Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКВАРЕЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ВУЗОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Чан Хунбинь 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Современный учитель изобразительного искусства должен обладать художественным мышлением для обучения и воспитания подрастающего поколения. В педагогическом образовании китайских вузов применение акварельных этюдов на практических занятиях имеет большое значение в развитии художественного мышления будущего учителя. Этюд как кратковременное живописное произведение создается в чувственной форме отражения реальности, передающего настроение и атмосферу состояния изображаемого объекта или предмета. Для пейзажных этюдов большое значение имеет эмоциональная характеристика, которую создает акварель. Пейзажные этюды способствуют освоению техники акварели и влияют на расширение мыслительной деятельности в художественно-эстетическом обучении китайских студентов педагогических вузов. Художественное осмысление окружающего мира в акварельных этюдах воспитывает эстетические чувства восприятия и отражения пейзажей на чувственном уровне ощущений. В процессе восприятия появляющиеся ощущения у студента отражаются в художественных образах. Использование акварельной живописи необходимо для развития художественно-образного мышления обучающихся на разных уровнях образования. При рисовании пейзажей этюды широко распространены в системе обучения китайских педагогических вузов со специализацией в области изобразительного искусства. Постановка проблемы дает возможность определить направление исследования, связанного с пленэрной практикой в китайских вузах.
Шанси педагогический вуз
пленэр
мышление
художественное мышление
акварельный пейзаж
акварельный этюд
1. Официальный сайт «Шанси педагогический университет». [Электронный ресурс]. URL: https://jwcweb.sxnu.edu.cn/info/1228/5760.htm (дата обращения: 02.03.2021).
2. Учебные практики в педагогическом университете Шанси. URL: https://jwcweb.sxnu.edu.cn/jxdg/msxy/msx.htm. Программа курса «Набросок акварельного пейзажа». Шанси педагогический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://jwcweb.sxnu.edu.cn/info/1228/5760.htm (дата обращения: 06.03.2021).
3. Пронина К. Особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэрной практики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 2 (15). С. 104–107.
4. Головачева Н.П. Некоторые методические аспекты пленэрной живописи // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 4 (8). С. 61–63.
5. Андреев A.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981. 64 с.
6. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений. М., 2012. 100 с.
7. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982. 107 с.
8. У Чжоу. Молодежь и общество // Журнал «Молодежь и общество». Юньнань, 2003. № 09. С. 289.
9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение 1989. 192 с.
10. Семенова М.А. Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов-художников: автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва, 2015. 42 с.
11. Львова Е.В. Пленэр как целостный художественно-педагогический процесс в системе подготовки педагогов декоративно-прикладного искусства // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 5 (39). С. 186–188.
12. Полынская И.Н. Обучение студентов технологии и технике акварельной живописи в условиях пленэра // Высшее образование сегодня. 2018. № 5. С. 60–63.
13. Сова О.С. Пленэр как фактор формирования художественно-педагогических умений будущих учителей изобразительного искусства // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2018. № 1 (95). С. 33–37.
14. Семенова М.А. Акварель. Эстетико-педагогический аспект: монография. М.: Ювента, 2013. 175 с.
15. Игнатьев П.А. Проведение городской пленэрной практики у будущих художников традиционного прикладного искусства // Декоративно-прикладное искусство и образование. 2016. № 4 (19). С. 95–104.
16. Шаюнова О.В. Акварельный пейзаж Петербурга: учебная работа и музейный аналог // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Материалы Второй международной научно-практической конференции. 11–12 октября 2018 года. СПб.: Изд-во: СПГУПТД, 2018. С. 499–503.
17. Кожевникова Н.И. Акварель в развитии колористического видения на начальном этапе обучения живописи // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции / Под ред. О.Н. Широкова [и др.]. М., 2018. С. 129–133.
18. Князькова О.Н. Методика выполнения живописных этюдов акварелью в условиях пленэра // Акварель в учебе и творчестве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15–16 ноября 2017 г.). Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2017. С. 105–114.
19. Акварель в учебе и творчестве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15–16 ноября 2017 г.). Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2017. 380 с.
20. Либралато В., Лаптева Т. Рисуем цветы акварелью. Пошаговое руководство от итальянского мастера / Ред. М. Расторгуева. М.: Изд-во: Эксмо, 2017. 104 с.
21. Гаррисон Х. Как рисовать пейзажи акварелью: от фотографии и наброска к собственным шедеврам всего за шесть простых приемов / Пер. с англ. Л.А. Борис; фотогр. Д. Корниша. М., 2011. 159 с.
22. Берри P. Как рисовать цветы акварелью: создайте собственные шедевры за шесть простых приемов / Пер. с англ. И.Д. Голыбиной; гл. ред. Т.И. Хлебнова. М., 2011. 159 с.
23. Филиппов С.А. Перцепция и рецепция в теории искусства // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 1. С. 87–97. DOI: 10.28995/2073-6401-2019-1-87-97.
24. Анчуков С.В., Ян Ф. Национальные и интернациональные черты произведений китайского художника-акварелиста Цзэн Мина // Университетский научный журнал. 2020. № 56. С. 11–24.
25. Ян Ж. Впереди еще длинный путь: модернизация китайских университетов // Международное высшее образование. 2014. Вып. 77. С. 24–26. [Электронный ресурс]. URL: https://ihe. hse. ru/data/2014/10/30/1102493203/WHE_77 (дата обращения: 12.08.2021).

Высшее образование в Китае постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями нового поколения к уровню подготовки педагогов-художников. Для получения профессионального уровня будущих педагогов-художников, владеющих педагогическими и творческими знаниями, умениями, навыками, требуется квалифицированная подготовка, связанная с развитием художественного мышления.

В современном педагогическом образовании Китая большое внимание уделяется практическому обучению будущих учителей. Одним из вузов Китая является педагогический университет Шанси, ведущий подготовку учителей по изобразительному искусству [1]. В программе художественного образования предусмотрены учебная и производственная практики [2]. Программа курса «Набросок акварельного пейзажа» относится к базовой практической части обучения и является частью профессионального блока курса. Выделено 48 часов и 2 кредита, из них 43 практических часа [2]. На производственной практике используется пленэр для формирования профессиональных компетенций будущего учителя.

Пленэр, получивший популярность у импрессионистов как практическая форма обучения профессиональному изобразительному искусству применяется во всех вузах Китая, специализирующихся в подготовке художников и педагогов-художников. На пленэре одной из основных форм качественной подготовки является акварельный этюд. Техника этюда широко используется в художественном образовании и т.д. Этюд – это работа с натуры, что особенно важно для работы на пленэре [3]. Техники этюда, в том числе акварельного этюда, влияют на развитие профессиональных навыков педагога-художника, в том числе оказывают влияние на формирование художественного мышления.

Цель статьи заключается в обосновании направления научного исследования для дальнейшей апробации в педагогическом университете Шанси (Китай).

Материалы и методы исследования

Художественное мышление создается на основе творческих способностей обучающихся. Творческий опыт дает возможность реализовать полученные знания и навыки живописной техники, полученный в процессе обучения на пленэре. Одной из задач на пленэрной практике является раскрытие творческого потенциала с применением опыта акварельной техники в этюдах [4]. В современном образовании Китая для всестороннего развития личности студента на занятиях используются акварельные техники для активизации мыслительной деятельности студента. Условием для развития художественного мышления является процесс получения знаний как в теоретическом осмыслении, так и на практическом опыте.

В исследованиях ученых художественное мышление рассматривается в разных аспектах научного осмысления. В работе A.Л. Андреева художественное мышление изучается как эстетическая категория [5]. Б.М. Неменский обосновывает художественное мышление в структуре художественного познания [6]. Ю.У. Фохт-Бабушкин исследует процесс мышления в художественной деятельности, раскрывая и интеллектуальные, и творческие способности личности [7]. У Чжоу предлагает рассматривать художественное мышление как процесс сознательной деятельности человека [8, с. 289].

Изучением применения акварели на пленэре занимались многие ученые в научных исследованиях. Обучение работе с акварелью рассматривалось в трудах Г.В. Беды [9]. Творческая подготовка на занятиях по изобразительному искусству с использованием акварели исследовалась в работах B.C. Кузина, С.П. Ломова, H.H. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова [10, с. 4]. Особенности обучения на пленэре стали объектом внимания в исследованиях [10–13].

Результаты исследования и их обсуждение

В китайских вузах в процессе обучения студенты должны усвоить, что акварельные этюды отличаются композиционным построением пространства на основе несистемных изображений без строгих границ и рамок. На пленэре этюд как кратковременное живописное произведение создается в чувственной форме отражения реальности, передающего настроение и атмосферу состояния изображаемого объекта или предмета. Для пейзажных этюдов большое значение имеет эмоциональная характеристика, которую создает акварель, например воздушность и прозрачность, легкость, холод и тепло, звуки музыки и поэтичность и много других ощущений и переживаний человека.

В формировании художественного мышления применение акварели необходимо, так как акварель обладает свойствами, характерными только для акварели [12]. Технические приемы и методы изображения позволяют передать идеи художественных образов пейзажа, появляющихся в момент всплеска определенных чувств и ощущений, неповторимых и уникальных для каждой личности, когда в процессе мыслительной деятельности создается образ.

Образ в акварельном этюде воплощается на основе художественного мышления в интеллектуальном осмыслении пейзажа. Вдохновение пейзажем отражается не только в эмоциональном отражении художественного образа, оно также позволяет овладеть техниками и приемами акварельной живописи. Так появляется профессиональное мастерство на физическом уровне освоения техники акварельного этюда. Акварельная живопись предполагает применение различных техник: лессировка, роспись по сырой бумаге, отмывка, способ «alla prima», «мозаичный набор», легкие пастозные мазки и другие. Так в сочетании с другими техниками появляются неповторимые акварельные этюды пейзажей. «Наиболее широко на этюдах в пленэре, где продолжительность работы с натуры колеблется от нескольких минут до трех часов, используется прием «алла прима» (от итал. alla prima – «в один присест»)» [13, с. 62].

Студенты, рисуя пейзажи, познают свойства и техники акварели на духовно-эмоциональном уровне, что дает возможность воспитать чувства и ощущения света и цвета, колоритных соотношений в формировании художественно-эстетического вкуса. Так, на пленэрной практике студенты-бакалавры 4 курса пишут пейзажные этюды в пригороде Шанси (рис. 1, 2).

missing image file

Рис. 1. Студенты-бакалавры 4 курса. Педагогический университет Шанси. 07.08.2021

Кроме этого, освоение техники акварельных этюдов в изображении пейзажей влияет на профессиональное становление будущего учителя. У обучающегося появляется собственный стиль в изображении воздушного пространства пейзажей. Чувства и эмоции, получаемые в результате пленэрной практики, формируют художественное мышление студента. Получение теоретических знаний во время пленэрной практики дает возможность понять смыслы и значение стилей и течений пейзажной живописи, эстетических представлений, методов и приемов в технике акварели.

missing image file

Рис. 2. Студенты-бакалавры 4 курса. Педагогический университет Шанси. 07.08.2021

Акварель относится к уникальным средствам формирования творческих навыков будущего педагога-художника [14]. Ощущения воздушного пространства невозможно передать другими материалами. Акварельные этюды помогают через цвет и форму создать атмосферу и иллюзию пространства. Вследствие этого мастерство профессионального владения акварелью дает возможность развивать профессиональные навыки в других техниках. Сложность акварели состоит в том, что невозможно исправить нанесенный цвет, что тренирует навыки сочетания техники и создания художественного образа. Разводы акварели и ее пятна составляют неповторимую авторскую идею в создании художественного образа на пленэре. «При этом технические средства обучения не должны подменять и имитировать природу, притуплять остроту и свежесть первого впечатления от нее» [15, с. 7].

Развитие художественного мышления начинается с раннего возраста. В студенческом возрасте начинается процесс формирования профессионального осмысления живописных техник, поэтому художественное мышление приобретает осознанную форму отражения и восприятия акварели в пленэрной практике. Начинающий педагог-художник под руководством преподавателя изучает основы изображения и базовые знания акварельной техники.

Обучение акварельной технике является сложным процессом, так как акварель обладает определенными свойствами. Для работы с акварелью требуется определенный сорт бумаги, хорошо и равномерно впитывающий воду. Мягкий карандаш применяется без нажимов и стираний. Кисти должны быть мягкими и тонкими для передачи воздушности красок [16, с. 108]. «Работа акварелью предполагает владение кистью как инструментом, техническими способами работы, знание и умение применять основы цветоведения, колористики, воздушной перспективы» [17, с. 7]. В работе с акварелью необходимо учитывать основные приемы, описанные О.Н. Князьковой – многослойный прием, по сухой и по влажной поверхности [18, с. 7]. Кроме этого, существуют и другие акварельные техники в сочетании с другими материалами [19].

В процессе обучения студенты осваивают технику акварели на примерах работ художников, создавших шедевры мирового искусства и хранящих акварельное мастерство акварелиста-художника. Как считали и художники XVIII–XIX вв., акварель передает красоту природных явлений и идеально подходит для изображения пейзажей [17]. В академической школе акварельной живописи сложились устойчивые взаимосвязи между профессионалами и начинающими художниками. Итальянские художники В. Либралато, Х. Гаррисон, Р. Берри написали инструкции работы с акварелью, которые дают возможность научиться технике, создавая воздушный мир акварельной живописи [20–22]. И сегодня обучение акварели в Китае пользуется популярностью, что демонстрирует необходимость использования акварельной техники в профессиональной подготовке студентов-педагогов.

Профессионализм будущего учителя изобразительного искусства развивается на базе полученных практических навыков работы в разных техниках. При этом важно формировать художественное мышление на профессиональном уровне восприятия и отражения в рецепции окружающего пространства [23, с. 93]. В регулярной работе с акварелью развивается ощущение цветовых сочетаний и градаций света, что дает возможность выразить эмоционально-чувственное восприятие акварели в изображении воздушности и легкости образа. Овладение профессиональным мастерством является ключевым компонентом современного образования. Студент должен знать методы работы с акварелью, включающие соотношение цвета и света, линейную и воздушную перспективы, закономерности изображения объема, пространства и плоскости, особенности этюда и создания гармоничной композиции в художественном осмыслении реальности и ирреальности акварельных образов.

В обучении художественное мышление влияет на становление профессионального мастерства студента. Практический опыт работы с акварельными этюдами создает условия для обретения творческой свободы в художественном воплощении образов. Преподаватель показывает особенности акварельной техники на пленэрной практике (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Студенты-бакалавры 4 курса. Педагогический университет Шанси. Педагог: Цао Ансинь. 07.08.2021

Мастера китайской акварельной живописи создают произведения искусства, сочетающие традиционные стили и современные направления в искусстве. Например, творчество Цзэн Мина непосредственно связано с акварелью, и в своих работах он передает единство и целостность с природой и миром. Любовь к акварельной технике – это обретение счастья, по мнению Цзэн Мина [24, с. 17]. В акварельных работах художника мы видим мастерство, сочетающее китайские традиции и современный образ, что показывает постижение гармонии художественного мышления китайского мастера акварели.

Природа в творчестве китайских художников является эстетической средой обитания и источником творческого вдохновения. Целостность восприятия с окружающим миром отражается не только в реальном образе предмета изображения, она дает представление о прекрасном на эмоциональном уровне. В процессе мыслительной деятельности художник, осваивая окружающее пространство, формирует собственный стиль изображения, что особенно важно для становления профессионального мастерства студента в обучении. В вузах Китая большое внимание уделяется развитию практических навыков работы студента с разными техниками, в том числе и с акварелью.

Студент, работая на пленэре с акварелью, раскрывает потенциал мыслительной деятельности в освоении художественного пространства. Поэтапное использование акварельной техники в этюде начинается с изучения окружающего мира с выделением предметов и объектов изображения. На следующем этапе обучающийся раскрывает эмоционально-чувственное восприятие через образ в гармонии формы, цвета и света. Множество выполненных этюдов позволяет увидеть недостатки в изображении. Несмотря на это, работа должна продолжаться, так как без практического освоения акварели невозможно сформировать профессиональное мастерство будущего учителя-художника.

В теоретической и практической подготовке китайских студентов важно учитывать множество факторов подготовки профессионала. Современные методы обучения дают возможность применять как традиционные, так и инновационные формы обучения. Поэтому в китайских вузах проводятся реформы образования с использованием достижений российской и европейской педагогики [25, с. 17]. В образовании Китая учитываются и решаются все проблемы обучения, включая методические разработки в области учебной практики с освоением акварельной техники, что отражается в учебных целях и задачах, в планах и программах системы современного образования.

Так как формирование художественного мышления является одной из важнейших задач в обучении студента, необходимо провести исследование для выявления особенностей формирования художественного мышления при работе с акварельными этюдами студентами педагогического университета Шанси в Китае. Именно художественное мышление способствует воспитанию чувств и эмоций в работе с акварелью.

План исследования на 2021–2022 гг.

База исследования – педагогический университет Шанси.

Подготовительный этап (2021 г.) – обоснование актуальности и подготовка экспериментальной работы; анализ учебных программ и условий работы с акварелью; опрос студентов; интервьюирование преподавателей.

Первый этап (2021 г.) – теоретический: анализ научной литературы; определение цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования; подготовка и обоснование экспериментального исследования.

Второй этап (2021–2022 гг.) – экспериментальный: выбор методов исследования; подготовка констатирующего эксперимента; анализ результатов; разработка программы изучения; проверка условий формирования художественного мышления студентов педагогического университета Шанси; контрольный эксперимент.

Заключительный этап (2022 г.) – системное обобщение и анализ результатов экспериментального исследования, апробация полученных материалов.

Для дальнейшей работы над поставленной проблемой необходимо определить структуру художественного мышления; раскрыть особенности обучения акварелью студентов педагогических вузов; разработать методы изучения трансформации и реинтеграции процессов художественного мышления в работе с акварельными техниками; выявить взаимосвязь художественного мышления и пленэрной практики на основе типов мышления – дохудожественного, образно-художественного, художественного.

Заключение

Постановка проблемы дает возможность определить направление исследования, связанного с пленэрной практикой. Пленэр создает условия для формирования профессиональных навыков будущего учителя. Учебно-творческая практика – пленэр является частью системной подготовки учителя в китайских вузах. Цели и задачи определены учебными программами. В университете Шанси пленэрная практика на четвертом курсе закрепляет полученные знания по дисциплинам основного модуля бакалавриата: рисунок, живопись. Вследствие логики учебной программы навыки практического мастерства сочетаются с формированием художественного мышления.

На пленэре проявляется профессиональная подготовка к творческой деятельности, необходимой для будущего учителя изобразительного искусства. Качество исполнения акварельных этюдов отражает профессиональную подготовку обучающихся. Совокупность мастерства и результаты ощущений и впечатлений, отраженных в акварельных этюдах, демонстрируют процессы развития художественного мышления. В реальном пространстве акварель создает условия для творческого вдохновения и мыслительной деятельности. Таким образом, пленэр становится одним из показателей профессионального уровня будущего учителя, основанного на развитии художественного мышления, сочетающего творческое и педагогическое мастерство.


Библиографическая ссылка

Чан Хунбинь АКВАРЕЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ВУЗОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 9. – С. 251-256;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38846 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674