В современных условиях окружающая действительность характеризуется интенсификацией развития технологических и материальных благ, что требует от человека мобильности, выносливости к интенсивной деятельности, устойчивости к быстро меняющимся условиям трудовой и бытовой деятельности, а также восприимчивости к бесконечному потоку разноплановой информации. Все это предъявляет достаточно высокий уровень требований к подготовке учащейся молодежи к предстоящей профессиональной деятельности в условиях высших учебных заведений. Одним из важных компонентов всесторонней подготовки будущих квалифицированных специалистов в высшей школе считается физическое воспитание.
Цель исследования заключалась в изучении необходимости физического воспитания в профессиональной подготовке обучающихся вузов, а также определении причин пассивного отношения студентов к физическому воспитанию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам роли и места физического воспитания в профессиональной подготовке будущих квалифицированных специалистов.
2. Изучить отношение студентов к занятиям физической культурой и соотнести результаты опроса с направлениями подготовки квалификации «бакалавр».
3. Выявить уровень потребности у студентов в ценностях физической культуры и здорового образа жизни и соотнести результаты с причинами пассивного отношения студентов к физическому воспитанию.
Материалы и методы исследования
На базе двух вузов г. Барнаула со студентами второго и третьего курсов (АГАУ (n = 485), АлтГПУ (n = 337) были проведены педагогические исследования в форме опроса и анкетирования. В исследовании были задействованы студенты более 40 учебных групп по 6 направлениям подготовки: 01.03.04 – Прикладная математика, 44.03.01 – Педагогическое образование, 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование (далее – логопеды), 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, Автомобили и автомобильное хозяйство (далее – автомобилисты), 21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство (далее – специалисты по землеустройству), 35.03.04 – Агрономия, Защита растений (далее – агрономы). В качестве средств опроса нами были использованы опросник «Отношение студентов к физическому воспитанию» и анкета для оценки уровня потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни.
Результаты исследования и их обсуждение
О необходимости физического воспитания учащейся молодежи в условиях высших учебных заведений говорят результаты многочисленных исследований. Так, в своем исследовании А.Н. Лотарев (2013) обозначил «роль и место физической культуры в процессе подготовки специалистов, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих, умеющих быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополняющих свои знания, ориентирующихся в возрастающем потоке научной и общественной информации» [1].
Необходимость физического воспитания в вузе, как ресурсного потенциала в подготовке конкурентоспособности студентов, в своем исследовании отмечал Г.В. Лях (2018) [2]. Мы разделяем мнение С.А. Хазовой, Г.В. Ляха, Е.Г. Плотниковой (2017), которые характеризуют физическое воспитание в вузе как дисциплину с «возможностями для создания условий, отвечающих требованиям конкуренторазвивающей образовательной среды (коммуникативность, коллективистская направленность, психофизиологическая вариативность и напряженность взаимодействия)» [3].
Реализация физического воспитания в вузе позволяет обеспечивать, по мнению К.А. Смышляева, М.Г. Минина, Т.С. Рябовой (2017), «открытие новых возможностей для решения задач формирования общекультурных компетенций, необходимых любому современному специалисту, который хочет успешно функционировать в глобализирующемся, интернациональном мире» [4].
В работе О.В. Булдашевой, О.Н. Суетиной (2017) раскрываются возможности курса «Физическая культура» в сохранении и укреплении здоровья студентов, необходимого для полноценного осуществления своих профессиональных, трудовых и других жизненно важных необходимых функций [5].
Необходимость физического воспитания для коррекции нарушений здоровья и последующего его укрепления у будущих выпускников вузов, отнесенных вследствие нарушений здоровья к специальным медицинским группам, отмечается в работах Е.Б. Ольховской (2017), Е.И. Шеенко (2017), Е.И. Шеенко и Б.Г. Толистинова (2020) [6–8].
А.Ф. Самоуковым, А.М. Шуваловым, А.О. Мироновым (2018) на примере вузов государственной службы рассматривается влияние физического воспитания на результат всесторонней подготовки будущих госслужащих, характеризующихся крепким здоровьем и достаточным уровнем физической и функциональной подготовленности [9].
Вместе с тем, несмотря на значительный научный и практический опыт, накопленный в данном направлении, система и содержание физического воспитания в вузах все же имеют существенные проблемы и недостатки, на что в своих работах указывали О.А. Заплатина (2007), В.М. Наскалов (2010) и др. [10, 11].
Как показывает практический опыт и анализ специальной литературы, одних стараний профессорско-преподавательского состава в устранении имеющихся недостатков и проблем в организации и осуществлении физического воспитания будущих выпускников вузов может быть недостаточно. Изменить ситуацию поможет выявление отношения студентов к физическому воспитанию как учебной дисциплине, а также интересов и потребностей в физкультурно-спортивных и оздоровительных услугах, реализуемых в вузе [12].
Изучая причины индифферентного отношения студентов к физической культуре, им было предложено указать не менее 10 мотивов, раскрывающих пассивное отношение к самостоятельным занятиям физической культурой, а также нежелание посещать учебные занятия по дисциплине «Физическая культура». Выявленные мотивы-доводы нами были проранжированы в порядке значимости для студентов.
Знакомство с результатами опроса студентов позволило нам определить ведущие причины их пассивного отношения как к самостоятельным, так и к аудиторным занятиям физической культурой. Результаты опроса позволяют видеть ведущие мотивы-доводы в каждой из групп студентов по конкретному направлению подготовки (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинг мотивов-доводов пассивного отношения к физической культуре (в %)
№ |
Вариант ответа |
АлтГПУ |
АГАУ |
||||
01.03.04 – Прикладная математика |
44.03.01 – Педагогическое образование |
44.03.03 – Специальное образование |
23.03.03 – Автомобили и автомобильное хозяйство |
21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство |
35.03.04 – Агрономия, Защита растений |
||
1 |
Нехватка времени |
32,7 |
40,1 |
37,7 |
28,4 |
29,2 |
27,3 |
2 |
Лень |
29,8 |
33,3 |
35,1 |
25,6 |
26,3 |
25,1 |
3 |
Не могу распределить собственное время |
6,0 |
8,9 |
6,1 |
16,0 |
13,1 |
15,2 |
4 |
Усталость |
13,1 |
7,1 |
0,9 |
16,1 |
12,8 |
17,1 |
5 |
Нет желания «напрягаться» |
4,5 |
3,1 |
6,7 |
4,9 |
6,1 |
5,5 |
6 |
Неинтересно |
4,4 |
4,9 |
5,8 |
5,9 |
7,8 |
6,1 |
7 |
Отсутствие условий для занятий |
2,3 |
1,5 |
3,5 |
1,3 |
1,1 |
1,8 |
8 |
Плохое самочувствие (как до, так и после занятий) |
2,4 |
1,1 |
1,8 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Другие интересные увлечения |
2,7 |
0 |
1,3 |
1,8 |
2,1 |
0,8 |
10 |
Неудобное время для занятий |
2,1 |
0 |
1,1 |
0 |
1,5 |
1,1 |
Вне зависимости от направления подготовки и вуза во всех шести группах «нехватка свободного времени» занимает ведущую позицию со средним результатом – 32,6 %.
Вторую позицию среди причин пассивного отношения к физической культуре со средним показателем 29,2 % занимает мотив-довод «Лень». Так, среди студентов педагогического университета выявлено 32,73 % «ленивых» студентов, а среди студентов аграрного вуза таких насчитывается 25,67 %. Данный показатель скорее можно объяснить большим процентным соотношением студентов: девушек больше в АлтГПУ (которые, по наблюдениям, менее физически активны), а в АГАУ больше юношей (отличающихся большей двигательной активностью).
Не могут распределить собственное время, вследствие чего нет возможности самостоятельно использовать средства физической культуры, 16,0 % будущих инженеров-автомобилистов, 15,2 % студентов-агрономов» и на третьем месте с результатом 13,1 % – будущие специалисты по землеустройству. Студенты педагогических специальностей отличаются большей способностью распределять и ценить свое время. Средний результат у них составил 7,0 %, а у студентов аграрного вуза – 14,8 %.
У студентов аграрных специальностей отсутствует мотив «Плохое самочувствие», тогда как у студентов педагогического вуза данный показатель составляет в среднем 1,78 %. Это можно объяснить двумя причинами: или в педагогическом вузе преподаватели дают большую физическую нагрузку, приводящую к плохому самочувствию, или студенты АГАУ, так как они в основном – юноши, адекватно воспринимают любую нагрузку.
Следующий интересующий мотив-довод – «Усталость». Студенты аграрного вуза во всех трех группах единогласно отметили данный мотив, что может говорить о больших объемах учебной нагрузки, приводящей к утомляемости и невозможности самостоятельно заниматься физической культурой, а также систематически посещать занятия по физической культуре. У студентов педагогических специальностей ответ был неоднозначным в зависимости от направлений подготовки. Так, больше всего (13,3 %) устают в процессе учебной деятельности студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика». Студенты остальных направлений подготовки выбрали данный мотив-довод в диапазоне 0,9–7,1 %. Но даже при таком низком проценте утомляемости и достаточно хорошем умении распоряжаться временем (планировать его) студенты педагогического вуза не проявляют самостоятельной физкультурной активности, что, как уже было отмечено выше, отражено в их лени и нехватке времени на физкультурную активность. Здесь стоит задуматься преподавателям педагогического вуза, так как они готовят будущих учителей, которые должны в предстоящей педагогической деятельности подавать пример при воспитании обучающихся. К числу таких примеров стоит отнести не только физическую форму учителя, но и его физические возможности, позволяющие успешно выполнять программные средства по физической культуре вне зависимости от пола и возраста.
Среди причин, которые не вошли в табличный перечень, но которые обязательно нужно иметь в виду, стоит отметить следующие: «Плохое здоровье», «Плохое питание», «Проблемы с транспортом», «Дороговизна физкультурных услуг» и др. Вместе с тем совместный анализ со студентами мотивов-доводов дает основание полагать, что все причины можно свести к одной – отсутствие осознания всей пользы физкультурной активности как для поддержания здоровья, так и для осуществления полноценной собственной жизнедеятельности, в том числе предстоящей успешной профессиональной деятельности.
Анализ отношения к самостоятельным занятиям физической культурой позволяет проранжировать в рамках 100-балльной шкалы студентов различных направлений подготовки двух вузов по трем уровням потребности в самостоятельной физкультурной активности (табл. 2).
Таблица 2
Показатели уровня потребности в самостоятельном использовании ценностей физической культуры и здорового образа жизни (в баллах)
№ |
Уровни потребности |
Баллы по 100-балльной шкале |
АлтГПУ |
АГАУ |
||||
01.03.04 – Прикладная математика |
44.03.01 – Педагогическое образование |
44.03.03 – Специальное образование |
23.03.03 – Автомобили и автомобильное хозяйство |
21.03.02 – Землеустройство и кадастры, Землеустройство |
35.03.04 – Агрономия, Защита растений |
|||
1 |
Низкий |
1–40 |
43,1 |
47 |
47,5 |
30,6 |
28,8 |
25,4 |
2 |
Средний |
41–70 |
54,8 |
52,7 |
51 |
65,5 |
66,3 |
70,6 |
3 |
Высокий |
71–100 |
2,1 |
0,3 |
1,5 |
3,9 |
4,9 |
4 |
Так, в трех исследуемых группах педагогического вуза наблюдается чуть менее половины студентов с низким уровнем потребности (диапазон от 43,1 до 47,5 %), тогда как в группах аграрного вуза с низким уровнем потребности обнаружено менее трети студентов. У студентов педагогического вуза с высоким уровнем потребности выявлено в среднем 1,3 % обучающихся, в группах студентов АГАУ – 4,3 %. Со средним уровнем потребности студенты АГАУ превышают уровень потребности студентов педагогического вуза на 13 %. Гипотетически можно предположить, что в силу предстоящей профессиональной деятельности студентов аграрного вуза, связанной с выполнением производственных задач, характеризующихся высокой двигательной активностью и богатым арсеналом двигательной базы, уровень их потребности в ценностях физической культуры значительно выше будущих педагогов. Деятельность будущих учителей сопряжена с более низкой двигательной активностью и не требует владения широким арсеналом двигательной базы. Вследствие этого нет необходимости в процессе занятий физической культурой намеренно повышать у студентов двигательную активность и их физическую подготовленность. Как показывают собственные наблюдения и практический опыт, с целью сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности вполне достаточно и среднего уровня потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни.
Но интересен и следующий факт, выявленный при опросе студентов. Так, значительная часть студентов педагогического вуза считает, что физическая культура как учебная дисциплина в вузе не нужна (43,4 %), при этом никак не связывая результаты занятий с предстоящей профессиональной и бытовой деятельностью. Среди студентов аграрного вуза отрицающих необходимость физической культуры и не осознающих ее практической значимости обнаружено существенно меньше – 18,3 %. «Пустая трата времени» как характеристика бесполезности предмета «Физическая культура» характерна для той группы студентов, для которых характерен низкий уровень потребности в ценностях физической культуры.
Непонимание студентами необходимости физической культуры в вузе как учебной дисциплины мы можем объяснить следующими причинами: физическое воспитание организуется без учета особенностей и физических возможностей студентов; на занятиях используется материал, идущий вразрез с интересами и приоритетами занимающихся; в практике физического воспитания отсутствует ориентация студентов на осознание ими всей важности и необходимости предметной области данной дисциплины с предстоящей профессиональной деятельностью и бытовой активностью.
Преподавателям физического воспитания стоит обратить внимание на то, что ориентация студентов на осознание ими всей важности и необходимости предметной области данной дисциплины с предстоящей профессиональной деятельностью и бытовой активностью является, по нашему мнению, основной задачей в работе с учащейся молодежью.
Только в случае осознания студентом всей значимости самостоятельного использования средств физической культуры через непосредственную реализацию данного требования на конкретных примерах в условиях урочных занятий, обучающийся проникнется пользой получаемой информации и предпримет всевозможные усилия по опробованию и последующему самостоятельному использованию физкультурных средств в предстоящей профессиональной и повседневной бытовой деятельности. Очевидно, что адекватный предстоящей профессиональной деятельности уровень потребности в ценностях физической культуры, на который должны ориентироваться преподаватели в подготовке студентов, позволит свести к минимуму заболеваемость будущих квалифицированных специалистов и создать экономически выгодную ситуацию для предприятий с меньшим количеством листов нетрудоспособности.
Заключение
Результаты анализа литературы дают полное основание утверждать, что физическая культура, как дисциплина образовательного и воспитательного характера, жизненно и экономически необходима в подготовке здоровых, всесторонне развитых и морально устойчивых специалистов.
Среди причин пассивного отношения к физической культуре у студентов обоих вузов обнаружены однородные мотивы-доводы. Ведущие позиции, вне зависимости от направления подготовки и вуза, занимают «нехватка времени», «лень», «усталость» и «неумение распределять собственное время».
У студентов педагогического вуза выявлен существенно более низкий по отношению к студентам аграрного университета уровень потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни. В педагогическом вузе с низким уровнем потребности в среднем выявлено 45,9 % студентов, со средним – 52,8 % и с высоким уровнем потребности обнаружено 1,3 %. У студентов аграрного вуза выявлен в среднем низкий уровень потребности в 28,2 % случаях, средний уровень – 67,47 % и высокий уровень потребности – 4,27 %.
Путем анализа литературы и собственных наблюдений обнаружено, что адекватный предстоящей профессиональной деятельности уровень потребности в ценностях физической культуры, на который должны ориентироваться преподаватели в подготовке студентов, позволит свести к минимуму заболеваемость будущих специалистов и создать экономически выгодную ситуацию для предприятий с меньшим количеством листов нетрудоспособности.
Беря во внимание полученные результаты исследования, есть возможность переориентировать процесс физического воспитания в вузах с традиционно-формального на продуктивно-творческий, дающий качественный результат в подготовке выпускников вузов, в будущем квалифицированных специалистов различных сфер деятельности.