Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖЕНИЙ СУБЪЕКТОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Птицына Е.В. 1 Березина Т.И. 2 Федорова Е.Н. 2 Москаленко М.С. 2
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Формирование компетенций в профессии, ценностей и личностных качеств во взаимодействии с нацеленностью педагогического процесса на эффективность подготовки будущего учителя оказывает влияние на динамичность качественного функционирования педагогической системы. Для достижения основных целей и задач педагогического образования – подготовки субъекта деятельности необходимы новые подходы к содержанию, которые актуализируют и инициируют новые формы проявления субъектности будущего учителя. По мнению авторов, одним из таких педагогических подходов является субъектоцентрированный подход, который обеспечивает реализацию современной мировоззренческой позиции о созидающей роли будущего учителя как субъекта образования. В данной статье авторы раскрывают особенности профессиональной подготовки будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода, рассматривают его взаимосвязь с положениями деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. Профессиональное развитие студента происходит через обогащение субъектного опыта в различных видах деятельности на основе взаимосвязи психолого-педагогических, технологических, методических знаний, умений студентов, которые определяют их готовность к педагогической деятельности. По мнению авторов, реализация субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя позволяет изменить позицию студента как субъекта деятельности и наделить его важными характеристиками, которые позволяют ему формировать опыт решения задач в педагогической деятельности и создать условия для построения индивидуально-субъектной траектории профессионального развития. Все эти характеристики позволят создать системообразующие связи, способствующие его самореализации и саморазвитию в самостоятельной педагогической деятельности.
субъектоцентрированный подход
профессиональная подготовка
будущий учитель
деятельностный подход
культурологический подход
аксиологический подход
высшее педагогическое образование
1. Педагогическое наследие В. А. Cластёнина: горизонты будущего: монография / Под редакцией Подымовой Л.С., Лукиновой А.В. М.: Изд-во Московского государственного педагогического университета, 2015. 204 с.
2. Лескова И.А. Субъектоцентрированный подход к построению содержания высшего образования // Научный диалог. 2015. № 12 (48). С. 430-440.
3. Птицына Е.В., Талых А.А. Профессиональная подготовка будущего учителя технологии: культурологический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 125-128.
4. Шевченко Н.Н. Деятельностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя в образовательном процессе университета // Проблемы современного образования. 2021. №5. С. 116-128. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-116-128.
5. Федорова Е.Н. Ценостно-смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 342-345.
6. Салахова Р.И. Гуманистический потенциал культуры в решении социальных и нравственных проблем // Вестник Казанского университета культуры и искусств. 2006. №3. С. 14-18.

В условиях социально-экономических преобразований в России возникает необходимость серьезных изменений в системе образования вообще, и высшем образовании в частности. Современные требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя активизировали процесс оптимизации системы педагогического образования, которое, выступая социокультурным институтом в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии страны, ориентировано, прежде всего, на гуманистические и демократические ценности.

Цель исследования заключается в определении особенностей реализации субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя в вузе. В контексте заявленной проблемы авторы делают акцент на изменение позиции будущего учителя как активного субъекта педагогического процесса.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ научной литературы по рассматриваемой теме; изучение педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование компетенций в профессии, ценностей и личностных качеств во взаимодействии с нацеленностью педагогического процесса на эффективность подготовки будущего учителя оказывает влияние на динамичность качественного функционирования педагогической системы. Виталий Александрович Сластенин пишет: «Вполне очевидно также, что по своему содержанию педагогическое образование должно стать практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией» [1]. Среди актуальных направлений педагогического образования можно выделить:

– поддержку системы непрерывного образования учителя, его психологического сопровождения;

– усиление воспитательной работы;

– совершенствование содержания образования, обеспечивающего готовность будущего учителя к самостоятельной, компетентной и ответственной педагогической деятельности, к самосовершенствованию и самообразованию.

Современные образовательные и воспитательные концепции опираются на общечеловеческие ценности, где главной является Человек, деятельность которого определяется общественными установками и личностными потребностями. Для достижения цели педагогического образования – подготовки субъекта деятельности необходимы новые подходы к содержанию, которые актуализируют и инициируют новые формы проявления субъектности будущего учителя. При этом субъект-субъектные отношения модернизируются в сторону формирования целостной личности. Одним из таких концептуальных педагогических подходов, обеспечивающих реализацию современной мировоззренческой позиции о созидающей роли будущего учителя как субъекта образования, является субъектоцентрированный подход.

И.А. Лескова описывает его принципы: «субъекта как системообразующего фактора; признания субъекта как источника активности, проявляющейся в разнообразных формах; психолого-педагогического обеспечения включения субъектного опыта как важного компонента когнитивной деятельности; холизма, ориентирующего на целостное изучение и свободу выбора содержания образования; удовлетворения познавательных потребностей обучающихся; обеспечения коммуникативной активности субъектов» [2].

При этом профессиональная подготовка будущего учителя отличается многоплановостью, это обусловлено многоаспектностью содержательных линий работы в образовательных организациях: познавательно-коммуникативного, социально-личностного, художественно-эстетического развития подрастающего поколения, «в условиях педагогического процесса важным является передача опыта, воспитание культуры, создание условий для личностного развития» [3]. Студент – будущий учитель должен быть субъектом созидающей деятельности (творящий, добывающий креативные знания и интегрирующий их в свою педагогическую деятельность).

Важным компонентом готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности является наличие знаний и компетенций, методов и технологий на каждом этапе ее реализации. В структуре профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности выделяют:

– эмоционально-волевой компонент (наличие положительных эмоций к профессиональной деятельности, вера в свои силы, способность ставить и решать поставленные задачи);

– ценностно-мотивационный компонент (интерес, ценностные ориентации, смыслы, отношение к деятельности, настрой на достижение успешности в профессии);

– деятельностный компонент (способности к определению целей, задач и этапов деятельности, использование средств и технологий на основе личных возможностей и ресурсов);

– оценочный компонент (оценка и самооценка результатов, способности вносить коррективы и устранять недостатки).

Важным вектором профессионального становления будущего учителя должно стать формирование компетенций, компетентностей и метапрофессиональных и личностных качеств, развитие ценностно-смысловых ориентаций [3] и педагогических ценностей. На наш взгляд, субъектоцентрированный подход расширяет границы и усиливает содержательную сторону деятельностного, культурологического и аксиологического подходов профессиональной подготовки будущего учителя в культурно-образовательной среде вуза. Рассмотрим их подробнее.

Так, профессиональное развитие студента происходит через обогащение субъектного опыта в различных видах деятельности на основе взаимосвязи психолого-педагогических, технологических, методических знаний, умений студентов, которые определяют их готовность к педагогической деятельности. Деятельностный подход изменяет содержание взаимодействия преподавателя и студента, а процесс обучения выступает как совместная деятельность, сотрудничество, при котором формируется ценностное отношение к педагогической деятельности, создаются и вырабатываются механизмы решения поставленных целей и задач в процессе совместного поиска.

Включение будущего учителя в разнообразные виды деятельности создает условия для их саморазвития, профессиональной подготовки и творчества. Таким образом, профессиональная направленность активности личности заключается в реализации субъектом своих интересов, в практическом участии будущего учителя в педагогической деятельности [4]. Профессионально-педагогическая активность – определенная позиция субъекта, в которой выражается ее отношение к воспитанникам и деятельности, при этом мера активности зависит от степени заинтересованности личности в разрешении профессиональных проблем.

В свою очередь, субъектоцентрированный подход расширяет границы аксиологического подхода, который «представляет собой ориентацию на культурные ценности, в соответствии с которыми происходит отбор содержания и использование инструментария его реализации» [5]. В процессе ценностно-ориентационной деятельности необходимо уделять внимание выявлению основополагающих ценностей, определению субъективных ценностных ориентиров, обоснованию необходимости и важности ценностных категорий. Профессиональная подготовка субъекта – будущего учителя выстраивается на основе приоритетов общечеловеческих и культурных ценностей; максимального раскрытия его личностного потенциала на основе взаимопомощи и поддержки; учета их потенциальных возможностей и мотивации.

Культурологический подход является методологическим основанием для реализации культурно-творческих функций современного образования в направлении формирования педагогической культуры педагога, его личностного открытия в культуре и созидательном творчестве. С позиции культурологического подхода образовательный процесс предстает как особая сфера содействия ее культурному развитию и саморазвитию. Формирование чувства сопричастности к российской идентичности, традициям и культуре необходимо начинать с воспитания подрастающего поколения в рамках школьного образования, используя современные средства и методы, с пониманием запросов сегодняшнего мира. Следовательно, культурологический подход расширяет культурные основы содержания педагогического образования, создает условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде: культуры жизненного самоопределения, творческой индивидуальности.

В контексте профессиональной подготовки «деятельного» субъекта в вузе происходит «ориентация на готовность к практической деятельности при возможном расширении выбора путей и сфер деятельности» [6]. Задача преподавателя высшей школы состоит в создании культурно-образовательной среды для профессионального становления и развития будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода. Следовательно, преподавателю необходимо рассматривать преподаваемую дисциплину из более широкого пространства культуры: история открытий, жизненный путь творцов, особенности отношений этой науки со смежными дисциплинами на разных этапах исторического развития.

В этом контексте важно обеспечивать целостное междисциплинарное содержание и комплексное учебно-методическое сопровождение. В основе содержания психолого-педагогических дисциплин лежит базовая часть, содержание которой обусловлено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование». Психолого-педагогические и специальные дисциплины представляют собой единый комплекс, который изучается студентами по программам бакалавриата и магистратуры. Они раскрывают вопросы:

– планирования и организации образовательного процесса с обучающимися разного возраста;

– постановки актуальных проблем современного педагогического знания и поиска путей их решения через анализ практического опыта педагогов;

– анализа теоретических и научно-исследовательских трудов;

– изучения истории развития системы образования и его теоретических основ в контексте развития российской системы обучения и воспитания.

В основе данных процессов лежат способности будущего учителя работать с информацией, получаемой из различных источников, путем ее верификации, а также конструировать объективные знания о педагогической деятельности. Использование гаджетов подготовило ситуацию, способную формировать новые способы получения знаний и их презентацию. К сожалению, студенты стремятся к получению быстрой и легкой информации, не требующей глубокого анализа учебной проблемы. Интернет становится главным и единственным помощником, а «добытая» информация не коррелирует с традиционным понятием «знание».

Виртуальное взаимодействие субъекта и объекта изменило традиционные ценностные ориентиры, в частности интеллектуальная деятельность субъекта сузилась до поиска информации, и практически полностью закрыло диалоговое окно с самим собой (аналитику, основанную на выявлении причинно-следственных связей, умение рассуждать, аргументировать, находить сильные и слабые стороны той или иной научной разработки). В контексте исследуемой проблемы важно научить будущего учителя критическому анализу информации с целью определения актуальности, достоверности, полноты; интегрировать осмысленное знание и практические виды деятельности; овладевать методами и приемами профессиональных действий на основе полученных знаний.

Реализация субъектоцентрированного подхода позволяет систематично подойти к проблеме формирования навыков самостоятельной учебной рефлексии субъекта – будущего учителя. В процессе рефлексии будущий учитель проявляет умения оперировать способами анализа, оценки, самоконтроля и приемами коррекции когнитивной и эмоционально-волевой сферы. При этом важным фактором является организация мотивированной творческой деятельности. Эффективный мотивационный фон складывается при условии установления коммуникативных связей участников образовательного процесса, стимулирования практических действий будущего учителя в их собственной познавательной деятельности. В таком случае конструктивным инструментом является диалог, позволяющий студентам демонстрировать результаты обучения и оценивать их самостоятельно. Будущий учитель, находясь в культурно-образовательной среде, богатой плодотворными возможностями, совершает наиболее значимый для нее выбор.

В рефлексии проявляется личностное начало будущего учителя: его личностные качества, профессиональные ценностно-смысловые установки, модели поведения. Для успешного освоения теоретических дисциплин, в том числе психолого-педагогической направленности, необходим высокий уровень общего интеллектуального развития (восприятия, представлений, познавательных интересов), который характеризуется широким кругом логических операций. Посредством развитой рефлексии будущий учитель становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности.

Важной частью реализации субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя является педагогическая практика, на которой студенты используют опыт, полученный в результате учебной и внеучебной деятельности. В этом аспекте важно решить следующие задачи: обобщение педагогического опыта по обучению и воспитанию школьников; изучение их интереса к занятиям; планирование и организация различных форм учебной и внеучебной деятельности со школьниками; осуществление оценки достижений школьников, а также самооценки результатов собственной деятельности.

Таким образом, в контексте реализации субъектоцентрированного подхода важно выстраивать образовательный процесс вуза на основе следующих факторов:

– моделирование субъектами образовательной деятельности и образовательных потребностей на основе актуализации педагогического образования и его адаптации к изменениям развития общества на современном этапе;

– ориентация на будущего учителя как главного субъекта деятельности;

– обучение и воспитание будущего учителя как субъекта деятельного, продуктирующего коммуникативные связи в профессиональной среде;

– обеспечение целостного содержания образования на основе межпредметных связей и комплексного учебно-методического сопровождения с опорой на особенности, интересы, индивидуально-личностные ценностные ориентиры будущего учителя в профессионально-педагогической деятельности;

– принцип творческой активности будущего учителя, который должен быть готов конструировать собственное знание, формировать личный опыт педагогической деятельности.

Заключение

Реализация субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя позволяет наделить студента, как субъекта деятельности, важными характеристиками: от проявления его субъектного опыта при решении познавательных задач в педагогической деятельности до построения его индивидуально-субъектного опыта и индивидуально-субъектной траектории профессионального развития, которые в дальнейшем создадут системообразующие связи, способствующие его самореализации и саморазвитию в самостоятельной педагогической деятельности.


Библиографическая ссылка

Птицына Е.В., Березина Т.И., Федорова Е.Н., Москаленко М.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖЕНИЙ СУБЪЕКТОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. – С. 146-150;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39512 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674