Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE ISSUE OF THE USE OF DIGITAL TOOLS IN THE PROCESS OF FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS-DEFECTOLOGISTS

Kuleshova E.V. 1 Alpatova O.B. 1
1 Moscow Institute of Psychoanalysis
The task of the educational mechanism is the need to form the skills of today’s students to independently and professionally analyze the ongoing transformations in the practical training of the younger generation with disabilities in terms of health indicators (HIA). The process of mastering modern methods of a civilized approach can be hindered by a lack of general cultural competencies, which, in turn, hinders the development of a special and inclusive education system. In order to master professional competencies, students should first overcome the lack of general cultural competencies and significantly broaden their horizons. It will be much easier to solve the problem by using digital technologies during the educational process. Such special tools have proven their effectiveness in correctional pedagogy in the preparation of defectologists. The article discusses the possibilities of using digital tools in the formation of general cultural competencies among students preparing for professional activity in the field of defectology. The results of an experiment conducted within the framework of the subject “Social aspects of abnormal childhood” on the development of an interactive model that helps to observe the studied reality and its changes in the context of civilizational history are presented. The stated problem is far from final resolution and requires additional professional study.
general cultural competencies
professional competencies
digital learning tools
children with disabilities
defectologists
special (defectological) education

Мир постоянно развивается. Вместе с ним претерпевает изменения и образовательная система. Поэтому выпускники университетов должны быть готовы к ситуациям с большой вероятностью неопределенности, чего не знали дефектологи-предшественники, пребывающие на уровне относительной стабильности. Задача образовательного механизма состоит в необходимости формирования умений у сегодняшних студентов самостоятельно и профессионально анализировать происходящие трансформации в практическом обучении подрастающего поколения, обладающего ограниченными возможностями по показателям здоровья (ОВЗ) [1].

Будущие дефектологи должны уметь делать прогноз предстоящих изменений; отделять незамедлительные инновации от долговечных тенденций развития; применять на практике знания о социокультурных детерминантах развития в специальном и инклюзивном образовании.

Преподаватели с многолетним опытом заявляют, что процесс освоения современных методов цивилизованного подхода может тормозиться недостатком общекультурных компетенций, что, в свою очередь, препятствует развитию системы обучения – специальной и инклюзивной [2].

Целью данной статьи является описание применения интерактивных учебных моделей в формировании общекультурных компетенций у студентов-дефектологов в процессе освоения курса «Социальные аспекты аномального детства».

Материалы и методы исследования

Чтобы освоить профессиональные компетенции, студентам прежде следует преодолеть недостаток общекультурных компетенций и значительно расширить кругозор. Общекультурные компетенции включают в себя совокупность знаний национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и отдельных народов; культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роли науки и религии в жизни человека. Намного проще будет решить возникшую проблему путем применения в ходе учебного процесса цифровых технологий. Такие специальные инструменты доказали свою эффективность в коррекционной педагогике при подготовке дефектологов.

Разрабатывая и применяя интерактивные учебные модели действительности в разрезе исторических изменений в цивилизационном развитии, мы сможем сформировать общекультурные и профессиональные компетенции с использованием взаимосвязи между ними. Они помогут студентам участвовать в моделировании исторических интервалов, показывая социокультурные контексты в рамках заданной структуры, в изменяющихся образовательных установках сложатся условия для осмысления социокультурных детерминант и видоизменений образования [3].

Моделированию по нужным параметрам четкой картины определенного исторического периода, в структуру которого входит образовательная система, будут благоприятствовать любые доступные средства, способные восполнить недостаток общекультурной компетенции и восполнить пробелы, образовавшиеся в видении исторической картины мира.

Обоснование использования цифровых инструментов:

− изучение проблем обучения детей с ОВЗ в общекультурном контексте позволит

студентам сделать анализ существующих механизмов образования для особых детей;

− отметить стабильное внедрение новшеств, отделив их от краткосрочных;

− обдуманно спрогнозировать предстоящие перемены.

Именно на этих принципах базируются общецивилизационные подходы к изучению и прогностике тенденций образования – специального и инклюзивного – разработанные Н.Н. Малофеевым.

На основе методологии, распространенной в коррекционной педагогике, выработаны цифровые инструменты, позволяющие обучать дефектологов. В их основу заложены такие обоснования и определения, как пополнение профессиональных навыков; формирование общекультурных компетенций; применение разнообразных видов целесообразной деятельности студентов в плане редактирования, моделирования, анализа, экспериментирования, сравнения, прогнозирования и пр.; необходимость использования различных типов цифровых инструментов, определения их функций в ходе учебного процесса [4].

Возникла необходимость предоставления студентам шансов самостоятельного моделирования с учетом заданных весомых параметров:

− этапов онтогенеза в специальном и инклюзивном образовании;

− применения в каждом случае социокультурных контекстов;

− проведения экспериментов с применением параметров, устанавливающих взаимосвязи между трансформациями социума и преподавательской практикой.

С этой целью разработали в трех видоизменениях академическую интерактивную модель, помогающую наблюдать за изучаемой действительностью и ее изменениями в разрезе цивилизационной истории [5].

Основываясь на базовом прототипе, студенты, проходящие курс по «Социальным аспектам аномального детства», получили возможность моделирования гуманитарных контекстов, обладая заданными параметрами, и установления подходящих для них характеристик системы обучения для детей с ОВЗ. При этом четко отслеживались взаимозависимости в процессе изучения отдельно взятых исторических этапов.

Итогом индивидуального моделирования стало создание ситуаций социальной и культурной жизни с определенной системой обучения, что обсуждалось во время практических семинаров в форме групповой дискуссии. Интерактивные модели сочетались с традиционными практиками обучения, социокультурной сущностью развития в специальном и инклюзивном образовании. Это позволило качественно преобразовать работу, насытив процесс практических занятий и самостоятельной работы продуктивными видами деятельности: анализом; моделированием; сравнением; экспериментированием; редактированием; прогнозированием.

Подобные приемы позволяют преодолеть недостатки в школьном обучении и освоить историческую перспективу мира в целом [6]. Отдельно было уделено внимание проверке эффективности созданных в ходе обучения компьютерных инструментов для будущих дефектологов.

Результаты исследования и их обсуждение

На базе НОЧУ «Московский институт психоанализа» изучение дисциплины «Социальные аспекты аномального детства» было совмещено с просвещающим экспериментом, проводившимся на протяжении семестра. К экспериментальной работе были привлечены 20 второкурсников, изучающих направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (профили «Логопедия» и «Дошкольная дефектология»).

Участников исследования разделили на 2 группы по 10 человек: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Чтобы добиться чистоты испытания, в каждую из них включили студентов с разными уровнями подготовки. Возраст участников при этом получился однородный (19–20 лет). Все требования к образовательным стандартам высшего образования были соблюдены, и обе группы не выходили за рамки учебного плана профиля.

Представители ЭГ и КГ обладали равнозначным объемом теоретических наработок и имели равный доступ к традиционным лекционным занятиям. При этом преподаватель отказался от применения интерактивной модели «Калейдоскоп картин действительности и ее изменений». Авторы исследования сами руководили практическими занятиями как в экспериментальной, так и контрольной группах. Семинары в обеих группах проходили идентично с одинаковым количеством практических занятий и времени, выделенного на самостоятельную работу.

Контрольная группа при этом занималась по общепринятой методике без задействования электронных инструментов [7]. Во время занятий с ЭГ студентам разрешалось использовать интерактивную модель «Калейдоскоп картин жизни западноевропейцев и ее изменений» (программа Электронный калейдоскоп своими руками |Flash-калейдоскоп https://compress.ru/article.aspx?id=16757&part=11ext1#Flash-калейдоскоп).

В рамках программы происходило создание картин, характеризующих пять исторических периодов, касающихся изменения отношения к инвалидам и детям с ОВЗ со стороны общества и властей. Компоновка производилась в соответствии с общей структурой:

− какая часть населения обладала гражданскими правами;

− какой процент людей проявлял милосердие к инвалидам и был вовлечен в активную благотворительную деятельность;

− насколько подрастающее поколение охвачено школьным образованием;

− уровень соцразвития медицины;

− становление науки.

По каждому из параметров студент должен был набрать определенное количество характеристик с учетом исторической эпохи. По ходу действий на экране вырисовывалась последовательная картина по каждому периоду. Студентам задавалась структура социокультурного контекста в жизнедеятельности страны, и они с помощью калейдоскопа выявляли уровень отношения к немощным, укоренившегося в данную эпоху. Моделируя эволюцию отношения к людям данной категории, студенты использовали заданную калейдоскопом структуру. Анализируя текст пособия «Социальные аспекты аномального детства», появлялась возможность выявления базовых характеристик периода:

− закрепление гражданских прав мужского населения как привилегированной части общества на законодательном уровне;

− уровень урбанизации страны;

− оценка важности обучения грамоте, чтению и счету;

− движение от социального презрения к калекам и убогим до проявления актов милосердия по отношению к таким людям и т.д.

Смоделировав реалистичную картину на первом этапе эволюции, студенты получили четкие понятия в плане общественно-культурного контекста с формированием вывода: ребенок-инвалид обладал первой привилегией – правом на жизнь. Чтобы получить всеобщий рисунок эволюционирования отношения к малышам с ОВЗ, студенты-экспериментаторы воссоздавали целостное восприятие по каждому из периодов, активно пользуясь калейдоскопом. Применялось по 1–3 параметра, чтобы достроить целостность на основе фрагмента и использовать взаимосвязи между частями целого под руководством правила: «если – то».

В ходе работы удавалось отследить, как унитарное общество превращается в открытое, гражданское. Момент перехода к ценностям социальной инклюзии характеризуется присутствием гражданских прав у всех без исключения членов общества, а также признанием важности и уникальности каждого из индивидуумов, невзирая на его пол, расу, уровень здоровья. Только в таком обществе появляется возможность интеграции не только системы общего, но и специального обучения.

Студенты отследили преобразование реалий жизни из одной эры эволюционного развития в другую на основе изменений параметров в социокультурной жизни общества. Их накопление и трансформация предопределяли смену отношения к детям с особыми потребностями и изменение в связи с этим системы образования.

Студентам приходилось выполнять упражнения, включающие элементы опытничества характеристик реальности и выявления сходства между ними при использовании модели. К примеру, ставилась задача изменить действующую реальность, представленную в чередовании, чтобы в результате получить изменение отношения к инвалидам, что позволило бы системе образования перейти к последующему этапу развития.

Очередной ряд заданий касался исправления ошибок, допущенных по ходу моделирования реальности в данном периоде развития отношений к детям с инвалидностью и развития образовательной структуры в это время. В периоде присутствовали несоответствия характеристик культурологическому контексту положения людей в данной эпохе, сделанные намеренно. Задача студентов состояла в выявлении противоречий и устранении их.

Во время занятий ЭГ студенты рассматривали основную модель в различных модификациях. Первая отличалась поочередной фрагментарностью открытия каждого исторического периода. Поочередное открытие фрагментов позволяло получить действительную картину реальности. Чтобы получить результат, каждому студенту нужно было заниматься выдвижением гипотез с последующей их визуализацией в таблице. Происходило переосмысление ситуации после предоставления следующей порции информации. Благодаря подобному упражнению, прояснялся предмет анализа и становились видимыми этапы размышлений студентов, выявлялись базовые характеристики эволюционного этапа по отношению к малышам-инвалидам и связи этого явления с развитием системы в целом.

Практика помощи детям-инвалидам и ее социокультурная детерминированность подразделяются на определенные периоды развития. Студенты в ходе практических занятий моделировали данные этапы образовательной практики, выявляя связанные с ними социокультурные контексты. Именно взаимосвязи между ними становились предметом изучения и усвоения материала.

В завершение студентам предлагалось воспользоваться модификацией модели, чтобы сформировать оценку умениям анализировать и прогнозировать тенденции развития практики коррекционной помощи в дальнейшем. Текстовое задание, полученное студентом, касалось описания культурного контекста в одной из стран Европы, пребывающей в определенном хронологическом порядке.

По ходу выполнения задания появлялась возможность объективной оценки умений студентов:

− выделения социальных характеристик общественной жизни, основополагающих для выставления оценки его отношения к детям-инвалидам;

− определения периода, проживаемого государством, в изменении отношения к слепым и хромым;

− соотношения позиционирования к инвалидам с определенным культурологическим уровнем жизни страны, где оно переживает этапы формирования и закрепления;

− выдвижения гипотезы, обоснованного изменения ее, аргументированного рассуждения об устоях конкретного общества и развития в нем образовательной системы в плане отношения к инвалидам;

− определения этапа развития образовательной системы, исходя из анализа социокультурного контекста жизни государства;

− понимания культурно-исторической обусловленности перемен в практической помощи детям с ОВЗ: организация индивидуального обучения, открытие школ разной формы собственности, дифференциация общенациональных систем спецобразования, интеграция систем общего и специального образования, развитие инклюзии;

− использования двух координируемых периодизаций, таких как универсальные инструменты исследования и прогноз тенденций, связанных с развитием практики помощи детям с ОВЗ в любой стране.

Чтобы оценить вышеперечисленные умения, были разработаны контрольные задания, в которых уровень сложности постоянно возрастал. В каждом из них студент должен был описать социокультурный контекст жизни выбранного государства с учетом определенной исторической эпохи, провести анализ периода, проживаемого страной в эволюционном плане отношений к детям-инвалидам, зафиксировать уровень развития образовательной системы и сделать прогноз по дальнейшему практическому развитию помощи таким детям.

Анализ результатов выполненных контрольных заданий показал четыре уровня студенческих работ по следующим критериям:

− выполнение контрольных упражнений самостоятельно и правильно;

− выполнение большинства заданий;

− выполнение меньшей части упражнений;

− полное отсутствие правильного выполнения [8].

Студентов, сумевших проанализировать весь набор текстов, при этом сосредоточившись на выделении значимых социокультурных характеристиках, точном определении периодов эволюции отношения к детям с ОВЗ в заданном государстве в конкретном временном отрезке, соотношении этапа эволюции с периодом развития образовательной системы и, сумевшими сделать прогноз тенденции дальнейшего развития и обосновавшими его, можно причислить к категории с полностью сформированными умениями.

Тех, кто сумел сделать анализ текстовых описаний двух стран, при этом вычленив большинство значимых социокультурных детерминантов, разобраться в периодах эволюции отношений на данном хронологическом отрезке, соотнеся этот период с уровнем развития образовательной системы и в целом правильно обосновав прогнозирование дальнейших тенденций в развитии помощи особым деткам, можно считать студентами со сформированными умениями в основном.

Сумевшие сделать анализ описания в плане социокультурного контекста жизнедеятельности отдельно взятого государства, вычленив при этом большинство значимых характеристик, правильно определив период эволюции на данном хронологическом отрезке, соотнеся периоды эволюционного развития с системой специального образования и подготовив прогноз развития практической помощи детям с ОВЗ, считаются студентами с частично сформированными умениями.

В экспериментальной группе отсутствовали студенты, не справившиеся ни с одним контрольным заданием. В контрольной, наоборот, число неправильных ответов составило 43,8 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что результат применения в ЭГ и неприменения КГ интерактивной модели действительности обеспечил высокий уровень выполнения контрольных заданий в первом случае и низкий во втором. Это свидетельствует в пользу необходимости использования интерактивных учебных моделей в освоении периодов эволюционирования отношений государства и общества к детям-инвалидам и обеспечения продуктивной деятельности в усвоении материала.

Эффективность разработанной учебной модели с модификациями подтверждается процентом студентов из ЭГ, которым в процессе обучения удалось добиться формирования профессиональных умений полностью или в основном.

Как видно из диаграммы (рис. 4), использование электронных экспериментов в обучении стало явным преимуществом в овладении студентами необходимых навыков.

Проведение качественного анализа полученных результатов позволило очертить круг трудностей в выделении социокультурных характеристик в жизни определенной страны, состоящих в избыточном, недостаточном, неверном наборе характеристик.

missing image file

Рис. 1. Процент студентов ЭГ и КГ, не справившихся ни с одним контрольным заданием

missing image file

Рис. 2. Процент студентов ЭГ и КГ с полностью сформированными профессиональными умениями

missing image file

Рис. 3. Процент студентов ЭГ и КГ со сформированными в основном умениями

missing image file

Рис. 4. Результаты выполнения контрольных заданий студентами ЭГ и КГ после экспериментального обучения

missing image file

Рис. 5. Динамика результатов выполнения контрольных заданий студентами ЭГ до и после обучающего эксперимента

missing image file

Рис. 6. Динамика результатов выполнения контрольных заданий студентами КГ до и после обучающего эксперимента

Во время выполнения контрольных заданий у некоторых студентов возникли трудности, связанные:

− с соотнесением картин жизни государства в данном периоде с отношением к инвалидам и развитием образовательной системы;

− с выделением важных параметров в решении задач;

− с привязкой большого перечня параметров;

− с применением сразу двух периодизаций как инструментов в анализе и прогнозировании. При этом подобные трудности в выполнении у студентов контрольной группы (50,7 %) возникали в 3 раза чаще, чем у представителей экспериментальной (17 %).

Эффект от работы с интерактивной учебной моделью подтверждается результатами контрольных заданий, выполненных студентами ЭГ до начала эксперимента и после него. Если вначале ни одного задания не выполнили 81 % студентов, то после проведения эксперимента этот показатель оказался на уровне 0 %.

Обучение студентов контрольной группы продвигалось традиционно. И результаты динамики не столь успешны. Вначале не выполнили ни одного задания 75 % студентов. По завершении курса обучения показатель уменьшился до 43,8 % (рис. 6).

Заключение

Произведя контроль над умениями студентов обеих групп, можно сказать, что лучшие результаты достигнуты в процессе экспериментального обучения с применением интерактивной образовательной модели. Удалось обеспечить взаимосвязь между формированием общекультурных компетенций с профессиональными компетенциями сегодняшнего дефектолога. Преобразование привычных практических занятий и индивидуальной работы позволит насытить их активными способами обучения, применяя более продуктивные типы учебной деятельности.