Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ABOUT THE ANTHROPOLOGICAL BASIS OF THE SELECTING ENTRANTS FOR PEDAGOGICAL FIELD OF STUDY

Vasenina A.Yu. 1
1 Kazan Federal University
The prestige of the teaching profession is currently at a low level due to the transformation of the role of education from a necessity to a service. There is a shortage of teaching staff throughout Russia, which needs to be filled. The choice of many graduates of pedagogical universities is not in favor of educational institutions. In this regard, there is a need to identify the factors leading to such a development of events. The purpose of the study was to identify and theoretically substantiate the anthropological grounds for selecting applicants for pedagogical field of study. The research involved first-year students in the field of training 44.03.01 Pedagogical education (bachelor’s degree). It is revealed that there is a positive relationship between the components of the external and internal motivational spheres of admission to a pedagogical university, and the internal aspects of motivation are closely correlated with relevant professional motives. The anthropological basis of the selecting entrants for pedagogical field of study include: the research of the influence of external components of the motivation of the future teacher, the study of the internal motives of the student, the analysis of future professional incentives of the future teacher. Some criteria of the selecting entrants for pedagogical field of study were proposed: school olympiad, portfolio competition, essay writing, interview.
external motivation
internal motivation
motives for entry to the university
relevant professional motives
anthropological basis
selection of entrants
selection criteria

Современный мир предлагает выпускникам средних общеобразовательных школ огромный выбор направлений подготовки в вузах. Наблюдение показывает, что выбор специальности «педагог», «учитель» часто осуществляется абитуриентами по остаточному принципу. Следовательно, будущий студент, выбравший специальность педагога в качестве профессии по такому принципу, часто находится в состоянии дезориентации и плохо себе представляет перспективу и сущность своей предстоящей профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим возникает проблема формирования профессионального самоопределения и самосознания у будущих педагогов, поступающих на направление «Педагогическое образование».

Сегодня практика свидетельствует о том, что должного внимания процессу формирования профессионального самоопределения будущих учителей в стенах высших учебных заведений уделяется недостаточно, в то время как общество и работодатели предъявляют довольно высокие требования к подготовке педагогов. Тенденция дефицита педагогических кадров наблюдается по всей стране. Согласно статистике, в 2019 году нехватка учителей выросла с 49% до 51%, что показывают результаты опроса более 3 тыс. преподавателей из 83 регионов страны [1]. В то же время после окончания педагогического вуза трудоустраиваются в школы менее половины выпускников. Несомненно, на данную ситуацию оказывают влияние не только такие факторы, как низкая зарплата, большое количество отчетности, повышенная ответственность учителя, но и несформированное профессиональное самоопределение и самосознание выпускников педагогических направлений подготовки.

Стоит отметить, что предпринимаемые попытки восполнить дефицит кадров с помощью различных государственных программ имеют определенный успех. Однако, как показывают опросы участников одного из таких проектов, это временная мера. Например, отзывы участвующих в программе «Земский учитель», подразумевающей заполнение педагогических кадров в сельской местности, говорят о том, что большинство участников (52%) стимулирует финансовая поддержка в виде 1 млн рублей [2]. В связи с этим представляется вероятным, что, отработав пять лет согласно условиям программы, педагог может сменить кардинально свою профессиональную деятельность и уехать в город либо поменять место работы, и должность учителя вновь станет вакантной.

Необходимо подчеркнуть, что в условиях современной педагогической системы педагог и ученик выступают субъектами образовательного процесса. При этом деятельность педагога как субъекта сводится к проектированию, организации учебного и воспитательного процессов, роли наставника и консультанта, конструктора и исследователя. В настоящее время выделяют такие функции современного педагога, как: образовательная, воспитательная, ориентирующая, учебно-методическая, коммуникативная, организаторская, коррекционная, конструктивная, рефлексивная, исследовательская, стимулирующая и самообразовательная [3, с. 85].

Учитель как самоценная личность с его ценностными установками, мировоззрением и опытом часто находится на периферии изучения педагогической науки. С уверенностью можно утверждать, что он воспринимается в качестве механизма, исполняющего требования образовательного стандарта. В то время как педагог является носителем не только определенной суммы знаний, но и традиций, культуры, педагогического опыта, что характеризует его как самоценную личность [4; 5].

На наш взгляд, формирование профессионального самоопределения и самосознания будущих педагогов тесно взаимосвязано с мотивами поступления абитуриентов на педагогическое направление подготовки. Еще на начальном этапе поступления в вуз необходимо осуществлять отбор будущих студентов. Престиж профессии «учитель» в данном случае должен играть важнейшую роль при выборе ими специальности. Стоит отметить, что существуют абитуриенты, которые целенаправленно поступают на педагогическое направление, движимые любовью к детям, интересом к учительской профессии, преемственностью поколений, дальнейшим применением педагогических знаний для эффективного воспитания собственных детей. В то же самое время некоторые выпускники вынуждены выбирать педагогический вуз по причине низкой платы за обучение, стремления получить хоть какое-то высшее образование или возможности отсрочить призыв в армию (в случае молодых людей). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что мотивация поступления абитуриентов на педагогическое направление весьма различна и зависит от многих факторов. Анализ многообразия внутренних и профессиональных мотивов в период обучения позволит выявить некоторые антропологические основания поступления в вуз будущих студентов. Таким образом, цель настоящего исследования – выявить и теоретически обосновать антропологические основания отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки.

Материалы и методы исследования

Для исследования были привлечены обучающиеся первого курса по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат) (n = 52). Для проведения исследования была выбрана методика С.А. Пакулиной и С.М. Кетько. Ее сущность заключается в том, что исследованию подвергается группа мотивов внешней и внутренней мотивации обучающихся, которая подразделяется на мотивы, определяющие деятельность учения в прошлом (преобладающие мотивы поступления в вуз), в настоящем (реально действующие мотивы обучения) и в будущем (мотивы профессиональной деятельности). При этом внешняя мотивация состоит из внешних мотивов поступления в высшее учебное заведение, узких познавательных мотивов, иррелевантных профессиональных мотивов; внутренняя мотивация представляет собой группу внутренних мотивов поступления в педагогический вуз, широких учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования, релевантных профессиональных мотивов [6]. Каждая группа мотивов обладает присущими ей характеристиками и определяет их взаимосвязь внутри группы. Кроме этого, в качестве статистического метода применялся корреляционный анализ для определения взаимосвязи между компонентами внешней, внутренней и профессиональной мотивации. Таким образом, для выявления антропологических оснований отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки анализировалась внешняя и внутренняя группа мотивов и их взаимосвязь с профессиональными мотивами, сконцентрированная на исследовании причин поступления в вуз.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведение диагностики у обучающихся первого курса бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат) показало следующие результаты исследования внутренней и внешней мотивации испытуемых (таблица).

Ведущими выступают реально действующие мотивы учения, причем они являются одинаковыми как на уровне внутренней, так и внешней мотивационной сферы (75%). Далее в мотивационной иерархии студентов расположились профессиональные мотивы (72%), и на последнем месте мотивы поступления в вуз (69% и 42% соответственно). Таким образом, первый год обучения является наиболее благоприятным для формирования у студентов устойчивой мотивации учения на следующих курсах обучения [6].

Наибольший интерес представляют для нас мотивы поступления в вуз. Рассмотрим их подробнее. На рисунке 1 представлен анализ аспектов внешней мотивации студентов, оказавших влияние на принятие решения поступить в педагогический университет.

Это мотивы, которые были образованы посредством стимулов, не относящихся к учебной деятельности. Согласно полученным эмпирическим данным, наиболее значимым выступил мотив бесплатного поступления и низкой платы за учебу (42%). Далее самым важным оказался престиж и авторитет вуза (27%). 12% опрошенных стремятся прожить беззаботный период жизни в годы студенчества. На среднем уровне значимости оказались также престиж, авторитет вуза (54%) и семейные традиции, желание родителей (48%). Низкий уровень значимости для студентов имел совет друзей и знакомых (81%). Также достаточно большой процент поступивших (33%) руководствовались случайностью, то есть педагогическое направление было выбрано ими по остаточному принципу.

Результаты исследования внутренней и внешней мотивации учения студентов 1 курса

Мотивация

Мотивы поступления в вуз, %

Реально действующие мотивы учения, %

Профессиональные мотивы, %

Внутренняя

69

75

72

Внешняя

42

75

72

missing image file

Рис. 1. Внешняя мотивация студентов 1 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, %

Для выявления связи между компонентами внешней мотивации был проведен корреляционный анализ. Согласно полученным данным, большинство мотивационных аспектов являются независимыми величинами (rxy=от 0,021 до 0,236), следовательно, этот факт дает нам возможность влиять на каждый из компонентов по отдельности. Умеренная положительная связь существует между «желанием родителей» и «стремлением прожить беззаботный период жизни» (rxy=0,447). Можно предположить, что обучающийся, который руководствовался одобрением родителей при поступлении в вуз, рассчитывал на то, что проведет этот период легкомысленно и беспечно. И, наоборот, при отсутствии желания брать на себя ответственность студент действовал сообразно с волей родителей. Между «авторитетом, престижем вуза» и «случайностью» присутствует умеренная отрицательная корреляция (rxy=-0,344), то есть будущий педагог, выбравший для поступления престижный университет, уменьшил вероятность случайного попадания в конкретный вуз, что говорит об осознанном подходе к выбору педагогического направления подготовки в конкретном университете.

Таким образом, главную роль при выборе вуза у студентов играют мотивы бесплатного обучения (низкой стоимости оплаты обучения), авторитет, престиж вуза, семейные традиции (желание родителей) и стремление провести беззаботно студенческие годы. При этом наблюдается положительная связь между «семейными традициями либо желанием родителей» и «намерением прожить беззаботный период жизни» (rxy=0,447), а также обратная умеренная корреляция, относящаяся к престижу вуза, его авторитету и случайному выбору обучающегося (rxy=-0,344).

Наибольший интерес для нашего исследования представляют компоненты внутренней мотивации, заключающиеся в личных интересах студента, его заинтересованности и желании самореализоваться в будущей профессии (рис. 2).

Доминирующим стимулом является желание получить высшее образование (58% – высокий уровень значимости и 36% – средний уровень). Несмотря на это, вторым по уровню значимости (средний уровень) выступает интерес к профессии педагога (56%). От общения с детьми получают удовольствие 40% испытуемых, еще 50% проявляли способности именно в педагогической области деятельности. Полученные данные свидетельствует о том, что наравне с желанием получения высшего образования студентами при поступлении на педагогическое направление подготовки двигал интерес к получению профессии учителя, выраженное желание общения с детьми и наличие определенных способностей в педагогической деятельности.

missing image file

Рис. 2. Внутренняя мотивация студентов 1 курса педагогического направления подготовки, %

Тесная корреляционная связь была получена между компонентами «нравится общение с детьми» и «наилучшие способности в педагогической области» (rxy=0,667); «нравится общение с детьми» и «интерес к профессии» (rxy=0,719). Кроме того, заметная положительная корреляция существует между показателями «наилучшие способности в педагогической области» и «интерес к профессии» (rxy=0,665). Следовательно, чем более значительным и важным для студента представляется общение с детьми, тем выше его заинтересованность в профессии педагога. Помимо этого, перед поступлением в вуз обучающийся проявляет в коммуникации с ребенком хорошие способности, и, как следствие, увеличивается его интерес к педагогической деятельности, что является толчком к поступлению в соответствующий вуз.

Далее была выявлена тесная корреляционная связь между компонентами внешней и внутренней мотивации. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии как обратной, так и прямой корреляции между компонентами двух видов мотивации, внешней и внутренней. Так, некоторые студенты при случайном выборе вуза менее всего проявили интерес к профессии педагога либо чем выше был их интерес к педагогике, тем меньше выбор падал на случайно выбранный университет (rxy= – 0,66). «Престиж вуза» умеренно коррелирует с такими компонентами мотивации, как «нравится общение с детьми» (rxy=0,39), «интерес к профессии» (rxy=0,38), «желание получить высшее образование» (rxy=0,45). Увеличение роста данных показателей влечет за собой желание обучающегося выбрать наиболее авторитетное и подходящее высшее учебное заведение для получения необходимых знаний.

Мотивы поступления в вуз неразрывно связаны с внутренними релевантными профессиональными мотивами. Релевантный мотив соотносится с выбором профессии педагога и удовлетворенностью ею и предполагает у обучающихся наличие интереса именно к знаниям, умениям и навыкам в области педагогики [6]. Так, например, наиболее значимыми релевантными профессиональными мотивами оказались показатели «самореализации» – 50% опрошенных, «желания основать свое дело» – 42% и «работы в частной организации» – 50%. То есть будущие педагоги готовы применить полученные знания при создании собственного дела, работе в частной организации, в качестве которой могут выступить, например, частные школы, детские сады и т.д. 56% обучающихся, проявивших интерес к профессии педагога при поступлении, в дальнейшем смогут самореализоваться в сфере педагогической деятельности, а наилучшие способности в области педагогики помогут им организовать собственное дело в области образования и сделать его успешным.

Это предположение подтверждают результаты корреляционного анализа. Компоненты внутренних релевантных профессиональных мотивов показали положительную связь с показателями внутренней мотивации. Например, положительная корреляционная связь наблюдается по следующим параметрам: «достижение социального признания и уважения» – «интерес к профессии» (rxy=0,455), «желание получить высшее образование» (rxy=0,386) – «заинтересованность в коммуникации с детьми» (rxy=0,465), «самореализация» – «интерес к профессии» (rxy=0,434) и «желание получить высшее образование» (rxy=0,458), «работа в частных организациях» – «заинтересованность в общении с детьми» (rxy=0,632) и «интерес к профессии» (rxy=0,496). Таким образом, корреляционный анализ подтверждает, что многие студенты готовы в дальнейшем строить карьеру в педагогической сфере деятельности и применять полученные знания на практике.

Заключение

Нами были проведены только некоторые параллели между взаимосвязью внешних и внутренних мотивов поступления в педагогический вуз и релевантными профессиональными мотивами, которые могут иметь место при выборе профессии педагога и в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.

Результаты анализа эмпирических данных показали, что процент мотивированных поступающих на педагогические направления подготовки находится на среднем уровне. Антропологические основания отбора абитуриентов включают в себя:

- исследование влияния внешних компонентов мотивации будущего педагога;

- изучение внутренних мотивов обучающегося;

- анализ будущих профессиональных стимулов будущего учителя.

На наш взгляд, для подбора наиболее замотивированных обучающихся необходимо разработать критерии отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки. Среди них можно предложить использовать при поступлении:

- олимпиаду школьников для желающих получить профессию учителя;

- конкурс портфолио;

- написание эссе / собеседование.

Олимпиада может проводиться в 10-11 классах, когда учащиеся определяются с выбором будущей профессии. Ее определенный статус позволит абитуриентам получить дополнительные баллы при поступлении на педагогические направления подготовки. При этом олимпиаду стоит соотносить с тем предметом, который бы будущий студент хотел преподавать в школе, то есть она должна быть профильной и давать определенные преимущества при поступлении.

Кроме того, важен конкурс портфолио, который помогает учитывать то, насколько абитуриент был задействован в общественной жизни школы, степень его участия в различных мастер-классах, конкурсах, проектной и научной деятельности. Вышеперечисленные факты позволят выявить активность будущего студента, его энтузиазм, степень вовлеченности в общественную школьную жизнь, что является немаловажным для будущего учителя.

При поступлении на бакалавриат использование эссе или собеседования с абитуриентом, проявившим желание поступить на педагогическое направление подготовки, может быть полезным для определения мотивации, заинтересованности в профессии учителя. Это дало бы возможность на начальном этапе выявить замотивированных абитуриентов.