Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА

Руднева И.А. 1 Черников В.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Проблема вторичных возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей широко освещается в публичном и научном дискурсе. Жизнеустройство детей-сирот в замещающие семьи является распространенной практикой во всем мире, вместе с тем случаи возврата замещающими родителями и усыновителями своих приемных детей нередки. Авторы проводят анализ проблемы профилактики вторичного сиротства, формулируют концептуальные основы процесса профилактики вторичного сиротства. Представлено авторское определение вторичного сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Теоретически обоснована продуктивность использования комплекса методологических подходов. Общенаучный методологический подход представлен системно-целостным подходом. На конкретно-научном уровне раскрыт потенциал использования социально-педагогического, культурологического и индивидуально-личностного подходов. Описаны закономерности и принципы профилактики вторичных возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общие закономерности изучения проблемы основаны на идее о том, что факторы риска возвратов и защиты замещающих семей носят взаимосвязанный характер и преимущественно сосредоточены на социокультурном, семейном и индивидуально-личностном уровнях. Принципами профилактики вторичного сиротства определены принципы системности и детерминизма, принцип социокультурной интеграции и развития среды, принцип дифференциации и партисипативности, принцип последовательности и постепенности социального воспитания и обучения замещающих родителей.
дети-сироты
дети
оставшиеся без попечения родителей
замещающая семья
модель профилактики
вторичное сиротство
вторичные возвраты
1. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 2. С. 1–13. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n2/Oslon.shtml (дата обращения: 10.08.2021).
2. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В., Лотарева Т.Ю. Жизнеспособность замещающей семьи: профилактика отказов от приемных детей. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2018. 224 c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/88063.html (дата обращения: 03.05.2021).
3. Руднева И.А., Черников В.А. Сущностные характеристики проблемы вторичного сиротства на основе анализа современного гуманитарного знания // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11–1. С. 190–195.
4. Жигарь О.В. Об оценке и повышении эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. № 2. С. 14–19.
5. Левушкин А.Н., Данилова И.С. «Вторичное сиротство» и меры реагирования органов государственной власти на отказ приемных родителей от ребенка: теория и практика реализации // Власть. 2014. № 8. С. 159–163.
6. Системная семейная терапия: Классика и современность / Сост. и науч. ред. А.В. Черников. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 400 с.
7. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академия, 2005. 208 с.

Актуальность проблемы вторичного сиротства в современной России не вызывает сомнений, что подтверждается многочисленными научными работами, представленными учеными различных школ и направлений гуманитарного профиля: философии и культурологии, социологии и психологии, педагогики и социальной работы [1–3]. Однако статистика возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее приемных детей), из замещающих семей указывает на необходимость разработки и обоснования единой модели профилактики вторичного сиротства, определяющие стратегические, тактические и оперативные цели, а также разграничивающей зоны полномочий и ответственности всех субъектов данной деятельности: замещающих родителей и общественных организаций, занимающихся семейным жизнеустройством детей-сирот и сопровождением замещающих семей, государственных и муниципальных органов и учреждений. Отсутствие такой модели в условиях интенсивного характера внедрения семейных форм жизнеустройства детей рассматриваемой категории закономерно снизило управляемость реализации данного направления социальной политики в некоторых регионах Российской Федерации, что, в свою очередь, обусловило рост количества возвратов из замещающих семей. В то же время возникло множество новых социальных практик, происходит адаптация в отечественных условиях различных зарубежных методов и форм работы, происходит развитие авторских технологий профилактики вторичного сиротства [4, 5].

Цель исследования – определить концептуальные основы моделирования процесса профилактики вторичного сиротства: дать определение, выделить противоречия, описать закономерности и принципы профилактики вторичного сиротства приемных детей на основе анализа и синтеза современного научного знания.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования стали научные публикации по проблеме сиротства, вторичного сиротства в области философии и культурологии, социологии и психологии, педагогики и социальной работы. Методы исследования: системный анализ, контент-анализ, метод моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема профилактики вторичного сиротства приемных детей носит сложный, многокомпонентный характер по совокупности причинно-следственных обстоятельств, психологических, социальных, культурных феноменов, политических, экономических реалий современного общества. Под профилактикой вторичного сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы понимаем научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий отказов от приемных детей и возвращения их в детские учреждения.

Наш анализ российского опыта профилактики вторичного сиротства указывает на тот факт, что очень схожие по содержанию меры показывают качественно отличающийся уровень эффективности в разных социокультурных и психолого-педагогических условиях. Вместе с тем анализ запросов, с которыми обращаются как замещающие родители, так и сами приемные дети, а также те, на которые указывают специалисты, работающие с замещающими семьями, демонстрируют типичность проблем: неготовность и неспособность членов замещающей семьи к созданию и развитию зрелых отношений, основанных на любви, заботе и взаимопонимании. Необходимость разработки модели процесса профилактики вторичных возвратов приемных детей из замещающих семей основана на анализе социально-исторических предпосылок, фрагментарном характере научно-теоретических исследований, а также реальных потребностях практики.

Изучение проблемы вторичного сиротства, его причин и последствий, факторов риска и факторов, содействующих успешному жизнеустройству приемных детей в замещающих семьях, позволяет выделить основные источники создания модели профилактики:

- социальный заказ, выражающийся в общественном запросе на социальную инклюзию данной категории детей, а также в государственной социальной политике, ориентированной на реализацию прав и гарантий детей на воспитание в семье;

- определение методологической основы модели профилактики вторичного сиротства;

- международный и отечественный опыт, традиции и тенденции в области комплексной поддержки и сопровождения замещающих семей;

- авторский опыт проектирования и реализации профессиональной подготовки и переподготовки специалистов системы защиты семьи и детства;

- результаты собственного проведенного исследования в области профилактики отказов от приемных детей со стороны замещающих родителей.

Многоаспектность проблемы исследования обусловила целесообразность использования комплекса методологических подходов общенаучного и конкретно-научного уровней.

Системно-целостный подход отражает общенаучный уровень в нашем исследовании. Мы разделяем точку зрения А.В. Черникова о том, что «семейная система – открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Это самоорганизующаяся система, ее поведение целесообразно. Люди, составляющие семьи, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов» [6, с. 22].

Социальная среда, общество задает множественный контекст жизнедеятельности замещающей семьи, поскольку служит инструментом ее идентификации и саморазвития в социуме. Научно-педагогические аспекты исследования в области девиантологии о педагогизации социальной среды и влиянии социальных факторов на развитие личности, на социальное воспитание ребенка представляются актуальной теоретико-методологической основой профилактики вторичных возвратов приемных детей из замещающих семей. Изучение условий социальной среды становления замещающей семьи осуществляется нами через призму социально-педагогического подхода, который позволяет анализировать их целостно, как положительные и отрицательные факторы, организованные и стихийные влияния среды. Это имеет большое значение для определения возможностей и рисков организации общих профилактических мер.

Вместе с тем социальная среда представляет собой не только окружающее замещающую семью пространство, но и зону непосредственной активности каждого члена семьи в овладении культурными и социальными нормами и освоении ролей. Культура семьи основана на культуре общества, являясь ее частью. Поэтому для исследования социокультурных условий становления замещающей семьи и поиска специальных мер профилактики вторичного сиротства нами выбран культурологический подход, поскольку он акцентирует внимание на семье как элементе культуры, на культуре отношений замещающих родителей и приемных детей в контексте стимулов и ограничений их поведения и поступков. Такой подход представляется важным для организации профилактической работы на ведомственном уровне.

Изучение практики позволило увидеть, что определяющей детерминантой вторичных возвратов приемных детей из замещающих семей становятся именно внутрисемейные отношения. При высоком уровне эмоциональной близости, проявляющейся в коммуникации и взаимопомощи, замещающие семьи демонстрируют высокую сопротивляемость негативным средовым факторам и толерантность к внутриличностным проблемам отдельных ее членов. И наоборот, одиночество членов такой семьи, выражающееся в ощущении отверженности или конфронтации, делает ее восприимчивой к внешним и внутренним факторам риска. Перспективным направлением исследования данного аспекта проблемы вторичного сиротства нам представляется индивидуально-личностный подход, предметом изучения которого являются семейные отношения, способствующие самореализации каждого из членов замещающей семьи. Этот подход очень важен для профилактической работы на индивидуальном уровне.

На основе выявленных теоретико-методологических оснований (системно-целостный, социально-педагогический, культурологический, индивидуально-личностный подходы) мы определили стратегические, тактические и операциональные цели профилактики вторичного сиротства, увидели способ обоснования содержательного компонента нашей модели, а также проанализировали ряд частных этапов технологии профилактической работы, однако возможности практического применения модели возникают только при определении принципов организации профилактического процесса. Мы разделяем позицию В.И. Загвязинского, согласно которой «принципы – это общие, основополагающие положения, в которых на основе познания научных законов формулируются требования, обеспечивающие успешное достижение цели. Принципы выступают, с одной стороны, результатом научного знания, а с другой стороны, служат основанием для практической деятельности» [7, с. 53].

Обобщим выявленные закономерности проблемы возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и раскроем содержание общих и частных принципов профилактической работы (таблица).

Закономерности и принципы профилактики вторичных возвратов приемных детей из замещающих семей

Общая закономерность: факторы риска возвратов приемных детей и факторы защиты замещающих семей носят взаимосвязанный характер и преимущественно находятся на социокультурном, семейном и индивидуально-личностном уровнях

Принципы системности и детерминизма

Система профилактики вторичного сиротства зависит от уровня солидарности местного сообщества

Система профилактики вторичного сиротства зависит от степени открытости замещающей семьи к получению внешних ресурсов и уровня ее самоорганизации

Система профилактики вторичного сиротства зависит от уровня духовной зрелости, психолого-педагогической компетентности и эмоциональной устойчивости замещающих родителей

Принцип социокультурной интеграции, развития среды

Принцип дифференциации и партисипативности

Принцип последовательности и постепенности социального воспитания и обучения замещающих родителей

Принцип системности проецируется из идеи органической целостности всеобщего, особенного и единичного, но не тождественности этих уровней, каждый из которых обладает своим собственным содержанием. Принцип системности определяет необходимость организации такой системы профилактики вторичного сиротства, которая имела всеобщие стратегические (всеобщие) цели, ориентированные на социальную интеграцию замещающих семей в социокультурную среду; тактические цели, отражающие типичные проблемы замещающих семей; оперативные цели, отражающие уникальность социальной ситуации развития каждого из приемных детей в замещающей семье.

Принцип детерминизма предполагает выявление совокупности социокультурных, семейных и индивидуально-личностных факторов, воздействие которых по совокупности становится причиной возврата ребенка-сироты из замещающей семьи вследствие осознанного решения замещающих родителей, не справившихся с родительской ролью, либо решения самих приемных несовершеннолетних, либо отстранения замещающих родителей от своих обязанностей по инициативе органов опеки и попечительства. Определение и учет факторов возникновения вторичного сиротства позволит проектировать систему мер профилактики в целях позитивного социального и личностного развития приемного ребенка, замещающей семьи и местного сообщества.

Принцип социокультурной интеграции ориентирован на укрепление доверия, развития культурных связей и общественных норм, которые помогают замещающим родителям, приемным детям, родственникам, друзьям, прихожанам, соседям, коллегам, а также семьям и иным социальным группам взаимодействовать друг с другом. Учет принципа социокультурной интеграции позволяет ставить и достигать задачи сплочения общества для решения коллективных целей, в том числе связанных с предупреждением вторичного сиротства. Также это способствует преодолению тенденций к социальной стигматизации и дискриминации членов замещающих семей, социальной эксклюзии таких семей из общего социокультурного пространства.

Принцип развития среды отражает зависимость эффективности профилактики вторичного сиротства от степени сформированности развивающей, поддерживающей социальной среды с позитивными целями и ценностями. Одним из основных, интегрирующим критерием эффективности всей системы профилактики вторичного сиротства выступает оценка уровня социальной ответственности, проявляющегося в системе социальных качеств взрослой личности. Поскольку невозможно излечить социальную болезнь (вторичное сиротство однозначно является одним из ее проявлений) там, где окружение нездорово, то принцип развития среды предполагает:

- создание благоприятной правовой среды, обеспечивающей управляемость и контролируемость процесса профилактики вторичного сиротства. Это, в частности, предполагает переход от модели предоставления набора типовых социальных услуг замещающим семьям со стороны социальных, культурных и образовательных учреждений к модели адресной помощи замещающим семьям, включающие ее виды экономического, правового, бытового, медицинского, психологического и педагогического характера;

- активное использование всех форм развития общественного мнения. Например, положительные примеры, истории жизни и мнения известных людей, проведение просветительских мероприятий, направленных на популяризацию усыновления/удочерения, опеки и попечительства, приемного и патронатного семейного замещения, и, одновременно, на порицание эгоистического образа жизни человека и допущения возникновения феномена социального сиротства в современном обществе.

Принцип дифференциации ориентирует систему профилактики вторичного сиротства не столько на формирование «идеальной» замещающей семьи, сколько на адаптацию степени, форм и методов интервенции в зависимости от структуры ресурсности и стадии становления системы замещающей семьи, а также от характерного для нее стиля семейного воспитания. Анализ научной литературы и эмпирических сведений о случаях вторичного сиротства показывает, что каждая конкретная семейная ситуация характеризуется специфическим набором обстоятельств и причин для принятия решения о прекращения проживания ребенка-сироты в замещающей семье. Применение принципа дифференциации предполагает создание оптимальных условий для социализации и развития всех членов в замещающей семье, рассматривается как воздействие на различные замещающие семьи с целью поддержки в формировании и укреплении семейных ценностей и установления семейных традиций.

Основная идея принципа партисипативности основана на взаимодействии замещающих родителей со специалистами сферы защиты семьи и детства, в противопоставлении с оказываемым воздействием на родителей. Механизмами взаимодействия выступают диалог, совместное обсуждение и поиск вариантов решения существующих проблем на партнерской позиции. Использование партисипативного подхода в профилактике вторичного сиротства учитывает необходимость диалогического характера взаимодействия замещающей семьи и специалистов сферы защиты семьи и детства, добровольности и ответственности всех участников процесса профилактики вторичного сиротства.

Принцип последовательности и постепенности (принцип динамичности) отражает специфику ситуации семейного устройства приемного ребенка как ситуации высокой неопределенности и дефицита ресурсов. Практика успешного планирования профилактической работы на индивидуально-личностном уровне (с замещающими родителями, приемными и кровными детьми) доказывает нецелесообразность постановки стратегических или отдаленных во времени целей. Лучше много маленьких, реалистичных, краткосрочных задач, чтобы замечать их достижение, вместе радоваться успехам, выстраивая «ступеньки», на которые члены замещающей семьи будут опираться в своем «восхождении» и дальше.

Заключение

Представленное описание концептуальных основ процесса профилактики вторичного сиротства является методологическим основанием авторской модели профилактики вторичного сиротства, возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00837.


Библиографическая ссылка

Руднева И.А., Черников В.А. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-1. – С. 206-210;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38913 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674