Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО РЯДА ОБЪЕКТОВ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Васина О.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Рассмотрена логика конструирования ценностного ряда объектов опыта эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО), который автор предлагает рассматривать как: а) единство ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира и эмоционального опыта; б) компонент социального опыта, в соответствии с культурологической теорией отбора содержания образования. Указано, что грамотно сконструированный опыт ЭЦО в рамках образовательного процесса высшей школы позволит минимизировать опасность негативного обогащения опыта ЭЦО студентов новыми смыслами, ценностями, идеями. Конструировать ценностный ряд объектов опыта ЭЦО предлагается с позиций объединения теоретических положений гуманистического подхода и теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева, с учетом смещения акцентов с индивидуальных интересов и потребностей обучающихся на формирование взаимоотношений человека с природой и миром. Обоснована логика конструирования ценностного ряда объектов опыта ЭЦО от ценности природы («универсальной» ценности) к осознанию ценности жизни человека («абсолютной» ценности) и к ценности общества («общественно значимой» ценности). Охарактеризованы ценности конструируемой логической цепочки: «Природа – Сам человек – Здоровье – Труд /Профессия/ – Другие люди – Родной край – Отечество – Мир в целом». Такая конструкция ценностного ряда объектов опыта ЭЦО неизбежно приводит к признанию значимости интересов природы, самого человека и окружающих людей и полностью охватывает традиционные ценности России.
профессиональное образование
опыт эмоционально-ценностного отношения
традиционные ценности
культурологический подход
гуманистический подход
теория универсального эволюционизма
1. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/04/ (дата обращения: 12.11.2022).
2. Васина О.Н., Пономарёва О.Н. Конструирование содержания образования по ведущему компоненту социального опыта // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. URL: https:science-education.ru/ru/article/view?id=32027 (дата обращения: 29.12.2022).
3. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
4. Глазачев С.Н. Принципы гуманизации и экологизации в современном образовании // Вестник экологического образования в России. 2011. № 3. С. 11–13.
5. Пономарева Е.Ю. Психологические аспекты субъект-субъектного педагогического взаимодействия // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 299-301.
6. Васина О.Н. Методология исследования проблемы преобразования опыта эмоционально-ценностного отношения в профессиональном образовании // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3(60). С. 297-301. DOI 10.25683/VOLBI.2022.60.307.
7. Степанов С.А. В.И. Вернадский и Н.Н. Моисеев: теория универсального эволюционизма // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2013. № 2-3(21-23). С. 141-151.
8. Трансформация социокультурных ценностей населения: социологический анализ: коллективная монография / под ред. И.В. Шиндряевой. Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2019. 140 с.
9. Розов Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание. Новосибирск: изд-во ИФиПр СО РАН, 1994. 32 с.
10. Васина О.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы через традиции народной экологии: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01: Пенза, 2004. 196 с.
11. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 18.12.2022).
12. Салахова Р.И. Актуализация формирования у молодежи ценностного отношения к Родине // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 208-214.
13. Бражникова А.Н. Отношение к другим людям как показатедь нравственности современных студентов // Вестник МГЭИ. 2021. № 2. С. 145-158. DOI 10.37691/2619-0265-2021-0-2-145-158.
14. Цаплюк А.И., Ахмедкадиев Т.М., Пономарёва О.Н., Васина О.Н. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к отечеству: из опыта работы // Драгомировские образовательные чтения: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции / Отв. редактор И.И. Грачёв. Пенза, 2020. С. 176-183.

Вопросы, связанные с человеческими ценностями, сегодня отнесены к числу приоритетных для педагогической науки. В соответствии с действующими ФГОС ВО с 2021 года реализуется программа воспитания в образовательной организации высшего образования, концептуально-ценностные основания и принципы которой учитывают роль ценностей, проявляющихся в «мировоззрении через систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует нормативно-регулятивный механизм их жизнедеятельности и профессиональной деятельности» [1, с. 8]. Ценности: а) выступают интегративной основой ценностных отношений; б) определяют направление деятельности; в) регулируют поведение отдельно взятого человека, малой или большой социальной группы, нации, человечества в целом. Обучающиеся, с одной стороны, являются носителями и продолжателями ценностей тех социальных групп, в которых происходит накопление их социального опыта, с другой – они являются создателями настоящих и будущих ценностей.

Однако сами по себе ценности, как бы объективно ни было их выделение, не являются фактором развития личности, их «превращение» в личностный фактор возможно через развитие ценностных ориентаций и убеждений, что расширяет имеющийся опыт ЭЦО студентов к окружающей действительности, определяющий модели поведения [2].

Задача состоит в том, чтобы направить формирование эмоционального опыта обучающихся на значимые ценности для конкретного социума. Единство ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира, богатство и интенсивность эмоций мы объединяем в понятие «опыт эмоционально-ценностного отношения» (ЭЦО). Опыт ЭЦО является компонентом социального опыта, согласно культурологической теории отбора содержания образования (И.Я. Лернер, В.В. Краевский) [3]. Полагаем, что важнейшей задачей для современного развития образовательной системы России является грамотно сконструированный опыт ЭЦО, позволяющий минимизировать опасность негативного обогащения опыта ЭЦО студентов новыми смыслами, ценностями, идеями.

Сегодня содержание и классификация ценностей как объектов ценностного отношения является предметом острых дискуссий, а сложившийся разброс мнений не позволяет взять набор ценностей, предложенный каким-либо автором. Мы предприняли попытку построения ценностного ряда объектов эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) с позиций интеграции теоретических положений гуманистического подхода и теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева.

Цель исследования – обосновать логику конструирования ценностного ряда объектов опыта эмоционально-ценностного отношения в рамках образовательного процесса высшей школы: от ценности природы («универсальной» ценности) к осознанию ценности жизни человека («абсолютной» ценности) и к ценности общества («общественно значимой» ценности).

Материалы и методы исследования

Исследование выполнено с учётом теоретических методов (содержательный и сравнительный анализ педагогической, психологической, методической литературы, нормативно-правовой документации). Методологическая основа исследования – идеи и положения в области культурологической теории содержания образования (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин) [3]. Теоретическая база представляемого исследования – положения гуманистического подхода (в том числе субъект-субъектная психологическая модель взаимодействия А.А. Бодалева) [4-6] и положения теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева [6; 7].

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно гуманистическим положениям в мире нет ничего, кроме природы и человека, который является высшим продуктом развития природы. То есть гуманизм рассматривает человека на вершине пирамиды природы, что предполагает момент противопоставления человека и природы, при котором приоритет имеют, в первую очередь, интересы человека. Подобные противопоставления просматриваются также между человеком и обществом. Интересы человека становятся важнее интересов его социального окружения. Это определяет ситуацию, когда личные потребности являются ведущим основанием нравственного выбора, даже более значимыми, чем сложившиеся в обществе моральные установки [8]. Поэтому мы придерживаемся положения, согласно которому гуманизм рассматривают с позиций смещения акцентов с индивидуальных интересов и потребностей обучающихся на формирование взаимоотношений человека с миром, которые определяют «как влияние мира на человека, так и влияние человека на мир» [4, с. 12]. Формирование общности в системе «природа – человек – общество» неизбежно приводит к признанию значимости интересов природы, самого человека и окружающих людей. Такой подход позволит проявить заботу и «не разрушить» ценности, усвоение которых необходимо для жизни настоящего и будущих поколений. Вместе с тем построение ценностного ряда объектов опыта ЭЦО опирается на:

– принцип ценностного фундаментализма, означающий наличие в мире ценностей определённого «фундамента» или «ценностного ядра» (приоритетные ценности или ценностные доминанты);

– принцип базисности, означающий существование базисных ценностей, которые конкретизируют ценности фундаментальные и раскрывают их через еще более частные ценности: морально-нравственные, эстетические, этнические и др.;

– принцип щадящей коррекции, направленный на максимальное облегчение процессов переоценки ценностей, поскольку любое изменение ценности всегда затруднительно; важно не противопоставлять новые и имеющиеся ценности, а встраивать актуально значимые ценности в уже существующую систему [9; 10].

Данные положения мы рассматриваем в качестве основы установления своеобразного «ценностного фундамента», объединяющего такие приоритетные ценности, как «Природа», «Человек», «Общество». Именно эти ценности необходимы для реализации в настоящем и будущем любых других. Отсюда ценностный ряд объектов ЭЦО предлагаем строить, исходя из ценности «Природы» к ценности «Человека» и ценности «Общества». Каждая из этих ценностных доминант конкретизирована через ряд базисных ценностей. При этом перед нами стоит задача не «упустить» систему традиционных российских духовно-нравственных ценностей [11].

Так, ценность «Природа» конкретизирована базисными ценностями, к которым относят объекты и явления окружающего мира. Запечатленность потребностей человека в тех или иных объектах и явлениях природы является основой ценностного отношения к ней. При этом одни объекты и явления окружающего мира не имеют личной значимости для человека, другие, напротив, стимулируют проявление ценностного отношения и являются его объектами.

Ценность «Человек» конкретизирована такими базисными и традиционными ценностями России, как:

– ценность самого человека как личности – «Достоинство»;

– ценность здоровья – «Жизнь»;

– ценность деятельности (интегрирует в себе отношение ко всем видам деятельности, в том числе профессиональной) – «Созидательный труд».

Отсюда объектами ЭЦО являются сам человек, здоровье, труд/профессия.

Ценность «Общество» конкретизирована такими базисными и традиционными ценностями России, как:

– ценность других людей – «Крепкая семья», «Гуманизм», «Милосердие», «Справедливость», «Коллективизм», «Взаимопомощь», «Взаимоуважение»;

– ценность родного края – «Историческая память», «Преемственность поколений»;

– ценность Отечества – «Права и свободы человека», «Патриотизм», «Гражданственность», «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу», «Единство народов России»;

– ценность Мира в целом – «Приоритет духовного над материальным», «Высокие нравственные идеалы».

Подчеркнем, что ценности логического ряда «Природа – Сам человек – Здоровье – Труд /Профессия/ – Другие люди – Родной край – Отечество – Мир в целом» взаимосвязаны и не могут быть полностью отделены друг от друга [2]. Рассматривая какую-либо одну ценность, как объект опыта ЭЦО, мы учитываем другие.

Ценность «Природа» является «универсальной» ценностью, значение которой для людей достаточно многогранно (социально-экономическое, научное, воспитательное, эстетическое и т.д.). Известно, что имеющийся опыт ЭЦО человека к природе является основным источником формирования опыта ЭЦО личности к другим объектам и явлениям окружающего мира [4; 7]. Вместе с тем специфика природы как ценности обусловлена особенностями взаимодействия с природными объектами, которые часто воспринимаются субъектно (домашние питомцы отделены от восприятия окружающей природной среды). Накладывает отпечаток и биосоциальная природа человека. С одной стороны, он часть природы, с другой – вынужден противостоять ей, осваивая природные ресурсы, преобразуя природную среду в своих целях. Но даже в этом случае со стороны человека необходимо внимание и охрана природы, реализация ее «права» на самостоятельное существование. Все это приводит к осмыслению уникальности и самоценности природы.

Ценность «Человек» является «абсолютной» ценностью, которая конкретизирована ценностью самого человека как личности, ценностью его здоровья, ценностью деятельности. Эти ценности являются объектами опыта ЭЦО к «Себе самому», «Здоровью», «Труду/Профессии».

Опыт ЭЦО к себе самому. Отношение к себе рассматривают через понятие «самоотношение» и связывают с категориями «самоуважение» (связано с реальными достоинствами или недостатками), «самопринятие» (принятие себя таким, каков ты есть, даже с недостатками), «самоинтерес» (интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для окружающих), «самоуверенность» (вера в свои силы, способности, самостоятельность, возможности), «достоинство» и пр., которые тесно связаны с поиском своего нравственного идеала, определением жизненного призвания, выбором профессии, созданием семьи. В основе отношения к себе самому лежит относительно устойчивая и осознанная система имеющихся представлений личности о самой себе, которая закрепляется в соответствующую самооценку (активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств) и включается в систему саморазвития и регуляции поведения в форме саморегулирования.

Опыт ЭЦО к здоровью. В настоящее время отношение к здоровью связывают с принятием ценности «жизнь», входящей в перечень традиционных ценностей России, и ценности здоровья как ресурса для достижения других жизненных благ. Эти ценности занимают ведущие позиции в иерархии ценностей различных групп населения [8].

Опыт ЭЦО к труду/ профессии. Доминирующими составляющими отношений человека к деятельности в целом являются мотивация, созидательный труд и профессиональная самореализация, которые проявляются в ответственности, трудолюбии, стремлении к творчеству, созидании нового, инициативности и пр. Ценность имеет внутренние взаимосвязи с такими ценностями, как человек и его здоровье, другие люди, Отечество.

Ценность «Общество» конкретизирована базисными ценностями, связанными с взаимодействием людей определенной семьи, коллектива, ценностью восприятия себя важным звеном в «исторической цепочке» развития отдельного народа, ценностью восприятия себя принадлежащим к разнообразной и противоречивой культуре человечества в целом. Эти ценности являются объектами опыта ЭЦО к «другим людям», «родному краю», «Отечеству», «Миру в целом» и гармонично дополняются традиционными ценностями России. Ценность «Общество» является «социально значимой» ценностью, определяющей уровень нравственности молодежи, возможность изменения ее ценностных ориентаций, становления гражданского сознания и развития патриотических чувств. Однако до сих пор отсутствует четкий алгоритм усвоения и присвоения ценности «Общество». Мы связываем это в том числе с ярко выраженным дуализмом ценности. С одной стороны, она конкретизирована ценностью родных людей, языка, родной земли, мест, где человек рос, общался с людьми, переживал различные события, а с другой – ценность этнически отдаленных людей, их земель, традиций, языка [12]. Важно, чтобы в качестве аксиологических приоритетов одновременно выступали ценности другого человека, уважение его достоинства и прав, а также ценность своего Отечества и страны, гражданами которой являются другие люди.

Опыт ЭЦО к другим людям. Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, где начинает накапливаться и проявляться опыт ЭЦО к другим людям, является семья. Не менее важным оказывается близкое окружение человека (близкие люди): родственники, друзья, школьные, студенческие, профессиональные коллективы и др. Человек проявляет уважение к старшим, сочувствие к слабым, больным, старым людям, посильную заботу о младших членах семьи, стремление им помочь, доброжелательность и бескорыстие. В настоящее время ценность «другие люди» не является приоритетной для молодежи [8; 13].

Опыт ЭЦО к родному краю объединяет отношение к природе родного края, к его истории, к родному языку, ценность которых в национальном наследии, национальном разнообразии, опыте предков, их мудрости и ошибках (иногда достаточно грубых). Ценность «родной край», связана с такими категориями, как «доброта», «справедливость», «честность», «трудолюбие», «ответственность». Известно, что полученные в детстве яркие впечатления от природы и истории родного края навсегда остаются в памяти человека. Вместе с тем свое отношение к Отечеству каждый человек связывает с теми местами, где он родился и вырос. Отсюда, как бы удивительна ни была природа и история других мест, лучше родного края быть не может.

Опыт ЭЦО к Отечеству является основой принадлежности к гражданскому обществу как к определенной культуре. Ценность «Отечество» проявляется в действиях, при выполнении которых человек учитывает не только личностный опыт, но и общественный, поэтому они имеют нравственную направленность (достоинство, честь, совесть, закон, свобода и др.) и могут быть регулируемы извне посредством воспитания. Следует помнить, что из базы нравственных ценностей человек «берёт» только те, которые являются существенными для него самого и его референтной группы (личность ориентируется на значимое для неё «большинство»). Высшей формой проявления опыта ЭЦО к Отечеству являются чувства патриотизма и гражданственности. Общепризнанная логика порождения этих чувств «от малого к большему» прослеживается от осознания принадлежности к семье и родному краю (малой родине) как носителям культурной традиции к Отечеству. Отсюда фундаментом формирования чувства патриотизма и гражданственности является опыт ЭЦО к природе, другим людям, к родному языку, труду, профессии, Отечеству и его истории, Миру в целом [6; 14].

Опыт ЭЦО к Миру в целом определяет возможность существования человечества с учетом разнообразия культур и этносов. Сформированный опыт ЭЦО к Миру в целом является основой формирования и развития межнациональных и межэтнических отношений между людьми, народами и государствами. Усвоение ценности «Мир в целом» находится в прямой зависимости от меры ответственности человека, его социальной ориентированности и нравственности и связано с усвоением ценностей «природа», «сам человек» «труд/ профессия», которые способны объединить народы, принадлежащие к разным цивилизациям, имеющие разные представления о мире.

Заключение

Мы придерживаемся логики конструирования опыта эмоционально-ценностного отношения в рамках образовательного процесса от природы («универсальной» ценности) к осознанию ценности жизни человека («абсолютной» ценности) и к обществу (общественно значимой ценности), как к определенной культуре через принадлежность к семье, малой родине, Отечеству и миру в целом. Отсюда ценностный ряд может быть конструируем в логической цепочке: «Природа – Сам человек – Здоровье – Труд /Профессия/ – Другие люди – Родной край – Отечество – Мир в целом». Такая конструкция ценностного ряда неизбежно приводит к признанию значимости интересов природы, самого человека и окружающих людей и полностью охватывает традиционные ценности России. Опыт ЭЦО, сконструированный в данной логике, следует вводить через насыщение изучаемого материала ценностно-значимым смыслом. При этом будут активизированы эмоции и чувства, на фоне которых личность принимает и усваивает ценности.


Библиографическая ссылка

Васина О.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО РЯДА ОБЪЕКТОВ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. – С. 107-111;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39505 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674