Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Милованова Л.А. 1 Разливинских И.Н. 1 Стерхова Н.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
В статье представлены результаты теоретического исследования потенциала современных форм организации образовательного процесса в профессиональной ориентации обучающихся младших классов общеобразовательной школы. Авторами показано, что подготовку гражданина России к осознанному выбору профессии, формирование у него понимания ценности труда в жизни человека и общества, а также бережного отношения к результатам труда в условиях современности необходимо осуществлять уже в младшем школьном возрасте. На основе обобщения опыта отечественных ученых-профориентологов составлена классификация форм организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных школ и выявлены факторы, влияющие на содержательное наполнение мероприятий профориентационной работы с обучающимися младших классов. Используя полученные результаты исследования в качестве оснований, авторы систематизировали современные формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью и серьезным потенциалом в решении задач данного направления работы. В качестве критерия систематизации использовалась принадлежность к тому или иному направлению реализации образовательного процесса в начальной школе. Формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью, сгруппированы в четыре блока в соответствии с основными направлениями реализации образовательного процесса: учебная урочная деятельность, учебная внеурочная деятельность, воспитательная работа и дополнительное образование. Данный подход позволил максимально сориентировать содержание сформированных блоков форм организации образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью, на учет выделенных выше факторов и выявить возможности каждой из форм в профессиональном ориентировании младших школьников.
профессиональная ориентация
обучающиеся младших классов общеобразовательной школы
современные формы организации образовательного процесса
блоки форм организации образовательного процесса в начальной школе
обладающих профориентационной направленностью
потенциал современных форм организации образовательного процесса в начальной школе
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400907193/#ixzz7DAUYuaXE (дата обращения: 18.08.2022).
2. Калганова Т.А. Возрастные особенности и специфика организации профориентационной работы среди детей младшего школьного возраста // Профессиональная ориентация. 2019. № 1. С. 21-24.
3. Амбарова П.А., Немировский М.В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Известия УрФУ. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1(195). С. 188-199.
4. Бородуля Л.М. Организация профориентационной работы в школе // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 23-32.
5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. 269 с.
6. Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. Киев: Рад. шк., 1983. 153 с.
7. Пряжников Н.С. Профориентология. М.: Юрайт, 2016. 405 с.
8. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей 1-11 классов. М.: Академия, 2014. 256 с.
9. Толочек В.А. Психология труда. СПб.: Питер, 2017. 480 с.
10. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. 157 с.
11. Антонова М.В., Максимкина О.И. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников // Вестник московского государственного педагогического университета. Педагогика и психология. 2017. № 2. С. 76-82.
12. Пряжников Н.С. Психология маленького человека. Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. 184 с.
13. Профессиональная ориентация младших школьников в школе: метод. пособие / авт.-сост. И.А. Симонова. Копейск: МУДПО «Учебно-методический центр», 2017. 30 с.
14. Шалавина Т.И. Профориентация младших школьников // Начальное образование. 2009. № 5. С. 45-47.

Реалии современного мира формируют запрос Российского государства в гражданах, готовых не только осознанно выбрать свою профессию, но и ценить труд как одну из главных «ценностей в жизни человека и общества, ответственно потреблять и бережно относиться к результатам труда» [1]. В связи с этим необходимы поиск и выявление потенциала новых форм профориентационной работы с подрастающим поколением.

В контексте профориентации период обучения в начальной школе носит ориентировочно-пропедевтический характер, поскольку нацелен, главным образом, на развитие адекватного отношения и интереса ребенка к труду. А его содержание может быть представлено включением младших школьников в различные виды деятельности, способствующие развитию у них адекватной самооценки, расширению коммуникативного опыта и базы индивидуальных способов деятельности, необходимой в дальнейшем в труде [2].

Материал и методы исследования

В педагогической литературе существуют различные подходы к классификации форм профориентационной работы с обучающимися, что подтверждается в исследованиях П.А. Амбаровой, М.В. Немировского [3], Л.М. Бородули [4], Н.Н. Захарова [5], Е.М. Павлютенкова [6], Н.С. Пряжникова [7], С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева [8], В.А. Толочека [9] и др. Анализ данных трудов показывает, что в современных исследованиях уделяется недостаточное внимание изучению форм организации профориентации обучающихся младших классов, в то время как эффективность профориентационной работы во многом зависит от потенциала используемых форм организации образовательного процесса в начальной школе.

В связи с этим цель данного исследования – систематизация и выявление потенциала организационных форм образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью.

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на материалы анализа исследований ряда авторов (Л.М. Бородули [4], Е.М. Павлютенкова [6], Н.С. Пряжникова [7], С.Н. Чистяковой, Н.Н. Захарова [10] и др.), мы составили классификацию форм организации профориентационной работы с обучающимися всех ступеней общеобразовательных школ (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Классификация форм организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных школ

Таблица 1

Формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью

Направления реализации образовательного процесса в начальной школе

Формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью

Учебная урочная деятельность

Учебный предмет «Технология»

Учебный предмет «Информатика и ИКТ»

Учебный курс «Окружающий мир»

Учебные предметы «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка»

Учебные предметы «Русский язык», «Иностранный язык»

Учебный предмет «Физическая культура»

Учебная внеурочная деятельность

Факультативы, кружки, спортивные секции

Профориентационные экспедиции

Формы организации ПОР исследовательской направленности (олимпиады, конференции, форумы, предметные недели)

Фомы организации ПОР, организованные школьной библиотекой (игры-тренинги, профессиоведческие турниры, профориентационные викторины)

Производственные экскурсии

Воспитательная работа

Игры, кейсы, мастер-классы, квесты, КВН

Встречи с родителями

Утренники

Дискуссии, семинары, проекты, деловые игры

Классные часы, оформление стендов и витрин о профессиях

Беседы, лекции, просмотр видеофильмов

Профессиональные пробы (игровые, учебно-профессиональные, пробы выбора профиля обучения и пр.)

Дополнительное образование

Занятия и участие в соревнованиях по программе JuniorSkills (Джуниор Скиллз)

Система открытых онлайн уроков «ПроеКТОриЯ»

Занятия в детских технопарках «Кванториум»

Из рисунка 1 видно, что классификация форм организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных школ осуществляется по разным критериям: по продолжительности, по направленности помощи в профориентационной работе, по функциональности профориентационной помощи, по цели организации профориентационной работы и др.

Опираясь на данные критерии, следует выделить ряд факторов, которые влияют на содержательное наполнение форм организации профориентационной работы с обучающимися младших классов, среди них – цель профориентационной работы, обозначенная в ФГОС НОО третьего поколения и являющаяся системообразующим обстоятельством; «системно-деятельностный подход как главный методологический ориентир, обеспечивающий единство обязательных требований к результатам освоения программ НОО» [1]; реализация основных направлений образовательного процесса в начальной школе (урочная и внеурочная деятельность, воспитательная работа; ориентация образовательного процесса на развитие функциональной грамотности и т.д.).

Выделенные обстоятельства дали нам основание систематизировать современные формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью, которые, на наш взгляд, имеют серьезный потенциал в решении задач данного направления работы в школе. В качестве критерия систематизации была использована принадлежность к тому или иному направлению реализации образовательного процесса в начальной школе (табл. 1).

missing image file

Рис. 2. Содержание и взаимосвязь блоков организационных форм образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью

Итак, формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью, можно сгруппировать в четыре направления реализации образовательного процесса: учебная урочная деятельность, учебная внеурочная деятельность, воспитательная работа и дополнительное образование. Такой подход, с одной стороны, максимально ориентирован на учет выделенных выше обстоятельств, связанных с внедрением нового ФГОС НОО, ориентацией на развитие функциональной грамотности и т.д.; с другой стороны, позволяет выделить четыре взаимосвязанных блока форм организации образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью, и выявить их потенциал в профессиональном ориентировании младших школьников (рис. 2).

Далее мы обратились к выявлению потенциала различных форм организации образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью. Для этого мы использовали методы анализа определений понятий данных форм, индукции и дедукции, а также обобщения научно-педагогического опыта.

Основу для определения понятий и выявления потенциала форм организации образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью, составили исследования М.В. Антоновой, О.И. Максимкиной [11], Т.А. Калгановой [2], Н.С. Пряжникова [12], И.А. Симоновой [13], С.Н. Чистяковой, Н.Н. Захарова [10], Т.И. Шалавиной [14] и др.

Результаты проведенной работы позволили нам наглядно представить краткую характеристику организационных форм образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью, и их возможностей в профессиональном ориентировании младших школьников (табл. 2, 3, 4, 5).

Тесным образом с формами организации учебной урочной деятельности в начальной школе, реализуемыми в рамках учебных предметов, обладающими потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников, связаны формы организации учебной внеурочной деятельности (табл. 3).

Учитывая содержание и специфику блоков 1 и 2, мы спроектировали содержание блока 3, продемонстрировав возможности форм организации воспитательной работы в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью (табл. 4).

Интегрированный характер носят формы организации дополнительного образования младших школьников, обладающие профориентационной направленностью, представленные в блоке 4 (табл. 5).

Таблица 2

Формы организации учебной урочной деятельности, реализуемые в рамках учебных предметов (УП), обладающие потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников (блок 1)

Формы организации учебной урочной деятельности в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью

Возможности форм организации учебной деятельности в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью

УП «Технология»

возможности освоения элементарных технологий обработки и изготовления изделий из различных материалов; работы с технологическими картами; освоения основ безопасности труда

УП «Информатика и ИКТ»

возможности освоения первоначальных навыков планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности и приобретения элементов ИКТ-компетентности

УП «Окружающий мир»

возможности приобретения первоначальных представлений о профессиях прошлого, настоящего и будущего, их значении в развитии человечества

УП «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка»

возможности формирования культуры отношения к профессиям прошлого, настоящего и будущего; развития ценностного отношения к труду и уважения к человеку труда

УП «Русский язык»,

«Иностранный язык»

возможности формирования культуры выражения и оформления мыслей и коммуникативного взаимодействия, отражающей представления ребенка о мире профессий, отношения к труду и т.д.

УП «Физическая культура»

возможности формирования культуры физического развития ребенка как основного ресурса для полноценных занятий трудовой деятельностью

Таблица 3

Формы организации учебной внеурочной деятельности, обладающие потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников (блок 2)

Формы организации учебной внеурочной деятельности в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью

Возможности форм организации учебной внеурочной деятельности в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью

Факультатив – учебный курс, предмет, изучаемый по желанию учащихся

возможности формирования начал профессионального самосознания; подготовки обучающихся к участию в «профессиональных пробах»

Кружки – предметное объединение учащихся, основанное на добровольном посещении

возможности расширения знаний детей о профессиях; развития позитивного отношения к профессиям и формирования первичной заинтересованности в профессиональных областях

Спортивные секции – форма организации спортивной деятельности детей, нацеленная на подготовку будущих спортсменов, проведение спортивных мероприятий

возможности формирования потребности в занятиях спортом на профессиональном уровне; осуществления первичного профессионально-спортивного выбора

Профориентационные экспедиции – форма погружения в глубокое ознакомление с профессиональным контекстом в качестве исследователя в условиях посещения производственных предприятий

возможности формирования предоставлений у обучающихся об организации современного производства; наблюдения за представителями выбранной профессии в рабочей обстановке

Профориентационные олимпиады – товарищеские соревнования учащихся, определяющие степень предрасположенности к будущей профессии

возможности развития рефлексивных способностей, способностей самоконтроля и самооценки; формирования умений мысленно планировать ход и результаты работы

Профориентационные конференции – форма организации взаимодействия исследователей, требующая проявления инициативы в расширении, закреплении и совершенствовании знаний

возможности углубления и демонстрации знания обучающихся об отдельных профессиях; повышения активности и стремления учащихся в осознанном выборе будущей профессии

Профориентационные форумы – форма учебной дискуссии, предполагающая обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», вступающей в обмен мнениями с «аудиторией»

возможности обмена опытом с единомышленниками; обсуждения актуальных проблем в мире профессий

Предметные недели – интегрированная форма учебной, внеурочной и воспитательной работы в школе, предполагающая рационально отстроенную совокупность конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п.

возможности обучения действиям по самоподготовке и саморазвитию; формирования профессиональных качеств в избранном виде труда

Игры-тренинги – реализуемые в игровой форме занятия активного обучающего характера, позволяющие подкрепить теоретические знания детей развитием практических навыков

возможности погружения в разные виды деятельности, ориентированные на профсамоопределение посредством игры; обучения в игровой форме

Профессиоведческие турниры – командное соревнование, мобилизующее учащихся на теоретическую и практическую подготовку

возможности знакомства с основными качествами людей разных профессий; формирования умений работать в команде

Производственные экскурсии – форма ознакомления учащихся с техникой и технологией в рамках посещения современного производства

возможности формирования понимания роли труда в жизни человека и общества и установки на выбор профессии; демонстрации основных качеств людей профессии в реальных условиях

Таблица 4

Формы воспитательной работы в начальной школе, обладающие потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников (блок 3)

Формы организации воспитательной работы в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью

Возможности форм организации воспитательной работы в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью

Мастер-классы – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков

возможности обучения участников конкретным навыкам, имеющим отношение к той или иной профессии; обучения навыкам адекватной самооценки

Профориентационные квесты – интеллектуальный вид игровых развлечений, преодоление препятствий, решение определенных профессионально ориентированных задач, разгадка логических загадок, преодоление трудностей, возникающих на пути достижения обозначенной цели

возможности отработки навыков профессий на практике; приобретения навыков эффективного общения в разных формах и условиях и умений продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели; помещения в специально созданные условия, раскрывающие творческий потенциал детей; формирования универсального способа решения жизненных проблем

Утренники – форма отчета о творческой деятельности всех участников, показатель ее эффективности

возможности демонстрации приобретенных умений и навыков; формирования чувства гордости за достигнутые успехи

Деловые игры – форма организации воспитания, предусматривающая упрощенное воспроизведение детьми ситуаций, имитирующих реальные профессиональные и предпрофессиональные ситуации в игровом формате

возможности обучения видению необходимости в определении профессии через выполнение разнообразных творческих заданий; выявления предпосылок развития профессионально важных качеств детей

Классные часы – форма организации воспитательной работы в классе, стимулирующая активное участие в специально организованной учителем деятельности

возможности усовершенствования социальных установок учащихся; обучения навыкам самопрезентации и другим профориентационным навыкам; формирования системы отношений к окружающему миру

Оформление стендов и витрин о профессиях – создание конструкций напольного или настенного размещения, предназначенных для визуализации текстовой и графической информации

возможности осознания учащимися ценности и важности профессий для общества; воспитания в детях положительного отношения к различным видам профессий

Профессиональные пробы – испытания младших школьников, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, организуемые в форме продуктивных заданий, выполняемых учащимися в квазипрофессиональном (в лабораториях, учебных мастерских) либо вне профессионального (в школьном классе, в форме домашней работы и т.д.) контекста

возможности приобретения школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; получения информации о качествах, необходимых для овладения той или иной профессией; ознакомления с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены и др.

Таблица 5

Формы дополнительного образования младших школьников, обладающие потенциалом в профессиональном ориентировании (блок 4)

Формы организации дополнительного образования младших школьников, обладающие профориентационной направленностью

Возможности форм организации дополнительного образования для младших школьников, обладающие профориентационной направленностью

JuniorSkills (Джуниор Скиллз) – программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников (10–17 лет), включающая систему занятий и соревнований, нацеленных на выявление наиболее подготовленных в области определенных компетенций школьников

возможности создания у учащихся максимально четкого и конкретного образа основных типов профессий; стимулирования личностного роста школьника в сфере поиска призвания путем освоения разных культурных практик; приобретения определенных умений и навыков, необходимых в различных сферах профессиональной деятельности

Система открытых онлайн-уроков «Проектория» – интерактивный онлайн-портал, где собраны уникальный информационно-образовательный контент, опросы, игровые платформы, проекты и прочие учебно-методические материалы

возможности приобретения ребенком начальных и максимально разнообразных представлений о профессиях; проявления своих сил в доступных видах деятельности; осуществления максимально осознанного выбора профессии

Детские технопарки «Кванториум» – площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей

возможности формирования уважительного отношения к труду и трудовой деятельности в целом; подготовки к вступлению в самостоятельную жизнь и выбору своего пути профессиональной деятельности; постепенного формирования готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный маршрут

Таким образом, каждая из представленных в каждом из четырех блоков форм организации образовательного процесса в начальной школе обладает определенным потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников. Выявленные нами возможности каждой из данных форм в профориентации учащихся младших классов реализуются как через учебную урочную и учебную внеурочную деятельность, так и в рамках воспитательной работы и дополнительного образования.

Заключение

Результаты проведенного теоретического исследования свидетельствуют о том, что при классифицировании форм образовательного процесса, обладающих потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников, следует учитывать ряд факторов, оказывающих существенное влияние на наполнение каждой из них: цель профориентации согласно ФГОС НОО третьего поколения; основные положения системно-деятельностного подхода, специфику младшего школьного возраста и т.д. Наше исследование показало, что формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью, можно сгруппировать в четыре блока по принадлежности к разным направлениям реализации образовательного процесса: учебная урочная деятельность, учебная внеурочная деятельность, воспитательная работа и дополнительное образование. При выявлении профориентационного потенциала данных форм организации образовательного процесса в начальной школе целесообразно использовать методы анализа, индукции и дедукции, систематизации, а также обобщения научно-педагогического опыта.

Статья подготовлена при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 году по теме «Научно-методическое оснащение организации профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ» (№16-443 от 23.06.2022).


Библиографическая ссылка

Милованова Л.А., Разливинских И.Н., Стерхова Н.С. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 10-1. – С. 173-180;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39367 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674