Речь является главной определяющей личностного развития ребенка, его способности общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли, эмоции, желания, быть понятым и принятым в социуме. Развитие речи необходимо начинать с раннего возраста. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте» [1, с. 7].
От уровня владения речью будет зависеть, как ребенок будет учиться в школе. Развитие речи тесно связано с развитием мышления, памяти, восприятия и других качеств. По мнению Л.С. Выготского, «первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» [2, с. 110].
Для нашего исследования представляет интерес проблема развития коммуникативных навыков дошкольников. Под коммуникативными навыками мы понимаем умение дошкольников общаться со сверстниками и взрослыми для получения информации, согласованности действий и установления социальных контактов, что является значимым для социализации личности ребенка в социуме.
Проблемам развития коммуникативных навыков детей посвящены труды М.И. Лисиной, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова и др. Согласно их работам выделяются три группы коммуникативных умений: «информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные» [3, 4]. В соответствии с этими направлениями коммуникативных умений и навыков дети должны уметь:
1) вступать в общение (знать речевой этикет, пользоваться речевыми формулами приветствия, прощания, начинать общение с незнакомыми и знакомыми людьми, выражать просьбу, благодарность, сочувствие, поддержку, сожаление, радость, обмениваться информацией);
2) уметь договариваться с товарищами по играм, работать в команде, согласовывать свои действия в соответствии с ситуацией;
3) делиться чувствами, мнениями, переживаниями; проявлять сочувствие, поддержку, внимание, понимать эмоциональное состояние других людей.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило прийти к выводам, что в направлении развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста существует много проблем для детального изучения и разработки форм и методов работы с детьми.
Цель исследования – обосновать педагогические условия развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных технологий.
Материалы и методы исследования
В работе были использованы диагностические методики по изучению коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: «Диагностика межличностных отношений «Рукавички» [5], «Методика уровня развития коммуникативной деятельности детей 3–7 лет» [6, с. 17], «День рождения» [6, с. 20].
1. Диагностика межличностных отношений «Рукавички» [5]
Цель: Определение уровня умений дошкольников договариваться друг с другом, достигать общих результатов и изучение коммуникативных навыков детей.
Детям предлагают работать парами по раскрашиванию пары рукавиц, которые они должны раскрасить одинаково. В процессе работы воспитатель наблюдает за деятельностью детей и результатами их работы. Узоры на рукавичках должны быть одинаковыми. Педагог оценивает работы по следующим критериям:
− узоры на рукавичках одинаковы или отличаются;
− умеют ли дети обсуждать задание, договариваться;
− проявляют ли готовность помочь друг другу;
− стараются ли достигнуть общей цели;
− каковы межличностные отношения детей.
Определение уровней умений дошкольников договариваться друг с другом, достигать общих результатов коммуникативных навыков детей:
− низкий уровень – узоры на рукавичках не похожи, дети не проявляют желания и умения договариваться;
− средний уровень – узоры на рукавичках похожи частично, но имеются различия;
− высокий уровень – узоры на рукавичках похожи, в процессе рисования дети с интересом обсуждают рисунки, стремятся к реализации общей цели, показывают коллективные способы работы.
Экспериментальная работа проведена на базе МАДОУ ЦРР–д/сад № 8 «Аленушка» Хангаласского улуса РС (Якутия). В эксперименте приняли участие 12 детей.
Задание выполняли шесть пар детей, из них у двух пар низкий уровень взаимодействия, у четырех пар – средний уровень. Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента первой методики 67 % (4 пары) показали средний уровень, узоры на рукавичках совпадают не полностью, отличаются. Дети пытаются обсуждать работу, но не всегда получается прийти к единому мнению.
33% (2 пары) не справились с заданием. Узоры получились совсем разными, дети не умеют общаться, обсуждать и договариваться.
Для того, чтобы повысить уровень взаимодействия дошкольников, нужно проводить работу с детьми, развивать коммуникацию, межличностное взаимодействие.
2. Методика выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3–7 лет [6]
Диагностика направлена на выявление доминирующей формы общения у ребенка: ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.
Материал: игрушки, книги.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1 ситуация (совместная игра) – ситуативно-деловое общение;
2 ситуация (чтение книг) – внеситуативно-познавательное общение;
3 ситуация (беседа) – внеситуативно-личностное общение.
По данным диагностики выявлено, что у 7 детей преобладает ситуативно-деловое общение, у 5 детей внеситуативно-познавательное общение.
3. Методика «День рождения» [6].
Данная диагностика выявляет особенности взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
В процессе диагностической беседы педагог беседует с ребенком о планах проведения дня рождения, узнает, кого хотел бы пригласить на свой праздник ребенок. Следующим этапом эксперимента является совместное рисование атрибутов праздника – стол, стулья для гостей, торт. Если ребенок выбирает себе крупный стул, то можно сделать вывод, что у него высокая самооценка и стремление к лидерству. Выбор ребенком маленького стула означает неуверенность в себе, низкую самооценку.
Результаты исследования выявили, что трое детей приглашают небольшое количество гостей, что говорит о желании общаться только с близкими людьми в семье. Шесть детей желают общаться в широком кругу, они даже добавляют новые места. Один ребенок выбрал в качестве гостей свои любимые машинки, это свидетельство несформированной потребности в общении.
Что касается социальной среды, то у трех ребят количественно преобладали взрослые, и в основном у девочек были женщины, а у мальчиков мужчины. Трое детей хотят пригласить детей из числа родственников и соседей. У троих окружение составили ребята из группы, друзья. Их значимой средой в общении является детский сад.
Таким образом, результаты диагностик показали, что у троих детей не сформированы коммуникативные навыки, низкая мотивация к общению со сверстниками.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам диагностики поставлена задача – провести работу по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации данной задачи мы разработали комплекс занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников на основе использования интерактивных технологий.
Интерактивные технологии представляют собой обучение в режиме активного общения педагога с детьми и детей друг с другом. Создаются доброжелательные, комфортные условия для вовлечения всех детей в познавательный и мыслительный процесс.
Тематика занятий предусматривает жизненные ситуации, в которых дети могут использовать знания практически. При этом необходимо активизировать языковой материал, словарный запас детей, умение использовать их в зависимости от ситуации.
Занятия направлены на развитие информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных навыков у детей (табл. 1).
На занятиях были использованы следующие методы использования интерактивных технологий для детей дошкольного возраста.
Метод «Хоровод» используется для формирования у детей, наряду с активизацией речевых навыков, умений, не перебивая, выслушивать ответы других, соблюдать очередность. Методика проведения: дети стоят в кругу, воспитатель задает вопрос или задание, дети поочередно отвечают по кругу. Игра проводится также с помощью мяча. В игру вовлекаются все дети.
Прием «Цепочка» направлен на развитие умения детей работать в команде. Дети вовлекаются в решение какой-либо коммуникативной задачи или ситуации, и каждый по цепочке предлагает свою идею для ее решения.
Работа в парах используется для развития навыков ведения диалога, сотрудничества, обсуждения проблемы вдвоем, обмена мнениями. Работа в малых группах учит детей размышлять, обмениваться мнениями, предлагать идеи. Для активизации формул речевого этикета в различных жизненных ситуациях мы используем технологию «Карусель». Методика проведения: воспитатель организует с детьми два круга – внутренний и внешний. Дети, стоящие во внешнем круге, перемещаются по кругу и проговаривают с каждым новым партнером, стоящим во внутреннем круге, речевые клише и фразы в соответствии с заданием и ситуацией. В результате дети проговаривают много раз речевые фразы в различных ситуациях и учатся практически использовать знания.
Таблица 1
План занятий по развитию коммуникативных навыков дошкольников
№ |
Тема |
Цель |
Технология |
1 |
Речевой этикет |
Учить вступать в общение с взрослыми и сверстниками, пользоваться речевыми формулами приветствия, прощания, благодарности, поздравления, приглашения, знакомства |
Хоровод Цепочка Интервью Инсценирование Аквариум |
2 |
Учимся начинать разговор, обмениваться информацией |
Учить вступать в общение с знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, обмениваться информацией, выслушивать, не перебивать собеседника, используя правила речевого этикета |
Хоровод Цепочка Работа в парах Интервью Дерево знаний |
3 |
Учимся выражать просьбу |
Учить обращаться с вопросами и с просьбой к взрослым людям и сверстникам |
Цепочка Диалог Кейс-технология |
4 |
Учимся вместе играть |
Учить договариваться с товарищами по играм, выслушивать мнения, соблюдать очередность действий, ролей |
Работа в парах, тройках Кейс-технологии |
5 |
Учимся работать в команде |
Учить работать в команде в разных видах детской деятельности, разработке проектов, выполнении коллективных работ |
Работа в парах, тройках Кейс-технологии |
6 |
Учимся выражать сочувствие, поддержку, готовность помочь |
Учить выражать сочувствие, поддержку, готовность помочь в разных жизненных ситуациях |
Диалог Цепочка Кейс-технологии |
7 |
Учимся выражать благодарность, радость, поддержку |
Учить выражать благодарность, радость, удивление, эмоционально реагировать на ситуацию |
Диалог Цепочка Кейс-технологии |
8 |
Учимся определять чувства и настроение других людей |
Учить определять чувства и настроение других людей, выражать поддержку, внимание |
Кейс-технологии |
9 |
Мои чувства и настроение |
Развитие умений делиться своими чувствами, настроением, интересами, проявлять чуткость, отзывчивость к собеседникам |
Диалог Кейс-технологии Работа в парах |
10. |
Самооценка себя и других |
Учить оценивать результаты совместного общения, выражать согласие и несогласие, одобрение и неодобрение |
Кейс-технологии Фотогалерея |
Технология «Аквариум» используется для практического применения знаний. Особенностью технологии является то, что в центре круга дети поочередно разыгрывают ситуацию или диалог, остальные наблюдают и комментируют. Все дети должны побывать в аквариуме.
Активно используются на занятиях также мозговой штурм, ролевая игра, просмотр и обсуждение видеофильмов, технология ТРИЗ, кейс-технологии.
Кейс-технологии представляют собой специально подобранные и разработанные ситуации для обсуждения. Они подразделяются на следующие виды:
− анализ конкретных ситуаций,
− кейс-иллюстрации,
− фото-кейс,
− ролевое проектирование.
Кейс-иллюстрация – это картинка, изображающая реальную жизненную ситуацию или фрагмент иллюстрации из книги, сказки, которая раскрывает определенную проблемную ситуацию. Дети обсуждают кейс, высказывают мнения, идеи, решения.
В «фото-кейс» входит фото с изображением какого-либо события, предусматривающего проблему. Дети распознают и анализируют проблему, предлагают решения.
Для понимания детьми эмоционального состояния людей мы используем «Фотогалерею» с фотографиями детей, изображающими такие чувства, как радость, удивление, обиду, грусть, огорчение и др. эмоции.
Заключение
После проведенного комплекса занятий с использованием интерактивных технологий мы провели повторные диагностики по тем же методам (табл. 2).
Таблица 2
Анализ результатов диагностики «Рукавички» на констатирующем и контрольном этапах исследования
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|||||
Имена детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Пара № 1 |
7 баллов |
8 б. |
||||
Пара № 2 |
2 балла |
5 б. |
||||
Пара № 3 |
5 баллов |
9 б. |
||||
Пара № 4 |
5 баллов |
8 б. |
||||
Пара № 5 |
3 балла |
6 б. |
||||
Пара № 6 |
6 баллов |
9 б. |
По результатам первой методики «Рукавички» 8 детей показали высокий уровень выполнения задания, на констатирующем этапе они были на среднем уровне. У детей рукавички разукрашены похожими узорами, в процессе рисования дети активно обсуждали вид узоров, способы рисования, проявляли стремление к общему результату, взаимопомощи и сотрудничеству. Четверо детей показали средний уровень, на констатирующем этапе они были на низком уровне. Анализ продуктов их коллективной работы показывает, что узоры на рукавичках хотя и похожи, но в общей сложности имеются различия. Уровень коммуникации между собой, умение договариваться – на среднем уровне. Низкого уровня на контрольном этапе не выявлено.
Результаты методики выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей с взрослыми показали, что в отличие от констатирующего этапа все 12 детей стали выбирать три вида общения.
Анализ результатов диагностики «День рождения» показал следующие данные: один ребенок выразил желание пригласить только близких людей. 11 детей желают общаться в широком кругу, добавляют новые места.
Таким образом, результаты диагностики показали, что дети научились применять в повседневных ситуациях взаимодействие, использовать формы речевого общения, этикетные выражения, выражать просьбу, благодарность, поддержку, сопереживание, эмоциональное отношение и др. Они стали более уверенными в себе, у них обогатился словарный запас, что помогает комфортно чувствовать себя в процессе общения в различных ситуациях. Опыт показал, что детей нужно вооружить необходимыми знаниями речевого общения, тренировать практически в использовании речевых выражений и клише. Интерактивные образовательные технологии содействуют активизации коммуникативных способностей детей.
Библиографическая ссылка
Берендяева В.А., Николаева Л.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-2. – С. 271-275;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38987 (дата обращения: 21.11.2024).