В условиях социально-экономических преобразований в России возникает необходимость серьезных изменений в системе образования вообще, и высшем образовании в частности. Современные требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя активизировали процесс оптимизации системы педагогического образования, которое, выступая социокультурным институтом в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии страны, ориентировано, прежде всего, на гуманистические и демократические ценности.
Цель исследования заключается в определении особенностей реализации субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя в вузе. В контексте заявленной проблемы авторы делают акцент на изменение позиции будущего учителя как активного субъекта педагогического процесса.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ научной литературы по рассматриваемой теме; изучение педагогического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
Формирование компетенций в профессии, ценностей и личностных качеств во взаимодействии с нацеленностью педагогического процесса на эффективность подготовки будущего учителя оказывает влияние на динамичность качественного функционирования педагогической системы. Виталий Александрович Сластенин пишет: «Вполне очевидно также, что по своему содержанию педагогическое образование должно стать практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией» [1]. Среди актуальных направлений педагогического образования можно выделить:
– поддержку системы непрерывного образования учителя, его психологического сопровождения;
– усиление воспитательной работы;
– совершенствование содержания образования, обеспечивающего готовность будущего учителя к самостоятельной, компетентной и ответственной педагогической деятельности, к самосовершенствованию и самообразованию.
Современные образовательные и воспитательные концепции опираются на общечеловеческие ценности, где главной является Человек, деятельность которого определяется общественными установками и личностными потребностями. Для достижения цели педагогического образования – подготовки субъекта деятельности необходимы новые подходы к содержанию, которые актуализируют и инициируют новые формы проявления субъектности будущего учителя. При этом субъект-субъектные отношения модернизируются в сторону формирования целостной личности. Одним из таких концептуальных педагогических подходов, обеспечивающих реализацию современной мировоззренческой позиции о созидающей роли будущего учителя как субъекта образования, является субъектоцентрированный подход.
И.А. Лескова описывает его принципы: «субъекта как системообразующего фактора; признания субъекта как источника активности, проявляющейся в разнообразных формах; психолого-педагогического обеспечения включения субъектного опыта как важного компонента когнитивной деятельности; холизма, ориентирующего на целостное изучение и свободу выбора содержания образования; удовлетворения познавательных потребностей обучающихся; обеспечения коммуникативной активности субъектов» [2].
При этом профессиональная подготовка будущего учителя отличается многоплановостью, это обусловлено многоаспектностью содержательных линий работы в образовательных организациях: познавательно-коммуникативного, социально-личностного, художественно-эстетического развития подрастающего поколения, «в условиях педагогического процесса важным является передача опыта, воспитание культуры, создание условий для личностного развития» [3]. Студент – будущий учитель должен быть субъектом созидающей деятельности (творящий, добывающий креативные знания и интегрирующий их в свою педагогическую деятельность).
Важным компонентом готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности является наличие знаний и компетенций, методов и технологий на каждом этапе ее реализации. В структуре профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности выделяют:
– эмоционально-волевой компонент (наличие положительных эмоций к профессиональной деятельности, вера в свои силы, способность ставить и решать поставленные задачи);
– ценностно-мотивационный компонент (интерес, ценностные ориентации, смыслы, отношение к деятельности, настрой на достижение успешности в профессии);
– деятельностный компонент (способности к определению целей, задач и этапов деятельности, использование средств и технологий на основе личных возможностей и ресурсов);
– оценочный компонент (оценка и самооценка результатов, способности вносить коррективы и устранять недостатки).
Важным вектором профессионального становления будущего учителя должно стать формирование компетенций, компетентностей и метапрофессиональных и личностных качеств, развитие ценностно-смысловых ориентаций [3] и педагогических ценностей. На наш взгляд, субъектоцентрированный подход расширяет границы и усиливает содержательную сторону деятельностного, культурологического и аксиологического подходов профессиональной подготовки будущего учителя в культурно-образовательной среде вуза. Рассмотрим их подробнее.
Так, профессиональное развитие студента происходит через обогащение субъектного опыта в различных видах деятельности на основе взаимосвязи психолого-педагогических, технологических, методических знаний, умений студентов, которые определяют их готовность к педагогической деятельности. Деятельностный подход изменяет содержание взаимодействия преподавателя и студента, а процесс обучения выступает как совместная деятельность, сотрудничество, при котором формируется ценностное отношение к педагогической деятельности, создаются и вырабатываются механизмы решения поставленных целей и задач в процессе совместного поиска.
Включение будущего учителя в разнообразные виды деятельности создает условия для их саморазвития, профессиональной подготовки и творчества. Таким образом, профессиональная направленность активности личности заключается в реализации субъектом своих интересов, в практическом участии будущего учителя в педагогической деятельности [4]. Профессионально-педагогическая активность – определенная позиция субъекта, в которой выражается ее отношение к воспитанникам и деятельности, при этом мера активности зависит от степени заинтересованности личности в разрешении профессиональных проблем.
В свою очередь, субъектоцентрированный подход расширяет границы аксиологического подхода, который «представляет собой ориентацию на культурные ценности, в соответствии с которыми происходит отбор содержания и использование инструментария его реализации» [5]. В процессе ценностно-ориентационной деятельности необходимо уделять внимание выявлению основополагающих ценностей, определению субъективных ценностных ориентиров, обоснованию необходимости и важности ценностных категорий. Профессиональная подготовка субъекта – будущего учителя выстраивается на основе приоритетов общечеловеческих и культурных ценностей; максимального раскрытия его личностного потенциала на основе взаимопомощи и поддержки; учета их потенциальных возможностей и мотивации.
Культурологический подход является методологическим основанием для реализации культурно-творческих функций современного образования в направлении формирования педагогической культуры педагога, его личностного открытия в культуре и созидательном творчестве. С позиции культурологического подхода образовательный процесс предстает как особая сфера содействия ее культурному развитию и саморазвитию. Формирование чувства сопричастности к российской идентичности, традициям и культуре необходимо начинать с воспитания подрастающего поколения в рамках школьного образования, используя современные средства и методы, с пониманием запросов сегодняшнего мира. Следовательно, культурологический подход расширяет культурные основы содержания педагогического образования, создает условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде: культуры жизненного самоопределения, творческой индивидуальности.
В контексте профессиональной подготовки «деятельного» субъекта в вузе происходит «ориентация на готовность к практической деятельности при возможном расширении выбора путей и сфер деятельности» [6]. Задача преподавателя высшей школы состоит в создании культурно-образовательной среды для профессионального становления и развития будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода. Следовательно, преподавателю необходимо рассматривать преподаваемую дисциплину из более широкого пространства культуры: история открытий, жизненный путь творцов, особенности отношений этой науки со смежными дисциплинами на разных этапах исторического развития.
В этом контексте важно обеспечивать целостное междисциплинарное содержание и комплексное учебно-методическое сопровождение. В основе содержания психолого-педагогических дисциплин лежит базовая часть, содержание которой обусловлено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование». Психолого-педагогические и специальные дисциплины представляют собой единый комплекс, который изучается студентами по программам бакалавриата и магистратуры. Они раскрывают вопросы:
– планирования и организации образовательного процесса с обучающимися разного возраста;
– постановки актуальных проблем современного педагогического знания и поиска путей их решения через анализ практического опыта педагогов;
– анализа теоретических и научно-исследовательских трудов;
– изучения истории развития системы образования и его теоретических основ в контексте развития российской системы обучения и воспитания.
В основе данных процессов лежат способности будущего учителя работать с информацией, получаемой из различных источников, путем ее верификации, а также конструировать объективные знания о педагогической деятельности. Использование гаджетов подготовило ситуацию, способную формировать новые способы получения знаний и их презентацию. К сожалению, студенты стремятся к получению быстрой и легкой информации, не требующей глубокого анализа учебной проблемы. Интернет становится главным и единственным помощником, а «добытая» информация не коррелирует с традиционным понятием «знание».
Виртуальное взаимодействие субъекта и объекта изменило традиционные ценностные ориентиры, в частности интеллектуальная деятельность субъекта сузилась до поиска информации, и практически полностью закрыло диалоговое окно с самим собой (аналитику, основанную на выявлении причинно-следственных связей, умение рассуждать, аргументировать, находить сильные и слабые стороны той или иной научной разработки). В контексте исследуемой проблемы важно научить будущего учителя критическому анализу информации с целью определения актуальности, достоверности, полноты; интегрировать осмысленное знание и практические виды деятельности; овладевать методами и приемами профессиональных действий на основе полученных знаний.
Реализация субъектоцентрированного подхода позволяет систематично подойти к проблеме формирования навыков самостоятельной учебной рефлексии субъекта – будущего учителя. В процессе рефлексии будущий учитель проявляет умения оперировать способами анализа, оценки, самоконтроля и приемами коррекции когнитивной и эмоционально-волевой сферы. При этом важным фактором является организация мотивированной творческой деятельности. Эффективный мотивационный фон складывается при условии установления коммуникативных связей участников образовательного процесса, стимулирования практических действий будущего учителя в их собственной познавательной деятельности. В таком случае конструктивным инструментом является диалог, позволяющий студентам демонстрировать результаты обучения и оценивать их самостоятельно. Будущий учитель, находясь в культурно-образовательной среде, богатой плодотворными возможностями, совершает наиболее значимый для нее выбор.
В рефлексии проявляется личностное начало будущего учителя: его личностные качества, профессиональные ценностно-смысловые установки, модели поведения. Для успешного освоения теоретических дисциплин, в том числе психолого-педагогической направленности, необходим высокий уровень общего интеллектуального развития (восприятия, представлений, познавательных интересов), который характеризуется широким кругом логических операций. Посредством развитой рефлексии будущий учитель становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности.
Важной частью реализации субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя является педагогическая практика, на которой студенты используют опыт, полученный в результате учебной и внеучебной деятельности. В этом аспекте важно решить следующие задачи: обобщение педагогического опыта по обучению и воспитанию школьников; изучение их интереса к занятиям; планирование и организация различных форм учебной и внеучебной деятельности со школьниками; осуществление оценки достижений школьников, а также самооценки результатов собственной деятельности.
Таким образом, в контексте реализации субъектоцентрированного подхода важно выстраивать образовательный процесс вуза на основе следующих факторов:
– моделирование субъектами образовательной деятельности и образовательных потребностей на основе актуализации педагогического образования и его адаптации к изменениям развития общества на современном этапе;
– ориентация на будущего учителя как главного субъекта деятельности;
– обучение и воспитание будущего учителя как субъекта деятельного, продуктирующего коммуникативные связи в профессиональной среде;
– обеспечение целостного содержания образования на основе межпредметных связей и комплексного учебно-методического сопровождения с опорой на особенности, интересы, индивидуально-личностные ценностные ориентиры будущего учителя в профессионально-педагогической деятельности;
– принцип творческой активности будущего учителя, который должен быть готов конструировать собственное знание, формировать личный опыт педагогической деятельности.
Заключение
Реализация субъектоцентрированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя позволяет наделить студента, как субъекта деятельности, важными характеристиками: от проявления его субъектного опыта при решении познавательных задач в педагогической деятельности до построения его индивидуально-субъектного опыта и индивидуально-субъектной траектории профессионального развития, которые в дальнейшем создадут системообразующие связи, способствующие его самореализации и саморазвитию в самостоятельной педагогической деятельности.