Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Коурова С.И. 1 Булдакова Н.Б. 1 Шарыпова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
В данной статье обосновывается целесообразность применения экологизации преподавания учебных дисциплин в процессе формирования экологической культуры студентов педагогического вуза профилей «Биология. География», «Русский язык. Литература» Шадринского государственного педагогического университета. Экологический подход, по мнению авторов, заключается во включении экологического компонента в учебные дисциплины, организацию активной деятельности по охране окружающей среды, эколого-просветительской работе со школьниками и будущими учителями, организацию и осуществление научно-исследовательской и творческой работы. Авторы обращают внимание, что для студентов профиля «Русский язык. Литература» экологический подход должен заключаться не только в экологизации процесса преподавания предметных дисциплин, участии в экологических мероприятиях, но и во включении в программу их подготовки отдельной дисциплины «Экология». Применение тест-методики Е.В. Асафовой позволило выявить и сравнить уровни сформированности экологической культуры и составляющих ее компонентов (образованности, сознательности, деятельности) у студентов двух направлений подготовки: гуманитарного и естественнонаучного. Полученные вследствие анкетирования результаты позволили сделать выводы об обоснованности экологизации обучения и воспитания в педагогическом вузе для формирования личности будущего педагога с высоким уровнем экологической культуры.
экологическая культура
экологическая образованность
экологическая сознательность
экологическая деятельность
педагогический вуз
экологический подход
1. Дорошко О.М. Современные подходы к определению понятия «Экологическая культура» // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 9. С. 51.
2. Вороткова И.Ю. Экологизация образования как основа формирования экологической культуры личности // Культура, личность, общество в современном мире: материалы XX Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 329–336.
3. Владимиров Н.М., Доровских И.Г., Иванов О.Н. Основы формирования экологической культуры студентов вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 3. С. 27–31.
4. Дзятковская Е.Н. Стратегические задачи современного экологического образования // Вестник экологического образования в России. 2017. № 2. С. 13–18.
5. Усачёва И.Н. Проблемы формирования экологической культуры в образовании // Современные наукоёмкие технологии. 2019. № 12–2. С. 388–394.
6. Фортунатов А.А. Основные направления формирования экологической культуры студентов вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 212–200.
7. Дорошко О.М. Экологическое пространство вуза и развитие экологической культуры будущих учителей // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета: Гродненский государственный университет им. Я. Купалы. 2014. № 2 (30). С. 156–161.
8. Асафова Е.В. Воспитание и диагностика экологической культуры студентов // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под. ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. С.157–176

Проблема формирования экологической культуры общества становится актуальной в середине XX в., когда антропогенный фактор воздействия на окружающую среду достигает максимальных показателей. Особенно важно, чтобы экологическая культура была сформирована у педагогов, которым предстоит воспитать подрастающее поколение с учётом ценностного отношения к природе. Люди проявляют заботу о материальных благах и не учитывают, что результаты их деятельности могут приводить к необратимым катастрофическим последствиям, что в дальнейшем отразится на качестве жизни человечества. Данная тенденция усугубляется тем, что отрицательное воздействие на природу может проявиться не сразу, а через достаточно длительный промежуток времени. Учителя биологии и географии обладают более широкими возможностями формировать правильные экологические взгляды у школьников в учебно-воспитательном процессе, так как именно в процессе преподавания биологических дисциплин изучаются все основные природные закономерности, экологические факторы, процессы, происходящие в естественной среде и в живом организме. Поэтому при подготовке будущих учителей биологии и географии необходимо при изучении специальных дисциплин не только формировать базовые знания, но и закладывать и развивать основы экологической культуры. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования заключается в обосновании экологизации образовательной деятельности в педагогическом вузе при подготовке студентов профилей «Биология. География», «Русский язык. Литература» с целью формирования у них экологической культуры как необходимой составляющей профессиональной деятельности учителя.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования является обобщение педагогического опыта преподавания студентам дисциплин биологического цикла и организации полевых практик. В качестве методов исследования были использованы педагогическое наблюдение и обобщение результатов применения форм, методов и средств экологизации обучения и воспитания студентов в педагогическом вузе.

Для достижения цели исследования нами проанализированы работы И.Ю. Воротковой, Н.М. Владимирова, А.А. Фортунатова, Е.В. Асафовой и других учёных в области экологического просвещения и воспитания. Всесторонний анализ понятия «экологическая культура» изучен нами в работах педагогов И.Н. Усачевой, О.М. Дорошко, Е.Н. Дзятковской и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Под экологической культурой, по мнению О.М. Дорошко, подразумевается обобщённая характеристика личностных качеств человека, складывающихся из культуры отношения к природе, к социуму и к самому себе. Формирование такой культуры является закономерностью развития общества [1]. И.Ю. Вороткова обращает внимание на то, что экологическая культура предполагает смену стереотипов мышления в обществе. Данная тенденция должна выражаться в умении находить разные варианты решения экологических проблем и выбирать среди них наиболее оптимальные [2]. Все учёные сходятся во мнении о том, что человек должен ощущать себя частью природы и мира в целом. Н.М. Владимиров, И.Г. Доровских, О.Н. Иванов в своих работах проводят глубокий анализ возможностей формирования экологической культуры у студентов вузов [3]. Авторами предлагается организация образовательного процесса, результатом которого станет формирование у студентов не только профессиональных компетенций, но и трёх основных компонентов экологической культуры: когнитивного, мотивационно-ценностного, организационно-практического. Выпускник с такой профессионально-педагогической подготовкой будет способен заложить основы экологической культуры у школьников [3]. Е.Н. Дзятковская рассматривает ключевые проблемы повышения качества экологического образования в стране, предлагает пути решения данной проблемы. В своих работах автор затрагивает вопросы устойчивого развития и необходимости формирования в обществе экологической культуры [4]. И.Н. Усачёва выделяет проблему недостаточности экологической компоненты в образовательном процессе. Автор рассматривает необходимость использования в экологическом образовании инновационных методов для достижения сформированности экологической компетентности у обучающихся [5]. А.А. Фортунатов указывает на необходимость формирования у студентов экологической картины мира в качестве компонента общечеловеческой культуры [6]. В результате анализа теоретической литературы мы пришли к выводу, что экологическая культура является компонентом общечеловеческой культуры и представляет собой особенности взаимодействия человека с окружающей средой, включает в себя отношение человека к природной среде, к объектам живой и неживой природы, понимание человеком своего места в природе. Составляющими элементами экологической культуры являются: экологические знания, экологическое сознание и экологическая деятельность [7].

В Шадринском государственном педагогическом университете учебным планом бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль «Биология. География» предусмотрено изучение экологических дисциплин: на 4 курсе изучается «Общая экология» и на 5 курсе рассматриваются «Социальная экология и природопользование», «Региональная экология». Однако экологическую культуру целесообразно формировать у студентов начиная с первого года обучения посредством расширения и углубления экологических знаний и представлений в процессе изучения биологических дисциплин, а также при организации учебных полевых практик.

Экологический компонент обучения вводится нами на первом курсе в процессе изучения зоологии и ботаники. Для успешного усвоения студентами экологических понятий важно включать их в общую систему зоологических и ботанических знаний при формировании компетенций, предусмотренных программой. В рамках формируемых компетенций (ОПК-8 – способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний; ПК-3 – способность осуществлять методическое сопровождение достижения образовательных результатов по преподаваемому предмету) предусмотрено также формирование понятий о природоохранной деятельности, представлений об имеющихся в естественных биогеоценозах взаимосвязях и последствиях их нарушения для окружающей среды. Рассматривая теоретический материал на лекционных занятиях о систематических группах животных и растений, обязательно обращается внимание студентов на роль организмов в природе и необходимость их охраны. В качестве иллюстрации негативного антропогенного воздействия на животный мир следует приводить примеры исчезновения и снижения видового разнообразия флоры и фауны по вине человека. Большое значение имеет эмоциональная окраска подачи научной информации, способствующая формированию у студентов положительного отношения к миру животных и растений. Затрагивая вопросы этологии животных, следует заострять внимание на том, что животные организмы не являются низшим звеном жизни по сравнению с человеком. У них имеются зачатки рассудочной деятельности, присутствуют эмоции и привязанности, они, как и человек, могут испытывать боль и страх. В процессе изучения животного мира необходимо постоянно расширять знания студентов о взаимосвязях и взаимозависимости компонентов биоценоза, в котором они обитают. Следует на конкретных примерах показывать существующие в природе взаимосвязи. Например, раковина радиолярий является местом обитания для одноклеточных водорослей, которые, в свою очередь, являются кормовыми объектами для большого количества организмов. Коралловые полипы, образуя рифы, создают среду обитания для представителей ихтиофауны и ракообразных. Таким образом, их гибель, которую может спровоцировать повышение температуры воды в океане, приведёт к уменьшению численности и гибели ряда видов животных и растений. Необходимо, чтобы студенты поняли, что все адаптации к среде обитания формировались у животных в процессе эволюции и нарушение привычных условий приведёт к гибели большинства организмов. В курсе ботаники в вузе студенты изучают жизненные формы растительных организмов, их экологические группы по отношению к различным экологическим факторам: влажности, температуре, кислотности почвы и другим. Целостное представление о вопросах биологической экологии студенты получают в курсе «Общая экология», знакомясь с взаимоотношениями в системах «организм – среда»; «популяция – среда», «биоценозы и экосистемы – среда». В разделе «Глобальная экология» рассматривается структура и функции биосферы как глобальной экологической системы, принципы её функционирования, изучаются глобальные экологические проблемы. При изучении дисциплин «Социальная экология и природопользование» и «Региональная экология» студенты подробно знакомятся с влиянием человека на окружающую природную среду, экологическими проблемами различного масштаба, их локализацией; существующими способами охраны природы и рационального природопользования, предотвращения экологических последствий, останавливают внимание на вопросах национальной и международной охраны природы. В период летней полевой практики по зоологии и ботанике теоретические знания дополняются практическими исследованиям и наблюдениями, что способствует формированию у студентов целостных экологических представлений и экологически правильного поведения.

Кроме того, кафедрой биологии и географии с методикой преподавания организуется большое количество мероприятий, направленных на формирование экологической культуры: олимпиады по экологии, круглые столы и студенческие семинары, в которых принимают участие школьники и студенты всех направлений подготовки университета. Студенты принимают участие во Всероссийской акции «Экологический диктант», экологических конкурсах и др. Всё вышеперечисленное способствует формированию у студентов базовых экологических знаний и понятий, развитию умений применять их в практической деятельности. Важным этапом формирования экологической культуры является развитие профессиональных компетенций будущих педагогов. С этой целью студенты привлекаются к организации и проведению для учащихся школ города мероприятий экологического характера, таких как «Естественнонаучный экспериментариум», «Время мыслить экологически», научно-популярных лекций для учащихся «Среды жизни и их обитатели», «Особенности этологии птиц» и др. Для школьников среднего звена и младших школьников проводятся тематические праздники: «День Земли», «День воды», «День птиц» и др.

Для выявления уровня экологической культуры личности разработаны различные авторские методики. Мы использовали тест-методику кандидата биологических наук, доцента Е.В. Асафовой для диагностики уровня сформированности экологической культуры обучающихся. Анкетой предполагается определение уровня экологической образованности, экологической деятельности и экологической сознательности как слагаемых компонентов экологической культуры личности. По мнению автора методики, студент, который может представить свои экологические интересы в различных сферах жизни – научной, профессиональной – направить их на созидательную деятельность в природе, имеет высокий уровень экологической образованности. Экологическая сознательность личности, прежде всего, представлена системой ценностного отношения к природе и убеждениями поступать согласно экологическим принципам, стремиться к расширению своих экологических знаний. Важной составляющей экологической культуры является экологическая деятельность, которая, по определению Е.В. Асафовой, продиктована сформированной мотивацией обучающихся к разработке и реализации различного рода экологических мероприятий, как просветительского характера, так и практико-ориентированных [8]. Высокий уровень экологической культуры предполагает высокую выраженность всех составляющих её компонентов; средний уровень показывает высокую выраженность экологической образованности и сознательности личности, но не всегда активную практико-ориентированность знаний. Низкий уровень характеризуется отсутствием выраженности компонентов экологической культуры личности, несформированностью экологически значимых представлений и убеждений, пассивностью личности в вопросах охраны окружающей среды, отсутствием ценностного отношения к природе.

В анкетировании приняли участие 18 студентов 5 курса факультета информатики, математики и естественных наук профиля «Биология. География» (результаты анкетирования представлены в табл. 1) и 21 студент 5 курса Гуманитарного института профиля «Русский язык. Литература». Все студенты обучаются на очном отделении Шадринского государственного педагогического университета по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование». У студентов непрофильного института дисциплина «Экология» не предусмотрена учебным планом и, следовательно, не изучалась. Результаты анкетирования студентов Гуманитарного института представлены в табл. 2.

Таблица 1

Уровень сформированности экологической культуры студентов 5 курса (профиль «Биология. География»), всего 18 респондентов

Уровень

Компоненты экологической культуры

Экологическая культура (совокупный показатель), чел./(%)

Экологическая образованность, чел./(%)

Экологическая сознательность, чел./(%)

Экологическая деятельность, чел./(%)

Высокий

11 (61 %)

17 (94 %)

11 (61 %)

12 (67 %)

Средний

7 (39 %)

1 (6 %)

7 (39 %)

6 (33 %)

Низкий

0

0

0

0

Таблица 2

Уровень сформированности экологической культуры студентов 5 курса (профиль «Русский язык. Литература»), всего 21 респондент

Уровень

Компоненты экологической культуры

Экологическая культура (совокупный показатель), чел./(%)

Экологическая образованность,

чел./(%)

Экологическая сознательность, чел./(%)

Экологическая деятельность, чел./(%)

Высокий

9 (43 %)

6 (29 %)

1 (5 %)

1 (5 %)

Средний

12 (57 %)

15 (71 %)

8 (38 %)

17 (81 %)

Низкий

0

0

12 (57 %)

3 (14 %)

По результатам анкетирования установлено, что высоким уровнем экологической культуры обладает 67 % студентов (12 чел. из 18) профиля «Биология. География», и 5 % студентов (1 чел. из 21) непрофильной подготовки. Высокий уровень «экологической образованности» имеют 61 % студентов профильной подготовки и 43 % гуманитариев. Экологическая сознательность высокого уровня отмечается у 94 % будущих учителей биологии и географии и 29 % учителей гуманитарного направления. Следует заметить, что на вопрос: «Является ли важной экологическая подготовка будущего специалиста (учителя)?» все опрошенные студенты (39 чел.) ответили, выбрав максимальный балл. Также 32 из 39 студентов, принимавших участие в анкетировании, считают, что в высшем учебном заведении необходимо организовать экологическое движение, которое может объединить студентов и население для участия в решении экологических проблем на уровне города, региона. Студенты профиля «Биология. География» указали, что при выборе темы научно-исследовательской работы часто выбирают экологическую проблематику. Студенты профиля «Русский язык. Литература» отметили, что сталкиваются с экологическим компонентом при написании эссе и курсовых работ, в которых анализируют концепты «природа» и «гуманизм» в произведениях художественной, научно-публицистической литературы. Уровень экологической деятельности значительно выше у будущих учителей биологии и географии – 61 % (11 чел. из 18 имеют высокий уровень), то есть большая часть опрошенных, а низкий уровень не отмечен ни у одного студента. У студентов гуманитарного профиля высокий уровень экологической деятельности отмечен только у 1 студента (5 %), большинство студентов имеют низкий уровень экологической активности (12 чел. из 21 опрошенного) и 8 чел. (38 %) имеют средний уровень экологической деятельности в природе. На вопрос анкеты «Являетесь ли лично Вы инициатором экологических мероприятий?» ни один респондент не дал положительного ответа. Студенты отметили, что их экологическая деятельность сводится к участию в экологических субботниках, организуемых университетом. Среди студентов профиля «Биология. География» все 100 % опрошенных ответили, что разрабатывали и проводили экологические мероприятия со школьниками в процессе педагогической практики и по собственной инициативе в рамках экологического просвещения, участвовали в озеленении территории университета в процессе учебных полевых практик. Нами отмечена тенденция роста экологической образованности, сознательности и деятельности у студентов профильного направления подготовки «Биология. География» к старшим курсам, по мере овладения ими системой экологических знаний, включением в практическую деятельность, участием в экологических мероприятиях. Мотивация к экологической деятельности у этих студентов обусловлена осознанным выбором будущей профессии учителя биологии и географии, устойчивым интересом к естественным наукам.

Заключение

На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что студенты профильных направлений подготовки «Биология. География» имеют более высокий уровень экологической культуры по сравнению со студентами профиля «Русский язык. Литература». У студентов профильных направлений выражено стремление к экологической деятельности и участие в ней; экологические знания реализуются также в просветительской деятельности среди школьников, в сфере научных интересов. Студенты профиля «Русский язык. Литература», не изучающие дисциплину «Экология», демонстрируют преимущественно средний и низкий уровень экологической культуры, поверхностные знания в области экологии, отсутствие личной заинтересованности в практической деятельности в природе. Исходя из представленных результатов и ввиду того, что экологическое образование является приоритетным направлением образовательной деятельности в России, мы вслед за учёными в области экологического просвещения, считаем целесообразным включение не только элементов экологизации, но и отдельной дисциплины «Экология» в образовательные программы подготовки студентов профиля «Русский язык. Литература» педагогического университета. Экологическую культуру мы видим неотъемлемой частью общей культуры человека, современного учителя. Только педагог, обладающий достаточным уровнем экологических знаний и убеждений, может активно включаться в экологическую деятельность, приобщать к ней обучающихся, осуществлять нравственное, духовное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, формировать экологическое мышление.


Библиографическая ссылка

Коурова С.И., Булдакова Н.Б., Шарыпова Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 7. – С. 162-167;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39252 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674