Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КАМПУС: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ

Сергеева С.В. 1 Дианова Ю.А. 1
1 Пензенский государственный технологический университет
В условиях поиска ответа на «вызовы» времени современные университеты превращаются в лаборатории, «научно-образовательные площадки», «кампусы», в рамках которых выстраиваются новые стратегические ориентиры по организации и содержанию профессиональной подготовки. В качестве ответа на «вызовы» времени в национальном проекте «Наука» был обозначен ориентир на создание новой кампусной инфраструктуры, нацеленной на создание комфортных условий для студентов и преподавателей. Анализ справочно-энциклопедической литературы позволяет получить первичное представление о кампусе как объекте университетской инфраструктуры, предоставляющем организационно-методические, информационные, материально-технические возможности. Одновременно теоретический анализ определений понятия «кампус» в современной научной литературе позволяет сделать вывод о том, что кампус – это «образовательный центр»; электронно-образовательная среда»; «пространство для научного творчества с высокотехнологическим оборудованием, библиотечным фондом, информационными и человеческими ресурсами»; «место для социально-педагогической, методической, профессиональной поддержки». Ключевыми элементами его выступают «среда», «ресурс», «комплекс», «социальная инфраструктура», «связующее звено между университетами и промышленностью», «проектирование образовательно-профессионального маршрута». Основными сферами его применения являются: электронно-образовательная среда вуза, педагогическое обеспечение готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации, дополнительное образование молодежи, исследовательская деятельность и новые разработки в соответствии с социальным заказом. На основе использования метода логических обобщений авторами составлена и приведена классификация типов кампусов с позиции пространственной организации (интегрированный, автономный; городской распределенный, городской локальный, пригородный (загородный) локальный; кампус «гринфилд», реконструируемый; микрокампус, миникампус, классический исторический, макрокампус, мегакампус), информационного обеспечения (виртуальный, мобильный), педагогической деятельности (кампус проектной деятельности, кампус молодежных инноваций).
кампус
университетский кампус
кампусная модель
кампусная инфраструктура
классификация типов кампусов
1. Покровский Н.Е. Корпоративный университет: утопия, антиутопия или реальность? // Экономика образования. 2007. № 1. С. 97–103.
2. В России проводится работа по созданию университетских кампусов. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=31862 (дата обращения: 17.06.2021).
3. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: «Аделант», 2014. 800 с.
4. Тенчурина Х.Ш. Становление и развитие профессионально-педагогического образования, последняя треть ХIХ – начало 90-х гг. ХХ в.: дис. … докт. пед. наук. Москва, 2002. 562 с.
5. Барчукова И.С. Кампус как комфортная электронно-образовательная среда // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2018. № 4. С. 43–47.
6. Кашко О.Л. Кампусы университетов // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2016. № 4 (25). С. 80–81.
7. Зубакина О.В. Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 27 с.
8. Зобова М.Г. Обновление архитектурно-градостроительной типологии университетских кампусов в России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5 (180). С. 137–141.
9. Неборский Е.В. Формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах США и Японии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2011. 23 с.
10. Пучков М.В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 3. С. 79–99.
11. Чичикина М.А., Осипова И.В., Долгополова К.А. Кампусы университетов // Молодежь и наука: материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/17150/s22_046.pdf (дата обращения: 08.06.2021).
12. Дука Т.О. Образовательный выбор студентов университетов России и Германии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2010. 23 с.
13. Травкин И.Ю. Мобильный кампус: коллективно-рефлексивное измерение учебной деятельности, опосредованной мобильными технологиями // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 1. С. 15–20.
14. Рыбина И.С. Педагогическое обеспечение готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации. автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 23 с.
15. Софронова Н.В. Кампус молодежных инноваций как форма реализации национального проекта «Образование» // Актуальные проблемы прикладной и школьной информатики: материалы конференции (Чебоксары, 2020 г.). Чебоксары: Издательство Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 68–76.
16. Сергеева С.В., Дианова Ю.А. Современные формы организации деятельности студенческих научных объединений в вузе // Непрерывное образование в вузе: вызовы и тренды, меняющие пространство технологий управления, обучения, воспитания и развития: материалы Международной научно-практической конференции (Пенза, 30 ноября 2020 г.). Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2021. С. 61–65.

В условиях поиска ответа на «вызовы» времени (растущая конкуренция, меняющаяся технология производства, трансформирующаяся структура организации и т.д.) современные университеты превращаются в лаборатории (или «научно-образовательные площадки», «кампус»), где выстраиваются новые стратегические ориентиры по организации и содержанию профессиональной подготовки. Более 15 лет назад Н.Е. Покровским было замечено, что «отныне университет из храма науки превращается в market plays в самом широком смысле этого понятия» [1, с. 97]. Товаром особого значения становятся новые знания и востребованные на рынке труда практико-ориентированные умения и навыки (коммуникабельность, мотивированность, работа в команде, оперативное усвоение новой информации, работа в условиях стресса, генерирование и оформление идеи, самостоятельное принятие нестандартных решений, рефлексия и т.п.).

В качестве ответа на «вызовы» времени в Министерстве науки и высшего образования в национальном проекте «Наука» был обозначен ориентир на создание новой кампусной инфраструктуры, нацеленной на создание комфортных условий для студентов и преподавателей. Как отметил на официальном сайте ведомства министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков: «Университетский кампус – это пространство для научного творчества и самореализации в сфере исследований и разработок» [2]. В современной научной педагогической литературе в части научно-исследовательской работы студентов часто стало использоваться понятие «кампус», «университетский кампус», «кампусная модель», «студенческие объединения» и др.

Время не стоит на месте, и сегодня можно с уверенностью отмечать процесс, в рамках которого происходит уточнение понятия и статуса «университетского кампуса». Скорее его можно и следует называть «научно-проектным кампусом». О процессе конвергенции и уточнения понятия «кампус» в современной трактовке, а также классификации его типов в научной литературе пойдёт речь в настоящей статье.

Цель исследования – раскрыть сущность понятия «кампус» и предложить классификацию его типов.

Материалы и методы исследования

В статье использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ справочно-энциклопедической литературы позволяет получить первичное представление о сущности понятия «кампус». Так, в cловаре иностранных слов современного русского языка понятие кампус трактуется как «территория университета, колледжа или школы в США и др. странах; университетское общежитие» [3].

В словарях понятие «кампус» трактуется как территория и строения университета, колледжа или средней школы; университетское общежитие; студенческий лагерь, городок в США и Европе; университетский или школьный городок; комплекс университетского городка; университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые. Обобщив, можно сказать, что кампус рассматривается как некая инфраструктура, пространство, в рамках которого заключена образовательная организация, осуществляющая учебно-воспитательный процесс.

В научно-педагогической литературе понятие «кампус» рассматривали И.С. Барчукова, О.В. Зубакина, Е.В. Неборский, Г.Н. Ольховикова, Х.Ш. Тенчурина.

Х.Ш. Тенчурина, изучая зарубежный опыт создания университетских городков – «кампусов», обозначает кампус как крупный образовательный центр [4]. Часто под университетским кампусом понимается некая управляемая, экономически эффективная инновационно-образовательная среда вузов, способствующая формированию конкурентоспособных специалистов при поддержке социальных и индустриальных партнеров, наполненная современной материально-технической базой.

И.С. Барчукова в своем педагогическом исследовании отмечает, что кампус может выступать комфортной электронно-образовательной средой. Электронный кампус предоставляет разнообразные возможности для студентов – это общение с одногруппниками, самообразование, доступ к ресурсам интернета и библиотечному фонду, онлайн семинары и консультации, а также индивидуальный доступ к компьютерной технике. Необходимыми условиями формирования электронно-образовательной среды выступают: наличие социальной инфраструктуры, библиотеки, оборудованных лабораторий, научных школ под руководством опытных ученых. Выполнение этих требований является одним из компонентов созидательного кампуса [5].

Интересна точка зрения Е.В. Неборского, который в своем диссертационном исследовании рассматривал кампус как комплекс технопарков (исследовательских парков), соединяющий в себе доступность технической базы, возможность обращения к новейшим научным разработкам. С его точки зрения именно кампус может выступать связующим звеном между промышленностью и университетами через проведение совместных исследований, патентное лицензирование и возникновение малых венчурных фирм в кампусах университетов. «Университеты, имеющие кампусы, являются привлекательным местом как для абитуриентов, так и для профессоров исследователей, проводящих свои разработки, а также для крупного бизнеса, нацеленного на привлечение новейших научных продуктов» [6].

В исследовании О.В. Зубакиной понятие «кампус» трактуется как информационная среда для профессионального самоопределения обучающихся. Составными элементами электронного кампуса являются сайт, учебно-методические комплексы, информационные образовательные ресурсы и др. Благодаря электронному кампусу обучающиеся смогут расширить информационное поле, получить навыки самостоятельного построения образовательной профессиональной траектории [7].

Очевидно, что современный кампус должен обязательно иметь специфику деятельности; программу развития; обособленную территорию, наполненную современными материально-техническими ресурсами; систему управления, нацеленную на эффективное функционирование кампуса. Все эти критерии будут способствовать его устойчивому развитию для привлечения талантливой молодежи и специалистов.

Теоретический анализ определений понятия «кампус» позволяет сделать вывод о том, что ключевыми элементами его выступают «среда», «ресурс», «комплекс», «социальная инфраструктура», «связующее звено между университетами и промышленностью», «проектирование образовательно-профессионального маршрута», смысловое содержание их заключается в организации социально активной, инновационной образовательной среды, наполненной организационно-методическими, информационными, материально-техническими ресурсами для построения индивидуальной траектории студента.

От определений кампуса переходим к рассмотрению типов кампусов и их характеристик в научной литературе.

Данной проблематикой занимались М.Г. Зобова, М.В. Пучков, О.Л. Кашко, И.Ю. Травкин, Н.В. Софронова, М.А. Чичикина, И.С. Рыбина. В своих исследовательских работах авторы рассматривали особенности различных типов кампусов в разных плоскостях научного знания (архитектура и строительство, цифровые технологии, гуманитарные науки и др.).

Проанализировав научно-педагогическую литературу, применив метод логических обобщений, составим классификацию типов кампусов (рисунок).

sergeeva1.wmf

Классификация типов кампусов

Ученые по-разному характеризуют различные типы кампусов.

С позиции пространственной организации кампус рассматривают М.Г. Зобова, О.Л. Кашко, М.В. Пучков, М.А. Чичикина.

М.Г. Зобова выделяет интегрированный (территория высшего учебного заведения, интегрированная в образовательный кластер (систему обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука – технологии – бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки)) и автономный кампус (обособленная территория с собственной инфраструктурой, принадлежащая определенному высшему учебному заведению. Автономный кампус – это студенческий городок, отвечающий современным стандартам, включающий учебную, научно-практическую, жилую, спортивную, торгово-развлекательную, рекреационную, инженерно-техническую, хозяйственную и другие зоны) [8].

О.Л. Кашко рассматривает кампусы, строящиеся на новом месте (кампус «гринфилд»), и кампусы, встраиваемые в существующую городскую среду (реконструируемые) [9].

М.В. Пучков выделяет городские распределенные кампусы – совокупность университетских объектов, рассредоточенных или рассеянных в городской среде; городские локальные университетские кампусы – кампусы высокой плотности в городской застройке; пригородные (загородные) локальные университетские кампусы – комплексы с обособленной территорией с четкой границей и защищенной территорией, продуманной как градостроительно, так и композиционно пространственной и транспортной связью с центром города, с высоким качеством жизни и природной ландшафтной средой [10].

М.А. Чичикина характеризует кампусы по масштабу и размерам:

– микрокампус в городской среде предполагает концентрацию всех минимально необходимых функций комплекса в одном объекте;

– мини-кампус – такой тип характерен для классических университетов, новых университетов, в сложных архитектурных, климатических или ландшафтных условиях, где используются планировочные концепции «колледжа»;

– классический исторический кампус с системой моллов (торговых центров) и колледжей;

– макрокампус – с большой плотностью застройки и/или сложной структурой, обычно неоднократно реконструируемый и перестраиваемый;

– мегакампус – тип кампуса, состоящий из нескольких университетов (от 2 до 10) с общей социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой [11].

С позиции информационного обеспечения кампус рассматривают Т.О. Дука, И.Ю. Травкин.

Т.О. Дука рассматривает такой тип кампуса, как виртуальный (виртуальный деканат) – это информационный ресурс по вопросам выбора студента в образовательном процессе вуза. Исследователь выделяет организационно-педагогические условия создания виртуальных кампусов в университете, проводит аналогии с сервисной студенческой службой, академическими консультантами [12].

И.Ю. Травкин характеризует мобильный кампус как технологическую платформу, совокупность инструментов, сетевых сервисов и педагогических технологий в рамках мобильного обучения, позволяющую осуществить совмещение неформального и социального видов (каналов) учебной деятельности с формальным обучением в рамках традиционного учебного заведения (вуз, ссуз) [13].

С позиции педагогической деятельности кампус характеризуют И.С. Рыбина, Н.В. Софронова.

И.С. Рыбина рассматривает кампус проектной деятельности как форму социально значимой педагогической деятельности наряду с такими направлениями, как волонтерство, тьюторство и вожатская деятельность студенческого самоуправления. Пространство кампуса объединяет методологические, личностные и социальные ресурсы (подпространства). Кампус проектной деятельности, как внеаудиторная форма организации занятий, выступает площадкой для реализации системных проектов организация проектной деятельности, а также нравственной самореализации педагога [14].

Н.В. Софронова выделяет кампус молодежных инноваций как важный элемент системы развития дополнительного образования, который характеризуется межкультурной средой, ориентацией на глобальные тренды будущего, потребности рынка труда и социальный заказ. Деятельность кампуса в формате летнего лагеря направлена на обеспечение единых организационных и методических условий для его участников. Кампус молодежных инноваций предполагает новые форматы общения с единомышленниками, взаимодействие с представителями реальных компаний, что позволяет приобрести необходимые личные и профессиональные навыки [15].

Таким образом, каждый тип кампуса имеет свои отличительные черты – это либо пространство, связанное с образовательными практиками, либо технологическая информационная платформа с определенным набором полезных функций, либо молодежная научно-образовательная среда, обеспечивающая проектирование индивидуального маршрута обучающегося во взаимодействии с социальными заказчиками [16]. Однако вне зависимости от функционального назначения кампуса можно выделить связующее звено. По нашему мнению, это предоставляемые возможности: материально-технические, информационно-коммуникационные, организационно-методические.

Заключение

Подводя итог, отметим, что представленные определения понятия «кампус» в научно-педагогической литературе имеют разную сферу применения: электронно-образовательное пространство вуза, инновационный инфраструктурный комплекс города, региона, место пребывания разных социальных категорий участников. Представленная классификация типов кампусов и их характеристика показывают, что учтены не все области, с позиции которых можно рассматривать это понятие. Накопленный учеными большой теоретический и эмпирический материал способен стать базой для собственного педагогического исследования такого типа кампуса, как «научно-проектный кампус» с позиции среды для деятельности студенческих научных объединений в техническом вузе.


Библиографическая ссылка

Сергеева С.В., Дианова Ю.А. КАМПУС: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 186-190;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38720 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674