Реалии современного мира формируют запрос Российского государства в гражданах, готовых не только осознанно выбрать свою профессию, но и ценить труд как одну из главных «ценностей в жизни человека и общества, ответственно потреблять и бережно относиться к результатам труда» [1]. В связи с этим необходимы поиск и выявление потенциала новых форм профориентационной работы с подрастающим поколением.
В контексте профориентации период обучения в начальной школе носит ориентировочно-пропедевтический характер, поскольку нацелен, главным образом, на развитие адекватного отношения и интереса ребенка к труду. А его содержание может быть представлено включением младших школьников в различные виды деятельности, способствующие развитию у них адекватной самооценки, расширению коммуникативного опыта и базы индивидуальных способов деятельности, необходимой в дальнейшем в труде [2].
Материал и методы исследования
В педагогической литературе существуют различные подходы к классификации форм профориентационной работы с обучающимися, что подтверждается в исследованиях П.А. Амбаровой, М.В. Немировского [3], Л.М. Бородули [4], Н.Н. Захарова [5], Е.М. Павлютенкова [6], Н.С. Пряжникова [7], С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева [8], В.А. Толочека [9] и др. Анализ данных трудов показывает, что в современных исследованиях уделяется недостаточное внимание изучению форм организации профориентации обучающихся младших классов, в то время как эффективность профориентационной работы во многом зависит от потенциала используемых форм организации образовательного процесса в начальной школе.
В связи с этим цель данного исследования – систематизация и выявление потенциала организационных форм образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью.
Результаты исследования и их обсуждение
Опираясь на материалы анализа исследований ряда авторов (Л.М. Бородули [4], Е.М. Павлютенкова [6], Н.С. Пряжникова [7], С.Н. Чистяковой, Н.Н. Захарова [10] и др.), мы составили классификацию форм организации профориентационной работы с обучающимися всех ступеней общеобразовательных школ (рис. 1).
Рис. 1. Классификация форм организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных школ
Таблица 1
Формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью
Направления реализации образовательного процесса в начальной школе |
Формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью |
Учебная урочная деятельность |
Учебный предмет «Технология» |
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» |
|
Учебный курс «Окружающий мир» |
|
Учебные предметы «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка» |
|
Учебные предметы «Русский язык», «Иностранный язык» |
|
Учебный предмет «Физическая культура» |
|
Учебная внеурочная деятельность |
Факультативы, кружки, спортивные секции |
Профориентационные экспедиции |
|
Формы организации ПОР исследовательской направленности (олимпиады, конференции, форумы, предметные недели) |
|
Фомы организации ПОР, организованные школьной библиотекой (игры-тренинги, профессиоведческие турниры, профориентационные викторины) |
|
Производственные экскурсии |
|
Воспитательная работа |
Игры, кейсы, мастер-классы, квесты, КВН |
Встречи с родителями |
|
Утренники |
|
Дискуссии, семинары, проекты, деловые игры |
|
Классные часы, оформление стендов и витрин о профессиях |
|
Беседы, лекции, просмотр видеофильмов |
|
Профессиональные пробы (игровые, учебно-профессиональные, пробы выбора профиля обучения и пр.) |
|
Дополнительное образование |
Занятия и участие в соревнованиях по программе JuniorSkills (Джуниор Скиллз) |
Система открытых онлайн уроков «ПроеКТОриЯ» |
|
Занятия в детских технопарках «Кванториум» |
Из рисунка 1 видно, что классификация форм организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных школ осуществляется по разным критериям: по продолжительности, по направленности помощи в профориентационной работе, по функциональности профориентационной помощи, по цели организации профориентационной работы и др.
Опираясь на данные критерии, следует выделить ряд факторов, которые влияют на содержательное наполнение форм организации профориентационной работы с обучающимися младших классов, среди них – цель профориентационной работы, обозначенная в ФГОС НОО третьего поколения и являющаяся системообразующим обстоятельством; «системно-деятельностный подход как главный методологический ориентир, обеспечивающий единство обязательных требований к результатам освоения программ НОО» [1]; реализация основных направлений образовательного процесса в начальной школе (урочная и внеурочная деятельность, воспитательная работа; ориентация образовательного процесса на развитие функциональной грамотности и т.д.).
Выделенные обстоятельства дали нам основание систематизировать современные формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью, которые, на наш взгляд, имеют серьезный потенциал в решении задач данного направления работы в школе. В качестве критерия систематизации была использована принадлежность к тому или иному направлению реализации образовательного процесса в начальной школе (табл. 1).
Рис. 2. Содержание и взаимосвязь блоков организационных форм образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью
Итак, формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью, можно сгруппировать в четыре направления реализации образовательного процесса: учебная урочная деятельность, учебная внеурочная деятельность, воспитательная работа и дополнительное образование. Такой подход, с одной стороны, максимально ориентирован на учет выделенных выше обстоятельств, связанных с внедрением нового ФГОС НОО, ориентацией на развитие функциональной грамотности и т.д.; с другой стороны, позволяет выделить четыре взаимосвязанных блока форм организации образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью, и выявить их потенциал в профессиональном ориентировании младших школьников (рис. 2).
Далее мы обратились к выявлению потенциала различных форм организации образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью. Для этого мы использовали методы анализа определений понятий данных форм, индукции и дедукции, а также обобщения научно-педагогического опыта.
Основу для определения понятий и выявления потенциала форм организации образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью, составили исследования М.В. Антоновой, О.И. Максимкиной [11], Т.А. Калгановой [2], Н.С. Пряжникова [12], И.А. Симоновой [13], С.Н. Чистяковой, Н.Н. Захарова [10], Т.И. Шалавиной [14] и др.
Результаты проведенной работы позволили нам наглядно представить краткую характеристику организационных форм образовательного процесса в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью, и их возможностей в профессиональном ориентировании младших школьников (табл. 2, 3, 4, 5).
Тесным образом с формами организации учебной урочной деятельности в начальной школе, реализуемыми в рамках учебных предметов, обладающими потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников, связаны формы организации учебной внеурочной деятельности (табл. 3).
Учитывая содержание и специфику блоков 1 и 2, мы спроектировали содержание блока 3, продемонстрировав возможности форм организации воспитательной работы в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью (табл. 4).
Интегрированный характер носят формы организации дополнительного образования младших школьников, обладающие профориентационной направленностью, представленные в блоке 4 (табл. 5).
Таблица 2
Формы организации учебной урочной деятельности, реализуемые в рамках учебных предметов (УП), обладающие потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников (блок 1)
Формы организации учебной урочной деятельности в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью |
Возможности форм организации учебной деятельности в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью |
УП «Технология» |
возможности освоения элементарных технологий обработки и изготовления изделий из различных материалов; работы с технологическими картами; освоения основ безопасности труда |
УП «Информатика и ИКТ» |
возможности освоения первоначальных навыков планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности и приобретения элементов ИКТ-компетентности |
УП «Окружающий мир» |
возможности приобретения первоначальных представлений о профессиях прошлого, настоящего и будущего, их значении в развитии человечества |
УП «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка» |
возможности формирования культуры отношения к профессиям прошлого, настоящего и будущего; развития ценностного отношения к труду и уважения к человеку труда |
УП «Русский язык», «Иностранный язык» |
возможности формирования культуры выражения и оформления мыслей и коммуникативного взаимодействия, отражающей представления ребенка о мире профессий, отношения к труду и т.д. |
УП «Физическая культура» |
возможности формирования культуры физического развития ребенка как основного ресурса для полноценных занятий трудовой деятельностью |
Таблица 3
Формы организации учебной внеурочной деятельности, обладающие потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников (блок 2)
Формы организации учебной внеурочной деятельности в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью |
Возможности форм организации учебной внеурочной деятельности в начальной школе, обладающих профориентационной направленностью |
Факультатив – учебный курс, предмет, изучаемый по желанию учащихся |
возможности формирования начал профессионального самосознания; подготовки обучающихся к участию в «профессиональных пробах» |
Кружки – предметное объединение учащихся, основанное на добровольном посещении |
возможности расширения знаний детей о профессиях; развития позитивного отношения к профессиям и формирования первичной заинтересованности в профессиональных областях |
Спортивные секции – форма организации спортивной деятельности детей, нацеленная на подготовку будущих спортсменов, проведение спортивных мероприятий |
возможности формирования потребности в занятиях спортом на профессиональном уровне; осуществления первичного профессионально-спортивного выбора |
Профориентационные экспедиции – форма погружения в глубокое ознакомление с профессиональным контекстом в качестве исследователя в условиях посещения производственных предприятий |
возможности формирования предоставлений у обучающихся об организации современного производства; наблюдения за представителями выбранной профессии в рабочей обстановке |
Профориентационные олимпиады – товарищеские соревнования учащихся, определяющие степень предрасположенности к будущей профессии |
возможности развития рефлексивных способностей, способностей самоконтроля и самооценки; формирования умений мысленно планировать ход и результаты работы |
Профориентационные конференции – форма организации взаимодействия исследователей, требующая проявления инициативы в расширении, закреплении и совершенствовании знаний |
возможности углубления и демонстрации знания обучающихся об отдельных профессиях; повышения активности и стремления учащихся в осознанном выборе будущей профессии |
Профориентационные форумы – форма учебной дискуссии, предполагающая обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», вступающей в обмен мнениями с «аудиторией» |
возможности обмена опытом с единомышленниками; обсуждения актуальных проблем в мире профессий |
Предметные недели – интегрированная форма учебной, внеурочной и воспитательной работы в школе, предполагающая рационально отстроенную совокупность конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п. |
возможности обучения действиям по самоподготовке и саморазвитию; формирования профессиональных качеств в избранном виде труда |
Игры-тренинги – реализуемые в игровой форме занятия активного обучающего характера, позволяющие подкрепить теоретические знания детей развитием практических навыков |
возможности погружения в разные виды деятельности, ориентированные на профсамоопределение посредством игры; обучения в игровой форме |
Профессиоведческие турниры – командное соревнование, мобилизующее учащихся на теоретическую и практическую подготовку |
возможности знакомства с основными качествами людей разных профессий; формирования умений работать в команде |
Производственные экскурсии – форма ознакомления учащихся с техникой и технологией в рамках посещения современного производства |
возможности формирования понимания роли труда в жизни человека и общества и установки на выбор профессии; демонстрации основных качеств людей профессии в реальных условиях |
Таблица 4
Формы воспитательной работы в начальной школе, обладающие потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников (блок 3)
Формы организации воспитательной работы в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью |
Возможности форм организации воспитательной работы в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью |
Мастер-классы – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков |
возможности обучения участников конкретным навыкам, имеющим отношение к той или иной профессии; обучения навыкам адекватной самооценки |
Профориентационные квесты – интеллектуальный вид игровых развлечений, преодоление препятствий, решение определенных профессионально ориентированных задач, разгадка логических загадок, преодоление трудностей, возникающих на пути достижения обозначенной цели |
возможности отработки навыков профессий на практике; приобретения навыков эффективного общения в разных формах и условиях и умений продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели; помещения в специально созданные условия, раскрывающие творческий потенциал детей; формирования универсального способа решения жизненных проблем |
Утренники – форма отчета о творческой деятельности всех участников, показатель ее эффективности |
возможности демонстрации приобретенных умений и навыков; формирования чувства гордости за достигнутые успехи |
Деловые игры – форма организации воспитания, предусматривающая упрощенное воспроизведение детьми ситуаций, имитирующих реальные профессиональные и предпрофессиональные ситуации в игровом формате |
возможности обучения видению необходимости в определении профессии через выполнение разнообразных творческих заданий; выявления предпосылок развития профессионально важных качеств детей |
Классные часы – форма организации воспитательной работы в классе, стимулирующая активное участие в специально организованной учителем деятельности |
возможности усовершенствования социальных установок учащихся; обучения навыкам самопрезентации и другим профориентационным навыкам; формирования системы отношений к окружающему миру |
Оформление стендов и витрин о профессиях – создание конструкций напольного или настенного размещения, предназначенных для визуализации текстовой и графической информации |
возможности осознания учащимися ценности и важности профессий для общества; воспитания в детях положительного отношения к различным видам профессий |
Профессиональные пробы – испытания младших школьников, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, организуемые в форме продуктивных заданий, выполняемых учащимися в квазипрофессиональном (в лабораториях, учебных мастерских) либо вне профессионального (в школьном классе, в форме домашней работы и т.д.) контекста |
возможности приобретения школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; получения информации о качествах, необходимых для овладения той или иной профессией; ознакомления с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены и др. |
Таблица 5
Формы дополнительного образования младших школьников, обладающие потенциалом в профессиональном ориентировании (блок 4)
Формы организации дополнительного образования младших школьников, обладающие профориентационной направленностью |
Возможности форм организации дополнительного образования для младших школьников, обладающие профориентационной направленностью |
JuniorSkills (Джуниор Скиллз) – программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников (10–17 лет), включающая систему занятий и соревнований, нацеленных на выявление наиболее подготовленных в области определенных компетенций школьников |
возможности создания у учащихся максимально четкого и конкретного образа основных типов профессий; стимулирования личностного роста школьника в сфере поиска призвания путем освоения разных культурных практик; приобретения определенных умений и навыков, необходимых в различных сферах профессиональной деятельности |
Система открытых онлайн-уроков «Проектория» – интерактивный онлайн-портал, где собраны уникальный информационно-образовательный контент, опросы, игровые платформы, проекты и прочие учебно-методические материалы |
возможности приобретения ребенком начальных и максимально разнообразных представлений о профессиях; проявления своих сил в доступных видах деятельности; осуществления максимально осознанного выбора профессии |
Детские технопарки «Кванториум» – площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей |
возможности формирования уважительного отношения к труду и трудовой деятельности в целом; подготовки к вступлению в самостоятельную жизнь и выбору своего пути профессиональной деятельности; постепенного формирования готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный маршрут |
Таким образом, каждая из представленных в каждом из четырех блоков форм организации образовательного процесса в начальной школе обладает определенным потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников. Выявленные нами возможности каждой из данных форм в профориентации учащихся младших классов реализуются как через учебную урочную и учебную внеурочную деятельность, так и в рамках воспитательной работы и дополнительного образования.
Заключение
Результаты проведенного теоретического исследования свидетельствуют о том, что при классифицировании форм образовательного процесса, обладающих потенциалом в профессиональном ориентировании младших школьников, следует учитывать ряд факторов, оказывающих существенное влияние на наполнение каждой из них: цель профориентации согласно ФГОС НОО третьего поколения; основные положения системно-деятельностного подхода, специфику младшего школьного возраста и т.д. Наше исследование показало, что формы организации образовательного процесса в начальной школе, обладающие профориентационной направленностью, можно сгруппировать в четыре блока по принадлежности к разным направлениям реализации образовательного процесса: учебная урочная деятельность, учебная внеурочная деятельность, воспитательная работа и дополнительное образование. При выявлении профориентационного потенциала данных форм организации образовательного процесса в начальной школе целесообразно использовать методы анализа, индукции и дедукции, систематизации, а также обобщения научно-педагогического опыта.
Статья подготовлена при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 году по теме «Научно-методическое оснащение организации профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ» (№16-443 от 23.06.2022).