Мир постоянно развивается. Вместе с ним претерпевает изменения и образовательная система. Поэтому выпускники университетов должны быть готовы к ситуациям с большой вероятностью неопределенности, чего не знали дефектологи-предшественники, пребывающие на уровне относительной стабильности. Задача образовательного механизма состоит в необходимости формирования умений у сегодняшних студентов самостоятельно и профессионально анализировать происходящие трансформации в практическом обучении подрастающего поколения, обладающего ограниченными возможностями по показателям здоровья (ОВЗ) [1].
Будущие дефектологи должны уметь делать прогноз предстоящих изменений; отделять незамедлительные инновации от долговечных тенденций развития; применять на практике знания о социокультурных детерминантах развития в специальном и инклюзивном образовании.
Преподаватели с многолетним опытом заявляют, что процесс освоения современных методов цивилизованного подхода может тормозиться недостатком общекультурных компетенций, что, в свою очередь, препятствует развитию системы обучения – специальной и инклюзивной [2].
Целью данной статьи является описание применения интерактивных учебных моделей в формировании общекультурных компетенций у студентов-дефектологов в процессе освоения курса «Социальные аспекты аномального детства».
Материалы и методы исследования
Чтобы освоить профессиональные компетенции, студентам прежде следует преодолеть недостаток общекультурных компетенций и значительно расширить кругозор. Общекультурные компетенции включают в себя совокупность знаний национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и отдельных народов; культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роли науки и религии в жизни человека. Намного проще будет решить возникшую проблему путем применения в ходе учебного процесса цифровых технологий. Такие специальные инструменты доказали свою эффективность в коррекционной педагогике при подготовке дефектологов.
Разрабатывая и применяя интерактивные учебные модели действительности в разрезе исторических изменений в цивилизационном развитии, мы сможем сформировать общекультурные и профессиональные компетенции с использованием взаимосвязи между ними. Они помогут студентам участвовать в моделировании исторических интервалов, показывая социокультурные контексты в рамках заданной структуры, в изменяющихся образовательных установках сложатся условия для осмысления социокультурных детерминант и видоизменений образования [3].
Моделированию по нужным параметрам четкой картины определенного исторического периода, в структуру которого входит образовательная система, будут благоприятствовать любые доступные средства, способные восполнить недостаток общекультурной компетенции и восполнить пробелы, образовавшиеся в видении исторической картины мира.
Обоснование использования цифровых инструментов:
− изучение проблем обучения детей с ОВЗ в общекультурном контексте позволит
студентам сделать анализ существующих механизмов образования для особых детей;
− отметить стабильное внедрение новшеств, отделив их от краткосрочных;
− обдуманно спрогнозировать предстоящие перемены.
Именно на этих принципах базируются общецивилизационные подходы к изучению и прогностике тенденций образования – специального и инклюзивного – разработанные Н.Н. Малофеевым.
На основе методологии, распространенной в коррекционной педагогике, выработаны цифровые инструменты, позволяющие обучать дефектологов. В их основу заложены такие обоснования и определения, как пополнение профессиональных навыков; формирование общекультурных компетенций; применение разнообразных видов целесообразной деятельности студентов в плане редактирования, моделирования, анализа, экспериментирования, сравнения, прогнозирования и пр.; необходимость использования различных типов цифровых инструментов, определения их функций в ходе учебного процесса [4].
Возникла необходимость предоставления студентам шансов самостоятельного моделирования с учетом заданных весомых параметров:
− этапов онтогенеза в специальном и инклюзивном образовании;
− применения в каждом случае социокультурных контекстов;
− проведения экспериментов с применением параметров, устанавливающих взаимосвязи между трансформациями социума и преподавательской практикой.
С этой целью разработали в трех видоизменениях академическую интерактивную модель, помогающую наблюдать за изучаемой действительностью и ее изменениями в разрезе цивилизационной истории [5].
Основываясь на базовом прототипе, студенты, проходящие курс по «Социальным аспектам аномального детства», получили возможность моделирования гуманитарных контекстов, обладая заданными параметрами, и установления подходящих для них характеристик системы обучения для детей с ОВЗ. При этом четко отслеживались взаимозависимости в процессе изучения отдельно взятых исторических этапов.
Итогом индивидуального моделирования стало создание ситуаций социальной и культурной жизни с определенной системой обучения, что обсуждалось во время практических семинаров в форме групповой дискуссии. Интерактивные модели сочетались с традиционными практиками обучения, социокультурной сущностью развития в специальном и инклюзивном образовании. Это позволило качественно преобразовать работу, насытив процесс практических занятий и самостоятельной работы продуктивными видами деятельности: анализом; моделированием; сравнением; экспериментированием; редактированием; прогнозированием.
Подобные приемы позволяют преодолеть недостатки в школьном обучении и освоить историческую перспективу мира в целом [6]. Отдельно было уделено внимание проверке эффективности созданных в ходе обучения компьютерных инструментов для будущих дефектологов.
Результаты исследования и их обсуждение
На базе НОЧУ «Московский институт психоанализа» изучение дисциплины «Социальные аспекты аномального детства» было совмещено с просвещающим экспериментом, проводившимся на протяжении семестра. К экспериментальной работе были привлечены 20 второкурсников, изучающих направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (профили «Логопедия» и «Дошкольная дефектология»).
Участников исследования разделили на 2 группы по 10 человек: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Чтобы добиться чистоты испытания, в каждую из них включили студентов с разными уровнями подготовки. Возраст участников при этом получился однородный (19–20 лет). Все требования к образовательным стандартам высшего образования были соблюдены, и обе группы не выходили за рамки учебного плана профиля.
Представители ЭГ и КГ обладали равнозначным объемом теоретических наработок и имели равный доступ к традиционным лекционным занятиям. При этом преподаватель отказался от применения интерактивной модели «Калейдоскоп картин действительности и ее изменений». Авторы исследования сами руководили практическими занятиями как в экспериментальной, так и контрольной группах. Семинары в обеих группах проходили идентично с одинаковым количеством практических занятий и времени, выделенного на самостоятельную работу.
Контрольная группа при этом занималась по общепринятой методике без задействования электронных инструментов [7]. Во время занятий с ЭГ студентам разрешалось использовать интерактивную модель «Калейдоскоп картин жизни западноевропейцев и ее изменений» (программа Электронный калейдоскоп своими руками |Flash-калейдоскоп https://compress.ru/article.aspx?id=16757&part=11ext1#Flash-калейдоскоп).
В рамках программы происходило создание картин, характеризующих пять исторических периодов, касающихся изменения отношения к инвалидам и детям с ОВЗ со стороны общества и властей. Компоновка производилась в соответствии с общей структурой:
− какая часть населения обладала гражданскими правами;
− какой процент людей проявлял милосердие к инвалидам и был вовлечен в активную благотворительную деятельность;
− насколько подрастающее поколение охвачено школьным образованием;
− уровень соцразвития медицины;
− становление науки.
По каждому из параметров студент должен был набрать определенное количество характеристик с учетом исторической эпохи. По ходу действий на экране вырисовывалась последовательная картина по каждому периоду. Студентам задавалась структура социокультурного контекста в жизнедеятельности страны, и они с помощью калейдоскопа выявляли уровень отношения к немощным, укоренившегося в данную эпоху. Моделируя эволюцию отношения к людям данной категории, студенты использовали заданную калейдоскопом структуру. Анализируя текст пособия «Социальные аспекты аномального детства», появлялась возможность выявления базовых характеристик периода:
− закрепление гражданских прав мужского населения как привилегированной части общества на законодательном уровне;
− уровень урбанизации страны;
− оценка важности обучения грамоте, чтению и счету;
− движение от социального презрения к калекам и убогим до проявления актов милосердия по отношению к таким людям и т.д.
Смоделировав реалистичную картину на первом этапе эволюции, студенты получили четкие понятия в плане общественно-культурного контекста с формированием вывода: ребенок-инвалид обладал первой привилегией – правом на жизнь. Чтобы получить всеобщий рисунок эволюционирования отношения к малышам с ОВЗ, студенты-экспериментаторы воссоздавали целостное восприятие по каждому из периодов, активно пользуясь калейдоскопом. Применялось по 1–3 параметра, чтобы достроить целостность на основе фрагмента и использовать взаимосвязи между частями целого под руководством правила: «если – то».
В ходе работы удавалось отследить, как унитарное общество превращается в открытое, гражданское. Момент перехода к ценностям социальной инклюзии характеризуется присутствием гражданских прав у всех без исключения членов общества, а также признанием важности и уникальности каждого из индивидуумов, невзирая на его пол, расу, уровень здоровья. Только в таком обществе появляется возможность интеграции не только системы общего, но и специального обучения.
Студенты отследили преобразование реалий жизни из одной эры эволюционного развития в другую на основе изменений параметров в социокультурной жизни общества. Их накопление и трансформация предопределяли смену отношения к детям с особыми потребностями и изменение в связи с этим системы образования.
Студентам приходилось выполнять упражнения, включающие элементы опытничества характеристик реальности и выявления сходства между ними при использовании модели. К примеру, ставилась задача изменить действующую реальность, представленную в чередовании, чтобы в результате получить изменение отношения к инвалидам, что позволило бы системе образования перейти к последующему этапу развития.
Очередной ряд заданий касался исправления ошибок, допущенных по ходу моделирования реальности в данном периоде развития отношений к детям с инвалидностью и развития образовательной структуры в это время. В периоде присутствовали несоответствия характеристик культурологическому контексту положения людей в данной эпохе, сделанные намеренно. Задача студентов состояла в выявлении противоречий и устранении их.
Во время занятий ЭГ студенты рассматривали основную модель в различных модификациях. Первая отличалась поочередной фрагментарностью открытия каждого исторического периода. Поочередное открытие фрагментов позволяло получить действительную картину реальности. Чтобы получить результат, каждому студенту нужно было заниматься выдвижением гипотез с последующей их визуализацией в таблице. Происходило переосмысление ситуации после предоставления следующей порции информации. Благодаря подобному упражнению, прояснялся предмет анализа и становились видимыми этапы размышлений студентов, выявлялись базовые характеристики эволюционного этапа по отношению к малышам-инвалидам и связи этого явления с развитием системы в целом.
Практика помощи детям-инвалидам и ее социокультурная детерминированность подразделяются на определенные периоды развития. Студенты в ходе практических занятий моделировали данные этапы образовательной практики, выявляя связанные с ними социокультурные контексты. Именно взаимосвязи между ними становились предметом изучения и усвоения материала.
В завершение студентам предлагалось воспользоваться модификацией модели, чтобы сформировать оценку умениям анализировать и прогнозировать тенденции развития практики коррекционной помощи в дальнейшем. Текстовое задание, полученное студентом, касалось описания культурного контекста в одной из стран Европы, пребывающей в определенном хронологическом порядке.
По ходу выполнения задания появлялась возможность объективной оценки умений студентов:
− выделения социальных характеристик общественной жизни, основополагающих для выставления оценки его отношения к детям-инвалидам;
− определения периода, проживаемого государством, в изменении отношения к слепым и хромым;
− соотношения позиционирования к инвалидам с определенным культурологическим уровнем жизни страны, где оно переживает этапы формирования и закрепления;
− выдвижения гипотезы, обоснованного изменения ее, аргументированного рассуждения об устоях конкретного общества и развития в нем образовательной системы в плане отношения к инвалидам;
− определения этапа развития образовательной системы, исходя из анализа социокультурного контекста жизни государства;
− понимания культурно-исторической обусловленности перемен в практической помощи детям с ОВЗ: организация индивидуального обучения, открытие школ разной формы собственности, дифференциация общенациональных систем спецобразования, интеграция систем общего и специального образования, развитие инклюзии;
− использования двух координируемых периодизаций, таких как универсальные инструменты исследования и прогноз тенденций, связанных с развитием практики помощи детям с ОВЗ в любой стране.
Чтобы оценить вышеперечисленные умения, были разработаны контрольные задания, в которых уровень сложности постоянно возрастал. В каждом из них студент должен был описать социокультурный контекст жизни выбранного государства с учетом определенной исторической эпохи, провести анализ периода, проживаемого страной в эволюционном плане отношений к детям-инвалидам, зафиксировать уровень развития образовательной системы и сделать прогноз по дальнейшему практическому развитию помощи таким детям.
Анализ результатов выполненных контрольных заданий показал четыре уровня студенческих работ по следующим критериям:
− выполнение контрольных упражнений самостоятельно и правильно;
− выполнение большинства заданий;
− выполнение меньшей части упражнений;
− полное отсутствие правильного выполнения [8].
Студентов, сумевших проанализировать весь набор текстов, при этом сосредоточившись на выделении значимых социокультурных характеристиках, точном определении периодов эволюции отношения к детям с ОВЗ в заданном государстве в конкретном временном отрезке, соотношении этапа эволюции с периодом развития образовательной системы и, сумевшими сделать прогноз тенденции дальнейшего развития и обосновавшими его, можно причислить к категории с полностью сформированными умениями.
Тех, кто сумел сделать анализ текстовых описаний двух стран, при этом вычленив большинство значимых социокультурных детерминантов, разобраться в периодах эволюции отношений на данном хронологическом отрезке, соотнеся этот период с уровнем развития образовательной системы и в целом правильно обосновав прогнозирование дальнейших тенденций в развитии помощи особым деткам, можно считать студентами со сформированными умениями в основном.
Сумевшие сделать анализ описания в плане социокультурного контекста жизнедеятельности отдельно взятого государства, вычленив при этом большинство значимых характеристик, правильно определив период эволюции на данном хронологическом отрезке, соотнеся периоды эволюционного развития с системой специального образования и подготовив прогноз развития практической помощи детям с ОВЗ, считаются студентами с частично сформированными умениями.
В экспериментальной группе отсутствовали студенты, не справившиеся ни с одним контрольным заданием. В контрольной, наоборот, число неправильных ответов составило 43,8 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что результат применения в ЭГ и неприменения КГ интерактивной модели действительности обеспечил высокий уровень выполнения контрольных заданий в первом случае и низкий во втором. Это свидетельствует в пользу необходимости использования интерактивных учебных моделей в освоении периодов эволюционирования отношений государства и общества к детям-инвалидам и обеспечения продуктивной деятельности в усвоении материала.
Эффективность разработанной учебной модели с модификациями подтверждается процентом студентов из ЭГ, которым в процессе обучения удалось добиться формирования профессиональных умений полностью или в основном.
Как видно из диаграммы (рис. 4), использование электронных экспериментов в обучении стало явным преимуществом в овладении студентами необходимых навыков.
Проведение качественного анализа полученных результатов позволило очертить круг трудностей в выделении социокультурных характеристик в жизни определенной страны, состоящих в избыточном, недостаточном, неверном наборе характеристик.
Рис. 1. Процент студентов ЭГ и КГ, не справившихся ни с одним контрольным заданием
Рис. 2. Процент студентов ЭГ и КГ с полностью сформированными профессиональными умениями
Рис. 3. Процент студентов ЭГ и КГ со сформированными в основном умениями
Рис. 4. Результаты выполнения контрольных заданий студентами ЭГ и КГ после экспериментального обучения
Рис. 5. Динамика результатов выполнения контрольных заданий студентами ЭГ до и после обучающего эксперимента
Рис. 6. Динамика результатов выполнения контрольных заданий студентами КГ до и после обучающего эксперимента
Во время выполнения контрольных заданий у некоторых студентов возникли трудности, связанные:
− с соотнесением картин жизни государства в данном периоде с отношением к инвалидам и развитием образовательной системы;
− с выделением важных параметров в решении задач;
− с привязкой большого перечня параметров;
− с применением сразу двух периодизаций как инструментов в анализе и прогнозировании. При этом подобные трудности в выполнении у студентов контрольной группы (50,7 %) возникали в 3 раза чаще, чем у представителей экспериментальной (17 %).
Эффект от работы с интерактивной учебной моделью подтверждается результатами контрольных заданий, выполненных студентами ЭГ до начала эксперимента и после него. Если вначале ни одного задания не выполнили 81 % студентов, то после проведения эксперимента этот показатель оказался на уровне 0 %.
Обучение студентов контрольной группы продвигалось традиционно. И результаты динамики не столь успешны. Вначале не выполнили ни одного задания 75 % студентов. По завершении курса обучения показатель уменьшился до 43,8 % (рис. 6).
Заключение
Произведя контроль над умениями студентов обеих групп, можно сказать, что лучшие результаты достигнуты в процессе экспериментального обучения с применением интерактивной образовательной модели. Удалось обеспечить взаимосвязь между формированием общекультурных компетенций с профессиональными компетенциями сегодняшнего дефектолога. Преобразование привычных практических занятий и индивидуальной работы позволит насытить их активными способами обучения, применяя более продуктивные типы учебной деятельности.
Библиографическая ссылка
Кулешова Э.В., Алпатова О.Б. К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 169-176;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39416 (дата обращения: 03.10.2024).