Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF TEACHERS AT THE MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Bicheva I.B. 1 Kaznacheeva S.N. 1 Noskova Yu.N. 1 Kaznacheev D.A. 1 Stepanova M.F. 2
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
2 Kindergarten № 125
The article reveals the features of methodological support as an important area of professional development of teachers of a preschool educational organization in solving problems of mathematical development of children. The authors understand methodological support as a purposefully and systematically organized activity that involves individual and collective, practical and theoretical training of teachers to improve the level of professional competence in various areas of preschool education. There are the tasks of methodological support of teachers in the mathematical development of preschoolers. The authors emphasize that the different levels of professional training and competence of teachers and their individual experience in the implementation of the tasks of the mathematical development of children suggest the variability of the forms and methods of support. The authors choose active activities as the main thing that allow the process of professional development of teachers to be carried out by means of immersion in the problem and on the basis of group organization (workshops, round tables, discussions and debates, mathematical weeks, methodological quests, etc.). There is an example of a workshop on the topic “Modern approaches to the organization of the process of forming mathematical representations in preschoolers”. The authors consider a promising area of research to be a comparative analysis of the formation of professional competencies of teachers in the mathematical development of children in a preschool educational organization before and after testing methodological support.
mathematical development of a preschooler
teacher of preschool education
professional

Значимыми особенностями системы педагогического образования являются непрерывное развитие и трансформируемость в соответствии с запросами общественного развития, в том числе вызванные важностью построения педагогической карьеры [1, 2]. В области дошкольного математического образования также происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью повышения эффективности математической подготовки выпускников дошкольных образовательных организаций [3]. В исследованиях, раскрывающих проблемы и перспективы математического развития дошкольников, отмечается следующий факт: «Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения детей определяются не совокупностью сформированных знаний, умений, навыков, а системой личностных качеств, обеспечивающих позитивную социализацию и прежде всего успешность школьного обучения» [4, с. 85]. Математическое развитие обусловливает процесс качественных личностных изменений в процессе познания и овладения математическими представлениями и логическими операциями, приемами и способами умственной деятельности. «Правильная организация математической подготовки способствует формированию у детей математической культуры и обеспечивает социальную адаптацию к процессам информатизации и технологизации» [5, с. 33].

Данные положения позволяют заключить, что и профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования также претерпевает изменения. Прежде всего, эти изменения характеризуются особенностями организации образовательного процесса и взаимодействия педагогов с воспитанниками, выражаются в развитии их компетенций и взаимообусловлены социально-экономическими общественными преобразованиями [6]. Следует подчеркнуть, что в системе дошкольного образования при сохранении его базовых основ активно появляются новые тенденции в методиках, в применении технологий с целью достижения необходимого обучающего, развивающего и практико-ориентированного результата. Это относится и к методике формирования у дошкольников элементарных математических представлений [7, 8]. Появляются инновационные разработки, теоретически и методически обосновывающие особенности развития математических представлений и способностей современных дошкольников. Предлагаются новые способы профессиональной деятельности педагога, направленные на положительно-мотивационное, культурно-ценностное и интеллектуально-личностное становление ребенка, формирование его математической образованности [9]. Поэтому современный педагог должен быть готов непрерывно саморазвиваться, быть мобильным в используемых способах обучения и развития ребенка. Это положение применимо как ко всей профессиональной деятельности педагога, так и конкретно к области математического образования дошкольников.

Таким образом, именно высокий профессионализм педагогов ДОО позволит успешно решать задачи современного математического развития дошкольников. Это вызывает необходимость совершенствования процесса методического сопровождения педагогов как целенаправленно и систематически организованной деятельности, предполагающей их индивидуальную и коллективную, практическую и теоретическую подготовку.

Цель исследования: обосновать значение методического сопровождения профессионального развития педагогов в области математического дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования явились анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования. Это позволило раскрыть значение методического сопровождения педагогов и предложить содержание семинара-практикума по математическому развитию дошкольников как деятельностной методической формы.

Результаты исследования и их обсуждение

Поскольку педагоги, с одной стороны, находятся на разном уровне профессиональной подготовки и развития своих профессиональных компетенций, а с другой – имеют индивидуальный опыт в реализации задач математического развития, повышается роль методического сопровождения, обеспечивающего индивидуально-дифференцированную помощь педагогам в условиях ДОО.

К профессиональным компетенциям педагога в математическом развитии дошкольника мы относим мотивационно-ценностные, содержательные, процессуальные и рефлексивно-оценочные. Их сформированность позволяет педагогам при осуществлении математической подготовки дошкольников демонстрировать:

− умение целеполагания и проектирования математического развития детей в разных видах деятельности;

− способность мотивировать детей на процесс математического познания;

− способность методически правильно создавать развивающую математическую среду;

− способность учитывать особенности и творческие возможности конкретного ребенка при выборе обучающих средств и др.

Вышеизложенное позволяет определить следующие задачи методического сопровождения педагогов в области математического развития дошкольников:

− сформировать понимание значимости математического образования дошкольников в общей системе образовательной деятельности с детьми;

− создать условия для профилактики профессиональных затруднений и расширения возможностей педагогов для эффективной реализации задач математического развития дошкольников;

− обеспечить методическую поддержку по овладению актуальным математическим содержанием, приобретению опыта применения современных технологий дошкольного математического образования, обогащению собственного опыта передовыми педагогическими практиками;

− стимулировать педагогов на личностно-профессиональный рост в области математического развития дошкольников и тиражирование собственного опыта.

Реализация данных задач предполагает комплексный подход к выбору форм и методов сопровождения [10]. С одной стороны, они должны уточнять и систематизировать имеющиеся знания и умения в процессе организации коллективной мыследеятельности и совместного обсуждения проблем и принятия решений, с другой – способствовать проявлению педагогами собственной познавательной активности, индивидуально-творческому продвижению и формированию профессиональной позиции.

Наиболее востребованными формами методического сопровождения признаются активно-деятельностные, позволяющие осуществлять процесс профессионального развития педагогов способами погружения в проблему, а также на основе групповой организации. Объединение педагогов в группы может проводиться по-разному: на основе личных предпочтений и интересов, имеющихся проблем по результатам диагностики, по опыту работы с детьми конкретного возраста (педагоги младших групп и т.д.) и др. Во многом это зависит от темы и содержания методического сопровождения. Например, участие в одной группе педагогов, имеющих проблемы, и тех, у кого, наоборот, есть определенные достижения в изучаемой области, будет способствовать взаимообучению и взаимообогащению.

В рамках данной статьи рассмотрим семинар-практикум как деятельностную и групповую форму, обеспечивающую комплексное развитие компонентов профессиональной компетентности педагогов, а также возможность сочетания и вариативного использования проблемно-игровых, аналитико-прогностических и творческих заданий.

Семинар-практикум состоит из трех частей: вводной, основной (теоретической и практической) и заключительной.

Во вводной части создаются условия для развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции и обеспечиваются погружение педагогов в рассматриваемую проблему, актуализация их знаний, выявление позиций. Для этого можно использовать мотивационный тренинг, обсуждение проблемного вопроса, др.

Теоретическая часть способствует развитию содержательного компонента профессиональной компетенции и направлена на изучение (систематизацию, обогащение) научно-педагогических и методических подходов к образованию дошкольников. Логично использовать тестовые задания с закрытыми вопросами, квесты, просмотр видеофильмов, лекции-презентации, лекции вдвоем и др.

В практической части создаются условия для развития процессуального компонента профессиональной компетенции, актуализации профессионального и творческого потенциала педагогов посредством диалогового и деятельностного решения проблем, формирования необходимых практических умений и навыков, создания ситуаций для упражнения в их практическом применении.

На данном этапе целесообразно:

− проводить работу с ключевыми понятиями (составление математической энциклопедии, словаря лексики);

− включать командные игры, практические упражнения по разработке мультимедиа, компьютерной дидактической игры с использованием медиаэффектов;

− решать кейс-ситуации;

− составлять сказки с математическим содержанием, творческие плакаты по разным темам: «Математические истории», «Ориентируемся на участке», «Неделя – день за днем», др.;

− организовывать проектирование математической деятельности с детьми (математического центра в группе);

− разрабатывать методические памятки, консультации по разделам математической подготовки детей разного дошкольного возраста для родителей, содержание родительского уголка;

− продумывать содержание дискуссионных вопросов для дальнейшего обсуждения с педагогами или родителями; др.

Заключительная часть обеспечивает развитие рефлексивно-оценочного компонента профессиональной компетентности посредством осуществления педагогами рефлексии своей деятельности.

Результатом семинара-практикума является конкретный образовательный продукт:

− словарь математических понятий в картинках;

− план самообразования по выявленной проблеме;

− темы творческих разработок;

− комплект видеоматериалов, дидактических игр, проблемно-игровых ситуаций для дошкольников разных возрастных групп;

− проект обогащения предметно-игровой развивающей среды группы и др.

Блан для выполнения практического задания «Технологии математического развития дошкольников»

Пример технологии математического развития

Целевая направленность

Прогнозируемый результат

Заполняют педагоги по группам

Заполняют педагоги по группам

Заполняют педагоги по группам

     

Приведем пример семинара-практикума на тему «Современные подходы к организации процесса математического развития дошкольников».

Цель семинара-практикума: систематизация представлений педагогов об особенностях современного состояния математического дошкольного образования и овладение технологиями математического развития дошкольников.

Подготовка к семинару-практикуму:

− консультации по технологиям математического развития дошкольников;

− предварительный анализ планирования работы по математическому развитию детей в разных возрастных группах;

− просмотр организации математической деятельности в воспитательно-образовательном процессе;

− подготовка педагогами доклада (выступления) и презентации;

− определение вопросов для обсуждения;

− оформление выставки дидактических игр математической направленности и др.

Вводная часть

Педагогам предлагаются для просмотра видеофрагменты по математическому развитию детей с последующим обсуждением и обменом впечатлениями. Делается вывод о значительном потенциале математического образования в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Для обсуждения предлагается проблемный вопрос: «Как Вы считаете, можно ли сформировать у дошкольников познавательный интерес к изучению математики? Обоснуйте свою позицию».

Основная (теоретическая) часть:

− лекция-презентация «Актуальные задачи математического развития дошкольников и технологические основы процесса формирования математических представлений в дошкольном возрасте»;

− аналитический доклад по результатам анализа работы педагогов;

− обсуждение реальных проблем, которые возникают у педагогов в работе с детьми по математическому образованию, определение возможных способов их решения;

− выполнение задания «Математические ассоциации».

Основная (практическая) часть:

− организация работы в группах (объединение педагогов на основе работы с детьми конкретного дошкольного возраста);

− заполнение бланка «Технологии математического развития дошкольников» в группах (таблица);

− представление технологии математического развития каждой группой;

− разработка рекомендаций для родителей по математическому развитию детей конкретного дошкольного возраста.

Заключительная часть:

Проведение дебатов на тему: «Что я могу сделать для повышения эффективности математического развития детей своей группы?»

Во время дебатов необходимо:

− зафиксировать (записать) все идеи, которые высказывают педагоги;

− оформить идеи педагогов в виде математического вернисажа;

− оценить каждую представленную идею с точки зрения возможности ее реализации в образовательном процессе.

Результатом обсуждения становится методическая копилка «Наши профессиональные ресурсы математического развития дошкольников».

Таким образом, методическое сопровождение педагогов в области математического развития дошкольников, реализуемое активно-деятельностными формами, направлено на совершенствование профессиональных компетенций, способствует профессиональному саморазвитию и усиливает мотивацию к самообразованию, поиску актуальных информационных источников.

Преимуществом внедрения таких форм является научно обоснованная теоретическая и практическая подготовка педагогов на основе современных технологий групповой работы, учета их индивидуальных достижений и затруднений. Это обеспечивает взаимную заинтересованность педагогов в изучаемой проблеме, повышает возможности для формирования профессионального опыта и проявления инициативы, придает методической работе необходимую открытость и диалогичность. Кроме того, создаются оптимальные условия для изучения возможностей применения современных технологий математического образования дошкольников.

Семинар-практикум отвечает данным требованиям, поскольку каждая его часть предполагает как индивидуальную, так и коллективную работу педагогов.

В настоящее время сформирована творческая группа педагогов из разных ДОО г. Нижнего Новгорода по разработке и апробации содержания активных форм методического сопровождения в области математического развития дошкольников.

Дальнейшее содержание работы по исследуемой проблеме предполагает проведение сравнительного анализа сформированности профессиональных компетенций педагогов ДОО по математическому развитию детей до и после апробации методического сопровождения.