Значимыми особенностями системы педагогического образования являются непрерывное развитие и трансформируемость в соответствии с запросами общественного развития, в том числе вызванные важностью построения педагогической карьеры [1, 2]. В области дошкольного математического образования также происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью повышения эффективности математической подготовки выпускников дошкольных образовательных организаций [3]. В исследованиях, раскрывающих проблемы и перспективы математического развития дошкольников, отмечается следующий факт: «Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения детей определяются не совокупностью сформированных знаний, умений, навыков, а системой личностных качеств, обеспечивающих позитивную социализацию и прежде всего успешность школьного обучения» [4, с. 85]. Математическое развитие обусловливает процесс качественных личностных изменений в процессе познания и овладения математическими представлениями и логическими операциями, приемами и способами умственной деятельности. «Правильная организация математической подготовки способствует формированию у детей математической культуры и обеспечивает социальную адаптацию к процессам информатизации и технологизации» [5, с. 33].
Данные положения позволяют заключить, что и профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования также претерпевает изменения. Прежде всего, эти изменения характеризуются особенностями организации образовательного процесса и взаимодействия педагогов с воспитанниками, выражаются в развитии их компетенций и взаимообусловлены социально-экономическими общественными преобразованиями [6]. Следует подчеркнуть, что в системе дошкольного образования при сохранении его базовых основ активно появляются новые тенденции в методиках, в применении технологий с целью достижения необходимого обучающего, развивающего и практико-ориентированного результата. Это относится и к методике формирования у дошкольников элементарных математических представлений [7, 8]. Появляются инновационные разработки, теоретически и методически обосновывающие особенности развития математических представлений и способностей современных дошкольников. Предлагаются новые способы профессиональной деятельности педагога, направленные на положительно-мотивационное, культурно-ценностное и интеллектуально-личностное становление ребенка, формирование его математической образованности [9]. Поэтому современный педагог должен быть готов непрерывно саморазвиваться, быть мобильным в используемых способах обучения и развития ребенка. Это положение применимо как ко всей профессиональной деятельности педагога, так и конкретно к области математического образования дошкольников.
Таким образом, именно высокий профессионализм педагогов ДОО позволит успешно решать задачи современного математического развития дошкольников. Это вызывает необходимость совершенствования процесса методического сопровождения педагогов как целенаправленно и систематически организованной деятельности, предполагающей их индивидуальную и коллективную, практическую и теоретическую подготовку.
Цель исследования: обосновать значение методического сопровождения профессионального развития педагогов в области математического дошкольного образования.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования явились анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования. Это позволило раскрыть значение методического сопровождения педагогов и предложить содержание семинара-практикума по математическому развитию дошкольников как деятельностной методической формы.
Результаты исследования и их обсуждение
Поскольку педагоги, с одной стороны, находятся на разном уровне профессиональной подготовки и развития своих профессиональных компетенций, а с другой – имеют индивидуальный опыт в реализации задач математического развития, повышается роль методического сопровождения, обеспечивающего индивидуально-дифференцированную помощь педагогам в условиях ДОО.
К профессиональным компетенциям педагога в математическом развитии дошкольника мы относим мотивационно-ценностные, содержательные, процессуальные и рефлексивно-оценочные. Их сформированность позволяет педагогам при осуществлении математической подготовки дошкольников демонстрировать:
− умение целеполагания и проектирования математического развития детей в разных видах деятельности;
− способность мотивировать детей на процесс математического познания;
− способность методически правильно создавать развивающую математическую среду;
− способность учитывать особенности и творческие возможности конкретного ребенка при выборе обучающих средств и др.
Вышеизложенное позволяет определить следующие задачи методического сопровождения педагогов в области математического развития дошкольников:
− сформировать понимание значимости математического образования дошкольников в общей системе образовательной деятельности с детьми;
− создать условия для профилактики профессиональных затруднений и расширения возможностей педагогов для эффективной реализации задач математического развития дошкольников;
− обеспечить методическую поддержку по овладению актуальным математическим содержанием, приобретению опыта применения современных технологий дошкольного математического образования, обогащению собственного опыта передовыми педагогическими практиками;
− стимулировать педагогов на личностно-профессиональный рост в области математического развития дошкольников и тиражирование собственного опыта.
Реализация данных задач предполагает комплексный подход к выбору форм и методов сопровождения [10]. С одной стороны, они должны уточнять и систематизировать имеющиеся знания и умения в процессе организации коллективной мыследеятельности и совместного обсуждения проблем и принятия решений, с другой – способствовать проявлению педагогами собственной познавательной активности, индивидуально-творческому продвижению и формированию профессиональной позиции.
Наиболее востребованными формами методического сопровождения признаются активно-деятельностные, позволяющие осуществлять процесс профессионального развития педагогов способами погружения в проблему, а также на основе групповой организации. Объединение педагогов в группы может проводиться по-разному: на основе личных предпочтений и интересов, имеющихся проблем по результатам диагностики, по опыту работы с детьми конкретного возраста (педагоги младших групп и т.д.) и др. Во многом это зависит от темы и содержания методического сопровождения. Например, участие в одной группе педагогов, имеющих проблемы, и тех, у кого, наоборот, есть определенные достижения в изучаемой области, будет способствовать взаимообучению и взаимообогащению.
В рамках данной статьи рассмотрим семинар-практикум как деятельностную и групповую форму, обеспечивающую комплексное развитие компонентов профессиональной компетентности педагогов, а также возможность сочетания и вариативного использования проблемно-игровых, аналитико-прогностических и творческих заданий.
Семинар-практикум состоит из трех частей: вводной, основной (теоретической и практической) и заключительной.
Во вводной части создаются условия для развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции и обеспечиваются погружение педагогов в рассматриваемую проблему, актуализация их знаний, выявление позиций. Для этого можно использовать мотивационный тренинг, обсуждение проблемного вопроса, др.
Теоретическая часть способствует развитию содержательного компонента профессиональной компетенции и направлена на изучение (систематизацию, обогащение) научно-педагогических и методических подходов к образованию дошкольников. Логично использовать тестовые задания с закрытыми вопросами, квесты, просмотр видеофильмов, лекции-презентации, лекции вдвоем и др.
В практической части создаются условия для развития процессуального компонента профессиональной компетенции, актуализации профессионального и творческого потенциала педагогов посредством диалогового и деятельностного решения проблем, формирования необходимых практических умений и навыков, создания ситуаций для упражнения в их практическом применении.
На данном этапе целесообразно:
− проводить работу с ключевыми понятиями (составление математической энциклопедии, словаря лексики);
− включать командные игры, практические упражнения по разработке мультимедиа, компьютерной дидактической игры с использованием медиаэффектов;
− решать кейс-ситуации;
− составлять сказки с математическим содержанием, творческие плакаты по разным темам: «Математические истории», «Ориентируемся на участке», «Неделя – день за днем», др.;
− организовывать проектирование математической деятельности с детьми (математического центра в группе);
− разрабатывать методические памятки, консультации по разделам математической подготовки детей разного дошкольного возраста для родителей, содержание родительского уголка;
− продумывать содержание дискуссионных вопросов для дальнейшего обсуждения с педагогами или родителями; др.
Заключительная часть обеспечивает развитие рефлексивно-оценочного компонента профессиональной компетентности посредством осуществления педагогами рефлексии своей деятельности.
Результатом семинара-практикума является конкретный образовательный продукт:
− словарь математических понятий в картинках;
− план самообразования по выявленной проблеме;
− темы творческих разработок;
− комплект видеоматериалов, дидактических игр, проблемно-игровых ситуаций для дошкольников разных возрастных групп;
− проект обогащения предметно-игровой развивающей среды группы и др.
Блан для выполнения практического задания «Технологии математического развития дошкольников»
Пример технологии математического развития |
Целевая направленность |
Прогнозируемый результат |
Заполняют педагоги по группам |
Заполняют педагоги по группам |
Заполняют педагоги по группам |
Приведем пример семинара-практикума на тему «Современные подходы к организации процесса математического развития дошкольников».
Цель семинара-практикума: систематизация представлений педагогов об особенностях современного состояния математического дошкольного образования и овладение технологиями математического развития дошкольников.
Подготовка к семинару-практикуму:
− консультации по технологиям математического развития дошкольников;
− предварительный анализ планирования работы по математическому развитию детей в разных возрастных группах;
− просмотр организации математической деятельности в воспитательно-образовательном процессе;
− подготовка педагогами доклада (выступления) и презентации;
− определение вопросов для обсуждения;
− оформление выставки дидактических игр математической направленности и др.
Вводная часть
Педагогам предлагаются для просмотра видеофрагменты по математическому развитию детей с последующим обсуждением и обменом впечатлениями. Делается вывод о значительном потенциале математического образования в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Для обсуждения предлагается проблемный вопрос: «Как Вы считаете, можно ли сформировать у дошкольников познавательный интерес к изучению математики? Обоснуйте свою позицию».
Основная (теоретическая) часть:
− лекция-презентация «Актуальные задачи математического развития дошкольников и технологические основы процесса формирования математических представлений в дошкольном возрасте»;
− аналитический доклад по результатам анализа работы педагогов;
− обсуждение реальных проблем, которые возникают у педагогов в работе с детьми по математическому образованию, определение возможных способов их решения;
− выполнение задания «Математические ассоциации».
Основная (практическая) часть:
− организация работы в группах (объединение педагогов на основе работы с детьми конкретного дошкольного возраста);
− заполнение бланка «Технологии математического развития дошкольников» в группах (таблица);
− представление технологии математического развития каждой группой;
− разработка рекомендаций для родителей по математическому развитию детей конкретного дошкольного возраста.
Заключительная часть:
Проведение дебатов на тему: «Что я могу сделать для повышения эффективности математического развития детей своей группы?»
Во время дебатов необходимо:
− зафиксировать (записать) все идеи, которые высказывают педагоги;
− оформить идеи педагогов в виде математического вернисажа;
− оценить каждую представленную идею с точки зрения возможности ее реализации в образовательном процессе.
Результатом обсуждения становится методическая копилка «Наши профессиональные ресурсы математического развития дошкольников».
Таким образом, методическое сопровождение педагогов в области математического развития дошкольников, реализуемое активно-деятельностными формами, направлено на совершенствование профессиональных компетенций, способствует профессиональному саморазвитию и усиливает мотивацию к самообразованию, поиску актуальных информационных источников.
Преимуществом внедрения таких форм является научно обоснованная теоретическая и практическая подготовка педагогов на основе современных технологий групповой работы, учета их индивидуальных достижений и затруднений. Это обеспечивает взаимную заинтересованность педагогов в изучаемой проблеме, повышает возможности для формирования профессионального опыта и проявления инициативы, придает методической работе необходимую открытость и диалогичность. Кроме того, создаются оптимальные условия для изучения возможностей применения современных технологий математического образования дошкольников.
Семинар-практикум отвечает данным требованиям, поскольку каждая его часть предполагает как индивидуальную, так и коллективную работу педагогов.
В настоящее время сформирована творческая группа педагогов из разных ДОО г. Нижнего Новгорода по разработке и апробации содержания активных форм методического сопровождения в области математического развития дошкольников.
Дальнейшее содержание работы по исследуемой проблеме предполагает проведение сравнительного анализа сформированности профессиональных компетенций педагогов ДОО по математическому развитию детей до и после апробации методического сопровождения.