Проблема формирования экологической культуры общества становится актуальной в середине XX в., когда антропогенный фактор воздействия на окружающую среду достигает максимальных показателей. Особенно важно, чтобы экологическая культура была сформирована у педагогов, которым предстоит воспитать подрастающее поколение с учётом ценностного отношения к природе. Люди проявляют заботу о материальных благах и не учитывают, что результаты их деятельности могут приводить к необратимым катастрофическим последствиям, что в дальнейшем отразится на качестве жизни человечества. Данная тенденция усугубляется тем, что отрицательное воздействие на природу может проявиться не сразу, а через достаточно длительный промежуток времени. Учителя биологии и географии обладают более широкими возможностями формировать правильные экологические взгляды у школьников в учебно-воспитательном процессе, так как именно в процессе преподавания биологических дисциплин изучаются все основные природные закономерности, экологические факторы, процессы, происходящие в естественной среде и в живом организме. Поэтому при подготовке будущих учителей биологии и географии необходимо при изучении специальных дисциплин не только формировать базовые знания, но и закладывать и развивать основы экологической культуры. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования заключается в обосновании экологизации образовательной деятельности в педагогическом вузе при подготовке студентов профилей «Биология. География», «Русский язык. Литература» с целью формирования у них экологической культуры как необходимой составляющей профессиональной деятельности учителя.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования является обобщение педагогического опыта преподавания студентам дисциплин биологического цикла и организации полевых практик. В качестве методов исследования были использованы педагогическое наблюдение и обобщение результатов применения форм, методов и средств экологизации обучения и воспитания студентов в педагогическом вузе.
Для достижения цели исследования нами проанализированы работы И.Ю. Воротковой, Н.М. Владимирова, А.А. Фортунатова, Е.В. Асафовой и других учёных в области экологического просвещения и воспитания. Всесторонний анализ понятия «экологическая культура» изучен нами в работах педагогов И.Н. Усачевой, О.М. Дорошко, Е.Н. Дзятковской и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Под экологической культурой, по мнению О.М. Дорошко, подразумевается обобщённая характеристика личностных качеств человека, складывающихся из культуры отношения к природе, к социуму и к самому себе. Формирование такой культуры является закономерностью развития общества [1]. И.Ю. Вороткова обращает внимание на то, что экологическая культура предполагает смену стереотипов мышления в обществе. Данная тенденция должна выражаться в умении находить разные варианты решения экологических проблем и выбирать среди них наиболее оптимальные [2]. Все учёные сходятся во мнении о том, что человек должен ощущать себя частью природы и мира в целом. Н.М. Владимиров, И.Г. Доровских, О.Н. Иванов в своих работах проводят глубокий анализ возможностей формирования экологической культуры у студентов вузов [3]. Авторами предлагается организация образовательного процесса, результатом которого станет формирование у студентов не только профессиональных компетенций, но и трёх основных компонентов экологической культуры: когнитивного, мотивационно-ценностного, организационно-практического. Выпускник с такой профессионально-педагогической подготовкой будет способен заложить основы экологической культуры у школьников [3]. Е.Н. Дзятковская рассматривает ключевые проблемы повышения качества экологического образования в стране, предлагает пути решения данной проблемы. В своих работах автор затрагивает вопросы устойчивого развития и необходимости формирования в обществе экологической культуры [4]. И.Н. Усачёва выделяет проблему недостаточности экологической компоненты в образовательном процессе. Автор рассматривает необходимость использования в экологическом образовании инновационных методов для достижения сформированности экологической компетентности у обучающихся [5]. А.А. Фортунатов указывает на необходимость формирования у студентов экологической картины мира в качестве компонента общечеловеческой культуры [6]. В результате анализа теоретической литературы мы пришли к выводу, что экологическая культура является компонентом общечеловеческой культуры и представляет собой особенности взаимодействия человека с окружающей средой, включает в себя отношение человека к природной среде, к объектам живой и неживой природы, понимание человеком своего места в природе. Составляющими элементами экологической культуры являются: экологические знания, экологическое сознание и экологическая деятельность [7].
В Шадринском государственном педагогическом университете учебным планом бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль «Биология. География» предусмотрено изучение экологических дисциплин: на 4 курсе изучается «Общая экология» и на 5 курсе рассматриваются «Социальная экология и природопользование», «Региональная экология». Однако экологическую культуру целесообразно формировать у студентов начиная с первого года обучения посредством расширения и углубления экологических знаний и представлений в процессе изучения биологических дисциплин, а также при организации учебных полевых практик.
Экологический компонент обучения вводится нами на первом курсе в процессе изучения зоологии и ботаники. Для успешного усвоения студентами экологических понятий важно включать их в общую систему зоологических и ботанических знаний при формировании компетенций, предусмотренных программой. В рамках формируемых компетенций (ОПК-8 – способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний; ПК-3 – способность осуществлять методическое сопровождение достижения образовательных результатов по преподаваемому предмету) предусмотрено также формирование понятий о природоохранной деятельности, представлений об имеющихся в естественных биогеоценозах взаимосвязях и последствиях их нарушения для окружающей среды. Рассматривая теоретический материал на лекционных занятиях о систематических группах животных и растений, обязательно обращается внимание студентов на роль организмов в природе и необходимость их охраны. В качестве иллюстрации негативного антропогенного воздействия на животный мир следует приводить примеры исчезновения и снижения видового разнообразия флоры и фауны по вине человека. Большое значение имеет эмоциональная окраска подачи научной информации, способствующая формированию у студентов положительного отношения к миру животных и растений. Затрагивая вопросы этологии животных, следует заострять внимание на том, что животные организмы не являются низшим звеном жизни по сравнению с человеком. У них имеются зачатки рассудочной деятельности, присутствуют эмоции и привязанности, они, как и человек, могут испытывать боль и страх. В процессе изучения животного мира необходимо постоянно расширять знания студентов о взаимосвязях и взаимозависимости компонентов биоценоза, в котором они обитают. Следует на конкретных примерах показывать существующие в природе взаимосвязи. Например, раковина радиолярий является местом обитания для одноклеточных водорослей, которые, в свою очередь, являются кормовыми объектами для большого количества организмов. Коралловые полипы, образуя рифы, создают среду обитания для представителей ихтиофауны и ракообразных. Таким образом, их гибель, которую может спровоцировать повышение температуры воды в океане, приведёт к уменьшению численности и гибели ряда видов животных и растений. Необходимо, чтобы студенты поняли, что все адаптации к среде обитания формировались у животных в процессе эволюции и нарушение привычных условий приведёт к гибели большинства организмов. В курсе ботаники в вузе студенты изучают жизненные формы растительных организмов, их экологические группы по отношению к различным экологическим факторам: влажности, температуре, кислотности почвы и другим. Целостное представление о вопросах биологической экологии студенты получают в курсе «Общая экология», знакомясь с взаимоотношениями в системах «организм – среда»; «популяция – среда», «биоценозы и экосистемы – среда». В разделе «Глобальная экология» рассматривается структура и функции биосферы как глобальной экологической системы, принципы её функционирования, изучаются глобальные экологические проблемы. При изучении дисциплин «Социальная экология и природопользование» и «Региональная экология» студенты подробно знакомятся с влиянием человека на окружающую природную среду, экологическими проблемами различного масштаба, их локализацией; существующими способами охраны природы и рационального природопользования, предотвращения экологических последствий, останавливают внимание на вопросах национальной и международной охраны природы. В период летней полевой практики по зоологии и ботанике теоретические знания дополняются практическими исследованиям и наблюдениями, что способствует формированию у студентов целостных экологических представлений и экологически правильного поведения.
Кроме того, кафедрой биологии и географии с методикой преподавания организуется большое количество мероприятий, направленных на формирование экологической культуры: олимпиады по экологии, круглые столы и студенческие семинары, в которых принимают участие школьники и студенты всех направлений подготовки университета. Студенты принимают участие во Всероссийской акции «Экологический диктант», экологических конкурсах и др. Всё вышеперечисленное способствует формированию у студентов базовых экологических знаний и понятий, развитию умений применять их в практической деятельности. Важным этапом формирования экологической культуры является развитие профессиональных компетенций будущих педагогов. С этой целью студенты привлекаются к организации и проведению для учащихся школ города мероприятий экологического характера, таких как «Естественнонаучный экспериментариум», «Время мыслить экологически», научно-популярных лекций для учащихся «Среды жизни и их обитатели», «Особенности этологии птиц» и др. Для школьников среднего звена и младших школьников проводятся тематические праздники: «День Земли», «День воды», «День птиц» и др.
Для выявления уровня экологической культуры личности разработаны различные авторские методики. Мы использовали тест-методику кандидата биологических наук, доцента Е.В. Асафовой для диагностики уровня сформированности экологической культуры обучающихся. Анкетой предполагается определение уровня экологической образованности, экологической деятельности и экологической сознательности как слагаемых компонентов экологической культуры личности. По мнению автора методики, студент, который может представить свои экологические интересы в различных сферах жизни – научной, профессиональной – направить их на созидательную деятельность в природе, имеет высокий уровень экологической образованности. Экологическая сознательность личности, прежде всего, представлена системой ценностного отношения к природе и убеждениями поступать согласно экологическим принципам, стремиться к расширению своих экологических знаний. Важной составляющей экологической культуры является экологическая деятельность, которая, по определению Е.В. Асафовой, продиктована сформированной мотивацией обучающихся к разработке и реализации различного рода экологических мероприятий, как просветительского характера, так и практико-ориентированных [8]. Высокий уровень экологической культуры предполагает высокую выраженность всех составляющих её компонентов; средний уровень показывает высокую выраженность экологической образованности и сознательности личности, но не всегда активную практико-ориентированность знаний. Низкий уровень характеризуется отсутствием выраженности компонентов экологической культуры личности, несформированностью экологически значимых представлений и убеждений, пассивностью личности в вопросах охраны окружающей среды, отсутствием ценностного отношения к природе.
В анкетировании приняли участие 18 студентов 5 курса факультета информатики, математики и естественных наук профиля «Биология. География» (результаты анкетирования представлены в табл. 1) и 21 студент 5 курса Гуманитарного института профиля «Русский язык. Литература». Все студенты обучаются на очном отделении Шадринского государственного педагогического университета по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование». У студентов непрофильного института дисциплина «Экология» не предусмотрена учебным планом и, следовательно, не изучалась. Результаты анкетирования студентов Гуманитарного института представлены в табл. 2.
Таблица 1
Уровень сформированности экологической культуры студентов 5 курса (профиль «Биология. География»), всего 18 респондентов
Уровень |
Компоненты экологической культуры |
Экологическая культура (совокупный показатель), чел./(%) |
||
Экологическая образованность, чел./(%) |
Экологическая сознательность, чел./(%) |
Экологическая деятельность, чел./(%) |
||
Высокий |
11 (61 %) |
17 (94 %) |
11 (61 %) |
12 (67 %) |
Средний |
7 (39 %) |
1 (6 %) |
7 (39 %) |
6 (33 %) |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2
Уровень сформированности экологической культуры студентов 5 курса (профиль «Русский язык. Литература»), всего 21 респондент
Уровень |
Компоненты экологической культуры |
Экологическая культура (совокупный показатель), чел./(%) |
||
Экологическая образованность, чел./(%) |
Экологическая сознательность, чел./(%) |
Экологическая деятельность, чел./(%) |
||
Высокий |
9 (43 %) |
6 (29 %) |
1 (5 %) |
1 (5 %) |
Средний |
12 (57 %) |
15 (71 %) |
8 (38 %) |
17 (81 %) |
Низкий |
0 |
0 |
12 (57 %) |
3 (14 %) |
По результатам анкетирования установлено, что высоким уровнем экологической культуры обладает 67 % студентов (12 чел. из 18) профиля «Биология. География», и 5 % студентов (1 чел. из 21) непрофильной подготовки. Высокий уровень «экологической образованности» имеют 61 % студентов профильной подготовки и 43 % гуманитариев. Экологическая сознательность высокого уровня отмечается у 94 % будущих учителей биологии и географии и 29 % учителей гуманитарного направления. Следует заметить, что на вопрос: «Является ли важной экологическая подготовка будущего специалиста (учителя)?» все опрошенные студенты (39 чел.) ответили, выбрав максимальный балл. Также 32 из 39 студентов, принимавших участие в анкетировании, считают, что в высшем учебном заведении необходимо организовать экологическое движение, которое может объединить студентов и население для участия в решении экологических проблем на уровне города, региона. Студенты профиля «Биология. География» указали, что при выборе темы научно-исследовательской работы часто выбирают экологическую проблематику. Студенты профиля «Русский язык. Литература» отметили, что сталкиваются с экологическим компонентом при написании эссе и курсовых работ, в которых анализируют концепты «природа» и «гуманизм» в произведениях художественной, научно-публицистической литературы. Уровень экологической деятельности значительно выше у будущих учителей биологии и географии – 61 % (11 чел. из 18 имеют высокий уровень), то есть большая часть опрошенных, а низкий уровень не отмечен ни у одного студента. У студентов гуманитарного профиля высокий уровень экологической деятельности отмечен только у 1 студента (5 %), большинство студентов имеют низкий уровень экологической активности (12 чел. из 21 опрошенного) и 8 чел. (38 %) имеют средний уровень экологической деятельности в природе. На вопрос анкеты «Являетесь ли лично Вы инициатором экологических мероприятий?» ни один респондент не дал положительного ответа. Студенты отметили, что их экологическая деятельность сводится к участию в экологических субботниках, организуемых университетом. Среди студентов профиля «Биология. География» все 100 % опрошенных ответили, что разрабатывали и проводили экологические мероприятия со школьниками в процессе педагогической практики и по собственной инициативе в рамках экологического просвещения, участвовали в озеленении территории университета в процессе учебных полевых практик. Нами отмечена тенденция роста экологической образованности, сознательности и деятельности у студентов профильного направления подготовки «Биология. География» к старшим курсам, по мере овладения ими системой экологических знаний, включением в практическую деятельность, участием в экологических мероприятиях. Мотивация к экологической деятельности у этих студентов обусловлена осознанным выбором будущей профессии учителя биологии и географии, устойчивым интересом к естественным наукам.
Заключение
На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что студенты профильных направлений подготовки «Биология. География» имеют более высокий уровень экологической культуры по сравнению со студентами профиля «Русский язык. Литература». У студентов профильных направлений выражено стремление к экологической деятельности и участие в ней; экологические знания реализуются также в просветительской деятельности среди школьников, в сфере научных интересов. Студенты профиля «Русский язык. Литература», не изучающие дисциплину «Экология», демонстрируют преимущественно средний и низкий уровень экологической культуры, поверхностные знания в области экологии, отсутствие личной заинтересованности в практической деятельности в природе. Исходя из представленных результатов и ввиду того, что экологическое образование является приоритетным направлением образовательной деятельности в России, мы вслед за учёными в области экологического просвещения, считаем целесообразным включение не только элементов экологизации, но и отдельной дисциплины «Экология» в образовательные программы подготовки студентов профиля «Русский язык. Литература» педагогического университета. Экологическую культуру мы видим неотъемлемой частью общей культуры человека, современного учителя. Только педагог, обладающий достаточным уровнем экологических знаний и убеждений, может активно включаться в экологическую деятельность, приобщать к ней обучающихся, осуществлять нравственное, духовное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, формировать экологическое мышление.