Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Бичева И.Б. 1 Казначеева С.Н. 1 Носкова Ю.Н. 1 Казначеев Д.А. 1 Степанова М.Ф. 2
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 МБДОУ «Детский сад № 125»
В статье раскрываются особенности методического сопровождения как важного направления профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации в решении задач математического развития детей. Методическое сопровождение авторы понимают как целенаправленно и систематически организованную деятельность, которая предполагает индивидуальную и коллективную, практическую и теоретическую подготовку педагогов по повышению уровня профессиональной компетентности в различных областях дошкольного образования. Сформулированы задачи методического сопровождения педагогов по математическому развитию дошкольников. Авторы подчеркивают, что разный уровень профессиональной подготовки и компетентности педагогов, наличие индивидуального опыта в реализации задач математического развития детей предполагают вариативность форм и методов сопровождения. Приоритетными определяются активно-деятельностные формы, позволяющие осуществлять процесс профессионального развития педагогов способами погружения в проблему и на основе групповой организации (семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии, полемики, математические недели, квесты, др.). Приведен пример семинара-практикума на тему «Современные подходы к организации процесса формирования математических представлений у дошкольников». Перспективным направлением исследований авторы считают проведение сравнительного анализа сформированности профессиональных компетенций педагогов по математическому развитию детей в дошкольной образовательной организации до и после апробации методического сопровождения.
математическое развитие дошкольника
профессиональная деятельность
педагог дошкольного образования
профессиональная компетенция педагога
методическое сопровождение
семинар-практикум
1. Слепенкова Е.А., Аксёнов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII–XX вв. // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1. С. 7.
2. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры // Наука и практика регионов. 2019. № 1 (14). С. 63-66.
3. Бичева И.Б., Степанова М.Ф. Особенности математического развития детей в теории и практике дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2022. № 3 (117). С. 4-10.
4. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 84-86.
5. Новосёлов С.А., Воронина Л.В. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства // Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 25-37.
6. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2. С. 4.
7. Кривоносова К.А., Петрова С.С. Формирование первичных математических представлений у дошкольников // Аллея науки. 2019. Т. 5. № 1 (28). С. 373-380.
8. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: АСТ, 2014. 300 с.
9. Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Данилова Е.Г., Купаева О.Е., Степанова М.Ф. Образовательное событие как современная технология образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31175 (дата обращения: 28.09.2022).
10. Волобуева Т.Б. Методические службы в инновационном развитии: научно-методическое сопровождение // Педагогика и психология: теория и практика. Луганск, 2019. № 3 (15). С. 59-71.

Значимыми особенностями системы педагогического образования являются непрерывное развитие и трансформируемость в соответствии с запросами общественного развития, в том числе вызванные важностью построения педагогической карьеры [1, 2]. В области дошкольного математического образования также происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью повышения эффективности математической подготовки выпускников дошкольных образовательных организаций [3]. В исследованиях, раскрывающих проблемы и перспективы математического развития дошкольников, отмечается следующий факт: «Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения детей определяются не совокупностью сформированных знаний, умений, навыков, а системой личностных качеств, обеспечивающих позитивную социализацию и прежде всего успешность школьного обучения» [4, с. 85]. Математическое развитие обусловливает процесс качественных личностных изменений в процессе познания и овладения математическими представлениями и логическими операциями, приемами и способами умственной деятельности. «Правильная организация математической подготовки способствует формированию у детей математической культуры и обеспечивает социальную адаптацию к процессам информатизации и технологизации» [5, с. 33].

Данные положения позволяют заключить, что и профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования также претерпевает изменения. Прежде всего, эти изменения характеризуются особенностями организации образовательного процесса и взаимодействия педагогов с воспитанниками, выражаются в развитии их компетенций и взаимообусловлены социально-экономическими общественными преобразованиями [6]. Следует подчеркнуть, что в системе дошкольного образования при сохранении его базовых основ активно появляются новые тенденции в методиках, в применении технологий с целью достижения необходимого обучающего, развивающего и практико-ориентированного результата. Это относится и к методике формирования у дошкольников элементарных математических представлений [7, 8]. Появляются инновационные разработки, теоретически и методически обосновывающие особенности развития математических представлений и способностей современных дошкольников. Предлагаются новые способы профессиональной деятельности педагога, направленные на положительно-мотивационное, культурно-ценностное и интеллектуально-личностное становление ребенка, формирование его математической образованности [9]. Поэтому современный педагог должен быть готов непрерывно саморазвиваться, быть мобильным в используемых способах обучения и развития ребенка. Это положение применимо как ко всей профессиональной деятельности педагога, так и конкретно к области математического образования дошкольников.

Таким образом, именно высокий профессионализм педагогов ДОО позволит успешно решать задачи современного математического развития дошкольников. Это вызывает необходимость совершенствования процесса методического сопровождения педагогов как целенаправленно и систематически организованной деятельности, предполагающей их индивидуальную и коллективную, практическую и теоретическую подготовку.

Цель исследования: обосновать значение методического сопровождения профессионального развития педагогов в области математического дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования явились анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования. Это позволило раскрыть значение методического сопровождения педагогов и предложить содержание семинара-практикума по математическому развитию дошкольников как деятельностной методической формы.

Результаты исследования и их обсуждение

Поскольку педагоги, с одной стороны, находятся на разном уровне профессиональной подготовки и развития своих профессиональных компетенций, а с другой – имеют индивидуальный опыт в реализации задач математического развития, повышается роль методического сопровождения, обеспечивающего индивидуально-дифференцированную помощь педагогам в условиях ДОО.

К профессиональным компетенциям педагога в математическом развитии дошкольника мы относим мотивационно-ценностные, содержательные, процессуальные и рефлексивно-оценочные. Их сформированность позволяет педагогам при осуществлении математической подготовки дошкольников демонстрировать:

− умение целеполагания и проектирования математического развития детей в разных видах деятельности;

− способность мотивировать детей на процесс математического познания;

− способность методически правильно создавать развивающую математическую среду;

− способность учитывать особенности и творческие возможности конкретного ребенка при выборе обучающих средств и др.

Вышеизложенное позволяет определить следующие задачи методического сопровождения педагогов в области математического развития дошкольников:

− сформировать понимание значимости математического образования дошкольников в общей системе образовательной деятельности с детьми;

− создать условия для профилактики профессиональных затруднений и расширения возможностей педагогов для эффективной реализации задач математического развития дошкольников;

− обеспечить методическую поддержку по овладению актуальным математическим содержанием, приобретению опыта применения современных технологий дошкольного математического образования, обогащению собственного опыта передовыми педагогическими практиками;

− стимулировать педагогов на личностно-профессиональный рост в области математического развития дошкольников и тиражирование собственного опыта.

Реализация данных задач предполагает комплексный подход к выбору форм и методов сопровождения [10]. С одной стороны, они должны уточнять и систематизировать имеющиеся знания и умения в процессе организации коллективной мыследеятельности и совместного обсуждения проблем и принятия решений, с другой – способствовать проявлению педагогами собственной познавательной активности, индивидуально-творческому продвижению и формированию профессиональной позиции.

Наиболее востребованными формами методического сопровождения признаются активно-деятельностные, позволяющие осуществлять процесс профессионального развития педагогов способами погружения в проблему, а также на основе групповой организации. Объединение педагогов в группы может проводиться по-разному: на основе личных предпочтений и интересов, имеющихся проблем по результатам диагностики, по опыту работы с детьми конкретного возраста (педагоги младших групп и т.д.) и др. Во многом это зависит от темы и содержания методического сопровождения. Например, участие в одной группе педагогов, имеющих проблемы, и тех, у кого, наоборот, есть определенные достижения в изучаемой области, будет способствовать взаимообучению и взаимообогащению.

В рамках данной статьи рассмотрим семинар-практикум как деятельностную и групповую форму, обеспечивающую комплексное развитие компонентов профессиональной компетентности педагогов, а также возможность сочетания и вариативного использования проблемно-игровых, аналитико-прогностических и творческих заданий.

Семинар-практикум состоит из трех частей: вводной, основной (теоретической и практической) и заключительной.

Во вводной части создаются условия для развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции и обеспечиваются погружение педагогов в рассматриваемую проблему, актуализация их знаний, выявление позиций. Для этого можно использовать мотивационный тренинг, обсуждение проблемного вопроса, др.

Теоретическая часть способствует развитию содержательного компонента профессиональной компетенции и направлена на изучение (систематизацию, обогащение) научно-педагогических и методических подходов к образованию дошкольников. Логично использовать тестовые задания с закрытыми вопросами, квесты, просмотр видеофильмов, лекции-презентации, лекции вдвоем и др.

В практической части создаются условия для развития процессуального компонента профессиональной компетенции, актуализации профессионального и творческого потенциала педагогов посредством диалогового и деятельностного решения проблем, формирования необходимых практических умений и навыков, создания ситуаций для упражнения в их практическом применении.

На данном этапе целесообразно:

− проводить работу с ключевыми понятиями (составление математической энциклопедии, словаря лексики);

− включать командные игры, практические упражнения по разработке мультимедиа, компьютерной дидактической игры с использованием медиаэффектов;

− решать кейс-ситуации;

− составлять сказки с математическим содержанием, творческие плакаты по разным темам: «Математические истории», «Ориентируемся на участке», «Неделя – день за днем», др.;

− организовывать проектирование математической деятельности с детьми (математического центра в группе);

− разрабатывать методические памятки, консультации по разделам математической подготовки детей разного дошкольного возраста для родителей, содержание родительского уголка;

− продумывать содержание дискуссионных вопросов для дальнейшего обсуждения с педагогами или родителями; др.

Заключительная часть обеспечивает развитие рефлексивно-оценочного компонента профессиональной компетентности посредством осуществления педагогами рефлексии своей деятельности.

Результатом семинара-практикума является конкретный образовательный продукт:

− словарь математических понятий в картинках;

− план самообразования по выявленной проблеме;

− темы творческих разработок;

− комплект видеоматериалов, дидактических игр, проблемно-игровых ситуаций для дошкольников разных возрастных групп;

− проект обогащения предметно-игровой развивающей среды группы и др.

Блан для выполнения практического задания «Технологии математического развития дошкольников»

Пример технологии математического развития

Целевая направленность

Прогнозируемый результат

Заполняют педагоги по группам

Заполняют педагоги по группам

Заполняют педагоги по группам

     

Приведем пример семинара-практикума на тему «Современные подходы к организации процесса математического развития дошкольников».

Цель семинара-практикума: систематизация представлений педагогов об особенностях современного состояния математического дошкольного образования и овладение технологиями математического развития дошкольников.

Подготовка к семинару-практикуму:

− консультации по технологиям математического развития дошкольников;

− предварительный анализ планирования работы по математическому развитию детей в разных возрастных группах;

− просмотр организации математической деятельности в воспитательно-образовательном процессе;

− подготовка педагогами доклада (выступления) и презентации;

− определение вопросов для обсуждения;

− оформление выставки дидактических игр математической направленности и др.

Вводная часть

Педагогам предлагаются для просмотра видеофрагменты по математическому развитию детей с последующим обсуждением и обменом впечатлениями. Делается вывод о значительном потенциале математического образования в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Для обсуждения предлагается проблемный вопрос: «Как Вы считаете, можно ли сформировать у дошкольников познавательный интерес к изучению математики? Обоснуйте свою позицию».

Основная (теоретическая) часть:

− лекция-презентация «Актуальные задачи математического развития дошкольников и технологические основы процесса формирования математических представлений в дошкольном возрасте»;

− аналитический доклад по результатам анализа работы педагогов;

− обсуждение реальных проблем, которые возникают у педагогов в работе с детьми по математическому образованию, определение возможных способов их решения;

− выполнение задания «Математические ассоциации».

Основная (практическая) часть:

− организация работы в группах (объединение педагогов на основе работы с детьми конкретного дошкольного возраста);

− заполнение бланка «Технологии математического развития дошкольников» в группах (таблица);

− представление технологии математического развития каждой группой;

− разработка рекомендаций для родителей по математическому развитию детей конкретного дошкольного возраста.

Заключительная часть:

Проведение дебатов на тему: «Что я могу сделать для повышения эффективности математического развития детей своей группы?»

Во время дебатов необходимо:

− зафиксировать (записать) все идеи, которые высказывают педагоги;

− оформить идеи педагогов в виде математического вернисажа;

− оценить каждую представленную идею с точки зрения возможности ее реализации в образовательном процессе.

Результатом обсуждения становится методическая копилка «Наши профессиональные ресурсы математического развития дошкольников».

Таким образом, методическое сопровождение педагогов в области математического развития дошкольников, реализуемое активно-деятельностными формами, направлено на совершенствование профессиональных компетенций, способствует профессиональному саморазвитию и усиливает мотивацию к самообразованию, поиску актуальных информационных источников.

Преимуществом внедрения таких форм является научно обоснованная теоретическая и практическая подготовка педагогов на основе современных технологий групповой работы, учета их индивидуальных достижений и затруднений. Это обеспечивает взаимную заинтересованность педагогов в изучаемой проблеме, повышает возможности для формирования профессионального опыта и проявления инициативы, придает методической работе необходимую открытость и диалогичность. Кроме того, создаются оптимальные условия для изучения возможностей применения современных технологий математического образования дошкольников.

Семинар-практикум отвечает данным требованиям, поскольку каждая его часть предполагает как индивидуальную, так и коллективную работу педагогов.

В настоящее время сформирована творческая группа педагогов из разных ДОО г. Нижнего Новгорода по разработке и апробации содержания активных форм методического сопровождения в области математического развития дошкольников.

Дальнейшее содержание работы по исследуемой проблеме предполагает проведение сравнительного анализа сформированности профессиональных компетенций педагогов ДОО по математическому развитию детей до и после апробации методического сопровождения.


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Носкова Ю.Н., Казначеев Д.А., Степанова М.Ф. РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 102-106;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39403 (дата обращения: 12.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674