Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ABOUT THE REASONS FOR THE PASSIVE ATTITUDE OF STUDENTS OF VARIOUS AREAS OF PREPARATION FOR THE BASIC DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION» IN UNIVERSITIES

Zolotukhina I.A. 1 Emelin K.G. 2 Barteneva L.M. 2 Vdovin S.V. 2
1 Altai State Pedagogical University
2 Altai State Agrarian University
The article presents an analysis of literary sources and practical observations that clarify the role of physical education in the preparation of students of higher educational institutions. Based on the scientific research of recent years, the authors analyzed the experience of researchers who reveal the possibilities of the course «Physical Culture» in preserving and strengthening the health of students necessary for the full implementation of their future professional, labor and other vital functions. For a detailed study of the problems arising in the preparation of university students by means of physical education, we studied the attitude of students of two universities (pedagogical and agricultural) to physical culture classes and correlated the results of the survey with the directions of their training. At the same time, the level of students ‘ need for the values of physical culture and a healthy lifestyle was revealed and the results were correlated with the reasons for their passive attitude, both to independent physical culture classes and to classroom physical culture classes. As a result of the study, it was revealed that in the practice of physical education, there is no orientation of students to realize the importance and necessity of the subject area of this discipline with the upcoming professional activity and household activity. Based on this, regardless of the university and the direction of training, the existing approach to physical education of students needs a significant adjustment, both its target component and content.
upcoming professional activity
future specialist
physical education
physical activity
motives-arguments

В современных условиях окружающая действительность характеризуется интенсификацией развития технологических и материальных благ, что требует от человека мобильности, выносливости к интенсивной деятельности, устойчивости к быстро меняющимся условиям трудовой и бытовой деятельности, а также восприимчивости к бесконечному потоку разноплановой информации. Все это предъявляет достаточно высокий уровень требований к подготовке учащейся молодежи к предстоящей профессиональной деятельности в условиях высших учебных заведений. Одним из важных компонентов всесторонней подготовки будущих квалифицированных специалистов в высшей школе считается физическое воспитание.

Цель исследования заключалась в изучении необходимости физического воспитания в профессиональной подготовке обучающихся вузов, а также определении причин пассивного отношения студентов к физическому воспитанию.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специальную литературу по вопросам роли и места физического воспитания в профессиональной подготовке будущих квалифицированных специалистов.

2. Изучить отношение студентов к занятиям физической культурой и соотнести результаты опроса с направлениями подготовки квалификации «бакалавр».

3. Выявить уровень потребности у студентов в ценностях физической культуры и здорового образа жизни и соотнести результаты с причинами пассивного отношения студентов к физическому воспитанию.

Материалы и методы исследования

На базе двух вузов г. Барнаула со студентами второго и третьего курсов (АГАУ (n = 485), АлтГПУ (n = 337) были проведены педагогические исследования в форме опроса и анкетирования. В исследовании были задействованы студенты более 40 учебных групп по 6 направлениям подготовки: 01.03.04 – Прикладная математика, 44.03.01 – Педагогическое образование, 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование (далее – логопеды), 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, Автомобили и автомобильное хозяйство (далее – автомобилисты), 21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство (далее – специалисты по землеустройству), 35.03.04 – Агрономия, Защита растений (далее – агрономы). В качестве средств опроса нами были использованы опросник «Отношение студентов к физическому воспитанию» и анкета для оценки уровня потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

О необходимости физического воспитания учащейся молодежи в условиях высших учебных заведений говорят результаты многочисленных исследований. Так, в своем исследовании А.Н. Лотарев (2013) обозначил «роль и место физической культуры в процессе подготовки специалистов, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих, умеющих быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополняющих свои знания, ориентирующихся в возрастающем потоке научной и общественной информации» [1].

Необходимость физического воспитания в вузе, как ресурсного потенциала в подготовке конкурентоспособности студентов, в своем исследовании отмечал Г.В. Лях (2018) [2]. Мы разделяем мнение С.А. Хазовой, Г.В. Ляха, Е.Г. Плотниковой (2017), которые характеризуют физическое воспитание в вузе как дисциплину с «возможностями для создания условий, отвечающих требованиям конкуренторазвивающей образовательной среды (коммуникативность, коллективистская направленность, психофизиологическая вариативность и напряженность взаимодействия)» [3].

Реализация физического воспитания в вузе позволяет обеспечивать, по мнению К.А. Смышляева, М.Г. Минина, Т.С. Рябовой (2017), «открытие новых возможностей для решения задач формирования общекультурных компетенций, необходимых любому современному специалисту, который хочет успешно функционировать в глобализирующемся, интернациональном мире» [4].

В работе О.В. Булдашевой, О.Н. Суетиной (2017) раскрываются возможности курса «Физическая культура» в сохранении и укреплении здоровья студентов, необходимого для полноценного осуществления своих профессиональных, трудовых и других жизненно важных необходимых функций [5].

Необходимость физического воспитания для коррекции нарушений здоровья и последующего его укрепления у будущих выпускников вузов, отнесенных вследствие нарушений здоровья к специальным медицинским группам, отмечается в работах Е.Б. Ольховской (2017), Е.И. Шеенко (2017), Е.И. Шеенко и Б.Г. Толистинова (2020) [6–8].

А.Ф. Самоуковым, А.М. Шуваловым, А.О. Мироновым (2018) на примере вузов государственной службы рассматривается влияние физического воспитания на результат всесторонней подготовки будущих госслужащих, характеризующихся крепким здоровьем и достаточным уровнем физической и функциональной подготовленности [9].

Вместе с тем, несмотря на значительный научный и практический опыт, накопленный в данном направлении, система и содержание физического воспитания в вузах все же имеют существенные проблемы и недостатки, на что в своих работах указывали О.А. Заплатина (2007), В.М. Наскалов (2010) и др. [10, 11].

Как показывает практический опыт и анализ специальной литературы, одних стараний профессорско-преподавательского состава в устранении имеющихся недостатков и проблем в организации и осуществлении физического воспитания будущих выпускников вузов может быть недостаточно. Изменить ситуацию поможет выявление отношения студентов к физическому воспитанию как учебной дисциплине, а также интересов и потребностей в физкультурно-спортивных и оздоровительных услугах, реализуемых в вузе [12].

Изучая причины индифферентного отношения студентов к физической культуре, им было предложено указать не менее 10 мотивов, раскрывающих пассивное отношение к самостоятельным занятиям физической культурой, а также нежелание посещать учебные занятия по дисциплине «Физическая культура». Выявленные мотивы-доводы нами были проранжированы в порядке значимости для студентов.

Знакомство с результатами опроса студентов позволило нам определить ведущие причины их пассивного отношения как к самостоятельным, так и к аудиторным занятиям физической культурой. Результаты опроса позволяют видеть ведущие мотивы-доводы в каждой из групп студентов по конкретному направлению подготовки (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг мотивов-доводов пассивного отношения к физической культуре (в %)

Вариант ответа

АлтГПУ

АГАУ

01.03.04 – Прикладная математика

44.03.01 – Педагогическое образование

44.03.03 – Специальное образование

23.03.03 – Автомобили и автомобильное хозяйство

21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство

35.03.04 – Агрономия, Защита растений

1

Нехватка времени

32,7

40,1

37,7

28,4

29,2

27,3

2

Лень

29,8

33,3

35,1

25,6

26,3

25,1

3

Не могу распределить собственное время

6,0

8,9

6,1

16,0

13,1

15,2

4

Усталость

13,1

7,1

0,9

16,1

12,8

17,1

5

Нет желания «напрягаться»

4,5

3,1

6,7

4,9

6,1

5,5

6

Неинтересно

4,4

4,9

5,8

5,9

7,8

6,1

7

Отсутствие условий для занятий

2,3

1,5

3,5

1,3

1,1

1,8

8

Плохое самочувствие (как до, так и после занятий)

2,4

1,1

1,8

0

0

0

9

Другие интересные увлечения

2,7

0

1,3

1,8

2,1

0,8

10

Неудобное время для занятий

2,1

0

1,1

0

1,5

1,1

Вне зависимости от направления подготовки и вуза во всех шести группах «нехватка свободного времени» занимает ведущую позицию со средним результатом – 32,6 %.

Вторую позицию среди причин пассивного отношения к физической культуре со средним показателем 29,2 % занимает мотив-довод «Лень». Так, среди студентов педагогического университета выявлено 32,73 % «ленивых» студентов, а среди студентов аграрного вуза таких насчитывается 25,67 %. Данный показатель скорее можно объяснить большим процентным соотношением студентов: девушек больше в АлтГПУ (которые, по наблюдениям, менее физически активны), а в АГАУ больше юношей (отличающихся большей двигательной активностью).

Не могут распределить собственное время, вследствие чего нет возможности самостоятельно использовать средства физической культуры, 16,0 % будущих инженеров-автомобилистов, 15,2 % студентов-агрономов» и на третьем месте с результатом 13,1 % – будущие специалисты по землеустройству. Студенты педагогических специальностей отличаются большей способностью распределять и ценить свое время. Средний результат у них составил 7,0 %, а у студентов аграрного вуза – 14,8 %.

У студентов аграрных специальностей отсутствует мотив «Плохое самочувствие», тогда как у студентов педагогического вуза данный показатель составляет в среднем 1,78 %. Это можно объяснить двумя причинами: или в педагогическом вузе преподаватели дают большую физическую нагрузку, приводящую к плохому самочувствию, или студенты АГАУ, так как они в основном – юноши, адекватно воспринимают любую нагрузку.

Следующий интересующий мотив-довод – «Усталость». Студенты аграрного вуза во всех трех группах единогласно отметили данный мотив, что может говорить о больших объемах учебной нагрузки, приводящей к утомляемости и невозможности самостоятельно заниматься физической культурой, а также систематически посещать занятия по физической культуре. У студентов педагогических специальностей ответ был неоднозначным в зависимости от направлений подготовки. Так, больше всего (13,3 %) устают в процессе учебной деятельности студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика». Студенты остальных направлений подготовки выбрали данный мотив-довод в диапазоне 0,9–7,1 %. Но даже при таком низком проценте утомляемости и достаточно хорошем умении распоряжаться временем (планировать его) студенты педагогического вуза не проявляют самостоятельной физкультурной активности, что, как уже было отмечено выше, отражено в их лени и нехватке времени на физкультурную активность. Здесь стоит задуматься преподавателям педагогического вуза, так как они готовят будущих учителей, которые должны в предстоящей педагогической деятельности подавать пример при воспитании обучающихся. К числу таких примеров стоит отнести не только физическую форму учителя, но и его физические возможности, позволяющие успешно выполнять программные средства по физической культуре вне зависимости от пола и возраста.

Среди причин, которые не вошли в табличный перечень, но которые обязательно нужно иметь в виду, стоит отметить следующие: «Плохое здоровье», «Плохое питание», «Проблемы с транспортом», «Дороговизна физкультурных услуг» и др. Вместе с тем совместный анализ со студентами мотивов-доводов дает основание полагать, что все причины можно свести к одной – отсутствие осознания всей пользы физкультурной активности как для поддержания здоровья, так и для осуществления полноценной собственной жизнедеятельности, в том числе предстоящей успешной профессиональной деятельности.

Анализ отношения к самостоятельным занятиям физической культурой позволяет проранжировать в рамках 100-балльной шкалы студентов различных направлений подготовки двух вузов по трем уровням потребности в самостоятельной физкультурной активности (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня потребности в самостоятельном использовании ценностей физической культуры и здорового образа жизни (в баллах)

Уровни потребности

Баллы по 100-балльной шкале

АлтГПУ

АГАУ

01.03.04 – Прикладная математика

44.03.01 – Педагогическое образование

44.03.03 – Специальное образование

23.03.03 – Автомобили и автомобильное хозяйство

21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство

35.03.04 – Агрономия, Защита растений

1

Низкий

1–40

43,1

47

47,5

30,6

28,8

25,4

2

Средний

41–70

54,8

52,7

51

65,5

66,3

70,6

3

Высокий

71–100

2,1

0,3

1,5

3,9

4,9

4

Так, в трех исследуемых группах педагогического вуза наблюдается чуть менее половины студентов с низким уровнем потребности (диапазон от 43,1 до 47,5 %), тогда как в группах аграрного вуза с низким уровнем потребности обнаружено менее трети студентов. У студентов педагогического вуза с высоким уровнем потребности выявлено в среднем 1,3 % обучающихся, в группах студентов АГАУ – 4,3 %. Со средним уровнем потребности студенты АГАУ превышают уровень потребности студентов педагогического вуза на 13 %. Гипотетически можно предположить, что в силу предстоящей профессиональной деятельности студентов аграрного вуза, связанной с выполнением производственных задач, характеризующихся высокой двигательной активностью и богатым арсеналом двигательной базы, уровень их потребности в ценностях физической культуры значительно выше будущих педагогов. Деятельность будущих учителей сопряжена с более низкой двигательной активностью и не требует владения широким арсеналом двигательной базы. Вследствие этого нет необходимости в процессе занятий физической культурой намеренно повышать у студентов двигательную активность и их физическую подготовленность. Как показывают собственные наблюдения и практический опыт, с целью сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности вполне достаточно и среднего уровня потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни.

Но интересен и следующий факт, выявленный при опросе студентов. Так, значительная часть студентов педагогического вуза считает, что физическая культура как учебная дисциплина в вузе не нужна (43,4 %), при этом никак не связывая результаты занятий с предстоящей профессиональной и бытовой деятельностью. Среди студентов аграрного вуза отрицающих необходимость физической культуры и не осознающих ее практической значимости обнаружено существенно меньше – 18,3 %. «Пустая трата времени» как характеристика бесполезности предмета «Физическая культура» характерна для той группы студентов, для которых характерен низкий уровень потребности в ценностях физической культуры.

Непонимание студентами необходимости физической культуры в вузе как учебной дисциплины мы можем объяснить следующими причинами: физическое воспитание организуется без учета особенностей и физических возможностей студентов; на занятиях используется материал, идущий вразрез с интересами и приоритетами занимающихся; в практике физического воспитания отсутствует ориентация студентов на осознание ими всей важности и необходимости предметной области данной дисциплины с предстоящей профессиональной деятельностью и бытовой активностью.

Преподавателям физического воспитания стоит обратить внимание на то, что ориентация студентов на осознание ими всей важности и необходимости предметной области данной дисциплины с предстоящей профессиональной деятельностью и бытовой активностью является, по нашему мнению, основной задачей в работе с учащейся молодежью.

Только в случае осознания студентом всей значимости самостоятельного использования средств физической культуры через непосредственную реализацию данного требования на конкретных примерах в условиях урочных занятий, обучающийся проникнется пользой получаемой информации и предпримет всевозможные усилия по опробованию и последующему самостоятельному использованию физкультурных средств в предстоящей профессиональной и повседневной бытовой деятельности. Очевидно, что адекватный предстоящей профессиональной деятельности уровень потребности в ценностях физической культуры, на который должны ориентироваться преподаватели в подготовке студентов, позволит свести к минимуму заболеваемость будущих квалифицированных специалистов и создать экономически выгодную ситуацию для предприятий с меньшим количеством листов нетрудоспособности.

Заключение

Результаты анализа литературы дают полное основание утверждать, что физическая культура, как дисциплина образовательного и воспитательного характера, жизненно и экономически необходима в подготовке здоровых, всесторонне развитых и морально устойчивых специалистов.

Среди причин пассивного отношения к физической культуре у студентов обоих вузов обнаружены однородные мотивы-доводы. Ведущие позиции, вне зависимости от направления подготовки и вуза, занимают «нехватка времени», «лень», «усталость» и «неумение распределять собственное время».

У студентов педагогического вуза выявлен существенно более низкий по отношению к студентам аграрного университета уровень потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни. В педагогическом вузе с низким уровнем потребности в среднем выявлено 45,9 % студентов, со средним – 52,8 % и с высоким уровнем потребности обнаружено 1,3 %. У студентов аграрного вуза выявлен в среднем низкий уровень потребности в 28,2 % случаях, средний уровень – 67,47 % и высокий уровень потребности – 4,27 %.

Путем анализа литературы и собственных наблюдений обнаружено, что адекватный предстоящей профессиональной деятельности уровень потребности в ценностях физической культуры, на который должны ориентироваться преподаватели в подготовке студентов, позволит свести к минимуму заболеваемость будущих специалистов и создать экономически выгодную ситуацию для предприятий с меньшим количеством листов нетрудоспособности.

Беря во внимание полученные результаты исследования, есть возможность переориентировать процесс физического воспитания в вузах с традиционно-формального на продуктивно-творческий, дающий качественный результат в подготовке выпускников вузов, в будущем квалифицированных специалистов различных сфер деятельности.