Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Berendyaeva V.A. 1 Nikolaeva L.V. 1
1 M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
The article discusses innovative approaches to the problem of developing communication skills in preschoolers. The purpose of the article is to substantiate the pedagogical conditions for the development of communication skills in older preschool children through the use of interactive technologies. The introduction substantiates the relevance of the topic in the social and personal development of a child, considers the main function of speech – communication, communication with peers and adults. The scientific substantiation of the terms “communication skills”, “interactive technologies” is given. Experimental work to identify the communication skills of children before and after the experiment is described. The presented system of classes includes three blocks of communicative skills: information-communicative, regulatory-communicative, affective-communicative. The study of the levels of development of communicative skills of children was carried out according to the methods “Diagnostics of interpersonal relations”, “Rukavichki“, “Birthday”. The subject of the lesson includes all three blocks for the development of children’s communication skills. a plan of a set of classes using interactive technologies. Characteristics of interactive technologies, methods of their use are given. The interactive methods “Round dance”, “Chain”, “Carousel”, “Aquarium”, “Case technologies” are revealed. Re-diagnostics of the development levels of children’s communication skills showed positive results, which confirms the effectiveness of the use of interactive technologies.
senior preschool children
communication skills
interactive technologies
communication
communication

Речь является главной определяющей личностного развития ребенка, его способности общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли, эмоции, желания, быть понятым и принятым в социуме. Развитие речи необходимо начинать с раннего возраста. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте» [1, с. 7].

От уровня владения речью будет зависеть, как ребенок будет учиться в школе. Развитие речи тесно связано с развитием мышления, памяти, восприятия и других качеств. По мнению Л.С. Выготского, «первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» [2, с. 110].

Для нашего исследования представляет интерес проблема развития коммуникативных навыков дошкольников. Под коммуникативными навыками мы понимаем умение дошкольников общаться со сверстниками и взрослыми для получения информации, согласованности действий и установления социальных контактов, что является значимым для социализации личности ребенка в социуме.

Проблемам развития коммуникативных навыков детей посвящены труды М.И. Лисиной, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова и др. Согласно их работам выделяются три группы коммуникативных умений: «информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные» [3, 4]. В соответствии с этими направлениями коммуникативных умений и навыков дети должны уметь:

1) вступать в общение (знать речевой этикет, пользоваться речевыми формулами приветствия, прощания, начинать общение с незнакомыми и знакомыми людьми, выражать просьбу, благодарность, сочувствие, поддержку, сожаление, радость, обмениваться информацией);

2) уметь договариваться с товарищами по играм, работать в команде, согласовывать свои действия в соответствии с ситуацией;

3) делиться чувствами, мнениями, переживаниями; проявлять сочувствие, поддержку, внимание, понимать эмоциональное состояние других людей.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило прийти к выводам, что в направлении развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста существует много проблем для детального изучения и разработки форм и методов работы с детьми.

Цель исследования – обосновать педагогические условия развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных технологий.

Материалы и методы исследования

В работе были использованы диагностические методики по изучению коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: «Диагностика межличностных отношений «Рукавички» [5], «Методика уровня развития коммуникативной деятельности детей 3–7 лет» [6, с. 17], «День рождения» [6, с. 20].

1. Диагностика межличностных отношений «Рукавички» [5]

Цель: Определение уровня умений дошкольников договариваться друг с другом, достигать общих результатов и изучение коммуникативных навыков детей.

Детям предлагают работать парами по раскрашиванию пары рукавиц, которые они должны раскрасить одинаково. В процессе работы воспитатель наблюдает за деятельностью детей и результатами их работы. Узоры на рукавичках должны быть одинаковыми. Педагог оценивает работы по следующим критериям:

− узоры на рукавичках одинаковы или отличаются;

− умеют ли дети обсуждать задание, договариваться;

− проявляют ли готовность помочь друг другу;

− стараются ли достигнуть общей цели;

− каковы межличностные отношения детей.

Определение уровней умений дошкольников договариваться друг с другом, достигать общих результатов коммуникативных навыков детей:

− низкий уровень – узоры на рукавичках не похожи, дети не проявляют желания и умения договариваться;

− средний уровень – узоры на рукавичках похожи частично, но имеются различия;

− высокий уровень – узоры на рукавичках похожи, в процессе рисования дети с интересом обсуждают рисунки, стремятся к реализации общей цели, показывают коллективные способы работы.

Экспериментальная работа проведена на базе МАДОУ ЦРР–д/сад № 8 «Аленушка» Хангаласского улуса РС (Якутия). В эксперименте приняли участие 12 детей.

Задание выполняли шесть пар детей, из них у двух пар низкий уровень взаимодействия, у четырех пар – средний уровень. Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента первой методики 67 % (4 пары) показали средний уровень, узоры на рукавичках совпадают не полностью, отличаются. Дети пытаются обсуждать работу, но не всегда получается прийти к единому мнению.

33% (2 пары) не справились с заданием. Узоры получились совсем разными, дети не умеют общаться, обсуждать и договариваться.

Для того, чтобы повысить уровень взаимодействия дошкольников, нужно проводить работу с детьми, развивать коммуникацию, межличностное взаимодействие.

2. Методика выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3–7 лет [6]

Диагностика направлена на выявление доминирующей формы общения у ребенка: ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

Материал: игрушки, книги.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1 ситуация (совместная игра) – ситуативно-деловое общение;

2 ситуация (чтение книг) – внеситуативно-познавательное общение;

3 ситуация (беседа) – внеситуативно-личностное общение.

По данным диагностики выявлено, что у 7 детей преобладает ситуативно-деловое общение, у 5 детей внеситуативно-познавательное общение.

3. Методика «День рождения» [6].

Данная диагностика выявляет особенности взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.

В процессе диагностической беседы педагог беседует с ребенком о планах проведения дня рождения, узнает, кого хотел бы пригласить на свой праздник ребенок. Следующим этапом эксперимента является совместное рисование атрибутов праздника – стол, стулья для гостей, торт. Если ребенок выбирает себе крупный стул, то можно сделать вывод, что у него высокая самооценка и стремление к лидерству. Выбор ребенком маленького стула означает неуверенность в себе, низкую самооценку.

Результаты исследования выявили, что трое детей приглашают небольшое количество гостей, что говорит о желании общаться только с близкими людьми в семье. Шесть детей желают общаться в широком кругу, они даже добавляют новые места. Один ребенок выбрал в качестве гостей свои любимые машинки, это свидетельство несформированной потребности в общении.

Что касается социальной среды, то у трех ребят количественно преобладали взрослые, и в основном у девочек были женщины, а у мальчиков мужчины. Трое детей хотят пригласить детей из числа родственников и соседей. У троих окружение составили ребята из группы, друзья. Их значимой средой в общении является детский сад.

Таким образом, результаты диагностик показали, что у троих детей не сформированы коммуникативные навыки, низкая мотивация к общению со сверстниками.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам диагностики поставлена задача – провести работу по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации данной задачи мы разработали комплекс занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников на основе использования интерактивных технологий.

Интерактивные технологии представляют собой обучение в режиме активного общения педагога с детьми и детей друг с другом. Создаются доброжелательные, комфортные условия для вовлечения всех детей в познавательный и мыслительный процесс.

Тематика занятий предусматривает жизненные ситуации, в которых дети могут использовать знания практически. При этом необходимо активизировать языковой материал, словарный запас детей, умение использовать их в зависимости от ситуации.

Занятия направлены на развитие информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных навыков у детей (табл. 1).

На занятиях были использованы следующие методы использования интерактивных технологий для детей дошкольного возраста.

Метод «Хоровод» используется для формирования у детей, наряду с активизацией речевых навыков, умений, не перебивая, выслушивать ответы других, соблюдать очередность. Методика проведения: дети стоят в кругу, воспитатель задает вопрос или задание, дети поочередно отвечают по кругу. Игра проводится также с помощью мяча. В игру вовлекаются все дети.

Прием «Цепочка» направлен на развитие умения детей работать в команде. Дети вовлекаются в решение какой-либо коммуникативной задачи или ситуации, и каждый по цепочке предлагает свою идею для ее решения.

Работа в парах используется для развития навыков ведения диалога, сотрудничества, обсуждения проблемы вдвоем, обмена мнениями. Работа в малых группах учит детей размышлять, обмениваться мнениями, предлагать идеи. Для активизации формул речевого этикета в различных жизненных ситуациях мы используем технологию «Карусель». Методика проведения: воспитатель организует с детьми два круга – внутренний и внешний. Дети, стоящие во внешнем круге, перемещаются по кругу и проговаривают с каждым новым партнером, стоящим во внутреннем круге, речевые клише и фразы в соответствии с заданием и ситуацией. В результате дети проговаривают много раз речевые фразы в различных ситуациях и учатся практически использовать знания.

Таблица 1

План занятий по развитию коммуникативных навыков дошкольников

Тема

Цель

Технология

1

Речевой этикет

Учить вступать в общение с взрослыми и сверстниками, пользоваться речевыми формулами приветствия, прощания, благодарности, поздравления, приглашения, знакомства

Хоровод

Цепочка

Интервью

Инсценирование

Аквариум

2

Учимся начинать разговор, обмениваться информацией

Учить вступать в общение с знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, обмениваться информацией, выслушивать, не перебивать собеседника, используя правила речевого этикета

Хоровод

Цепочка

Работа в парах

Интервью

Дерево знаний

3

Учимся выражать просьбу

Учить обращаться с вопросами и с просьбой к взрослым людям и сверстникам

Цепочка

Диалог

Кейс-технология

4

Учимся вместе играть

Учить договариваться с товарищами по играм, выслушивать мнения, соблюдать очередность действий, ролей

Работа в парах, тройках

Кейс-технологии

5

Учимся работать в команде

Учить работать в команде в разных видах детской деятельности, разработке проектов, выполнении коллективных работ

Работа в парах, тройках

Кейс-технологии

6

Учимся выражать сочувствие, поддержку, готовность помочь

Учить выражать сочувствие, поддержку, готовность помочь в разных жизненных ситуациях

Диалог

Цепочка

Кейс-технологии

7

Учимся выражать благодарность, радость, поддержку

Учить выражать благодарность, радость, удивление, эмоционально реагировать на ситуацию

Диалог

Цепочка

Кейс-технологии

8

Учимся определять чувства и настроение других людей

Учить определять чувства и настроение других людей, выражать поддержку, внимание

Кейс-технологии

9

Мои чувства и настроение

Развитие умений делиться своими чувствами, настроением, интересами, проявлять чуткость, отзывчивость к собеседникам

Диалог

Кейс-технологии

Работа в парах

10.

Самооценка себя и других

Учить оценивать результаты совместного общения, выражать согласие и несогласие, одобрение и неодобрение

Кейс-технологии

Фотогалерея

Технология «Аквариум» используется для практического применения знаний. Особенностью технологии является то, что в центре круга дети поочередно разыгрывают ситуацию или диалог, остальные наблюдают и комментируют. Все дети должны побывать в аквариуме.

Активно используются на занятиях также мозговой штурм, ролевая игра, просмотр и обсуждение видеофильмов, технология ТРИЗ, кейс-технологии.

Кейс-технологии представляют собой специально подобранные и разработанные ситуации для обсуждения. Они подразделяются на следующие виды:

− анализ конкретных ситуаций,

− кейс-иллюстрации,

− фото-кейс,

− ролевое проектирование.

Кейс-иллюстрация – это картинка, изображающая реальную жизненную ситуацию или фрагмент иллюстрации из книги, сказки, которая раскрывает определенную проблемную ситуацию. Дети обсуждают кейс, высказывают мнения, идеи, решения.

В «фото-кейс» входит фото с изображением какого-либо события, предусматривающего проблему. Дети распознают и анализируют проблему, предлагают решения.

Для понимания детьми эмоционального состояния людей мы используем «Фотогалерею» с фотографиями детей, изображающими такие чувства, как радость, удивление, обиду, грусть, огорчение и др. эмоции.

Заключение

После проведенного комплекса занятий с использованием интерактивных технологий мы провели повторные диагностики по тем же методам (табл. 2).

Таблица 2

Анализ результатов диагностики «Рукавички» на констатирующем и контрольном этапах исследования

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Имена детей

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Пара № 1

 

7 баллов

 

8 б.

   

Пара № 2

   

2 балла

 

5 б.

 

Пара № 3

 

5 баллов

 

9 б.

   

Пара № 4

 

5 баллов

 

8 б.

   

Пара № 5

   

3 балла

 

6 б.

 

Пара № 6

 

6 баллов

 

9 б.

   

По результатам первой методики «Рукавички» 8 детей показали высокий уровень выполнения задания, на констатирующем этапе они были на среднем уровне. У детей рукавички разукрашены похожими узорами, в процессе рисования дети активно обсуждали вид узоров, способы рисования, проявляли стремление к общему результату, взаимопомощи и сотрудничеству. Четверо детей показали средний уровень, на констатирующем этапе они были на низком уровне. Анализ продуктов их коллективной работы показывает, что узоры на рукавичках хотя и похожи, но в общей сложности имеются различия. Уровень коммуникации между собой, умение договариваться – на среднем уровне. Низкого уровня на контрольном этапе не выявлено.

Результаты методики выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей с взрослыми показали, что в отличие от констатирующего этапа все 12 детей стали выбирать три вида общения.

Анализ результатов диагностики «День рождения» показал следующие данные: один ребенок выразил желание пригласить только близких людей. 11 детей желают общаться в широком кругу, добавляют новые места.

Таким образом, результаты диагностики показали, что дети научились применять в повседневных ситуациях взаимодействие, использовать формы речевого общения, этикетные выражения, выражать просьбу, благодарность, поддержку, сопереживание, эмоциональное отношение и др. Они стали более уверенными в себе, у них обогатился словарный запас, что помогает комфортно чувствовать себя в процессе общения в различных ситуациях. Опыт показал, что детей нужно вооружить необходимыми знаниями речевого общения, тренировать практически в использовании речевых выражений и клише. Интерактивные образовательные технологии содействуют активизации коммуникативных способностей детей.