Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Васенина А.Ю. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет»
Престиж профессии педагога в настоящее время находится на низком уровне благодаря трансформации роли образования из необходимости в услугу. По всей России наблюдается дефицит педагогических кадров, который необходимо восполнять. Выбор многих выпускников педагогических вузов оказывается не в пользу образовательных учреждений. В связи с этим возникает необходимость выявления факторов, приводящих к такому развитию событий. Целью исследования явилось выявление и теоретическое обоснование антропологических оснований отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки. В исследовании принимали участие обучающиеся первого курса по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат). Эмпирические данные подверглись корреляционному анализу. Выявлено, что существует положительная связь между компонентами внешней и внутренней мотивационной сферы поступления в педагогический вуз, также внутренние аспекты мотивации тесно коррелируют с релевантными профессиональными мотивами. Антропологические основания отбора абитуриентов включают в себя: исследование влияния внешних компонентов мотивации будущего педагога, изучение внутренних мотивов обучающегося, анализ будущих профессиональных стимулов будущего учителя. Были предложены некоторые критерии отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки: олимпиада школьников, конкурс портфолио, написание эссе, собеседование.
внешняя мотивация
внутренняя мотивация
мотивы поступления в вуз
релевантные профессиональные мотивы
антропологические признаки
отбор абитуриентов
критерии отбора
1. Эксперты ОНФ: Дефицит учителей в российских школах за год увеличился. URL: [Электронный ресурс]. URL: https://onf.ru/2019/06/24/eksperty-onf-deficit-uchiteley-v-rossiyskih-shkolah-za-god-uvelichilsya/ (дата обращения: 14.04.2022).
2. Независимая газета. Предварительные итоги программы «Земский учитель» неоднозначны. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/education/2020-03-11/8_7814_education2.html (дата обращения: 14.04.2022).
3. Татаринцева Ю.А. Изменения профессиональных функций учителя в современной школе // Проблемы современного образования. 2020. №1. С. 84-88. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-84-88
4. Габдулхаков В.Ф. Антропология современного педагогического образования: от традиций к инжинирингу доказательной педагогики // Антропология детства в цифровую эпоху: воспитание, обучение, развитие: сборник статей и методических материалов XIV Международной научно-практической конференции (Казань, 26 марта 2021 г.). Казань: Издательство Казанского университета, 2021. С. 3-7.
5. Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Педагогические условия реализации образовательного инжиниринга в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-education.ru/article/view?id=30447 (дата обращения: 15.04.2022). DOI: 10.17513/spno.30447.
6. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 1. С. 1-11. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n1/26655.shtml (дата обращения: 14.04.2022).

Современный мир предлагает выпускникам средних общеобразовательных школ огромный выбор направлений подготовки в вузах. Наблюдение показывает, что выбор специальности «педагог», «учитель» часто осуществляется абитуриентами по остаточному принципу. Следовательно, будущий студент, выбравший специальность педагога в качестве профессии по такому принципу, часто находится в состоянии дезориентации и плохо себе представляет перспективу и сущность своей предстоящей профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим возникает проблема формирования профессионального самоопределения и самосознания у будущих педагогов, поступающих на направление «Педагогическое образование».

Сегодня практика свидетельствует о том, что должного внимания процессу формирования профессионального самоопределения будущих учителей в стенах высших учебных заведений уделяется недостаточно, в то время как общество и работодатели предъявляют довольно высокие требования к подготовке педагогов. Тенденция дефицита педагогических кадров наблюдается по всей стране. Согласно статистике, в 2019 году нехватка учителей выросла с 49% до 51%, что показывают результаты опроса более 3 тыс. преподавателей из 83 регионов страны [1]. В то же время после окончания педагогического вуза трудоустраиваются в школы менее половины выпускников. Несомненно, на данную ситуацию оказывают влияние не только такие факторы, как низкая зарплата, большое количество отчетности, повышенная ответственность учителя, но и несформированное профессиональное самоопределение и самосознание выпускников педагогических направлений подготовки.

Стоит отметить, что предпринимаемые попытки восполнить дефицит кадров с помощью различных государственных программ имеют определенный успех. Однако, как показывают опросы участников одного из таких проектов, это временная мера. Например, отзывы участвующих в программе «Земский учитель», подразумевающей заполнение педагогических кадров в сельской местности, говорят о том, что большинство участников (52%) стимулирует финансовая поддержка в виде 1 млн рублей [2]. В связи с этим представляется вероятным, что, отработав пять лет согласно условиям программы, педагог может сменить кардинально свою профессиональную деятельность и уехать в город либо поменять место работы, и должность учителя вновь станет вакантной.

Необходимо подчеркнуть, что в условиях современной педагогической системы педагог и ученик выступают субъектами образовательного процесса. При этом деятельность педагога как субъекта сводится к проектированию, организации учебного и воспитательного процессов, роли наставника и консультанта, конструктора и исследователя. В настоящее время выделяют такие функции современного педагога, как: образовательная, воспитательная, ориентирующая, учебно-методическая, коммуникативная, организаторская, коррекционная, конструктивная, рефлексивная, исследовательская, стимулирующая и самообразовательная [3, с. 85].

Учитель как самоценная личность с его ценностными установками, мировоззрением и опытом часто находится на периферии изучения педагогической науки. С уверенностью можно утверждать, что он воспринимается в качестве механизма, исполняющего требования образовательного стандарта. В то время как педагог является носителем не только определенной суммы знаний, но и традиций, культуры, педагогического опыта, что характеризует его как самоценную личность [4; 5].

На наш взгляд, формирование профессионального самоопределения и самосознания будущих педагогов тесно взаимосвязано с мотивами поступления абитуриентов на педагогическое направление подготовки. Еще на начальном этапе поступления в вуз необходимо осуществлять отбор будущих студентов. Престиж профессии «учитель» в данном случае должен играть важнейшую роль при выборе ими специальности. Стоит отметить, что существуют абитуриенты, которые целенаправленно поступают на педагогическое направление, движимые любовью к детям, интересом к учительской профессии, преемственностью поколений, дальнейшим применением педагогических знаний для эффективного воспитания собственных детей. В то же самое время некоторые выпускники вынуждены выбирать педагогический вуз по причине низкой платы за обучение, стремления получить хоть какое-то высшее образование или возможности отсрочить призыв в армию (в случае молодых людей). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что мотивация поступления абитуриентов на педагогическое направление весьма различна и зависит от многих факторов. Анализ многообразия внутренних и профессиональных мотивов в период обучения позволит выявить некоторые антропологические основания поступления в вуз будущих студентов. Таким образом, цель настоящего исследования – выявить и теоретически обосновать антропологические основания отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки.

Материалы и методы исследования

Для исследования были привлечены обучающиеся первого курса по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат) (n = 52). Для проведения исследования была выбрана методика С.А. Пакулиной и С.М. Кетько. Ее сущность заключается в том, что исследованию подвергается группа мотивов внешней и внутренней мотивации обучающихся, которая подразделяется на мотивы, определяющие деятельность учения в прошлом (преобладающие мотивы поступления в вуз), в настоящем (реально действующие мотивы обучения) и в будущем (мотивы профессиональной деятельности). При этом внешняя мотивация состоит из внешних мотивов поступления в высшее учебное заведение, узких познавательных мотивов, иррелевантных профессиональных мотивов; внутренняя мотивация представляет собой группу внутренних мотивов поступления в педагогический вуз, широких учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования, релевантных профессиональных мотивов [6]. Каждая группа мотивов обладает присущими ей характеристиками и определяет их взаимосвязь внутри группы. Кроме этого, в качестве статистического метода применялся корреляционный анализ для определения взаимосвязи между компонентами внешней, внутренней и профессиональной мотивации. Таким образом, для выявления антропологических оснований отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки анализировалась внешняя и внутренняя группа мотивов и их взаимосвязь с профессиональными мотивами, сконцентрированная на исследовании причин поступления в вуз.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведение диагностики у обучающихся первого курса бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат) показало следующие результаты исследования внутренней и внешней мотивации испытуемых (таблица).

Ведущими выступают реально действующие мотивы учения, причем они являются одинаковыми как на уровне внутренней, так и внешней мотивационной сферы (75%). Далее в мотивационной иерархии студентов расположились профессиональные мотивы (72%), и на последнем месте мотивы поступления в вуз (69% и 42% соответственно). Таким образом, первый год обучения является наиболее благоприятным для формирования у студентов устойчивой мотивации учения на следующих курсах обучения [6].

Наибольший интерес представляют для нас мотивы поступления в вуз. Рассмотрим их подробнее. На рисунке 1 представлен анализ аспектов внешней мотивации студентов, оказавших влияние на принятие решения поступить в педагогический университет.

Это мотивы, которые были образованы посредством стимулов, не относящихся к учебной деятельности. Согласно полученным эмпирическим данным, наиболее значимым выступил мотив бесплатного поступления и низкой платы за учебу (42%). Далее самым важным оказался престиж и авторитет вуза (27%). 12% опрошенных стремятся прожить беззаботный период жизни в годы студенчества. На среднем уровне значимости оказались также престиж, авторитет вуза (54%) и семейные традиции, желание родителей (48%). Низкий уровень значимости для студентов имел совет друзей и знакомых (81%). Также достаточно большой процент поступивших (33%) руководствовались случайностью, то есть педагогическое направление было выбрано ими по остаточному принципу.

Результаты исследования внутренней и внешней мотивации учения студентов 1 курса

Мотивация

Мотивы поступления в вуз, %

Реально действующие мотивы учения, %

Профессиональные мотивы, %

Внутренняя

69

75

72

Внешняя

42

75

72

missing image file

Рис. 1. Внешняя мотивация студентов 1 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, %

Для выявления связи между компонентами внешней мотивации был проведен корреляционный анализ. Согласно полученным данным, большинство мотивационных аспектов являются независимыми величинами (rxy=от 0,021 до 0,236), следовательно, этот факт дает нам возможность влиять на каждый из компонентов по отдельности. Умеренная положительная связь существует между «желанием родителей» и «стремлением прожить беззаботный период жизни» (rxy=0,447). Можно предположить, что обучающийся, который руководствовался одобрением родителей при поступлении в вуз, рассчитывал на то, что проведет этот период легкомысленно и беспечно. И, наоборот, при отсутствии желания брать на себя ответственность студент действовал сообразно с волей родителей. Между «авторитетом, престижем вуза» и «случайностью» присутствует умеренная отрицательная корреляция (rxy=-0,344), то есть будущий педагог, выбравший для поступления престижный университет, уменьшил вероятность случайного попадания в конкретный вуз, что говорит об осознанном подходе к выбору педагогического направления подготовки в конкретном университете.

Таким образом, главную роль при выборе вуза у студентов играют мотивы бесплатного обучения (низкой стоимости оплаты обучения), авторитет, престиж вуза, семейные традиции (желание родителей) и стремление провести беззаботно студенческие годы. При этом наблюдается положительная связь между «семейными традициями либо желанием родителей» и «намерением прожить беззаботный период жизни» (rxy=0,447), а также обратная умеренная корреляция, относящаяся к престижу вуза, его авторитету и случайному выбору обучающегося (rxy=-0,344).

Наибольший интерес для нашего исследования представляют компоненты внутренней мотивации, заключающиеся в личных интересах студента, его заинтересованности и желании самореализоваться в будущей профессии (рис. 2).

Доминирующим стимулом является желание получить высшее образование (58% – высокий уровень значимости и 36% – средний уровень). Несмотря на это, вторым по уровню значимости (средний уровень) выступает интерес к профессии педагога (56%). От общения с детьми получают удовольствие 40% испытуемых, еще 50% проявляли способности именно в педагогической области деятельности. Полученные данные свидетельствует о том, что наравне с желанием получения высшего образования студентами при поступлении на педагогическое направление подготовки двигал интерес к получению профессии учителя, выраженное желание общения с детьми и наличие определенных способностей в педагогической деятельности.

missing image file

Рис. 2. Внутренняя мотивация студентов 1 курса педагогического направления подготовки, %

Тесная корреляционная связь была получена между компонентами «нравится общение с детьми» и «наилучшие способности в педагогической области» (rxy=0,667); «нравится общение с детьми» и «интерес к профессии» (rxy=0,719). Кроме того, заметная положительная корреляция существует между показателями «наилучшие способности в педагогической области» и «интерес к профессии» (rxy=0,665). Следовательно, чем более значительным и важным для студента представляется общение с детьми, тем выше его заинтересованность в профессии педагога. Помимо этого, перед поступлением в вуз обучающийся проявляет в коммуникации с ребенком хорошие способности, и, как следствие, увеличивается его интерес к педагогической деятельности, что является толчком к поступлению в соответствующий вуз.

Далее была выявлена тесная корреляционная связь между компонентами внешней и внутренней мотивации. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии как обратной, так и прямой корреляции между компонентами двух видов мотивации, внешней и внутренней. Так, некоторые студенты при случайном выборе вуза менее всего проявили интерес к профессии педагога либо чем выше был их интерес к педагогике, тем меньше выбор падал на случайно выбранный университет (rxy= – 0,66). «Престиж вуза» умеренно коррелирует с такими компонентами мотивации, как «нравится общение с детьми» (rxy=0,39), «интерес к профессии» (rxy=0,38), «желание получить высшее образование» (rxy=0,45). Увеличение роста данных показателей влечет за собой желание обучающегося выбрать наиболее авторитетное и подходящее высшее учебное заведение для получения необходимых знаний.

Мотивы поступления в вуз неразрывно связаны с внутренними релевантными профессиональными мотивами. Релевантный мотив соотносится с выбором профессии педагога и удовлетворенностью ею и предполагает у обучающихся наличие интереса именно к знаниям, умениям и навыкам в области педагогики [6]. Так, например, наиболее значимыми релевантными профессиональными мотивами оказались показатели «самореализации» – 50% опрошенных, «желания основать свое дело» – 42% и «работы в частной организации» – 50%. То есть будущие педагоги готовы применить полученные знания при создании собственного дела, работе в частной организации, в качестве которой могут выступить, например, частные школы, детские сады и т.д. 56% обучающихся, проявивших интерес к профессии педагога при поступлении, в дальнейшем смогут самореализоваться в сфере педагогической деятельности, а наилучшие способности в области педагогики помогут им организовать собственное дело в области образования и сделать его успешным.

Это предположение подтверждают результаты корреляционного анализа. Компоненты внутренних релевантных профессиональных мотивов показали положительную связь с показателями внутренней мотивации. Например, положительная корреляционная связь наблюдается по следующим параметрам: «достижение социального признания и уважения» – «интерес к профессии» (rxy=0,455), «желание получить высшее образование» (rxy=0,386) – «заинтересованность в коммуникации с детьми» (rxy=0,465), «самореализация» – «интерес к профессии» (rxy=0,434) и «желание получить высшее образование» (rxy=0,458), «работа в частных организациях» – «заинтересованность в общении с детьми» (rxy=0,632) и «интерес к профессии» (rxy=0,496). Таким образом, корреляционный анализ подтверждает, что многие студенты готовы в дальнейшем строить карьеру в педагогической сфере деятельности и применять полученные знания на практике.

Заключение

Нами были проведены только некоторые параллели между взаимосвязью внешних и внутренних мотивов поступления в педагогический вуз и релевантными профессиональными мотивами, которые могут иметь место при выборе профессии педагога и в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.

Результаты анализа эмпирических данных показали, что процент мотивированных поступающих на педагогические направления подготовки находится на среднем уровне. Антропологические основания отбора абитуриентов включают в себя:

- исследование влияния внешних компонентов мотивации будущего педагога;

- изучение внутренних мотивов обучающегося;

- анализ будущих профессиональных стимулов будущего учителя.

На наш взгляд, для подбора наиболее замотивированных обучающихся необходимо разработать критерии отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки. Среди них можно предложить использовать при поступлении:

- олимпиаду школьников для желающих получить профессию учителя;

- конкурс портфолио;

- написание эссе / собеседование.

Олимпиада может проводиться в 10-11 классах, когда учащиеся определяются с выбором будущей профессии. Ее определенный статус позволит абитуриентам получить дополнительные баллы при поступлении на педагогические направления подготовки. При этом олимпиаду стоит соотносить с тем предметом, который бы будущий студент хотел преподавать в школе, то есть она должна быть профильной и давать определенные преимущества при поступлении.

Кроме того, важен конкурс портфолио, который помогает учитывать то, насколько абитуриент был задействован в общественной жизни школы, степень его участия в различных мастер-классах, конкурсах, проектной и научной деятельности. Вышеперечисленные факты позволят выявить активность будущего студента, его энтузиазм, степень вовлеченности в общественную школьную жизнь, что является немаловажным для будущего учителя.

При поступлении на бакалавриат использование эссе или собеседования с абитуриентом, проявившим желание поступить на педагогическое направление подготовки, может быть полезным для определения мотивации, заинтересованности в профессии учителя. Это дало бы возможность на начальном этапе выявить замотивированных абитуриентов.


Библиографическая ссылка

Васенина А.Ю. ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 5-1. – С. 132-137;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39160 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674