемная реализация наставничества

− разработка и утверждение Положения о наставничестве;

− назначение куратора наставнической деятельности;

− проведение пилотного исследования;

− разработка и реализация программы мониторинга

Спад энтузиазма и интереса наставника и наставляемого

− непосредственное привлечение наставников и молодых педагогов к разработке программ;

− стимулирование наставников и молодых педагогов;

− использование интерактивных форм взаимодействия

Формализованное наставничество

− организация каналов обратной связи;

− анализ объективных показателей деятельности молодых педагогов;

− публичные отчеты наставников

Недостаточная квалификация наставников

− формирование информационных фондов методических материалов по наставнической деятельности;

− использование формы «несколько наставников – один наставляемый»

Неготовность и сопротивление молодых педагогов к принятию помощи

− использование методов взаимообучения, коучинга, тьюторинга;

− объяснительная работа с молодыми педагогами о целях, значимости и потенциале их взаимодействия с наставником

На пятом этапе была проведена оценка полученных альтернатив и принято решение о приоритетном использовании индивидуального (персонального) наставничества. Вместе с тем было предложено при необходимости ситуативно использовать групповое и коллективное наставничество (например, при реализации коллективных инновационных (исследовательских) проектов или при освоении группой учителей новых методик предметного обучения). В реальной практике любые из представленных выше форм могут быть интегрированы.

Таким образом, в результате работы был получен целевой прогноз, описывающий оптимальную целевую ситуацию по обновлению наставнической деятельности школы, альтернативные пути ее достижения и потенциальные риски. Целевой прогноз составил основу перспективной работы образовательной организации.

На заключительном этапе работы нами была организована дискуссия о значимости прогнозирования в развитии школы, по результатам которой были сделаны следующие выводы:

− абсолютное большинство участников исследования охарактеризовали процесс построения прогнозов как сложный, но захватывающий и интересный (100%);

− перспективы использования данной формы работы педагогические работники связали с возможностью формирования образа будущего и его последующей детализации (94,5%);

− в качестве приоритетных форм построения прогнозов участники исследования определили коллективную деятельность, позволяющую обмениваться знаниями и опытом, обсуждать альтернативные варианты решения проблем (77,8);

− по мнению педагогических работников, потенциал прогноза как результата коллективного мыслетворчества заключается в визуализации конкретных направлений развития образовательной системы (100%).

Заключение

Результаты теоретического анализа проблемы показали, что опережающее управление позволяет обратить взгляд в будущее, определить направления грядущих изменений в деятельности школы, перспективы ее развития. Прогнозирование как основа опережающего управления обеспечивает выстраивание стратегии и тактики управления изменениями на вариативной основе. Эмпирическое исследование подтвердило, что технологические этапы построения прогноза могут быть использованы в деятельности школы, поскольку открывают перспективы формирования целевой ситуации как ориентира развития, ее дальнейшей детализации и разработки траекторий движения образовательных субъектов.


Библиографическая ссылка

Султанова Т.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГНОЗА В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 3. – С. 115-119;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39567 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674