Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

WATERPROOF SKETCHES AS A MEANS OF FORMING ARTISTIC THINKING STUDENTS OF CHINESE UNIVERSITIES AT THE PLENAIR

Chan Hunbin 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia
1357 KB
A modern teacher of fine arts must have artistic thinking to teach and educate the younger generation. In the pedagogical education of Chinese universities, the use of watercolor sketches in practical classes is important in the development of the artistic thinking of the future teacher. An etude as a short-term painting is created in a sensual form of reflection of reality, conveying the mood and atmosphere of the state of the depicted object or object. For landscape sketches, the emotional characteristic that watercolors create is of great importance. Landscape sketches contribute to the mastery of the watercolor technique and influence the expansion of mental activity in the artistic and aesthetic education of Chinese students of pedagogical universities. Artistic comprehension of the surrounding world in watercolor sketches brings up aesthetic feelings of perception and reflection of landscapes at the sensory level of sensations. In the process of perception, the student’s sensations are reflected in artistic images. The use of watercolor painting is necessary for the development of artistic and figurative thinking of students at different levels of education. When painting landscapes, sketches are widespread in the teaching system of Chinese pedagogical universities with a specialization in the field of fine arts. The statement of the problem makes it possible to determine the direction of research related to plein air practice in Chinese universities.
SHANXI pedagogical university
plein air
thinking
artistic thinking
watercolor landscape
watercolor sketch

Высшее образование в Китае постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями нового поколения к уровню подготовки педагогов-художников. Для получения профессионального уровня будущих педагогов-художников, владеющих педагогическими и творческими знаниями, умениями, навыками, требуется квалифицированная подготовка, связанная с развитием художественного мышления.

В современном педагогическом образовании Китая большое внимание уделяется практическому обучению будущих учителей. Одним из вузов Китая является педагогический университет Шанси, ведущий подготовку учителей по изобразительному искусству [1]. В программе художественного образования предусмотрены учебная и производственная практики [2]. Программа курса «Набросок акварельного пейзажа» относится к базовой практической части обучения и является частью профессионального блока курса. Выделено 48 часов и 2 кредита, из них 43 практических часа [2]. На производственной практике используется пленэр для формирования профессиональных компетенций будущего учителя.

Пленэр, получивший популярность у импрессионистов как практическая форма обучения профессиональному изобразительному искусству применяется во всех вузах Китая, специализирующихся в подготовке художников и педагогов-художников. На пленэре одной из основных форм качественной подготовки является акварельный этюд. Техника этюда широко используется в художественном образовании и т.д. Этюд – это работа с натуры, что особенно важно для работы на пленэре [3]. Техники этюда, в том числе акварельного этюда, влияют на развитие профессиональных навыков педагога-художника, в том числе оказывают влияние на формирование художественного мышления.

Цель статьи заключается в обосновании направления научного исследования для дальнейшей апробации в педагогическом университете Шанси (Китай).

Материалы и методы исследования

Художественное мышление создается на основе творческих способностей обучающихся. Творческий опыт дает возможность реализовать полученные знания и навыки живописной техники, полученный в процессе обучения на пленэре. Одной из задач на пленэрной практике является раскрытие творческого потенциала с применением опыта акварельной техники в этюдах [4]. В современном образовании Китая для всестороннего развития личности студента на занятиях используются акварельные техники для активизации мыслительной деятельности студента. Условием для развития художественного мышления является процесс получения знаний как в теоретическом осмыслении, так и на практическом опыте.

В исследованиях ученых художественное мышление рассматривается в разных аспектах научного осмысления. В работе A.Л. Андреева художественное мышление изучается как эстетическая категория [5]. Б.М. Неменский обосновывает художественное мышление в структуре художественного познания [6]. Ю.У. Фохт-Бабушкин исследует процесс мышления в художественной деятельности, раскрывая и интеллектуальные, и творческие способности личности [7]. У Чжоу предлагает рассматривать художественное мышление как процесс сознательной деятельности человека [8, с. 289].

Изучением применения акварели на пленэре занимались многие ученые в научных исследованиях. Обучение работе с акварелью рассматривалось в трудах Г.В. Беды [9]. Творческая подготовка на занятиях по изобразительному искусству с использованием акварели исследовалась в работах B.C. Кузина, С.П. Ломова, H.H. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова [10, с. 4]. Особенности обучения на пленэре стали объектом внимания в исследованиях [10–13].

Результаты исследования и их обсуждение

В китайских вузах в процессе обучения студенты должны усвоить, что акварельные этюды отличаются композиционным построением пространства на основе несистемных изображений без строгих границ и рамок. На пленэре этюд как кратковременное живописное произведение создается в чувственной форме отражения реальности, передающего настроение и атмосферу состояния изображаемого объекта или предмета. Для пейзажных этюдов большое значение имеет эмоциональная характеристика, которую создает акварель, например воздушность и прозрачность, легкость, холод и тепло, звуки музыки и поэтичность и много других ощущений и переживаний человека.

В формировании художественного мышления применение акварели необходимо, так как акварель обладает свойствами, характерными только для акварели [12]. Технические приемы и методы изображения позволяют передать идеи художественных образов пейзажа, появляющихся в момент всплеска определенных чувств и ощущений, неповторимых и уникальных для каждой личности, когда в процессе мыслительной деятельности создается образ.

Образ в акварельном этюде воплощается на основе художественного мышления в интеллектуальном осмыслении пейзажа. Вдохновение пейзажем отражается не только в эмоциональном отражении художественного образа, оно также позволяет овладеть техниками и приемами акварельной живописи. Так появляется профессиональное мастерство на физическом уровне освоения техники акварельного этюда. Акварельная живопись предполагает применение различных техник: лессировка, роспись по сырой бумаге, отмывка, способ «alla prima», «мозаичный набор», легкие пастозные мазки и другие. Так в сочетании с другими техниками появляются неповторимые акварельные этюды пейзажей. «Наиболее широко на этюдах в пленэре, где продолжительность работы с натуры колеблется от нескольких минут до трех часов, используется прием «алла прима» (от итал. alla prima – «в один присест»)» [13, с. 62].

Студенты, рисуя пейзажи, познают свойства и техники акварели на духовно-эмоциональном уровне, что дает возможность воспитать чувства и ощущения света и цвета, колоритных соотношений в формировании художественно-эстетического вкуса. Так, на пленэрной практике студенты-бакалавры 4 курса пишут пейзажные этюды в пригороде Шанси (рис. 1, 2).

missing image file

Рис. 1. Студенты-бакалавры 4 курса. Педагогический университет Шанси. 07.08.2021

Кроме этого, освоение техники акварельных этюдов в изображении пейзажей влияет на профессиональное становление будущего учителя. У обучающегося появляется собственный стиль в изображении воздушного пространства пейзажей. Чувства и эмоции, получаемые в результате пленэрной практики, формируют художественное мышление студента. Получение теоретических знаний во время пленэрной практики дает возможность понять смыслы и значение стилей и течений пейзажной живописи, эстетических представлений, методов и приемов в технике акварели.

missing image file

Рис. 2. Студенты-бакалавры 4 курса. Педагогический университет Шанси. 07.08.2021

Акварель относится к уникальным средствам формирования творческих навыков будущего педагога-художника [14]. Ощущения воздушного пространства невозможно передать другими материалами. Акварельные этюды помогают через цвет и форму создать атмосферу и иллюзию пространства. Вследствие этого мастерство профессионального владения акварелью дает возможность развивать профессиональные навыки в других техниках. Сложность акварели состоит в том, что невозможно исправить нанесенный цвет, что тренирует навыки сочетания техники и создания художественного образа. Разводы акварели и ее пятна составляют неповторимую авторскую идею в создании художественного образа на пленэре. «При этом технические средства обучения не должны подменять и имитировать природу, притуплять остроту и свежесть первого впечатления от нее» [15, с. 7].

Развитие художественного мышления начинается с раннего возраста. В студенческом возрасте начинается процесс формирования профессионального осмысления живописных техник, поэтому художественное мышление приобретает осознанную форму отражения и восприятия акварели в пленэрной практике. Начинающий педагог-художник под руководством преподавателя изучает основы изображения и базовые знания акварельной техники.

Обучение акварельной технике является сложным процессом, так как акварель обладает определенными свойствами. Для работы с акварелью требуется определенный сорт бумаги, хорошо и равномерно впитывающий воду. Мягкий карандаш применяется без нажимов и стираний. Кисти должны быть мягкими и тонкими для передачи воздушности красок [16, с. 108]. «Работа акварелью предполагает владение кистью как инструментом, техническими способами работы, знание и умение применять основы цветоведения, колористики, воздушной перспективы» [17, с. 7]. В работе с акварелью необходимо учитывать основные приемы, описанные О.Н. Князьковой – многослойный прием, по сухой и по влажной поверхности [18, с. 7]. Кроме этого, существуют и другие акварельные техники в сочетании с другими материалами [19].

В процессе обучения студенты осваивают технику акварели на примерах работ художников, создавших шедевры мирового искусства и хранящих акварельное мастерство акварелиста-художника. Как считали и художники XVIII–XIX вв., акварель передает красоту природных явлений и идеально подходит для изображения пейзажей [17]. В академической школе акварельной живописи сложились устойчивые взаимосвязи между профессионалами и начинающими художниками. Итальянские художники В. Либралато, Х. Гаррисон, Р. Берри написали инструкции работы с акварелью, которые дают возможность научиться технике, создавая воздушный мир акварельной живописи [20–22]. И сегодня обучение акварели в Китае пользуется популярностью, что демонстрирует необходимость использования акварельной техники в профессиональной подготовке студентов-педагогов.

Профессионализм будущего учителя изобразительного искусства развивается на базе полученных практических навыков работы в разных техниках. При этом важно формировать художественное мышление на профессиональном уровне восприятия и отражения в рецепции окружающего пространства [23, с. 93]. В регулярной работе с акварелью развивается ощущение цветовых сочетаний и градаций света, что дает возможность выразить эмоционально-чувственное восприятие акварели в изображении воздушности и легкости образа. Овладение профессиональным мастерством является ключевым компонентом современного образования. Студент должен знать методы работы с акварелью, включающие соотношение цвета и света, линейную и воздушную перспективы, закономерности изображения объема, пространства и плоскости, особенности этюда и создания гармоничной композиции в художественном осмыслении реальности и ирреальности акварельных образов.

В обучении художественное мышление влияет на становление профессионального мастерства студента. Практический опыт работы с акварельными этюдами создает условия для обретения творческой свободы в художественном воплощении образов. Преподаватель показывает особенности акварельной техники на пленэрной практике (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Студенты-бакалавры 4 курса. Педагогический университет Шанси. Педагог: Цао Ансинь. 07.08.2021

Мастера китайской акварельной живописи создают произведения искусства, сочетающие традиционные стили и современные направления в искусстве. Например, творчество Цзэн Мина непосредственно связано с акварелью, и в своих работах он передает единство и целостность с природой и миром. Любовь к акварельной технике – это обретение счастья, по мнению Цзэн Мина [24, с. 17]. В акварельных работах художника мы видим мастерство, сочетающее китайские традиции и современный образ, что показывает постижение гармонии художественного мышления китайского мастера акварели.

Природа в творчестве китайских художников является эстетической средой обитания и источником творческого вдохновения. Целостность восприятия с окружающим миром отражается не только в реальном образе предмета изображения, она дает представление о прекрасном на эмоциональном уровне. В процессе мыслительной деятельности художник, осваивая окружающее пространство, формирует собственный стиль изображения, что особенно важно для становления профессионального мастерства студента в обучении. В вузах Китая большое внимание уделяется развитию практических навыков работы студента с разными техниками, в том числе и с акварелью.

Студент, работая на пленэре с акварелью, раскрывает потенциал мыслительной деятельности в освоении художественного пространства. Поэтапное использование акварельной техники в этюде начинается с изучения окружающего мира с выделением предметов и объектов изображения. На следующем этапе обучающийся раскрывает эмоционально-чувственное восприятие через образ в гармонии формы, цвета и света. Множество выполненных этюдов позволяет увидеть недостатки в изображении. Несмотря на это, работа должна продолжаться, так как без практического освоения акварели невозможно сформировать профессиональное мастерство будущего учителя-художника.

В теоретической и практической подготовке китайских студентов важно учитывать множество факторов подготовки профессионала. Современные методы обучения дают возможность применять как традиционные, так и инновационные формы обучения. Поэтому в китайских вузах проводятся реформы образования с использованием достижений российской и европейской педагогики [25, с. 17]. В образовании Китая учитываются и решаются все проблемы обучения, включая методические разработки в области учебной практики с освоением акварельной техники, что отражается в учебных целях и задачах, в планах и программах системы современного образования.

Так как формирование художественного мышления является одной из важнейших задач в обучении студента, необходимо провести исследование для выявления особенностей формирования художественного мышления при работе с акварельными этюдами студентами педагогического университета Шанси в Китае. Именно художественное мышление способствует воспитанию чувств и эмоций в работе с акварелью.

План исследования на 2021–2022 гг.

База исследования – педагогический университет Шанси.

Подготовительный этап (2021 г.) – обоснование актуальности и подготовка экспериментальной работы; анализ учебных программ и условий работы с акварелью; опрос студентов; интервьюирование преподавателей.

Первый этап (2021 г.) – теоретический: анализ научной литературы; определение цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования; подготовка и обоснование экспериментального исследования.

Второй этап (2021–2022 гг.) – экспериментальный: выбор методов исследования; подготовка констатирующего эксперимента; анализ результатов; разработка программы изучения; проверка условий формирования художественного мышления студентов педагогического университета Шанси; контрольный эксперимент.

Заключительный этап (2022 г.) – системное обобщение и анализ результатов экспериментального исследования, апробация полученных материалов.

Для дальнейшей работы над поставленной проблемой необходимо определить структуру художественного мышления; раскрыть особенности обучения акварелью студентов педагогических вузов; разработать методы изучения трансформации и реинтеграции процессов художественного мышления в работе с акварельными техниками; выявить взаимосвязь художественного мышления и пленэрной практики на основе типов мышления – дохудожественного, образно-художественного, художественного.

Заключение

Постановка проблемы дает возможность определить направление исследования, связанного с пленэрной практикой. Пленэр создает условия для формирования профессиональных навыков будущего учителя. Учебно-творческая практика – пленэр является частью системной подготовки учителя в китайских вузах. Цели и задачи определены учебными программами. В университете Шанси пленэрная практика на четвертом курсе закрепляет полученные знания по дисциплинам основного модуля бакалавриата: рисунок, живопись. Вследствие логики учебной программы навыки практического мастерства сочетаются с формированием художественного мышления.

На пленэре проявляется профессиональная подготовка к творческой деятельности, необходимой для будущего учителя изобразительного искусства. Качество исполнения акварельных этюдов отражает профессиональную подготовку обучающихся. Совокупность мастерства и результаты ощущений и впечатлений, отраженных в акварельных этюдах, демонстрируют процессы развития художественного мышления. В реальном пространстве акварель создает условия для творческого вдохновения и мыслительной деятельности. Таким образом, пленэр становится одним из показателей профессионального уровня будущего учителя, основанного на развитии художественного мышления, сочетающего творческое и педагогическое мастерство.