Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О ВЫБОРЕ ИЗ КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО ПОЛЕЙ В КУРСЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ

Краснощеков В.В. 1 Семенова Н.В. 1 Мухамед Б.М.М. 2 Баккар М.М.А. 3
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
2 Каирский университет
3 Университет Аль-Баас
Авторы продолжают исследования точности и границ применимости вероятностных моделей. Представление о точности является важным компонентом компетенций выпускников университетов в области математического моделирования. В настоящей работе авторы проводят сравнение значений вероятностей, вычисленных по точным и приближенным формулам. Авторы находят вероятности выбора из бесконечного поля вариантов по точной формуле Бернулли, которая в данном случае имеет основанием статистическое определение вероятности. Очевидно, что в практических задачах возможен только выбор из конечного поля вариантов, тогда вычисления проводятся по классической формуле выбора. Авторы проводят все исследования на материале одной задачи, которая является нейтральной в смысле содержания текста и в то же время допускает простую интерпретацию полученных результатов. Найденные значения абсолютной и относительной ошибки вычисления вероятностей демонстрируют достаточно быструю сходимость приближённых результатов к точным. Таким образом, авторы эмпирически установили пограничные значения объёма банка вариантов, при которых точные и приближённые результаты различаются не более чем на 1 %. Подобранные аппроксимации линий сходимости дают формулы для минимального требуемого объёма банка вариантов. Эти формулы могут использоваться при средних уровнях риска рассматриваемых процессов.
преподавание теории вероятностей
формула Бернулли
выбор на основе классического определения
абсолютная ошибка
относительная ошибка
1. Soldatova L., Rzhetsky A., De Grave K., King R., Representation of probabilistic scientific knowledge. Journal of Biomedical Semantics. 2013. № 4. S7. DOI: 10.1186/2041-1480-4-S1-S7.
2. Cho Young-Been, Cho Yun-Sung, Lee Jae-Gul, Oh Seung-Chan. Design and Implementation of Probabilistic Transient Stability Approach to Assess the High Penetration of Renewable Energy in Korea. Sustainability. 2021. 4205. DOI: 10.3390/su13084205.
3. Taleb-Berrouane M., Khan F., Kamil M. Dynamic RAMS Analysis Using Advanced Probabilistic Approach. Chemical Engineering Transactions. 2019. No. 77. P. 241–246. DOI: 10.3303/CET1977041.
4. Boulaares S., Omri A., Sassi S., Benslimane D. A Probabilistic Approach: A Model for the Uncertain Representation and Navigation of Uncertain Web Resources. Proc. 14th Int. Conf. Signal-Image Technology & Internet-Based Systems (SITIS), 26–29 Nov. 2018. Las Palmas de Gran Canaria, Spain. 24–31. DOI: 10.1109/SITIS.2018.00015.
5. Bayomie D., Di Ciccio C., La Rosa M., Mendling J. A Probabilistic Approach to Event-Case Correlation for Process Mining. Proc. 38th Int. Conf. Conceptual Modeling, ER 2019, 4-7 Nov. 2019, Salvador, Brazil. Р. 136–152. DOI: 10.1007/978-3-030-33223-5_12.
6. Старовойтова Е.Л. Методические особенности изучения вопросов теории вероятностей и математической статистики студентами-первокурсниками // Преподавание математики в высшей школе и работа с одаренными студентами в современных условиях: материалы Международного научно-практического семинара (Могилев, 20 февраля 2020 г.). Могилев, РБУ, 2020. С. 81–84.
7. Гефан Г.Д. Разъяснение положений теории вероятностей с помощью примеров из жизни и художественной литературы // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 81–4. С. 38–40. DOI: 10.18411/trnio-01-2022-133.
8. Краснощеков В.В., Семенова Н.В. Формирование вероятностного подхода как методологии научного познания студентов вузов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9 (3). С. 515–519. DOI: 10.17513/snt.36261.
9. Krasnoschekov V.V., Semenova N.V. Forming of probabilistic approach to cognition as component of students professional culture. In: Shipunova O.D., Byleva D. (eds.) European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Proceedings of the joint conferences: 20th Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF 2020) & 12thCommunicative Strategies of Information Society (CSIS 2020). St. Petersburg, Nov. 16–17, 2020. P. 139–149. DOI: 10.15405/epsbs.2020.12.03.14.
10. Callingham R., Watson J., Oates G. Statistics and Probability: From Research to the Classroom. Researching and Using Progressions (Trajectories) in Mathematics Education. Boston, Singapore, Brill, 2019. Chapter 8. P. 181–204. DOI: 10.1163/9789004396449_008.
11. Гефан Г.Д. Проектно-исследовательская деятельность студентов транспортного вуза при обучении вероятностно-статистическим дисциплинам. Иркутск: ИрГУПС, 2021. 188 с. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 47309682_36476724.pdf (дата обращения: 15.07.2022).
12. Краснощеков В.В., Семенова Н.В., Алдармини С.С. Методы формирования компетенций студентов в области точности вероятностных моделей // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 30142 (дата обращения: 16.07.2022). DOI: 10.17513/spno.30142.
13. Viti A., Terzi A., Bertolaccini L. A practical overview on probability distributions. J Thorac Dis. 2015. № 7 (3). E7–E10. DOI: 10.3978/j.issn.2072-1439.2015.01.37.
14. Краснощеков В.В., Семенова Н.В., Алсалама А.М., Михолитсис А.Г. О точных и приближенных моделях в вузовском курсе теории вероятности // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 10. С. 149–154. DOI: 10.17513/snt.38869.
15. Dhritikesh Chakrabarty. Latest Definition of Probability: Link with Its Earlier Definitions. Preprint. 2021, July. DOI: 10.13140/RG.2.2.32880.58886

Проблематика развития вероятностного подхода к математическому моделированию в области научных исследований и технических разработок является весьма актуальной. Можно указать для примера только самые востребованные в аспекте разработки вероятностных и статистических моделей направления: медицина [1], энергетика [2], химические технологии, в первую очередь связанные с нефтегазовым комплексом [3], информационные технологии [4], анализ бизнес-процессов [5] и т.д. В то же время, с точки зрения работодателей, именно построение математических моделей является слабым местом подготовки инженеров и экономистов в современных условиях. Это не вызывает удивления по двум основным причинам. Во-первых, на освоение курса теории вероятности, а иногда и математической статистики, в типовых учебных планах большинства инженерных направлений подготовки отводится один семестр, что не дает преподавателям возможности охватить весь материал, научить решать задачи по теории вероятностей и одновременно углубиться в вопросы построения вероятностных моделей явлений окружающего мира с анализом их точности и границ применимости. Во-вторых, освоение вероятностных университетских дисциплин преимущественно на 1–2 курсах осложняет ориентацию задач на будущую профессиональную деятельность инженеров и экономистов [6]. Авторы встречались с различными подходами к формированию смыслового и содержательного компонентов заданий по теории вероятностей: от строго классического, лишенного какого-то ни было эмоционального окраса, до ёрнического, в духе «Вредных советов» Григория Остера. Авторские попытки увязать содержание задач с инженерной и экономической проблематикой привели к продуцированию громоздких и скучных для студентов заданий. Можно рекомендовать остановиться на «умеренных» текстах житейской и студенческой тематики либо опираться на общекультурные ориентиры [7]. Вопросы выбора содержания текста задач важны, поскольку связаны с поддержкой мотивации к изучению вероятностных дисциплин, однако они не могут решить проблем формирования компетенций студентов в области построения и анализа математических моделей, которым и посвящено настоящее исследование.

Материалы и методы исследования

Настоящая работа продолжает исследования авторов, направленных на поиск механизмов формирования системного, в частности вероятностного, подхода студентов к научному познанию [8, 9]. В качестве соавторов работ были приглашены иностранные обучающиеся программ предмагистерской подготовки Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Подготовку иностранных граждан к освоению основных образовательных программ на русском языке осуществляют несколько сотен российских вузов, но менее двух десятков из них реализуют специализированные образовательные программы подготовки в магистратуру и аспирантуру. Дело в том, что для запуска и функционирования таких программ необходима численность контингента иностранных подготовительных отделений в несколько сотен обучающихся. Кроме того, такая подготовка имеет смысл только при условии формирования проектных исследовательских компетенций [10] будущих магистрантов, что требует наличия специально подготовленных научно-педагогических кадров. Именно в предмагистратуре преподаватели могут сосредоточиться на анализе вероятностных моделей, опираясь на сформированные в зарубежных вузах компетенции обучающихся в области теории вероятностей и математической статистики.

С помощью предмагистрантов авторы выполнили в предшествующие годы два исследования в области точности вероятностных моделей. Тематика формирования компетенций студентов в этой области представляется актуальной, что подтверждается, в частности, работами других авторов [11, с. 109–116].

В работе [12], выполненной в 2020 г. с помощью предмагистранта из Сирии, авторы, прежде всего, получили графическое подтверждение приближения формы полигона биномиального распределения в существенно несимметричном случае к форме кривой Гаусса. Эти графики были включены авторами в тексты лекций по теории вероятностей для российских и иностранных студентов 2-го курса, что позволило подойти в этих лекциях к проблеме оценки точности приближенных вычислений в теории вероятностей. Далее в этой же работе авторы провели сравнение значений вероятностей, вычисленных на интервалах, по точным формулам Бернулли и приближенным формулам, следующим из интегральной теоремы Лапласа. Такие же вычисления были проделаны для случая редких событий на основе сравнения результатов, полученных по точной формуле Бернулли и приближённым формулам Пуассона и Лапласа. Выбор распределений Бернулли и Пуассона объясняется тем, что, по мнению исследователей, именно эти распределения являются наиболее важными во множестве случаев практических приложений [13]. Несмотря на результаты, подтверждающие возможность замены расчётов по формуле Бернулли расчётами по формуле Пуассона уже при 20 измерениях, сами величины относительной ошибки нельзя было признать удовлетворительными. Это, во-первых, позволило использовать полученные результаты только как качественные, тем более что было получено подтверждение положения общей теории ошибок С.Г. Михлина об обратно корневом убывании ошибки с ростом числа измерений. Во-вторых, это же обстоятельство породило необходимость дальнейшего исследования точности вероятностных моделей Пуассона, аппроксимирующих формулу Бернулли с детальным анализом поведения абсолютной и относительной ошибок вычислений. Такое исследование было проведено авторами в 2021 г. с помощью предмагистрантов из Сирии и из Греции [14].

В этой работе было показано, что при вероятности наступления редкого события р = 0,005 наихудшее значение абсолютной ошибки достигается для Р (Х = 1) и не превышает 0,12 %, в то время как при вероятности наступления редкого события р = 0,0002 наихудшее значение абсолютной ошибки также достигается для Р (Х = 1), но не превышает 0,005 %. Таким образом, студентам можно демонстрировать положение, что точность формулы Пуассона существенно повышается при уменьшении вероятности редкого события. Эти результаты можно было бы считать превосходными, если бы не характер поведения относительной ошибки, которая неуклонно возрастает. Это связано с накоплением ошибок округления при операциях с малыми величинами. Действительно, наихудшие значения относительной ошибки получаются при вычислении Р (Х = 4), для нахождения которой требуется произвести наибольшее число операций. Эти результаты также пригодны для использования в учебном процессе. Студентам можно продемонстрировать конкретные ограничения, связанные с приближенными вычислениями в теории вероятностей и математической статистике.

В настоящем исследовании авторы обратились к другой стороне оценки вероятностных моделей, связанной с проблемой ограниченности выбора. А именно, предмагистрантам было предложено сравнить результаты вычисления вероятности событий, связанных с выбором из бесконечного и конечного полей (банков). Бесконечный выбор определяется формулами Бернулли и/или теоремами о сложении и умножении вероятностей событий, конечный – формулами на основе классического определения вероятности. Эта проблематика связана с современными воззрениями на определения вероятности [15]. Точнее, сопоставляются классическое и статистическое определения вероятности. Эта проблема является многозначной, что находит отражение и в курсе теории вероятностей. Можно привести характерные примеры формулировок задач на сумму и произведение событий: «вероятность того, что цель будет засечена первым локатором, составляет 85 %», «вероятность выхода устройства из строя составляет 2 %», «вероятность аварии на атомной станции составляет 0,05 %» и т.д. Ясно, что эти примеры основаны на неких упрощенных статистических данных, однако студенты должны задуматься над тем, сколько опытов необходимо провести, чтобы быть уверенным в точности модели выбора из бесконечного банка. Например, какова была статистика аварий на атомных станциях, достаточна ли она для того, чтобы определение вероятности было статистическим, а не экспертным? С этой же проблематикой отчасти связана задача о минимальном объёме выборки в статистике. Таким образом вопросы, поднятые в настоящем исследовании, актуальны и представляют дидактический интерес в аспекте формирования вероятностного подхода в научном познании студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование было проведено на базе следующей модельной задачи:

Летом 75 % дней солнечных. Построить ряд распределения числа солнечных дней из 3 выбранных (0, 1, 2 или 3).

Выбор тематики определяется нейтральным содержанием, что важно в интернациональных группах студентов. Кроме того, у обучающихся создаётся представление о реальной возможности накопления статистического материала за счет повторяющихся наблюдений. Очевидно, что для решения используется формула Бернулли

РВ(i) = missing image file

со значениями параметров

р = 0,75, q = 1 – p = 0,25, n = 3.

Это точное решение РВ(0), РВ(1), РВ(2), РВ(3).

Для исследования приближенных решений были использованы задачи с выбором на основе классического определения вероятности:

Из N = 12 дней m = 9 солнечных. Найти вероятности того, что среди этих 12 дней будет 0 солнечных, 1 солнечный, 2 солнечных, 3 солнечных.

Это будет приближенное решение РК(0), РК(1), РК(2), РК(3), которое находится по формуле

missing image file

Для повышения точности приближённого решения находятся также значения обозначенных выше вероятностей для последовательности начальных условий: N = 16, m = 12; N = 20, m = 15; N = 40, m = 30; N = 60, m = 45; N = 80, m = 60; N = 100, m = 75. Для иллюстрации выбраны результаты крайних случаев грубого (N = 12, m = 9) и точного (N = 100, m = 75) приближённых решений по классической формуле. Соответствующие полигоны РК представлены на рис. 1 и 2 вместе с полигоном точного решения, полученного по формуле Бернулли РВ.

Очевидна сходимость приближённого решения к точному, причём ее характер можно наблюдать, рассмотрев последовательно все построенные полигоны. Наибольшее расхождение наблюдается для вероятности Р(2), но уже для N = 80, m = 60 оно не превышает 1 %.

missing image file

Рис. 1. Полигоны распределения по формуле Бернулли РВ и по классической формуле РК в грубом приближении

missing image file

Рис. 2. Полигоны распределения по формуле Бернулли РВ и по классической формуле РК в точном приближении

missing image file

Рис. 3. Зависимость приближенных значений вероятностей РК(i) от объёма банка для выбора N

Таким образом, вероятно именно эти параметры можно считать приемлемыми для замены в условиях данной задачи выбора из бесконечного банка выбором из конечного банка. Разумеется, в случае расчётов параметра безопасной работы атомной станции необходима большая точность, а соответственно, и большие объёмы данных наблюдений.

Графики сходимости компонентов полигонов РК(i) представлены на рис. 3.

Видно, что все компоненты полигонов приближённых решений выходят на свои предельные (точные) значения снизу, и только наиболее грубые оценки Р(2) – сверху.

Для детального анализа сходимости приближенных значений вероятностей к точным были вычислены величины абсолютных ошибок Δ = PК – PВ (рис. 4) и относительных ошибок ε = Δ / PB (рис. 5) всех изученных случаев. Как и в предшествующих исследованиях авторов [12] и [14], величины абсолютных ошибок достигают долей процента с гарантией при N = 100, чего нельзя сказать о величинах относительных ошибок, остающихся в окрестности 10 %. Это объясняется, во-первых, выполнением деления малых величин, во-вторых, накоплением ошибок округления в связи с ростом числа операций. Ошибки округления становятся ведущим источником погрешности по сравнению с ошибками моделирования.

Были подобраны аппроксимации для графиков абсолютных и относительных ошибок. Оказалось, что

missing image file, = > missing image file,

где константа β варьируется от 1,2 до 8,1 для разных компонентов полигона РК(i) в случае относительной ошибки, или от 0,13 до 0,95 в случае абсолютной ошибки, а показатель α близок к 1, причём превышает 1 для трех компонентов из четырёх, что указывает на относительно быструю сходимость приближенного решения к точному.

Заключение

Проведенный анализ дает возможность сделать вывод о правомерности замены выбора из бесконечного банка вариантов выбором из конечного банка. Авторы провели анализ значений абсолютных и относительных ошибок приближенного вычисления вероятностей. Авторы показали, что уже при 100 вариантах выбора приближенные значения достаточно хорошо приближают точные. Это значит, что такое количество случаев оказывается достаточным для генерирования значений вероятности в соответствии со статистическим подходом к их определению. Эти данные могут быть использованы при прогнозировании бизнес-процессов и в теории надёжности при умеренных уровнях рисков.

missing image file

Рис. 4. Зависимость абсолютной ошибки вычисления вероятностей выбора от объёма банка для выбора N

missing image file

Рис. 5. Зависимость относительной ошибки вычисления вероятностей выбора от объёма банка для выбора N


Библиографическая ссылка

Краснощеков В.В., Семенова Н.В., Мухамед Б.М.М., Баккар М.М.А. О ВЫБОРЕ ИЗ КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО ПОЛЕЙ В КУРСЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 138-143;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39322 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674