Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О ПРИЧИНАХ ПАССИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» В ВУЗАХ

Золотухина И.А. 1 Емелин К.Г. 2 Бартенева Л.М. 2 Вдовин С.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет»
В статье представлен анализ литературных источников и практических наблюдений, уточняющих роль физического воспитания в подготовке студентов высших учебных заведений. На основе научных изысканий последних лет авторами проанализирован опыт исследователей, раскрывающих возможности курса «Физическая культура» в сохранении и укреплении здоровья студентов, необходимого для полноценного осуществления ими своих будущих профессиональных, трудовых и других жизненно важных функций. Для детального изучения проблем, возникающих в подготовке студентов вуза средствами физического воспитания, нами изучено отношение студентов двух вузов (педагогического и аграрного) к занятиям физической культурой и соотнесены результаты опроса с направлениями их подготовки. Вместе с этим выявлен уровень потребности у студентов в ценностях физической культуры и здорового образа жизни и соотнесены результаты с причинами их пассивного отношения как к самостоятельным физкультурным занятиям, так и к аудиторным занятиям физической культурой. В результате исследования выявлено, что в практике физического воспитания отсутствует ориентация студентов на осознание ими всей важности и необходимости предметной области данной дисциплины с предстоящей профессиональной деятельностью и бытовой активностью. Исходя из этого, вне зависимости от вуза и от направления подготовки, существующий подход к физическому воспитанию студентов нуждается в существенной корректировке как его целевого компонента, так и содержания.
предстоящая профессиональная деятельность
будущий специалист
физическое воспитание
физкультурная активность
мотивы-доводы
1. Лотарев А.Н. Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-v-professionalnoy-podgotovke-studentov (дата обращения: 05.07.2021).
2. Лях Г.В. Моделирование системы физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 1 (213). С. 176–182.
3. Хазова С.А., Лях Г.В., Плотников Е.Г. Ресурсный потенциал физического воспитания в развитии личностной конкурентоспособности студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 3 (203). С. 172–182.
4. Смышляев К.А., Минин М.Г., Рябова Т.С. Физическое воспитание студенческой молодежи в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза // Вестник ТГПУ. 2017. № 9 (186). С. 83–89.
5. Булдашева О.В., Суетина О.Н. Роль теоретического курса «Физическая культура» в сохранении и укреплении здоровья студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (36). С. 67–71.
6. Ольховская Е.Б. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с ослабленным здоровьем // Инновационная наука. 2017. № 2–2. С. 188–190.
7. Шеенко Е.И. Эволюция предметного поля диссертационных исследований по проблемам физического воспитания в специальных медицинских группах // Современный ученый. № 3. 2017. С. 177–181.
8. Шеенко Е.И., Толистинов Б.Г. Компьютерная программа мониторинга физического воспитания для студентов вузов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/64PDMN220.pdf (дата обращения: 05.07.2021).
9. Самоуков А.Ф., Шувалов А.М., Миронов А.О. Базисные предпосылки эффективного управления физическим воспитанием студентов вузов государственной службы // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 249–252.
10. Заплатина О.А. Роль физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кемеров. гос. ун-т. Кемерово, 2007. 24 с.
11. Наскалов В.М. Физическое воспитание студентов вузов на современном этапе // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. № 12 (70). С. 87-92.
12. Шеенко Е.И., Бердышева Е.В., Толистинов Б.Г., Валынкин Р.О. Физическое воспитание студентов как направление маркетинговой деятельности вуза // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Барнаул: АлтГТУ, 2017. С. 241–244.

В современных условиях окружающая действительность характеризуется интенсификацией развития технологических и материальных благ, что требует от человека мобильности, выносливости к интенсивной деятельности, устойчивости к быстро меняющимся условиям трудовой и бытовой деятельности, а также восприимчивости к бесконечному потоку разноплановой информации. Все это предъявляет достаточно высокий уровень требований к подготовке учащейся молодежи к предстоящей профессиональной деятельности в условиях высших учебных заведений. Одним из важных компонентов всесторонней подготовки будущих квалифицированных специалистов в высшей школе считается физическое воспитание.

Цель исследования заключалась в изучении необходимости физического воспитания в профессиональной подготовке обучающихся вузов, а также определении причин пассивного отношения студентов к физическому воспитанию.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специальную литературу по вопросам роли и места физического воспитания в профессиональной подготовке будущих квалифицированных специалистов.

2. Изучить отношение студентов к занятиям физической культурой и соотнести результаты опроса с направлениями подготовки квалификации «бакалавр».

3. Выявить уровень потребности у студентов в ценностях физической культуры и здорового образа жизни и соотнести результаты с причинами пассивного отношения студентов к физическому воспитанию.

Материалы и методы исследования

На базе двух вузов г. Барнаула со студентами второго и третьего курсов (АГАУ (n = 485), АлтГПУ (n = 337) были проведены педагогические исследования в форме опроса и анкетирования. В исследовании были задействованы студенты более 40 учебных групп по 6 направлениям подготовки: 01.03.04 – Прикладная математика, 44.03.01 – Педагогическое образование, 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование (далее – логопеды), 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, Автомобили и автомобильное хозяйство (далее – автомобилисты), 21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство (далее – специалисты по землеустройству), 35.03.04 – Агрономия, Защита растений (далее – агрономы). В качестве средств опроса нами были использованы опросник «Отношение студентов к физическому воспитанию» и анкета для оценки уровня потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

О необходимости физического воспитания учащейся молодежи в условиях высших учебных заведений говорят результаты многочисленных исследований. Так, в своем исследовании А.Н. Лотарев (2013) обозначил «роль и место физической культуры в процессе подготовки специалистов, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих, умеющих быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополняющих свои знания, ориентирующихся в возрастающем потоке научной и общественной информации» [1].

Необходимость физического воспитания в вузе, как ресурсного потенциала в подготовке конкурентоспособности студентов, в своем исследовании отмечал Г.В. Лях (2018) [2]. Мы разделяем мнение С.А. Хазовой, Г.В. Ляха, Е.Г. Плотниковой (2017), которые характеризуют физическое воспитание в вузе как дисциплину с «возможностями для создания условий, отвечающих требованиям конкуренторазвивающей образовательной среды (коммуникативность, коллективистская направленность, психофизиологическая вариативность и напряженность взаимодействия)» [3].

Реализация физического воспитания в вузе позволяет обеспечивать, по мнению К.А. Смышляева, М.Г. Минина, Т.С. Рябовой (2017), «открытие новых возможностей для решения задач формирования общекультурных компетенций, необходимых любому современному специалисту, который хочет успешно функционировать в глобализирующемся, интернациональном мире» [4].

В работе О.В. Булдашевой, О.Н. Суетиной (2017) раскрываются возможности курса «Физическая культура» в сохранении и укреплении здоровья студентов, необходимого для полноценного осуществления своих профессиональных, трудовых и других жизненно важных необходимых функций [5].

Необходимость физического воспитания для коррекции нарушений здоровья и последующего его укрепления у будущих выпускников вузов, отнесенных вследствие нарушений здоровья к специальным медицинским группам, отмечается в работах Е.Б. Ольховской (2017), Е.И. Шеенко (2017), Е.И. Шеенко и Б.Г. Толистинова (2020) [6–8].

А.Ф. Самоуковым, А.М. Шуваловым, А.О. Мироновым (2018) на примере вузов государственной службы рассматривается влияние физического воспитания на результат всесторонней подготовки будущих госслужащих, характеризующихся крепким здоровьем и достаточным уровнем физической и функциональной подготовленности [9].

Вместе с тем, несмотря на значительный научный и практический опыт, накопленный в данном направлении, система и содержание физического воспитания в вузах все же имеют существенные проблемы и недостатки, на что в своих работах указывали О.А. Заплатина (2007), В.М. Наскалов (2010) и др. [10, 11].

Как показывает практический опыт и анализ специальной литературы, одних стараний профессорско-преподавательского состава в устранении имеющихся недостатков и проблем в организации и осуществлении физического воспитания будущих выпускников вузов может быть недостаточно. Изменить ситуацию поможет выявление отношения студентов к физическому воспитанию как учебной дисциплине, а также интересов и потребностей в физкультурно-спортивных и оздоровительных услугах, реализуемых в вузе [12].

Изучая причины индифферентного отношения студентов к физической культуре, им было предложено указать не менее 10 мотивов, раскрывающих пассивное отношение к самостоятельным занятиям физической культурой, а также нежелание посещать учебные занятия по дисциплине «Физическая культура». Выявленные мотивы-доводы нами были проранжированы в порядке значимости для студентов.

Знакомство с результатами опроса студентов позволило нам определить ведущие причины их пассивного отношения как к самостоятельным, так и к аудиторным занятиям физической культурой. Результаты опроса позволяют видеть ведущие мотивы-доводы в каждой из групп студентов по конкретному направлению подготовки (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг мотивов-доводов пассивного отношения к физической культуре (в %)

Вариант ответа

АлтГПУ

АГАУ

01.03.04 – Прикладная математика

44.03.01 – Педагогическое образование

44.03.03 – Специальное образование

23.03.03 – Автомобили и автомобильное хозяйство

21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство

35.03.04 – Агрономия, Защита растений

1

Нехватка времени

32,7

40,1

37,7

28,4

29,2

27,3

2

Лень

29,8

33,3

35,1

25,6

26,3

25,1

3

Не могу распределить собственное время

6,0

8,9

6,1

16,0

13,1

15,2

4

Усталость

13,1

7,1

0,9

16,1

12,8

17,1

5

Нет желания «напрягаться»

4,5

3,1

6,7

4,9

6,1

5,5

6

Неинтересно

4,4

4,9

5,8

5,9

7,8

6,1

7

Отсутствие условий для занятий

2,3

1,5

3,5

1,3

1,1

1,8

8

Плохое самочувствие (как до, так и после занятий)

2,4

1,1

1,8

0

0

0

9

Другие интересные увлечения

2,7

0

1,3

1,8

2,1

0,8

10

Неудобное время для занятий

2,1

0

1,1

0

1,5

1,1

Вне зависимости от направления подготовки и вуза во всех шести группах «нехватка свободного времени» занимает ведущую позицию со средним результатом – 32,6 %.

Вторую позицию среди причин пассивного отношения к физической культуре со средним показателем 29,2 % занимает мотив-довод «Лень». Так, среди студентов педагогического университета выявлено 32,73 % «ленивых» студентов, а среди студентов аграрного вуза таких насчитывается 25,67 %. Данный показатель скорее можно объяснить большим процентным соотношением студентов: девушек больше в АлтГПУ (которые, по наблюдениям, менее физически активны), а в АГАУ больше юношей (отличающихся большей двигательной активностью).

Не могут распределить собственное время, вследствие чего нет возможности самостоятельно использовать средства физической культуры, 16,0 % будущих инженеров-автомобилистов, 15,2 % студентов-агрономов» и на третьем месте с результатом 13,1 % – будущие специалисты по землеустройству. Студенты педагогических специальностей отличаются большей способностью распределять и ценить свое время. Средний результат у них составил 7,0 %, а у студентов аграрного вуза – 14,8 %.

У студентов аграрных специальностей отсутствует мотив «Плохое самочувствие», тогда как у студентов педагогического вуза данный показатель составляет в среднем 1,78 %. Это можно объяснить двумя причинами: или в педагогическом вузе преподаватели дают большую физическую нагрузку, приводящую к плохому самочувствию, или студенты АГАУ, так как они в основном – юноши, адекватно воспринимают любую нагрузку.

Следующий интересующий мотив-довод – «Усталость». Студенты аграрного вуза во всех трех группах единогласно отметили данный мотив, что может говорить о больших объемах учебной нагрузки, приводящей к утомляемости и невозможности самостоятельно заниматься физической культурой, а также систематически посещать занятия по физической культуре. У студентов педагогических специальностей ответ был неоднозначным в зависимости от направлений подготовки. Так, больше всего (13,3 %) устают в процессе учебной деятельности студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика». Студенты остальных направлений подготовки выбрали данный мотив-довод в диапазоне 0,9–7,1 %. Но даже при таком низком проценте утомляемости и достаточно хорошем умении распоряжаться временем (планировать его) студенты педагогического вуза не проявляют самостоятельной физкультурной активности, что, как уже было отмечено выше, отражено в их лени и нехватке времени на физкультурную активность. Здесь стоит задуматься преподавателям педагогического вуза, так как они готовят будущих учителей, которые должны в предстоящей педагогической деятельности подавать пример при воспитании обучающихся. К числу таких примеров стоит отнести не только физическую форму учителя, но и его физические возможности, позволяющие успешно выполнять программные средства по физической культуре вне зависимости от пола и возраста.

Среди причин, которые не вошли в табличный перечень, но которые обязательно нужно иметь в виду, стоит отметить следующие: «Плохое здоровье», «Плохое питание», «Проблемы с транспортом», «Дороговизна физкультурных услуг» и др. Вместе с тем совместный анализ со студентами мотивов-доводов дает основание полагать, что все причины можно свести к одной – отсутствие осознания всей пользы физкультурной активности как для поддержания здоровья, так и для осуществления полноценной собственной жизнедеятельности, в том числе предстоящей успешной профессиональной деятельности.

Анализ отношения к самостоятельным занятиям физической культурой позволяет проранжировать в рамках 100-балльной шкалы студентов различных направлений подготовки двух вузов по трем уровням потребности в самостоятельной физкультурной активности (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня потребности в самостоятельном использовании ценностей физической культуры и здорового образа жизни (в баллах)

Уровни потребности

Баллы по 100-балльной шкале

АлтГПУ

АГАУ

01.03.04 – Прикладная математика

44.03.01 – Педагогическое образование

44.03.03 – Специальное образование

23.03.03 – Автомобили и автомобильное хозяйство

21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство

35.03.04 – Агрономия, Защита растений

1

Низкий

1–40

43,1

47

47,5

30,6

28,8

25,4

2

Средний

41–70

54,8

52,7

51

65,5

66,3

70,6

3

Высокий

71–100

2,1

0,3

1,5

3,9

4,9

4

Так, в трех исследуемых группах педагогического вуза наблюдается чуть менее половины студентов с низким уровнем потребности (диапазон от 43,1 до 47,5 %), тогда как в группах аграрного вуза с низким уровнем потребности обнаружено менее трети студентов. У студентов педагогического вуза с высоким уровнем потребности выявлено в среднем 1,3 % обучающихся, в группах студентов АГАУ – 4,3 %. Со средним уровнем потребности студенты АГАУ превышают уровень потребности студентов педагогического вуза на 13 %. Гипотетически можно предположить, что в силу предстоящей профессиональной деятельности студентов аграрного вуза, связанной с выполнением производственных задач, характеризующихся высокой двигательной активностью и богатым арсеналом двигательной базы, уровень их потребности в ценностях физической культуры значительно выше будущих педагогов. Деятельность будущих учителей сопряжена с более низкой двигательной активностью и не требует владения широким арсеналом двигательной базы. Вследствие этого нет необходимости в процессе занятий физической культурой намеренно повышать у студентов двигательную активность и их физическую подготовленность. Как показывают собственные наблюдения и практический опыт, с целью сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности вполне достаточно и среднего уровня потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни.

Но интересен и следующий факт, выявленный при опросе студентов. Так, значительная часть студентов педагогического вуза считает, что физическая культура как учебная дисциплина в вузе не нужна (43,4 %), при этом никак не связывая результаты занятий с предстоящей профессиональной и бытовой деятельностью. Среди студентов аграрного вуза отрицающих необходимость физической культуры и не осознающих ее практической значимости обнаружено существенно меньше – 18,3 %. «Пустая трата времени» как характеристика бесполезности предмета «Физическая культура» характерна для той группы студентов, для которых характерен низкий уровень потребности в ценностях физической культуры.

Непонимание студентами необходимости физической культуры в вузе как учебной дисциплины мы можем объяснить следующими причинами: физическое воспитание организуется без учета особенностей и физических возможностей студентов; на занятиях используется материал, идущий вразрез с интересами и приоритетами занимающихся; в практике физического воспитания отсутствует ориентация студентов на осознание ими всей важности и необходимости предметной области данной дисциплины с предстоящей профессиональной деятельностью и бытовой активностью.

Преподавателям физического воспитания стоит обратить внимание на то, что ориентация студентов на осознание ими всей важности и необходимости предметной области данной дисциплины с предстоящей профессиональной деятельностью и бытовой активностью является, по нашему мнению, основной задачей в работе с учащейся молодежью.

Только в случае осознания студентом всей значимости самостоятельного использования средств физической культуры через непосредственную реализацию данного требования на конкретных примерах в условиях урочных занятий, обучающийся проникнется пользой получаемой информации и предпримет всевозможные усилия по опробованию и последующему самостоятельному использованию физкультурных средств в предстоящей профессиональной и повседневной бытовой деятельности. Очевидно, что адекватный предстоящей профессиональной деятельности уровень потребности в ценностях физической культуры, на который должны ориентироваться преподаватели в подготовке студентов, позволит свести к минимуму заболеваемость будущих квалифицированных специалистов и создать экономически выгодную ситуацию для предприятий с меньшим количеством листов нетрудоспособности.

Заключение

Результаты анализа литературы дают полное основание утверждать, что физическая культура, как дисциплина образовательного и воспитательного характера, жизненно и экономически необходима в подготовке здоровых, всесторонне развитых и морально устойчивых специалистов.

Среди причин пассивного отношения к физической культуре у студентов обоих вузов обнаружены однородные мотивы-доводы. Ведущие позиции, вне зависимости от направления подготовки и вуза, занимают «нехватка времени», «лень», «усталость» и «неумение распределять собственное время».

У студентов педагогического вуза выявлен существенно более низкий по отношению к студентам аграрного университета уровень потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни. В педагогическом вузе с низким уровнем потребности в среднем выявлено 45,9 % студентов, со средним – 52,8 % и с высоким уровнем потребности обнаружено 1,3 %. У студентов аграрного вуза выявлен в среднем низкий уровень потребности в 28,2 % случаях, средний уровень – 67,47 % и высокий уровень потребности – 4,27 %.

Путем анализа литературы и собственных наблюдений обнаружено, что адекватный предстоящей профессиональной деятельности уровень потребности в ценностях физической культуры, на который должны ориентироваться преподаватели в подготовке студентов, позволит свести к минимуму заболеваемость будущих специалистов и создать экономически выгодную ситуацию для предприятий с меньшим количеством листов нетрудоспособности.

Беря во внимание полученные результаты исследования, есть возможность переориентировать процесс физического воспитания в вузах с традиционно-формального на продуктивно-творческий, дающий качественный результат в подготовке выпускников вузов, в будущем квалифицированных специалистов различных сфер деятельности.


Библиографическая ссылка

Золотухина И.А., Емелин К.Г., Бартенева Л.М., Вдовин С.В. О ПРИЧИНАХ ПАССИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» В ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 7. – С. 104-109;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38760 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674