Непрерывное профессиональное образование соответствует потребностям современного педагога, оно способствует постоянному накоплению и обновлению знаний, а также позволяет повысить образовательный уровень и степень квалификации и – наиболее важное, на наш взгляд, – позволяет получить образование для изменения своей профессиональной деятельности. Основной идеей непрерывного профессионального образования является тот факт, что человек не только становится в центре образовательных начал, но и для него создаются дополнительные условия для продолжения собственного развития на протяжении всей жизни. Непрерывное образование представляет собой комплекс образовательных учреждений, которые обеспечивают преемственность и взаимосвязь профессионального образования. Многоуровневая система педагогического образования позволяет дифференцировать обучение, осуществлять индивидуальный подход, воспитывать такую личность, которая способна саморазвиваться и самосовершенствоваться. Организация такого обучения повышает спрос студентов на образовательные услуги. Многовариантность дает возможность студенту выбирать профессиональное образование, которое отвечало бы таким запросам, как его продолжительность, набор интересующих дисциплин, квалификация и приобретение необходимых знаний, умений и навыков. Разработка и создание модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях позволят, с одной стороны, всесторонне проанализировать процесс подготовки будущего педагога с позиций общих требований к его профессиональному образованию, с другой – выделить специфические особенности формирования готовности студентов к регулированию отдельных видов детской деятельности, значимых для развития ребенка.
Цель исследования: создание модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели в нашей работе использовался теоретический метод – системный анализ литературы.
Результаты исследования и их обсуждение
В связи с необходимостью разработки модели подготовки студентов к педагогическому регулированию необходимо учесть, с одной стороны, специфику возраста детей, с другой – педагогические задачи, возникающие в непосредственно образовательной деятельности в рамках программы дошкольной образовательной организации.
Для формирования модели стоит ввести понятие педагогического регулирования взаимодействия детей со сверстниками.
Педагогическое регулирование – это такое целесообразное внешнее воздействие на образовательно-воспитательную ситуацию, а через нее и на воспитанника, при которой определяются допустимые границы социальных действий, возможные варианты поступков [1]. Следует отметить, что в процессе общения и совместной детской деятельности педагогическое регулирование будет заключаться в осуществлении следующих функций: ограждающей, нейтрализующей, стимулирующей, связующей, координирующей. Поясним, что регулировать с педагогических позиций поведение детей – значит признавать его субъектом рассматриваемого процесса. Однако уточним, что педагог в рассматриваемом случае может восприниматься детьми разнообразно: как педагог, как лидер, как равноправный партнер. Другими словами, педагог в ситуациях общения и совместной деятельности детей всегда выполняет определенную функцию: как участник процесса взаимодействия или как посредник между его участниками. Педагог должен определить не только стратегию процесса развития взаимодействия детей, но и последовательность тактических шагов для достижения продуктивного взаимодействия.
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития, отвечают интересам и потребностям детей дошкольного возраста, обладают большими возможностями для умственного, нравственного и эстетического воспитания [2]. Рисование влияет на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Лепка позволяет развить чувство формы. Аппликация приводит ребенка к обобщению формы и выражению ее при помощи силуэта. Конструирование помогает обучить ребенка сочетанию разнообразных объемов и форм, что способствует лучшему развитию конструктивного творчества. Все виды продуктивной деятельности при правильной организации влияют на физическое развитие ребенка, способствуют развитию моторики ребенка, что немаловажно для дальнейшего обучения письму в школе.
Разработанная нами модель относится к предметно-символическому типу, поскольку строится на материале педагогической науки и позволяет сравнить результат с идеалом, а также представляется как образец моделируемого процесса обучения студентов. При построении модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях мы основывались на идее С.Я. Батышевой, что: «Модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [3].
Рассмотрим основные компоненты модели, такие как: ориентационный компонент, организационно-содержательный и диагностико-результативный. Перечисленные компоненты представлены схематично на рис. 1.
Рис. 1. Компоненты модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях
Ориентационный компонент ориентирован на формирование у студентов ценности самостоятельной творческой деятельности, концентрации на педагогическую цель, определение мотивов в приобретении студентами навыка в области педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности. Организационно-содержательный компонент осуществляется исходя из нескольких направлений: во-первых, теоретическая ориентация студента в вопросах о педагогическом регулировании совместной изобразительной деятельности детей с учетом особенностей этой деятельности; во-вторых, осмысление сущности изобразительной деятельности детей, необходимых профессиональных умений ее организации и регулирования (выполнению данных компонентов могут способствовать специальные дисциплины: «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования», «Теория и технологии развития детской изо-деятельности», «Специфика продуктивных видов деятельности», «Практикум по изобразительной деятельности», а также учебные и производственные практики); в-третьих, усиление профессиональной направленности, что отражается в процессах самообразования, саморазвития, самосовершенствования студента, способности к творчеству и самоуправлению [4]. Диагностико-результативный компонент включает оценку уровня подготовленности студента к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей и коррекции.
Каждый компонент в процессе подготовки студентов выполняет определенные функции, представленные на схемах.
Рассмотрим следующие функции ориентационного компонента, представленные на рис. 2. Мотивационная функция повышает интерес студентов, формирует положительную мотивацию к изучению педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности детей, корректирует взаимодействие между участниками образовательного процесса. Стимулирующая функция побуждает студентов к самостоятельной творческой деятельности, осуществляет подбор и использование стимулов для овладения навыков взаимодействия с детьми [4]. Направляющая функция предопределяет цель и организует регламент потребностей студентов. Целеобразующая функция устанавливает взаимодействие в совместной деятельности.
Рис. 2. Функции ориентационного компонента
Рис. 3. Организационно-содержательный компонент
Развитие мотивации является частью процесса профессиональной подготовки студентов на разных образовательных уровнях, следовательно, и процесса подготовки студента к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей. Интерес к профессиональной творческой деятельности создают как условия обучения, так и внешние факторы. Присутствие познавательного интереса у студентов симулирует и облегчает обучение, позволяя студенту более подробно изучать сложные дисциплины.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что студентам необходимо создавать устойчивые профессиональные мотивы и давать четкие представления о будущей педагогической деятельности. При концентрации данных факторов отмечается, что студенты нацелены на постоянный интерес к новым знаниям, к самосовершенствованию. Именно профессиональная мотивация студентов на разных образовательных уровнях выступает как фактор, побуждающий и направляющий к осознанию будущей профессиональной деятельности.
Рассмотрим функции организационно-содержательного компонента (рис. 3). Организационная функция – конкретизация цели, задач и определение деятельности, а также формирование групп и схем взаимодействия студентов. Координационная функция понимается нами как взаимодействие педагога и студента в учебном процессе. При этом происходит распределение деятельности всех участников образовательного процесса для достижения поставленной цели. Функция обучающая предполагает формирование определенной суммы знаний, умений и навыков в профессиональной педагогической деятельности. Воспитывающая функция заключается в построении системы профессиональных ценностей, которые могут быть транслированы в педагогический процесс [5].
Организационно-содержательный компонент содержит в себе формы, методы и средства процесса обучения студентов. В работе с обучающимися использовались такие формы работы, как лекции, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, внеаудиторная работа. Содержание работы позволяет студентам в большей степени самостоятельно выстраивать индивидуальный маршрут, а также формирует у них набор профессиональных компетенций. В процессе обучения студентов нами были использованы активные методы, такие как деловая игра, решение педагогических задач, проектный метод. Данные методы работы позволяют научить студента нестандартным решениям ситуационных и учебно-профессиональных задач, а также развивают элементы аналитических способностей. На основе проведенных изысканий можно сделать вывод, что применение активных методов обучения способствует повышению результативности обучения и дает возможность получения опыта решения задач практической направленности.
Функции диагностика-результативного компонента: диагностическая, с помощью которой возможно оценить уровень профессиональных качеств студентов; корректирующая функция направлена на внесение изменений в процесс развития и становления самостоятельной деятельности студента; оценочная функция призвана выявить уровень сформированных компетенций при подготовке будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В целом, рассматривая диагностико-результативный компонент, мы пришли к выводу, что он основан на получении своевременной информации по уровню развития и развитости компетенций у обучающихся. Данная информация позволяет выявить пробелы в усвоении теоретического и практического материала, а также проследить динамику развития мотивации учения. Данный компонент является важным фактором, влияющим на учебную деятельность студентов и углубленное овладение приемами учебной и творческой деятельности.
Нами была разработана классификация видов деятельности студентов с учетом компонентов модели подготовки студентов к педагогическому регулированию (таблица).
Рис. 4. Функции диагностико-результативного компонента
Способы организации студентов в рамках обучения по специальному курсу
Вид деятельности |
Содержание деятельности |
Руководство педагога |
Учебная и практическая деятельность студентов должна находиться под постоянным контролем педагога. В процессе субъект-субъектных отношений в рамках учебной деятельности происходит взаимодействие, позволяющее получить новые знания в рамках изучаемой дисциплины |
Самостоятельная деятельность |
Самостоятельная поисковая деятельность студентов направлена на выполнение специально сконструированных заданий, позволяющих усваивать курс для организации взаимодействия детей со сверстниками в рамках продуктивных видов деятельности, на практике. Значимым моментом описанной деятельности являются консультирование и сопровождение педагога на протяжении освоения учебного курса |
Самостоятельная индивидуальная деятельность |
Самостоятельная индивидуальная деятельность является одной из форм обучения и предполагает активную деятельность в процессе анализа учебной информации и синтеза новых знаний для учащегося. Консультирование в рамках данной деятельности может осуществляться как педагогом от университета, так и специалистами из ресурсных центров, привлекаемыми для совершенствования практической деятельности |
Групповая деятельность |
Групповая деятельность включает в себя деятельность, направленную на формирование умений работать в коллективе, принимать на себя различные роли и функции управляющего и выполняющего |
Индивидуальная деятельность |
Индивидуальная деятельность призвана побудить студентов к проявлению творческих способностей в обучении детей продуктивным видам деятельности |
Рис. 5. Модель подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей на разных образовательных уровнях
Наглядно модель подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей [6] на разных образовательных уровнях представлена на рис. 5.
В заключение следует отметить, что подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей влечет за собой доработку и расширение содержания учебного плана, а именно включение специальных курсов, таких как «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования». Данный курс обеспечивает теоретическую и практическую подготовку бакалавров к самостоятельному решению такой задачи, как развитие общения, взаимодействия и сотрудничества дошкольников в совместной изобразительной деятельности. Основными задачами курса являются:
– понимание научных знаний в области проблемы развития взаимодействия и общения дошкольников;
– овладение навыками: овладение студентами эффективными методами и приемами работы по педагогическому регулированию взаимодействия детей дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности;
– развитие умений: регулирование совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Важной является и педагогическая практика студентов, целями которой служат закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности [6].
Реализация разработанной модели подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей будет эффективной при соблюдении ряда условий:
– стимулирование студента к проявлению индивидуальных особенностей путем проведения конкурсов творческих работ, участия в конференциях по педагогическим практикам, защите мини-проектов, заданий, предполагающих проявление творческого подхода;
– приобретение студентами навыка творчески решать поставленные учебные задачи;
– организация вариативного изучения дисциплины, поощрение свободного выбора форм и методов профессиональной подготовки;
– формирование рефлексии в учебном процессе.
Мы рассмотрели компоненты модели, каждый из них решает определенные задачи в процессе подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей, но только в единстве реализации процесс будет результативным и эффективным.
Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей представляется сложной задачей, теоретические и практические компоненты которой являются как аудиторной работой, так и внеаудиторной.
Компоненты в системе взаимосвязаны, поэтому изменение одного из компонентов влечет за собой изменение последующих. При этом каждый компонент служит показателем и критерием оценки уровня подготовки [6]. Например, показателями подготовленности студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей могут служить: работа студентов, саморазвитие и самообразование, мотивация к получению новых знаний, умений и навыков. Формы, которые способствуют развитию данных показателей, – это участие в конференциях по педагогическим практикам, научно-практических конференциях, проведение открытых занятий в дошкольных учреждениях. Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей представляется не только организацией педагогического процесса, но и мотивацией студентов к творческой деятельности, а также к постоянному саморазвитию и самообразованию. Опыт показывает, что такая подготовка студентов способствует развитию эмоциональной сферы личности, создает условия для развития научного и творческого потенциала. Непрерывность и последовательность процесса обучения являются главными условиями в подготовке студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей. Для организации данных условий необходимо сформировать у студентов мотивацию к изучению курса «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования», а именно:
– потребность в личностном и профессиональном росте как условии для воспитания и обучения всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста;
– потребность в самосовершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков для проведения творческой деятельности с детьми и организации взаимодействия между ними;
– стремление к постоянному самообразованию и саморазвитию, при этом важны проявление интереса к инновациям, умение отбора достоверной информации, ее анализа и изучения;
– желание внедрять полученные теоретические знания в практическую деятельность, повышая свой собственный уровень.
Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей рассматривается как непрерывный и последовательный процесс, компонентами которого являются саморазвитие, самообразование, самовоспитание, стремление к личностному и профессиональному росту, создание при этом мотивации к обучению каждого студента в благоприятной образовательной деятельности. При этом организация обучения строится таким образом, чтобы студенты являлись субъектами данного процесса. Были выявлены следующие факторы, которые способствуют реализации процесса обучения студентов:
– формирование рефлексивной деятельности в педагогическом процессе, а именно организация критической и аналитической деятельности;
– развитие педагогических и творческих умений и навыков;
– организация педагогического процесса на основе субъект-субъектных отношений между участниками данной деятельности;
– развитие профессиональной уверенности студентов на основе совершенствования способностей, знаний, умений и навыков;
– формирование творческой профессионально-образовательной деятельности.
Статья подготовлена при поддержке гранта на реализацию научного проекта № 19-313-90021 Аспиранты «Формирование профессиональных компетенций у студентов в области педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста». Договор № 19-313- 90021/19.