Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ

Дорохова О.Е. 1 Крылов А.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Академия ГПС МЧС России»
В статье обосновывается необходимость формирования у обучающихся метакомпетенций, представляющих собой компонент компетенции в ее многомерном понимании. Осуществляя анализ различных подходов к содержанию понятия «метакомпетенции», авторы выделяют навыки, без которых компетенции не могут формироваться в полном объеме. Одним из возможных путей формирования метакомпетенций предлагается внедрение в процесс обучения курсантов вузов государственной противопожарной службы специально сконструированных задач метапредметного содержания. В работе рассмотрена авторская методика конструирования метапредметных задач, используемых в курсе высшей математики, целью которой является формирование способности решать прикладные задачи в области обеспечения пожарной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности с использованием теории и методов фундаментальных наук. Требование методики: установление межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла; формирование метапредметных компетенций в рамках изучения курса высшей математики по программе, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования – специалитет по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность». Процедура конструирования метапредметных задач основана на анализе и реконструировании оригинальной формулировки задачи смежной предметной или профессиональной области с целью получения задачи с требованием математического характера. Приводится пример реализации данной методики для задачи из курса дисциплины «Пожарная безопасность электроустановок».
высшее образование
компетенция
метакомпетенции
метапредметные задачи
пожарная безопасность
1. Долженко О.В. Университет и образование: между прошлым и будущим // Педагогика и просвещение. 2013. № 1. С. 19-36.
2. Латыпова А.Ф., Дорофеев А.В. Теоретические аспекты многомерной диагностики в высшем профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. С. 899-903.
3. Забродин Ю.М. К вопросу о построении перечня и формировании компетенций выпускников программ высшего профессионального образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 2. С. 5-10.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 – 9 кл.), утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 05.04.2022).
5. Тумашева, О.В., Шашкина М.Б. Средства формирования и оценивания метапредметных результатов обучающихся поколения Z // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 285-289.
6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.05.2020 № 679 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74341262/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 05.04.2022).
7. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. Москва: Педагогика, 1977. 207 с.

На сегодняшний день теоретическое обоснование компетентностного подхода широко освещено в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Компетенции определены различными способами – описанием производительности на рабочем месте; ориентацией на результат, т.е. на то, что человек может сделать, а не на то, чему его научили. Основная идея заключается в реализации конкретных навыков, которые имеют отношение к профессиональной практике. Одномерная структура компетенции не отражает весь спектр необходимых требований ФГОС высшего образования. Метакомпетенции являются составной частью формируемых компетенций обучающихся и служат важнейшим компонентом успешного обучения.

Цели исследования: осуществить анализ понятия «метакомпетенции»; разработать методику конструирования метапредметных задач по высшей математике для обучающихся по программе специалитета 20.05.01 «Пожарная безопасность».

Материал и методы исследования

Исследование осуществлялось на основе теоретических методов (анализ и синтез, моделирование и др.) и эмпирических методов (наблюдение, опрос обучающихся и преподавательского состава Академии государственной противопожарной службы МЧС России).

Результаты исследования и их обсуждение

Появление новых теорий, технологий и материалов становится актуальным вызовом для специалистов различных технических направлений. Это вынуждает подстраиваться, изменяться, быть готовым к решению нестандартных задач, что отображается в трансформации системы образования, перед которой стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров, в связи с чем большое внимание в настоящий момент уделяется разработке многомерных моделей компетенций [1]. Многомерность в данном случае прослеживается во взаимосвязи знаний, умений и навыков обучающегося с его психологическими характеристиками, познавательными способностями, возможностями к адаптации, креативности и самосовершенствованию [2].

Объединяя многомерность с традиционным деятельностным подходом к обучению, модель компетенции связывает когнитивные (знания и понимание), функциональные (навыки, умения и уровень владения) и социальные (поведенческие) компетенции, надстройкой над которыми служат метакомпетенции [3].

Метакомпетенции глубоко укоренились в образовательном процессе, так как представляют собой способности более высокого порядка, позволяющие обучаться, приспосабливаться и предвидеть. Анализируя различные подходы к содержанию понятия «метакомпетенции», можно выделить такие навыки, как суждение, интуиция, проницательность, распознание образов, интеграция понятий, саморегуляция и саморефлексия, без которых компетенции не могут формироваться в полном объеме.

Метакомпетенции позволяют расширить диапазон представлений о прикладном аспекте в профессиональной деятельности.

Процесс формирования метакомпетенций сложен и многогранен. Фундамент закладывается в школьном курсе обучения, так как ФГОС основного общего образования подразумевает развитие регулятивных универсальных учебных действий и формирование метапредметных результатов [4]. Современные ФГОС 3++ высшего образования также нацелены на прикладной аспект при изучении каждого учебного курса.

Многие современные исследователи в качестве одного из инструментов формирования метакомпетенций выбирают метапредметные задания. Содержание данных заданий, по мнению О.В. Тумашевой и М.Б. Шашкиной, должно содержать проблему, с которой обучающиеся могут столкнуться в жизненной и профессиональной ситуации или на стыке различных учебных дисциплин, что позволит адаптировать фундаментальные предметные знания к новым образовательным требованиям [5].

Опыт педагогической практики обучения высшей математике курсантов и слушателей вузов МЧС России показал, что проблемы интеграции знаний обусловлены двумя причинами: отсутствием у курсантов первых курсов знаний терминологии профессиональной деятельности и дисциплин, изучаемых позднее; отсутствием умений распознавать на старших курсах математические образы в прикладных задачах различных предметных областей.

На сегодняшний день в учебной литературе можно встретить учебники и учебные пособия по высшей математике для студентов экономических специальностей (Н.Ш. Кремера, В.Л. Клюшина, В.И. Ермакова и др.), химико-биологических специальностей (И.И. Баврина), содержащие наряду с задачами фундаментального характера прикладные задания. Количество изданных дидактических и методических материалов по высшей математике, содержащих метапредметный контент по пожарной безопасности, ничтожно мало.

Процесс решения задачи, в условии которой содержатся модели ситуаций, возникающих при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, тушении пожаров, обеспечении пожарной безопасности и ином, знакомит обучающихся с материалами специальных дисциплин, заставляет представлять, мыслить и анализировать проблему, рассматривать возможные пути решения или применения, по сути, формируя метакомпетенции, которые будут использованы не только в процессе дальнейшего обучения, но и в будущей профессиональной деятельности.

В рамках данной статьи рассмотрим методику конструирования метапредметных задач, используемых в курсе высшей математики. Цель методики: формирование способности решать прикладные задачи в области обеспечения пожарной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности, используя теорию и методы фундаментальных наук.

missing image file

Рис. 1. Компоненты задачи

Требования методики: установление межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла; формирование метапредметных компетенций в рамках изучения курса высшей математики по программе, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования – специалитет по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» [6].

Используя схему учебной задачи, предложенную Л.М. Фридманом (рис. 1.) [7], рассмотрим поэтапно процесс конструирования заданий метапредметного содержания для курса дисциплины «Высшая математика».

1. При взаимодействии с профессорско-преподавательским составом кафедр, смежных по направлению деятельности с кафедрой высшей математики, выбирается перечень задач, решение которых основывается на области знаний выбранного профиля и математических расчетах.

2. Оригинальная формулировка задачи разбивается на компоненты согласно рассмотренной схеме. На данном этапе оператор задачи разделяется на две области: общие знания (положения) из исходного профиля задачи и общие математические знания, необходимые для ее решения.

3. На основе анализа формулировки и решения задачи осуществляется перераспределение (удаление) элементов предметной области, отношений и оператора задачи, а именно факторы из оператора задачи добавляются в известные данные, а требование задачи становится исключительно математического содержания.

Приведем пример конструирования метапредметной задачи по теме высшей математики: «Комплексные числа и действия над ними».

«Пользуясь комплексным методом, рассчитать электрическую цепь, схема которой представлена на рисунке 2. Определить: активную, реактивную и полную мощности в цeпи; коэффициент мощности схемы; пoстроить совмещенную векторную диаграмму токoв и напряжений на комплексной плоскости при заданных параметрaх: активное сопротивление R = 5 Ом, индуктивное сопротивление XL = 25 Ом, емкостное сопротивление XC = 15 Ом, ЭДС цeпи E = 100 В».

Разобьем условие задачи на компоненты, соответствующие схеме на рисунке 1.

К предметной области относятся известные данные: R = 5 Ом, XL = 25 Ом, XC = 15 Ом, E = 100 В.

Отношением является разветвленная цепь, представленная на рисунке 2.

missing image file

Рис. 2. Цепь переменного тока

Оператор задачи включает две составляющие:

– общие знания из исходного профиля задачи: первый и второй законы Кирхгофа; закон Ома; формула расчета комплексного сопротивления; формула расчета активной, реактивной и полной мощностей в комплексном виде; уравнение проверки баланса мощностей; правило построения векторной диаграммы токов;

– общие математические знания: действия над комплексными числами.

Задача содержит шесть требований:

1) определить ток во всей цепи и на отдельных ее ветвях;

2) определить напряжение на отдельных ветвях цепи;

3) определить активную, реактивную и полную мощности;

4) проверить выполнение уравнения баланса мощностей;

5) определить коэффициент мощности;

6) построить совмещенную векторную диаграммy токов и напряжений на комплексной плоскости.

Анализируя формулировку и решение данной задачи с позиции электротехнических основ, внесем общие знания исходного профиля в заданные отношения. Уберем требование об определении коэффициента мощности схемы, так как оно не относится к заявленной математической теме, касающейся комплексных чисел и действий над ними. Тогда формулировка задачи будет иметь следующий вид:

«Дана разветвленная цепь переменного тока, изображенная на рисунке 2. Известны следующие параметры: XL = 25 Ом – индуктивное сопротивление, R = 5 Ом – активное сопротивление, E = 100 В – ЭДС цепи, XC = 15 Ом – емкостное сопротивление. Пользуясь комплексным методом, определить ток во всей цепи и в отдельных ее ветвях; определить напряжение на участках цепи; определить активную, реактивную и полную мощности; проверить выполнение уравнения баланса мощностей; пoстроить сoвмещенную векторную диаграммy токов и напряжений на комплексной плоскости».

При решении использовать:

− первый закон Кирхгофа:

missing image file;

− второй закон Кирхгофа:

missing image file;

− формулу расчета полного комплексного сопротивления при последовательном соединении:

missing image file;

− формулу для расчета полного комплексного сопротивления цепи:

missing image file = missing image file;

− закон Ома для участка цепи:

missing image file;

− формулу расчета полной комплексной мощности, потребляемой схемой от источника:

missing image file;

− формулу расчета комплексного значения активной и реактивной мощностей:

missing image file;

− формулу определения мощности:

missing image file;

missing image file.

Решение данной задачи сводится к выполнению действий над комплексными числами:

− перевод из алгебраической в показательную форму записи комплексного числа:

missing image file;

missing image file;

missing image file;

missing image file;

missing image file;

− сложение, умножение и деление комплексных чисел:

missing image file missing image file;

missing image file missing image file;

missing image file missing image file;

missing image file;

− перевод из показательной в алгебраическую форму записи комплексного числа:

missing image file;

− вычитание комплексных чисел:

missing image file;

− перевод из алгебраической в показательную форму записи комплексного числа:

missing image file;

− деление комплексных чисел:

missing image file;

missing image file;

− перевод из показательной в алгебраическую форму записи комплексного числа, сложение комплексных чисел:

missing image file;

missing image file;

missing image file;

− умножение комплексных чисел:

missing image file;

− перевод из показательной в алгебраическую форму записи комплексного числа:

missing image file; Pи = 262; Qи= -157,6;

− проверка выполнения уравнения баланса мощностей:

missing image file;

missing image file;

Pи ≈ Pн; Qи ≈ Qн

− построение совмещенной векторной диаграммы на комплексной плоскости (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Совмещенная векторная диаграмма на комплексной плоскости

Используя данный подход к конструированию задач метапредметного содержания, можно составлять математические задачи различного уровня сложности, оставляя в операторе задачи тот или иной объем неизвестных данных.

Вывод

Предложенная методика конструирования метапредметных задач нашла широкое применение на кафедре высшей математики Академии ГПС МЧС России. Ее несомненными плюсами являются: образование межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла Академии: «Теоретические основы процессов горения и тушения пожаров», «Пожарная безопасность электроустановок», «Гидравлика и противопожарное водоснабжение» и иными; вовлечение обучающихся в реалистичное решение проблем, включая сложные системы в метапредметной среде; способствование эффективной интеграции математических знаний в различные области познания, повышению уровня сформированности компетенций и метакомпетенций, позволяющих реализовать прикладной аспект, регламентируемый современным ФГОС высшего образования.

Следует отметить, что опрос курсантов третьего курса показал, что 93% обучающихся считают необходимым решение метапредметных задач в курсе высшей математики.


Библиографическая ссылка

Дорохова О.Е., Крылов А.Н. МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 114-119;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39210 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674