Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE THEORETICAL CONSTRUCT OF CONSTRUCTING A VALUE SERIES OF OBJECTS OF EXPERIENCE OF STUDENTS’ EMOTIONAL AND VALUE ATTITUDE TO THE SURROUNDING REALITY

Vasinа O.N. 1
1 Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education Penza State University
The logic of constructing a value series of objects of experience of an emotional-value relationship is considered, which the author proposes to consider as: a) the unity of value attitude to objects and phenomena of the surrounding world and emotional experience; b) a component of social experience, in accordance with the culturological theory of selection of the content of education. It is indicated that a competently constructed experience of emotional-value relations within the framework of the educational process of higher education will minimize the danger of negative enrichment of students’ ESO experience with new meanings, values, ideas. It is proposed to construct a value series of objects of experience of emotional-value relations from the standpoint of combining the theoretical provisions of the humanistic approach and the theory of universal evolutionism by N.N. Moiseev, taking into account the shift of emphasis from individual interests and needs of students to the formation of human relationships with nature and the world. The logic of constructing a value series of objects of experience of an emotional-value relationship from the value of nature («universal» value) to the awareness of the value of human life («absolute» value) and to the value of society («socially significant» value) is substantiated. Such a construction of a value series of objects of experience of an emotional-value relationship inevitably leads to the recognition of the importance of the interests of nature, the person himself and the people around him and fully embraces the traditional values of Russia.
professional education
emotional value experience
traditional values
cultural approach
humanistic approach
the theory of universal evolutionism

Вопросы, связанные с человеческими ценностями, сегодня отнесены к числу приоритетных для педагогической науки. В соответствии с действующими ФГОС ВО с 2021 года реализуется программа воспитания в образовательной организации высшего образования, концептуально-ценностные основания и принципы которой учитывают роль ценностей, проявляющихся в «мировоззрении через систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует нормативно-регулятивный механизм их жизнедеятельности и профессиональной деятельности» [1, с. 8]. Ценности: а) выступают интегративной основой ценностных отношений; б) определяют направление деятельности; в) регулируют поведение отдельно взятого человека, малой или большой социальной группы, нации, человечества в целом. Обучающиеся, с одной стороны, являются носителями и продолжателями ценностей тех социальных групп, в которых происходит накопление их социального опыта, с другой – они являются создателями настоящих и будущих ценностей.

Однако сами по себе ценности, как бы объективно ни было их выделение, не являются фактором развития личности, их «превращение» в личностный фактор возможно через развитие ценностных ориентаций и убеждений, что расширяет имеющийся опыт ЭЦО студентов к окружающей действительности, определяющий модели поведения [2].

Задача состоит в том, чтобы направить формирование эмоционального опыта обучающихся на значимые ценности для конкретного социума. Единство ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира, богатство и интенсивность эмоций мы объединяем в понятие «опыт эмоционально-ценностного отношения» (ЭЦО). Опыт ЭЦО является компонентом социального опыта, согласно культурологической теории отбора содержания образования (И.Я. Лернер, В.В. Краевский) [3]. Полагаем, что важнейшей задачей для современного развития образовательной системы России является грамотно сконструированный опыт ЭЦО, позволяющий минимизировать опасность негативного обогащения опыта ЭЦО студентов новыми смыслами, ценностями, идеями.

Сегодня содержание и классификация ценностей как объектов ценностного отношения является предметом острых дискуссий, а сложившийся разброс мнений не позволяет взять набор ценностей, предложенный каким-либо автором. Мы предприняли попытку построения ценностного ряда объектов эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) с позиций интеграции теоретических положений гуманистического подхода и теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева.

Цель исследования – обосновать логику конструирования ценностного ряда объектов опыта эмоционально-ценностного отношения в рамках образовательного процесса высшей школы: от ценности природы («универсальной» ценности) к осознанию ценности жизни человека («абсолютной» ценности) и к ценности общества («общественно значимой» ценности).

Материалы и методы исследования

Исследование выполнено с учётом теоретических методов (содержательный и сравнительный анализ педагогической, психологической, методической литературы, нормативно-правовой документации). Методологическая основа исследования – идеи и положения в области культурологической теории содержания образования (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин) [3]. Теоретическая база представляемого исследования – положения гуманистического подхода (в том числе субъект-субъектная психологическая модель взаимодействия А.А. Бодалева) [4-6] и положения теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева [6; 7].

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно гуманистическим положениям в мире нет ничего, кроме природы и человека, который является высшим продуктом развития природы. То есть гуманизм рассматривает человека на вершине пирамиды природы, что предполагает момент противопоставления человека и природы, при котором приоритет имеют, в первую очередь, интересы человека. Подобные противопоставления просматриваются также между человеком и обществом. Интересы человека становятся важнее интересов его социального окружения. Это определяет ситуацию, когда личные потребности являются ведущим основанием нравственного выбора, даже более значимыми, чем сложившиеся в обществе моральные установки [8]. Поэтому мы придерживаемся положения, согласно которому гуманизм рассматривают с позиций смещения акцентов с индивидуальных интересов и потребностей обучающихся на формирование взаимоотношений человека с миром, которые определяют «как влияние мира на человека, так и влияние человека на мир» [4, с. 12]. Формирование общности в системе «природа – человек – общество» неизбежно приводит к признанию значимости интересов природы, самого человека и окружающих людей. Такой подход позволит проявить заботу и «не разрушить» ценности, усвоение которых необходимо для жизни настоящего и будущих поколений. Вместе с тем построение ценностного ряда объектов опыта ЭЦО опирается на:

– принцип ценностного фундаментализма, означающий наличие в мире ценностей определённого «фундамента» или «ценностного ядра» (приоритетные ценности или ценностные доминанты);

– принцип базисности, означающий существование базисных ценностей, которые конкретизируют ценности фундаментальные и раскрывают их через еще более частные ценности: морально-нравственные, эстетические, этнические и др.;

– принцип щадящей коррекции, направленный на максимальное облегчение процессов переоценки ценностей, поскольку любое изменение ценности всегда затруднительно; важно не противопоставлять новые и имеющиеся ценности, а встраивать актуально значимые ценности в уже существующую систему [9; 10].

Данные положения мы рассматриваем в качестве основы установления своеобразного «ценностного фундамента», объединяющего такие приоритетные ценности, как «Природа», «Человек», «Общество». Именно эти ценности необходимы для реализации в настоящем и будущем любых других. Отсюда ценностный ряд объектов ЭЦО предлагаем строить, исходя из ценности «Природы» к ценности «Человека» и ценности «Общества». Каждая из этих ценностных доминант конкретизирована через ряд базисных ценностей. При этом перед нами стоит задача не «упустить» систему традиционных российских духовно-нравственных ценностей [11].

Так, ценность «Природа» конкретизирована базисными ценностями, к которым относят объекты и явления окружающего мира. Запечатленность потребностей человека в тех или иных объектах и явлениях природы является основой ценностного отношения к ней. При этом одни объекты и явления окружающего мира не имеют личной значимости для человека, другие, напротив, стимулируют проявление ценностного отношения и являются его объектами.

Ценность «Человек» конкретизирована такими базисными и традиционными ценностями России, как:

– ценность самого человека как личности – «Достоинство»;

– ценность здоровья – «Жизнь»;

– ценность деятельности (интегрирует в себе отношение ко всем видам деятельности, в том числе профессиональной) – «Созидательный труд».

Отсюда объектами ЭЦО являются сам человек, здоровье, труд/профессия.

Ценность «Общество» конкретизирована такими базисными и традиционными ценностями России, как:

– ценность других людей – «Крепкая семья», «Гуманизм», «Милосердие», «Справедливость», «Коллективизм», «Взаимопомощь», «Взаимоуважение»;

– ценность родного края – «Историческая память», «Преемственность поколений»;

– ценность Отечества – «Права и свободы человека», «Патриотизм», «Гражданственность», «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу», «Единство народов России»;

– ценность Мира в целом – «Приоритет духовного над материальным», «Высокие нравственные идеалы».

Подчеркнем, что ценности логического ряда «Природа – Сам человек – Здоровье – Труд /Профессия/ – Другие люди – Родной край – Отечество – Мир в целом» взаимосвязаны и не могут быть полностью отделены друг от друга [2]. Рассматривая какую-либо одну ценность, как объект опыта ЭЦО, мы учитываем другие.

Ценность «Природа» является «универсальной» ценностью, значение которой для людей достаточно многогранно (социально-экономическое, научное, воспитательное, эстетическое и т.д.). Известно, что имеющийся опыт ЭЦО человека к природе является основным источником формирования опыта ЭЦО личности к другим объектам и явлениям окружающего мира [4; 7]. Вместе с тем специфика природы как ценности обусловлена особенностями взаимодействия с природными объектами, которые часто воспринимаются субъектно (домашние питомцы отделены от восприятия окружающей природной среды). Накладывает отпечаток и биосоциальная природа человека. С одной стороны, он часть природы, с другой – вынужден противостоять ей, осваивая природные ресурсы, преобразуя природную среду в своих целях. Но даже в этом случае со стороны человека необходимо внимание и охрана природы, реализация ее «права» на самостоятельное существование. Все это приводит к осмыслению уникальности и самоценности природы.

Ценность «Человек» является «абсолютной» ценностью, которая конкретизирована ценностью самого человека как личности, ценностью его здоровья, ценностью деятельности. Эти ценности являются объектами опыта ЭЦО к «Себе самому», «Здоровью», «Труду/Профессии».

Опыт ЭЦО к себе самому. Отношение к себе рассматривают через понятие «самоотношение» и связывают с категориями «самоуважение» (связано с реальными достоинствами или недостатками), «самопринятие» (принятие себя таким, каков ты есть, даже с недостатками), «самоинтерес» (интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для окружающих), «самоуверенность» (вера в свои силы, способности, самостоятельность, возможности), «достоинство» и пр., которые тесно связаны с поиском своего нравственного идеала, определением жизненного призвания, выбором профессии, созданием семьи. В основе отношения к себе самому лежит относительно устойчивая и осознанная система имеющихся представлений личности о самой себе, которая закрепляется в соответствующую самооценку (активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств) и включается в систему саморазвития и регуляции поведения в форме саморегулирования.

Опыт ЭЦО к здоровью. В настоящее время отношение к здоровью связывают с принятием ценности «жизнь», входящей в перечень традиционных ценностей России, и ценности здоровья как ресурса для достижения других жизненных благ. Эти ценности занимают ведущие позиции в иерархии ценностей различных групп населения [8].

Опыт ЭЦО к труду/ профессии. Доминирующими составляющими отношений человека к деятельности в целом являются мотивация, созидательный труд и профессиональная самореализация, которые проявляются в ответственности, трудолюбии, стремлении к творчеству, созидании нового, инициативности и пр. Ценность имеет внутренние взаимосвязи с такими ценностями, как человек и его здоровье, другие люди, Отечество.

Ценность «Общество» конкретизирована базисными ценностями, связанными с взаимодействием людей определенной семьи, коллектива, ценностью восприятия себя важным звеном в «исторической цепочке» развития отдельного народа, ценностью восприятия себя принадлежащим к разнообразной и противоречивой культуре человечества в целом. Эти ценности являются объектами опыта ЭЦО к «другим людям», «родному краю», «Отечеству», «Миру в целом» и гармонично дополняются традиционными ценностями России. Ценность «Общество» является «социально значимой» ценностью, определяющей уровень нравственности молодежи, возможность изменения ее ценностных ориентаций, становления гражданского сознания и развития патриотических чувств. Однако до сих пор отсутствует четкий алгоритм усвоения и присвоения ценности «Общество». Мы связываем это в том числе с ярко выраженным дуализмом ценности. С одной стороны, она конкретизирована ценностью родных людей, языка, родной земли, мест, где человек рос, общался с людьми, переживал различные события, а с другой – ценность этнически отдаленных людей, их земель, традиций, языка [12]. Важно, чтобы в качестве аксиологических приоритетов одновременно выступали ценности другого человека, уважение его достоинства и прав, а также ценность своего Отечества и страны, гражданами которой являются другие люди.

Опыт ЭЦО к другим людям. Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, где начинает накапливаться и проявляться опыт ЭЦО к другим людям, является семья. Не менее важным оказывается близкое окружение человека (близкие люди): родственники, друзья, школьные, студенческие, профессиональные коллективы и др. Человек проявляет уважение к старшим, сочувствие к слабым, больным, старым людям, посильную заботу о младших членах семьи, стремление им помочь, доброжелательность и бескорыстие. В настоящее время ценность «другие люди» не является приоритетной для молодежи [8; 13].

Опыт ЭЦО к родному краю объединяет отношение к природе родного края, к его истории, к родному языку, ценность которых в национальном наследии, национальном разнообразии, опыте предков, их мудрости и ошибках (иногда достаточно грубых). Ценность «родной край», связана с такими категориями, как «доброта», «справедливость», «честность», «трудолюбие», «ответственность». Известно, что полученные в детстве яркие впечатления от природы и истории родного края навсегда остаются в памяти человека. Вместе с тем свое отношение к Отечеству каждый человек связывает с теми местами, где он родился и вырос. Отсюда, как бы удивительна ни была природа и история других мест, лучше родного края быть не может.

Опыт ЭЦО к Отечеству является основой принадлежности к гражданскому обществу как к определенной культуре. Ценность «Отечество» проявляется в действиях, при выполнении которых человек учитывает не только личностный опыт, но и общественный, поэтому они имеют нравственную направленность (достоинство, честь, совесть, закон, свобода и др.) и могут быть регулируемы извне посредством воспитания. Следует помнить, что из базы нравственных ценностей человек «берёт» только те, которые являются существенными для него самого и его референтной группы (личность ориентируется на значимое для неё «большинство»). Высшей формой проявления опыта ЭЦО к Отечеству являются чувства патриотизма и гражданственности. Общепризнанная логика порождения этих чувств «от малого к большему» прослеживается от осознания принадлежности к семье и родному краю (малой родине) как носителям культурной традиции к Отечеству. Отсюда фундаментом формирования чувства патриотизма и гражданственности является опыт ЭЦО к природе, другим людям, к родному языку, труду, профессии, Отечеству и его истории, Миру в целом [6; 14].

Опыт ЭЦО к Миру в целом определяет возможность существования человечества с учетом разнообразия культур и этносов. Сформированный опыт ЭЦО к Миру в целом является основой формирования и развития межнациональных и межэтнических отношений между людьми, народами и государствами. Усвоение ценности «Мир в целом» находится в прямой зависимости от меры ответственности человека, его социальной ориентированности и нравственности и связано с усвоением ценностей «природа», «сам человек» «труд/ профессия», которые способны объединить народы, принадлежащие к разным цивилизациям, имеющие разные представления о мире.

Заключение

Мы придерживаемся логики конструирования опыта эмоционально-ценностного отношения в рамках образовательного процесса от природы («универсальной» ценности) к осознанию ценности жизни человека («абсолютной» ценности) и к обществу (общественно значимой ценности), как к определенной культуре через принадлежность к семье, малой родине, Отечеству и миру в целом. Отсюда ценностный ряд может быть конструируем в логической цепочке: «Природа – Сам человек – Здоровье – Труд /Профессия/ – Другие люди – Родной край – Отечество – Мир в целом». Такая конструкция ценностного ряда неизбежно приводит к признанию значимости интересов природы, самого человека и окружающих людей и полностью охватывает традиционные ценности России. Опыт ЭЦО, сконструированный в данной логике, следует вводить через насыщение изучаемого материала ценностно-значимым смыслом. При этом будут активизированы эмоции и чувства, на фоне которых личность принимает и усваивает ценности.