Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Kourova S.I. 1 Buldakova N.B. 1 Sharypova N.V. 1
1 Shadrinsk state pedagogical University
This article substantiates the expediency of applying the ecologization of the teaching of academic disciplines in the process of forming the ecological culture of students of a pedagogical university with the profiles “Biology. Geography”, “Russian language. Literature” Shadrinsk state pedagogical University. The ecological approach, according to the authors, consists in the inclusion of an ecological component in academic disciplines, the organization of active work on environmental protection, environmental education with schoolchildren and future teachers, the organization and implementation of research and creative work. The authors draw attention to the fact that for students of the profile “Russian language. Literature”, the ecological approach should consist not only in the greening of the process of teaching subject disciplines, participation in environmental events, but also in the inclusion of a separate discipline “Ecology” in the program of their preparation. Application of the test method of E.V. Asafova made it possible to identify and compare the levels of formation of ecological culture and its components (education, consciousness, activity) among students of two areas of training: humanitarian and natural sciences. The results obtained as a result of the survey made it possible to draw conclusions about the validity of the greening of education and upbringing in a pedagogical university for the formation of the personality of a future teacher with a high level of environmental culture.
ecological culture
ecological education
ecological consciousness
ecological activity
pedagogical university
ecological approach

Проблема формирования экологической культуры общества становится актуальной в середине XX в., когда антропогенный фактор воздействия на окружающую среду достигает максимальных показателей. Особенно важно, чтобы экологическая культура была сформирована у педагогов, которым предстоит воспитать подрастающее поколение с учётом ценностного отношения к природе. Люди проявляют заботу о материальных благах и не учитывают, что результаты их деятельности могут приводить к необратимым катастрофическим последствиям, что в дальнейшем отразится на качестве жизни человечества. Данная тенденция усугубляется тем, что отрицательное воздействие на природу может проявиться не сразу, а через достаточно длительный промежуток времени. Учителя биологии и географии обладают более широкими возможностями формировать правильные экологические взгляды у школьников в учебно-воспитательном процессе, так как именно в процессе преподавания биологических дисциплин изучаются все основные природные закономерности, экологические факторы, процессы, происходящие в естественной среде и в живом организме. Поэтому при подготовке будущих учителей биологии и географии необходимо при изучении специальных дисциплин не только формировать базовые знания, но и закладывать и развивать основы экологической культуры. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования заключается в обосновании экологизации образовательной деятельности в педагогическом вузе при подготовке студентов профилей «Биология. География», «Русский язык. Литература» с целью формирования у них экологической культуры как необходимой составляющей профессиональной деятельности учителя.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования является обобщение педагогического опыта преподавания студентам дисциплин биологического цикла и организации полевых практик. В качестве методов исследования были использованы педагогическое наблюдение и обобщение результатов применения форм, методов и средств экологизации обучения и воспитания студентов в педагогическом вузе.

Для достижения цели исследования нами проанализированы работы И.Ю. Воротковой, Н.М. Владимирова, А.А. Фортунатова, Е.В. Асафовой и других учёных в области экологического просвещения и воспитания. Всесторонний анализ понятия «экологическая культура» изучен нами в работах педагогов И.Н. Усачевой, О.М. Дорошко, Е.Н. Дзятковской и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Под экологической культурой, по мнению О.М. Дорошко, подразумевается обобщённая характеристика личностных качеств человека, складывающихся из культуры отношения к природе, к социуму и к самому себе. Формирование такой культуры является закономерностью развития общества [1]. И.Ю. Вороткова обращает внимание на то, что экологическая культура предполагает смену стереотипов мышления в обществе. Данная тенденция должна выражаться в умении находить разные варианты решения экологических проблем и выбирать среди них наиболее оптимальные [2]. Все учёные сходятся во мнении о том, что человек должен ощущать себя частью природы и мира в целом. Н.М. Владимиров, И.Г. Доровских, О.Н. Иванов в своих работах проводят глубокий анализ возможностей формирования экологической культуры у студентов вузов [3]. Авторами предлагается организация образовательного процесса, результатом которого станет формирование у студентов не только профессиональных компетенций, но и трёх основных компонентов экологической культуры: когнитивного, мотивационно-ценностного, организационно-практического. Выпускник с такой профессионально-педагогической подготовкой будет способен заложить основы экологической культуры у школьников [3]. Е.Н. Дзятковская рассматривает ключевые проблемы повышения качества экологического образования в стране, предлагает пути решения данной проблемы. В своих работах автор затрагивает вопросы устойчивого развития и необходимости формирования в обществе экологической культуры [4]. И.Н. Усачёва выделяет проблему недостаточности экологической компоненты в образовательном процессе. Автор рассматривает необходимость использования в экологическом образовании инновационных методов для достижения сформированности экологической компетентности у обучающихся [5]. А.А. Фортунатов указывает на необходимость формирования у студентов экологической картины мира в качестве компонента общечеловеческой культуры [6]. В результате анализа теоретической литературы мы пришли к выводу, что экологическая культура является компонентом общечеловеческой культуры и представляет собой особенности взаимодействия человека с окружающей средой, включает в себя отношение человека к природной среде, к объектам живой и неживой природы, понимание человеком своего места в природе. Составляющими элементами экологической культуры являются: экологические знания, экологическое сознание и экологическая деятельность [7].

В Шадринском государственном педагогическом университете учебным планом бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль «Биология. География» предусмотрено изучение экологических дисциплин: на 4 курсе изучается «Общая экология» и на 5 курсе рассматриваются «Социальная экология и природопользование», «Региональная экология». Однако экологическую культуру целесообразно формировать у студентов начиная с первого года обучения посредством расширения и углубления экологических знаний и представлений в процессе изучения биологических дисциплин, а также при организации учебных полевых практик.

Экологический компонент обучения вводится нами на первом курсе в процессе изучения зоологии и ботаники. Для успешного усвоения студентами экологических понятий важно включать их в общую систему зоологических и ботанических знаний при формировании компетенций, предусмотренных программой. В рамках формируемых компетенций (ОПК-8 – способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний; ПК-3 – способность осуществлять методическое сопровождение достижения образовательных результатов по преподаваемому предмету) предусмотрено также формирование понятий о природоохранной деятельности, представлений об имеющихся в естественных биогеоценозах взаимосвязях и последствиях их нарушения для окружающей среды. Рассматривая теоретический материал на лекционных занятиях о систематических группах животных и растений, обязательно обращается внимание студентов на роль организмов в природе и необходимость их охраны. В качестве иллюстрации негативного антропогенного воздействия на животный мир следует приводить примеры исчезновения и снижения видового разнообразия флоры и фауны по вине человека. Большое значение имеет эмоциональная окраска подачи научной информации, способствующая формированию у студентов положительного отношения к миру животных и растений. Затрагивая вопросы этологии животных, следует заострять внимание на том, что животные организмы не являются низшим звеном жизни по сравнению с человеком. У них имеются зачатки рассудочной деятельности, присутствуют эмоции и привязанности, они, как и человек, могут испытывать боль и страх. В процессе изучения животного мира необходимо постоянно расширять знания студентов о взаимосвязях и взаимозависимости компонентов биоценоза, в котором они обитают. Следует на конкретных примерах показывать существующие в природе взаимосвязи. Например, раковина радиолярий является местом обитания для одноклеточных водорослей, которые, в свою очередь, являются кормовыми объектами для большого количества организмов. Коралловые полипы, образуя рифы, создают среду обитания для представителей ихтиофауны и ракообразных. Таким образом, их гибель, которую может спровоцировать повышение температуры воды в океане, приведёт к уменьшению численности и гибели ряда видов животных и растений. Необходимо, чтобы студенты поняли, что все адаптации к среде обитания формировались у животных в процессе эволюции и нарушение привычных условий приведёт к гибели большинства организмов. В курсе ботаники в вузе студенты изучают жизненные формы растительных организмов, их экологические группы по отношению к различным экологическим факторам: влажности, температуре, кислотности почвы и другим. Целостное представление о вопросах биологической экологии студенты получают в курсе «Общая экология», знакомясь с взаимоотношениями в системах «организм – среда»; «популяция – среда», «биоценозы и экосистемы – среда». В разделе «Глобальная экология» рассматривается структура и функции биосферы как глобальной экологической системы, принципы её функционирования, изучаются глобальные экологические проблемы. При изучении дисциплин «Социальная экология и природопользование» и «Региональная экология» студенты подробно знакомятся с влиянием человека на окружающую природную среду, экологическими проблемами различного масштаба, их локализацией; существующими способами охраны природы и рационального природопользования, предотвращения экологических последствий, останавливают внимание на вопросах национальной и международной охраны природы. В период летней полевой практики по зоологии и ботанике теоретические знания дополняются практическими исследованиям и наблюдениями, что способствует формированию у студентов целостных экологических представлений и экологически правильного поведения.

Кроме того, кафедрой биологии и географии с методикой преподавания организуется большое количество мероприятий, направленных на формирование экологической культуры: олимпиады по экологии, круглые столы и студенческие семинары, в которых принимают участие школьники и студенты всех направлений подготовки университета. Студенты принимают участие во Всероссийской акции «Экологический диктант», экологических конкурсах и др. Всё вышеперечисленное способствует формированию у студентов базовых экологических знаний и понятий, развитию умений применять их в практической деятельности. Важным этапом формирования экологической культуры является развитие профессиональных компетенций будущих педагогов. С этой целью студенты привлекаются к организации и проведению для учащихся школ города мероприятий экологического характера, таких как «Естественнонаучный экспериментариум», «Время мыслить экологически», научно-популярных лекций для учащихся «Среды жизни и их обитатели», «Особенности этологии птиц» и др. Для школьников среднего звена и младших школьников проводятся тематические праздники: «День Земли», «День воды», «День птиц» и др.

Для выявления уровня экологической культуры личности разработаны различные авторские методики. Мы использовали тест-методику кандидата биологических наук, доцента Е.В. Асафовой для диагностики уровня сформированности экологической культуры обучающихся. Анкетой предполагается определение уровня экологической образованности, экологической деятельности и экологической сознательности как слагаемых компонентов экологической культуры личности. По мнению автора методики, студент, который может представить свои экологические интересы в различных сферах жизни – научной, профессиональной – направить их на созидательную деятельность в природе, имеет высокий уровень экологической образованности. Экологическая сознательность личности, прежде всего, представлена системой ценностного отношения к природе и убеждениями поступать согласно экологическим принципам, стремиться к расширению своих экологических знаний. Важной составляющей экологической культуры является экологическая деятельность, которая, по определению Е.В. Асафовой, продиктована сформированной мотивацией обучающихся к разработке и реализации различного рода экологических мероприятий, как просветительского характера, так и практико-ориентированных [8]. Высокий уровень экологической культуры предполагает высокую выраженность всех составляющих её компонентов; средний уровень показывает высокую выраженность экологической образованности и сознательности личности, но не всегда активную практико-ориентированность знаний. Низкий уровень характеризуется отсутствием выраженности компонентов экологической культуры личности, несформированностью экологически значимых представлений и убеждений, пассивностью личности в вопросах охраны окружающей среды, отсутствием ценностного отношения к природе.

В анкетировании приняли участие 18 студентов 5 курса факультета информатики, математики и естественных наук профиля «Биология. География» (результаты анкетирования представлены в табл. 1) и 21 студент 5 курса Гуманитарного института профиля «Русский язык. Литература». Все студенты обучаются на очном отделении Шадринского государственного педагогического университета по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование». У студентов непрофильного института дисциплина «Экология» не предусмотрена учебным планом и, следовательно, не изучалась. Результаты анкетирования студентов Гуманитарного института представлены в табл. 2.

Таблица 1

Уровень сформированности экологической культуры студентов 5 курса (профиль «Биология. География»), всего 18 респондентов

Уровень

Компоненты экологической культуры

Экологическая культура (совокупный показатель), чел./(%)

Экологическая образованность, чел./(%)

Экологическая сознательность, чел./(%)

Экологическая деятельность, чел./(%)

Высокий

11 (61 %)

17 (94 %)

11 (61 %)

12 (67 %)

Средний

7 (39 %)

1 (6 %)

7 (39 %)

6 (33 %)

Низкий

0

0

0

0

Таблица 2

Уровень сформированности экологической культуры студентов 5 курса (профиль «Русский язык. Литература»), всего 21 респондент

Уровень

Компоненты экологической культуры

Экологическая культура (совокупный показатель), чел./(%)

Экологическая образованность,

чел./(%)

Экологическая сознательность, чел./(%)

Экологическая деятельность, чел./(%)

Высокий

9 (43 %)

6 (29 %)

1 (5 %)

1 (5 %)

Средний

12 (57 %)

15 (71 %)

8 (38 %)

17 (81 %)

Низкий

0

0

12 (57 %)

3 (14 %)

По результатам анкетирования установлено, что высоким уровнем экологической культуры обладает 67 % студентов (12 чел. из 18) профиля «Биология. География», и 5 % студентов (1 чел. из 21) непрофильной подготовки. Высокий уровень «экологической образованности» имеют 61 % студентов профильной подготовки и 43 % гуманитариев. Экологическая сознательность высокого уровня отмечается у 94 % будущих учителей биологии и географии и 29 % учителей гуманитарного направления. Следует заметить, что на вопрос: «Является ли важной экологическая подготовка будущего специалиста (учителя)?» все опрошенные студенты (39 чел.) ответили, выбрав максимальный балл. Также 32 из 39 студентов, принимавших участие в анкетировании, считают, что в высшем учебном заведении необходимо организовать экологическое движение, которое может объединить студентов и население для участия в решении экологических проблем на уровне города, региона. Студенты профиля «Биология. География» указали, что при выборе темы научно-исследовательской работы часто выбирают экологическую проблематику. Студенты профиля «Русский язык. Литература» отметили, что сталкиваются с экологическим компонентом при написании эссе и курсовых работ, в которых анализируют концепты «природа» и «гуманизм» в произведениях художественной, научно-публицистической литературы. Уровень экологической деятельности значительно выше у будущих учителей биологии и географии – 61 % (11 чел. из 18 имеют высокий уровень), то есть большая часть опрошенных, а низкий уровень не отмечен ни у одного студента. У студентов гуманитарного профиля высокий уровень экологической деятельности отмечен только у 1 студента (5 %), большинство студентов имеют низкий уровень экологической активности (12 чел. из 21 опрошенного) и 8 чел. (38 %) имеют средний уровень экологической деятельности в природе. На вопрос анкеты «Являетесь ли лично Вы инициатором экологических мероприятий?» ни один респондент не дал положительного ответа. Студенты отметили, что их экологическая деятельность сводится к участию в экологических субботниках, организуемых университетом. Среди студентов профиля «Биология. География» все 100 % опрошенных ответили, что разрабатывали и проводили экологические мероприятия со школьниками в процессе педагогической практики и по собственной инициативе в рамках экологического просвещения, участвовали в озеленении территории университета в процессе учебных полевых практик. Нами отмечена тенденция роста экологической образованности, сознательности и деятельности у студентов профильного направления подготовки «Биология. География» к старшим курсам, по мере овладения ими системой экологических знаний, включением в практическую деятельность, участием в экологических мероприятиях. Мотивация к экологической деятельности у этих студентов обусловлена осознанным выбором будущей профессии учителя биологии и географии, устойчивым интересом к естественным наукам.

Заключение

На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что студенты профильных направлений подготовки «Биология. География» имеют более высокий уровень экологической культуры по сравнению со студентами профиля «Русский язык. Литература». У студентов профильных направлений выражено стремление к экологической деятельности и участие в ней; экологические знания реализуются также в просветительской деятельности среди школьников, в сфере научных интересов. Студенты профиля «Русский язык. Литература», не изучающие дисциплину «Экология», демонстрируют преимущественно средний и низкий уровень экологической культуры, поверхностные знания в области экологии, отсутствие личной заинтересованности в практической деятельности в природе. Исходя из представленных результатов и ввиду того, что экологическое образование является приоритетным направлением образовательной деятельности в России, мы вслед за учёными в области экологического просвещения, считаем целесообразным включение не только элементов экологизации, но и отдельной дисциплины «Экология» в образовательные программы подготовки студентов профиля «Русский язык. Литература» педагогического университета. Экологическую культуру мы видим неотъемлемой частью общей культуры человека, современного учителя. Только педагог, обладающий достаточным уровнем экологических знаний и убеждений, может активно включаться в экологическую деятельность, приобщать к ней обучающихся, осуществлять нравственное, духовное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, формировать экологическое мышление.