Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER BASED ON THE PROVISIONS OF THE SUBJECT-CENTERED APPROACH

Ptitsyna E.V. 1 Berezina T.I. 2 Fedorova E.N. 2 Moskalenko M.S. 2
1 Petrozavodsk State University
2 Moscow Pedagogical State University
The formation of competencies in the profession, values and personal qualities in interaction with the focus of the pedagogical process on the effectiveness of the training of future teachers have an impact on the dynamism of the qualitative functioning of the pedagogical system. In order to achieve the main goals and objectives of pedagogical education – the preparation of the subject of activity, new approaches to the content are needed, which actualize and initiate new forms of manifestation of the subjectivity of the future teacher. According to the authors, one of such pedagogical approaches is the subject-centered approach, which ensures the implementation of the modern worldview position on the creative role of the future teacher as a subject of education. In this article, the authors reveal the features of the future teacher’s professional training based on the provisions of the subject-centered approach, consider its relationship with the provisions of the activity, axiological and cultural approaches. The professional development of a student takes place through the enrichment of subjective experience in various types of activities based on the interrelation of psychological and pedagogical, technological, methodological knowledge, skills of students, which determine their readiness for pedagogical activity. According to the authors, the implementation of a subject-centered approach in the professional training of a future teacher allows changing the position of a student as a subject of activity and endowing him with important characteristics that allow him to form an experience of solving problems in pedagogical activity and create conditions for building an individual-subject trajectory of professional development. All these characteristics will allow creating system-forming connections that contribute to his self-realization and self-development in independent pedagogical activity.
subject-centered approach
professional training
future teacher
activity approach
cultural approach
axiological approach
higher pedagogical education

В условиях социально-экономических преобразований в России возникает необходимость серьезных изменений в системе образования вообще, и высшем образовании в частности. Современные требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя активизировали процесс оптимизации системы педагогического образования, которое, выступая социокультурным институтом в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии страны, ориентировано, прежде всего, на гуманистические и демократические ценности.

Цель исследования заключается в определении особенностей реализации субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя в вузе. В контексте заявленной проблемы авторы делают акцент на изменение позиции будущего учителя как активного субъекта педагогического процесса.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ научной литературы по рассматриваемой теме; изучение педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование компетенций в профессии, ценностей и личностных качеств во взаимодействии с нацеленностью педагогического процесса на эффективность подготовки будущего учителя оказывает влияние на динамичность качественного функционирования педагогической системы. Виталий Александрович Сластенин пишет: «Вполне очевидно также, что по своему содержанию педагогическое образование должно стать практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией» [1]. Среди актуальных направлений педагогического образования можно выделить:

– поддержку системы непрерывного образования учителя, его психологического сопровождения;

– усиление воспитательной работы;

– совершенствование содержания образования, обеспечивающего готовность будущего учителя к самостоятельной, компетентной и ответственной педагогической деятельности, к самосовершенствованию и самообразованию.

Современные образовательные и воспитательные концепции опираются на общечеловеческие ценности, где главной является Человек, деятельность которого определяется общественными установками и личностными потребностями. Для достижения цели педагогического образования – подготовки субъекта деятельности необходимы новые подходы к содержанию, которые актуализируют и инициируют новые формы проявления субъектности будущего учителя. При этом субъект-субъектные отношения модернизируются в сторону формирования целостной личности. Одним из таких концептуальных педагогических подходов, обеспечивающих реализацию современной мировоззренческой позиции о созидающей роли будущего учителя как субъекта образования, является субъектоцентрированный подход.

И.А. Лескова описывает его принципы: «субъекта как системообразующего фактора; признания субъекта как источника активности, проявляющейся в разнообразных формах; психолого-педагогического обеспечения включения субъектного опыта как важного компонента когнитивной деятельности; холизма, ориентирующего на целостное изучение и свободу выбора содержания образования; удовлетворения познавательных потребностей обучающихся; обеспечения коммуникативной активности субъектов» [2].

При этом профессиональная подготовка будущего учителя отличается многоплановостью, это обусловлено многоаспектностью содержательных линий работы в образовательных организациях: познавательно-коммуникативного, социально-личностного, художественно-эстетического развития подрастающего поколения, «в условиях педагогического процесса важным является передача опыта, воспитание культуры, создание условий для личностного развития» [3]. Студент – будущий учитель должен быть субъектом созидающей деятельности (творящий, добывающий креативные знания и интегрирующий их в свою педагогическую деятельность).

Важным компонентом готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности является наличие знаний и компетенций, методов и технологий на каждом этапе ее реализации. В структуре профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности выделяют:

– эмоционально-волевой компонент (наличие положительных эмоций к профессиональной деятельности, вера в свои силы, способность ставить и решать поставленные задачи);

– ценностно-мотивационный компонент (интерес, ценностные ориентации, смыслы, отношение к деятельности, настрой на достижение успешности в профессии);

– деятельностный компонент (способности к определению целей, задач и этапов деятельности, использование средств и технологий на основе личных возможностей и ресурсов);

– оценочный компонент (оценка и самооценка результатов, способности вносить коррективы и устранять недостатки).

Важным вектором профессионального становления будущего учителя должно стать формирование компетенций, компетентностей и метапрофессиональных и личностных качеств, развитие ценностно-смысловых ориентаций [3] и педагогических ценностей. На наш взгляд, субъектоцентрированный подход расширяет границы и усиливает содержательную сторону деятельностного, культурологического и аксиологического подходов профессиональной подготовки будущего учителя в культурно-образовательной среде вуза. Рассмотрим их подробнее.

Так, профессиональное развитие студента происходит через обогащение субъектного опыта в различных видах деятельности на основе взаимосвязи психолого-педагогических, технологических, методических знаний, умений студентов, которые определяют их готовность к педагогической деятельности. Деятельностный подход изменяет содержание взаимодействия преподавателя и студента, а процесс обучения выступает как совместная деятельность, сотрудничество, при котором формируется ценностное отношение к педагогической деятельности, создаются и вырабатываются механизмы решения поставленных целей и задач в процессе совместного поиска.

Включение будущего учителя в разнообразные виды деятельности создает условия для их саморазвития, профессиональной подготовки и творчества. Таким образом, профессиональная направленность активности личности заключается в реализации субъектом своих интересов, в практическом участии будущего учителя в педагогической деятельности [4]. Профессионально-педагогическая активность – определенная позиция субъекта, в которой выражается ее отношение к воспитанникам и деятельности, при этом мера активности зависит от степени заинтересованности личности в разрешении профессиональных проблем.

В свою очередь, субъектоцентрированный подход расширяет границы аксиологического подхода, который «представляет собой ориентацию на культурные ценности, в соответствии с которыми происходит отбор содержания и использование инструментария его реализации» [5]. В процессе ценностно-ориентационной деятельности необходимо уделять внимание выявлению основополагающих ценностей, определению субъективных ценностных ориентиров, обоснованию необходимости и важности ценностных категорий. Профессиональная подготовка субъекта – будущего учителя выстраивается на основе приоритетов общечеловеческих и культурных ценностей; максимального раскрытия его личностного потенциала на основе взаимопомощи и поддержки; учета их потенциальных возможностей и мотивации.

Культурологический подход является методологическим основанием для реализации культурно-творческих функций современного образования в направлении формирования педагогической культуры педагога, его личностного открытия в культуре и созидательном творчестве. С позиции культурологического подхода образовательный процесс предстает как особая сфера содействия ее культурному развитию и саморазвитию. Формирование чувства сопричастности к российской идентичности, традициям и культуре необходимо начинать с воспитания подрастающего поколения в рамках школьного образования, используя современные средства и методы, с пониманием запросов сегодняшнего мира. Следовательно, культурологический подход расширяет культурные основы содержания педагогического образования, создает условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде: культуры жизненного самоопределения, творческой индивидуальности.

В контексте профессиональной подготовки «деятельного» субъекта в вузе происходит «ориентация на готовность к практической деятельности при возможном расширении выбора путей и сфер деятельности» [6]. Задача преподавателя высшей школы состоит в создании культурно-образовательной среды для профессионального становления и развития будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода. Следовательно, преподавателю необходимо рассматривать преподаваемую дисциплину из более широкого пространства культуры: история открытий, жизненный путь творцов, особенности отношений этой науки со смежными дисциплинами на разных этапах исторического развития.

В этом контексте важно обеспечивать целостное междисциплинарное содержание и комплексное учебно-методическое сопровождение. В основе содержания психолого-педагогических дисциплин лежит базовая часть, содержание которой обусловлено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование». Психолого-педагогические и специальные дисциплины представляют собой единый комплекс, который изучается студентами по программам бакалавриата и магистратуры. Они раскрывают вопросы:

– планирования и организации образовательного процесса с обучающимися разного возраста;

– постановки актуальных проблем современного педагогического знания и поиска путей их решения через анализ практического опыта педагогов;

– анализа теоретических и научно-исследовательских трудов;

– изучения истории развития системы образования и его теоретических основ в контексте развития российской системы обучения и воспитания.

В основе данных процессов лежат способности будущего учителя работать с информацией, получаемой из различных источников, путем ее верификации, а также конструировать объективные знания о педагогической деятельности. Использование гаджетов подготовило ситуацию, способную формировать новые способы получения знаний и их презентацию. К сожалению, студенты стремятся к получению быстрой и легкой информации, не требующей глубокого анализа учебной проблемы. Интернет становится главным и единственным помощником, а «добытая» информация не коррелирует с традиционным понятием «знание».

Виртуальное взаимодействие субъекта и объекта изменило традиционные ценностные ориентиры, в частности интеллектуальная деятельность субъекта сузилась до поиска информации, и практически полностью закрыло диалоговое окно с самим собой (аналитику, основанную на выявлении причинно-следственных связей, умение рассуждать, аргументировать, находить сильные и слабые стороны той или иной научной разработки). В контексте исследуемой проблемы важно научить будущего учителя критическому анализу информации с целью определения актуальности, достоверности, полноты; интегрировать осмысленное знание и практические виды деятельности; овладевать методами и приемами профессиональных действий на основе полученных знаний.

Реализация субъектоцентрированного подхода позволяет систематично подойти к проблеме формирования навыков самостоятельной учебной рефлексии субъекта – будущего учителя. В процессе рефлексии будущий учитель проявляет умения оперировать способами анализа, оценки, самоконтроля и приемами коррекции когнитивной и эмоционально-волевой сферы. При этом важным фактором является организация мотивированной творческой деятельности. Эффективный мотивационный фон складывается при условии установления коммуникативных связей участников образовательного процесса, стимулирования практических действий будущего учителя в их собственной познавательной деятельности. В таком случае конструктивным инструментом является диалог, позволяющий студентам демонстрировать результаты обучения и оценивать их самостоятельно. Будущий учитель, находясь в культурно-образовательной среде, богатой плодотворными возможностями, совершает наиболее значимый для нее выбор.

В рефлексии проявляется личностное начало будущего учителя: его личностные качества, профессиональные ценностно-смысловые установки, модели поведения. Для успешного освоения теоретических дисциплин, в том числе психолого-педагогической направленности, необходим высокий уровень общего интеллектуального развития (восприятия, представлений, познавательных интересов), который характеризуется широким кругом логических операций. Посредством развитой рефлексии будущий учитель становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности.

Важной частью реализации субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя является педагогическая практика, на которой студенты используют опыт, полученный в результате учебной и внеучебной деятельности. В этом аспекте важно решить следующие задачи: обобщение педагогического опыта по обучению и воспитанию школьников; изучение их интереса к занятиям; планирование и организация различных форм учебной и внеучебной деятельности со школьниками; осуществление оценки достижений школьников, а также самооценки результатов собственной деятельности.

Таким образом, в контексте реализации субъектоцентрированного подхода важно выстраивать образовательный процесс вуза на основе следующих факторов:

– моделирование субъектами образовательной деятельности и образовательных потребностей на основе актуализации педагогического образования и его адаптации к изменениям развития общества на современном этапе;

– ориентация на будущего учителя как главного субъекта деятельности;

– обучение и воспитание будущего учителя как субъекта деятельного, продуктирующего коммуникативные связи в профессиональной среде;

– обеспечение целостного содержания образования на основе межпредметных связей и комплексного учебно-методического сопровождения с опорой на особенности, интересы, индивидуально-личностные ценностные ориентиры будущего учителя в профессионально-педагогической деятельности;

– принцип творческой активности будущего учителя, который должен быть готов конструировать собственное знание, формировать личный опыт педагогической деятельности.

Заключение

Реализация субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя позволяет наделить студента, как субъекта деятельности, важными характеристиками: от проявления его субъектного опыта при решении познавательных задач в педагогической деятельности до построения его индивидуально-субъектного опыта и индивидуально-субъектной траектории профессионального развития, которые в дальнейшем создадут системообразующие связи, способствующие его самореализации и саморазвитию в самостоятельной педагогической деятельности.