Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СОВМЕСТНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Сафарова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
В данной статье описана разработанная автором модель подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей. Рассмотрена специфика непрерывного образования студентов, которое представляет собой комплекс образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность и взаимосвязь профессионального образования. Модель подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей позволит всесторонне проанализировать процесс и выделить наиболее значимые стороны. Данная потребность возникла в связи с необходимостью выделения наиболее важных аспектов процесса подготовки студентов к определенному виду педагогической деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. В статье рассмотрены основные компоненты модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях (ориентационном, организационно-содержательном, диагностико-результативном), а также их функции. С учетом выделенных функций была разработана классификация видов деятельности студентов. Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей рассматривается как непрерывный и последовательный процесс, результатами которого являются саморазвитие, самообразование, самовоспитание, стремление к личностному и профессиональному росту, создание при этом мотивации к обучению каждого студента в благоприятной образовательной деятельности. При этом организация обучения строится таким образом, чтобы студенты являлись субъектами данного процесса. Рассмотренные компоненты модели и результаты реализации процесса подготовки в показателях личностного и профессионального роста будущих педагогов определяют задачи образовательной деятельности на разных ее уровнях.
модель
специфика
подготовка студентов
педагогическое регулирование
изобразительная деятельность
компоненты подготовки
показатели профессионального роста студентов
1. Белкина В.Н. Сафарова Е.В. Проблема подготовки студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно- практической заочной конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. С. 130–132.
2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. ФГОС: учебно-методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 170 с.
3. Белкина В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. 305 с.
4. Морозкова Н.А. Содержание модели подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности // Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 72.
5. Сафарова Е.В. Взаимодействие как междисциплинарная научная категория: обзор подходов к пониманию сущности // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10. С. 170–174.
6. Гребенникова Е.О., Комарова В.И., Попова А.Х., Сизганова Е.Ю. Педагогическая практика бакалавров: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Ю. Сизгановой. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2015. 183 с.

Непрерывное профессиональное образование соответствует потребностям современного педагога, оно способствует постоянному накоплению и обновлению знаний, а также позволяет повысить образовательный уровень и степень квалификации и – наиболее важное, на наш взгляд, – позволяет получить образование для изменения своей профессиональной деятельности. Основной идеей непрерывного профессионального образования является тот факт, что человек не только становится в центре образовательных начал, но и для него создаются дополнительные условия для продолжения собственного развития на протяжении всей жизни. Непрерывное образование представляет собой комплекс образовательных учреждений, которые обеспечивают преемственность и взаимосвязь профессионального образования. Многоуровневая система педагогического образования позволяет дифференцировать обучение, осуществлять индивидуальный подход, воспитывать такую личность, которая способна саморазвиваться и самосовершенствоваться. Организация такого обучения повышает спрос студентов на образовательные услуги. Многовариантность дает возможность студенту выбирать профессиональное образование, которое отвечало бы таким запросам, как его продолжительность, набор интересующих дисциплин, квалификация и приобретение необходимых знаний, умений и навыков. Разработка и создание модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях позволят, с одной стороны, всесторонне проанализировать процесс подготовки будущего педагога с позиций общих требований к его профессиональному образованию, с другой – выделить специфические особенности формирования готовности студентов к регулированию отдельных видов детской деятельности, значимых для развития ребенка.

Цель исследования: создание модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели в нашей работе использовался теоретический метод – системный анализ литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

В связи с необходимостью разработки модели подготовки студентов к педагогическому регулированию необходимо учесть, с одной стороны, специфику возраста детей, с другой – педагогические задачи, возникающие в непосредственно образовательной деятельности в рамках программы дошкольной образовательной организации.

Для формирования модели стоит ввести понятие педагогического регулирования взаимодействия детей со сверстниками.

Педагогическое регулирование – это такое целесообразное внешнее воздействие на образовательно-воспитательную ситуацию, а через нее и на воспитанника, при которой определяются допустимые границы социальных действий, возможные варианты поступков [1]. Следует отметить, что в процессе общения и совместной детской деятельности педагогическое регулирование будет заключаться в осуществлении следующих функций: ограждающей, нейтрализующей, стимулирующей, связующей, координирующей. Поясним, что регулировать с педагогических позиций поведение детей – значит признавать его субъектом рассматриваемого процесса. Однако уточним, что педагог в рассматриваемом случае может восприниматься детьми разнообразно: как педагог, как лидер, как равноправный партнер. Другими словами, педагог в ситуациях общения и совместной деятельности детей всегда выполняет определенную функцию: как участник процесса взаимодействия или как посредник между его участниками. Педагог должен определить не только стратегию процесса развития взаимодействия детей, но и последовательность тактических шагов для достижения продуктивного взаимодействия.

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития, отвечают интересам и потребностям детей дошкольного возраста, обладают большими возможностями для умственного, нравственного и эстетического воспитания [2]. Рисование влияет на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Лепка позволяет развить чувство формы. Аппликация приводит ребенка к обобщению формы и выражению ее при помощи силуэта. Конструирование помогает обучить ребенка сочетанию разнообразных объемов и форм, что способствует лучшему развитию конструктивного творчества. Все виды продуктивной деятельности при правильной организации влияют на физическое развитие ребенка, способствуют развитию моторики ребенка, что немаловажно для дальнейшего обучения письму в школе.

Разработанная нами модель относится к предметно-символическому типу, поскольку строится на материале педагогической науки и позволяет сравнить результат с идеалом, а также представляется как образец моделируемого процесса обучения студентов. При построении модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях мы основывались на идее С.Я. Батышевой, что: «Модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [3].

Рассмотрим основные компоненты модели, такие как: ориентационный компонент, организационно-содержательный и диагностико-результативный. Перечисленные компоненты представлены схематично на рис. 1.

missing image file

Рис. 1. Компоненты модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях

Ориентационный компонент ориентирован на формирование у студентов ценности самостоятельной творческой деятельности, концентрации на педагогическую цель, определение мотивов в приобретении студентами навыка в области педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности. Организационно-содержательный компонент осуществляется исходя из нескольких направлений: во-первых, теоретическая ориентация студента в вопросах о педагогическом регулировании совместной изобразительной деятельности детей с учетом особенностей этой деятельности; во-вторых, осмысление сущности изобразительной деятельности детей, необходимых профессиональных умений ее организации и регулирования (выполнению данных компонентов могут способствовать специальные дисциплины: «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования», «Теория и технологии развития детской изо-деятельности», «Специфика продуктивных видов деятельности», «Практикум по изобразительной деятельности», а также учебные и производственные практики); в-третьих, усиление профессиональной направленности, что отражается в процессах самообразования, саморазвития, самосовершенствования студента, способности к творчеству и самоуправлению [4]. Диагностико-результативный компонент включает оценку уровня подготовленности студента к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей и коррекции.

Каждый компонент в процессе подготовки студентов выполняет определенные функции, представленные на схемах.

Рассмотрим следующие функции ориентационного компонента, представленные на рис. 2. Мотивационная функция повышает интерес студентов, формирует положительную мотивацию к изучению педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности детей, корректирует взаимодействие между участниками образовательного процесса. Стимулирующая функция побуждает студентов к самостоятельной творческой деятельности, осуществляет подбор и использование стимулов для овладения навыков взаимодействия с детьми [4]. Направляющая функция предопределяет цель и организует регламент потребностей студентов. Целеобразующая функция устанавливает взаимодействие в совместной деятельности.

missing image file

Рис. 2. Функции ориентационного компонента

missing image file

Рис. 3. Организационно-содержательный компонент

Развитие мотивации является частью процесса профессиональной подготовки студентов на разных образовательных уровнях, следовательно, и процесса подготовки студента к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей. Интерес к профессиональной творческой деятельности создают как условия обучения, так и внешние факторы. Присутствие познавательного интереса у студентов симулирует и облегчает обучение, позволяя студенту более подробно изучать сложные дисциплины.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что студентам необходимо создавать устойчивые профессиональные мотивы и давать четкие представления о будущей педагогической деятельности. При концентрации данных факторов отмечается, что студенты нацелены на постоянный интерес к новым знаниям, к самосовершенствованию. Именно профессиональная мотивация студентов на разных образовательных уровнях выступает как фактор, побуждающий и направляющий к осознанию будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим функции организационно-содержательного компонента (рис. 3). Организационная функция – конкретизация цели, задач и определение деятельности, а также формирование групп и схем взаимодействия студентов. Координационная функция понимается нами как взаимодействие педагога и студента в учебном процессе. При этом происходит распределение деятельности всех участников образовательного процесса для достижения поставленной цели. Функция обучающая предполагает формирование определенной суммы знаний, умений и навыков в профессиональной педагогической деятельности. Воспитывающая функция заключается в построении системы профессиональных ценностей, которые могут быть транслированы в педагогический процесс [5].

Организационно-содержательный компонент содержит в себе формы, методы и средства процесса обучения студентов. В работе с обучающимися использовались такие формы работы, как лекции, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, внеаудиторная работа. Содержание работы позволяет студентам в большей степени самостоятельно выстраивать индивидуальный маршрут, а также формирует у них набор профессиональных компетенций. В процессе обучения студентов нами были использованы активные методы, такие как деловая игра, решение педагогических задач, проектный метод. Данные методы работы позволяют научить студента нестандартным решениям ситуационных и учебно-профессиональных задач, а также развивают элементы аналитических способностей. На основе проведенных изысканий можно сделать вывод, что применение активных методов обучения способствует повышению результативности обучения и дает возможность получения опыта решения задач практической направленности.

Функции диагностика-результативного компонента: диагностическая, с помощью которой возможно оценить уровень профессиональных качеств студентов; корректирующая функция направлена на внесение изменений в процесс развития и становления самостоятельной деятельности студента; оценочная функция призвана выявить уровень сформированных компетенций при подготовке будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения.

В целом, рассматривая диагностико-результативный компонент, мы пришли к выводу, что он основан на получении своевременной информации по уровню развития и развитости компетенций у обучающихся. Данная информация позволяет выявить пробелы в усвоении теоретического и практического материала, а также проследить динамику развития мотивации учения. Данный компонент является важным фактором, влияющим на учебную деятельность студентов и углубленное овладение приемами учебной и творческой деятельности.

Нами была разработана классификация видов деятельности студентов с учетом компонентов модели подготовки студентов к педагогическому регулированию (таблица).

missing image file

Рис. 4. Функции диагностико-результативного компонента

Способы организации студентов в рамках обучения по специальному курсу

Вид деятельности

Содержание деятельности

Руководство педагога

Учебная и практическая деятельность студентов должна находиться под постоянным контролем педагога. В процессе субъект-субъектных отношений в рамках учебной деятельности происходит взаимодействие, позволяющее получить новые знания в рамках изучаемой дисциплины

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная поисковая деятельность студентов направлена на выполнение специально сконструированных заданий, позволяющих усваивать курс для организации взаимодействия детей со сверстниками в рамках продуктивных видов деятельности, на практике. Значимым моментом описанной деятельности являются консультирование и сопровождение педагога на протяжении освоения учебного курса

Самостоятельная индивидуальная деятельность

Самостоятельная индивидуальная деятельность является одной из форм обучения и предполагает активную деятельность в процессе анализа учебной информации и синтеза новых знаний для учащегося. Консультирование в рамках данной деятельности может осуществляться как педагогом от университета, так и специалистами из ресурсных центров, привлекаемыми для совершенствования практической деятельности

Групповая деятельность

Групповая деятельность включает в себя деятельность, направленную на формирование умений работать в коллективе, принимать на себя различные роли и функции управляющего и выполняющего

Индивидуальная деятельность

Индивидуальная деятельность призвана побудить студентов к проявлению творческих способностей в обучении детей продуктивным видам деятельности

missing image file

Рис. 5. Модель подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях

Наглядно модель подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей [6] на разных образовательных уровнях представлена на рис. 5.

В заключение следует отметить, что подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей влечет за собой доработку и расширение содержания учебного плана, а именно включение специальных курсов, таких как «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования». Данный курс обеспечивает теоретическую и практическую подготовку бакалавров к самостоятельному решению такой задачи, как развитие общения, взаимодействия и сотрудничества дошкольников в совместной изобразительной деятельности. Основными задачами курса являются:

– понимание научных знаний в области проблемы развития взаимодействия и общения дошкольников;

– овладение навыками: овладение студентами эффективными методами и приемами работы по педагогическому регулированию взаимодействия детей дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности;

– развитие умений: регулирование совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Важной является и педагогическая практика студентов, целями которой служат закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности [6].

Реализация разработанной модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей будет эффективной при соблюдении ряда условий:

– стимулирование студента к проявлению индивидуальных особенностей путем проведения конкурсов творческих работ, участия в конференциях по педагогическим практикам, защите мини-проектов, заданий, предполагающих проявление творческого подхода;

– приобретение студентами навыка творчески решать поставленные учебные задачи;

– организация вариативного изучения дисциплины, поощрение свободного выбора форм и методов профессиональной подготовки;

– формирование рефлексии в учебном процессе.

Мы рассмотрели компоненты модели, каждый из них решает определенные задачи в процессе подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей, но только в единстве реализации процесс будет результативным и эффективным.

Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей представляется сложной задачей, теоретические и практические компоненты которой являются как аудиторной работой, так и внеаудиторной.

Компоненты в системе взаимосвязаны, поэтому изменение одного из компонентов влечет за собой изменение последующих. При этом каждый компонент служит показателем и критерием оценки уровня подготовки [6]. Например, показателями подготовленности студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей могут служить: работа студентов, саморазвитие и самообразование, мотивация к получению новых знаний, умений и навыков. Формы, которые способствуют развитию данных показателей, – это участие в конференциях по педагогическим практикам, научно-практических конференциях, проведение открытых занятий в дошкольных учреждениях. Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей представляется не только организацией педагогического процесса, но и мотивацией студентов к творческой деятельности, а также к постоянному саморазвитию и самообразованию. Опыт показывает, что такая подготовка студентов способствует развитию эмоциональной сферы личности, создает условия для развития научного и творческого потенциала. Непрерывность и последовательность процесса обучения являются главными условиями в подготовке студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей. Для организации данных условий необходимо сформировать у студентов мотивацию к изучению курса «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования», а именно:

– потребность в личностном и профессиональном росте как условии для воспитания и обучения всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста;

– потребность в самосовершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков для проведения творческой деятельности с детьми и организации взаимодействия между ними;

– стремление к постоянному самообразованию и саморазвитию, при этом важны проявление интереса к инновациям, умение отбора достоверной информации, ее анализа и изучения;

– желание внедрять полученные теоретические знания в практическую деятельность, повышая свой собственный уровень.

Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей рассматривается как непрерывный и последовательный процесс, компонентами которого являются саморазвитие, самообразование, самовоспитание, стремление к личностному и профессиональному росту, создание при этом мотивации к обучению каждого студента в благоприятной образовательной деятельности. При этом организация обучения строится таким образом, чтобы студенты являлись субъектами данного процесса. Были выявлены следующие факторы, которые способствуют реализации процесса обучения студентов:

– формирование рефлексивной деятельности в педагогическом процессе, а именно организация критической и аналитической деятельности;

– развитие педагогических и творческих умений и навыков;

– организация педагогического процесса на основе субъект-субъектных отношений между участниками данной деятельности;

– развитие профессиональной уверенности студентов на основе совершенствования способностей, знаний, умений и навыков;

– формирование творческой профессионально-образовательной деятельности.

Статья подготовлена при поддержке гранта на реализацию научного проекта № 19-313-90021 Аспиранты «Формирование профессиональных компетенций у студентов в области педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста». Договор № 19-313- 90021/19.


Библиографическая ссылка

Сафарова Е.В. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СОВМЕСТНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 10. – С. 182-189;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38875 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674