В условиях поиска ответа на «вызовы» времени (растущая конкуренция, меняющаяся технология производства, трансформирующаяся структура организации и т.д.) современные университеты превращаются в лаборатории (или «научно-образовательные площадки», «кампус»), где выстраиваются новые стратегические ориентиры по организации и содержанию профессиональной подготовки. Более 15 лет назад Н.Е. Покровским было замечено, что «отныне университет из храма науки превращается в market plays в самом широком смысле этого понятия» [1, с. 97]. Товаром особого значения становятся новые знания и востребованные на рынке труда практико-ориентированные умения и навыки (коммуникабельность, мотивированность, работа в команде, оперативное усвоение новой информации, работа в условиях стресса, генерирование и оформление идеи, самостоятельное принятие нестандартных решений, рефлексия и т.п.).
В качестве ответа на «вызовы» времени в Министерстве науки и высшего образования в национальном проекте «Наука» был обозначен ориентир на создание новой кампусной инфраструктуры, нацеленной на создание комфортных условий для студентов и преподавателей. Как отметил на официальном сайте ведомства министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков: «Университетский кампус – это пространство для научного творчества и самореализации в сфере исследований и разработок» [2]. В современной научной педагогической литературе в части научно-исследовательской работы студентов часто стало использоваться понятие «кампус», «университетский кампус», «кампусная модель», «студенческие объединения» и др.
Время не стоит на месте, и сегодня можно с уверенностью отмечать процесс, в рамках которого происходит уточнение понятия и статуса «университетского кампуса». Скорее его можно и следует называть «научно-проектным кампусом». О процессе конвергенции и уточнения понятия «кампус» в современной трактовке, а также классификации его типов в научной литературе пойдёт речь в настоящей статье.
Цель исследования – раскрыть сущность понятия «кампус» и предложить классификацию его типов.
Материалы и методы исследования
В статье использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ справочно-энциклопедической литературы позволяет получить первичное представление о сущности понятия «кампус». Так, в cловаре иностранных слов современного русского языка понятие кампус трактуется как «территория университета, колледжа или школы в США и др. странах; университетское общежитие» [3].
В словарях понятие «кампус» трактуется как территория и строения университета, колледжа или средней школы; университетское общежитие; студенческий лагерь, городок в США и Европе; университетский или школьный городок; комплекс университетского городка; университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые. Обобщив, можно сказать, что кампус рассматривается как некая инфраструктура, пространство, в рамках которого заключена образовательная организация, осуществляющая учебно-воспитательный процесс.
В научно-педагогической литературе понятие «кампус» рассматривали И.С. Барчукова, О.В. Зубакина, Е.В. Неборский, Г.Н. Ольховикова, Х.Ш. Тенчурина.
Х.Ш. Тенчурина, изучая зарубежный опыт создания университетских городков – «кампусов», обозначает кампус как крупный образовательный центр [4]. Часто под университетским кампусом понимается некая управляемая, экономически эффективная инновационно-образовательная среда вузов, способствующая формированию конкурентоспособных специалистов при поддержке социальных и индустриальных партнеров, наполненная современной материально-технической базой.
И.С. Барчукова в своем педагогическом исследовании отмечает, что кампус может выступать комфортной электронно-образовательной средой. Электронный кампус предоставляет разнообразные возможности для студентов – это общение с одногруппниками, самообразование, доступ к ресурсам интернета и библиотечному фонду, онлайн семинары и консультации, а также индивидуальный доступ к компьютерной технике. Необходимыми условиями формирования электронно-образовательной среды выступают: наличие социальной инфраструктуры, библиотеки, оборудованных лабораторий, научных школ под руководством опытных ученых. Выполнение этих требований является одним из компонентов созидательного кампуса [5].
Интересна точка зрения Е.В. Неборского, который в своем диссертационном исследовании рассматривал кампус как комплекс технопарков (исследовательских парков), соединяющий в себе доступность технической базы, возможность обращения к новейшим научным разработкам. С его точки зрения именно кампус может выступать связующим звеном между промышленностью и университетами через проведение совместных исследований, патентное лицензирование и возникновение малых венчурных фирм в кампусах университетов. «Университеты, имеющие кампусы, являются привлекательным местом как для абитуриентов, так и для профессоров исследователей, проводящих свои разработки, а также для крупного бизнеса, нацеленного на привлечение новейших научных продуктов» [6].
В исследовании О.В. Зубакиной понятие «кампус» трактуется как информационная среда для профессионального самоопределения обучающихся. Составными элементами электронного кампуса являются сайт, учебно-методические комплексы, информационные образовательные ресурсы и др. Благодаря электронному кампусу обучающиеся смогут расширить информационное поле, получить навыки самостоятельного построения образовательной профессиональной траектории [7].
Очевидно, что современный кампус должен обязательно иметь специфику деятельности; программу развития; обособленную территорию, наполненную современными материально-техническими ресурсами; систему управления, нацеленную на эффективное функционирование кампуса. Все эти критерии будут способствовать его устойчивому развитию для привлечения талантливой молодежи и специалистов.
Теоретический анализ определений понятия «кампус» позволяет сделать вывод о том, что ключевыми элементами его выступают «среда», «ресурс», «комплекс», «социальная инфраструктура», «связующее звено между университетами и промышленностью», «проектирование образовательно-профессионального маршрута», смысловое содержание их заключается в организации социально активной, инновационной образовательной среды, наполненной организационно-методическими, информационными, материально-техническими ресурсами для построения индивидуальной траектории студента.
От определений кампуса переходим к рассмотрению типов кампусов и их характеристик в научной литературе.
Данной проблематикой занимались М.Г. Зобова, М.В. Пучков, О.Л. Кашко, И.Ю. Травкин, Н.В. Софронова, М.А. Чичикина, И.С. Рыбина. В своих исследовательских работах авторы рассматривали особенности различных типов кампусов в разных плоскостях научного знания (архитектура и строительство, цифровые технологии, гуманитарные науки и др.).
Проанализировав научно-педагогическую литературу, применив метод логических обобщений, составим классификацию типов кампусов (рисунок).
Классификация типов кампусов
Ученые по-разному характеризуют различные типы кампусов.
С позиции пространственной организации кампус рассматривают М.Г. Зобова, О.Л. Кашко, М.В. Пучков, М.А. Чичикина.
М.Г. Зобова выделяет интегрированный (территория высшего учебного заведения, интегрированная в образовательный кластер (систему обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука – технологии – бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки)) и автономный кампус (обособленная территория с собственной инфраструктурой, принадлежащая определенному высшему учебному заведению. Автономный кампус – это студенческий городок, отвечающий современным стандартам, включающий учебную, научно-практическую, жилую, спортивную, торгово-развлекательную, рекреационную, инженерно-техническую, хозяйственную и другие зоны) [8].
О.Л. Кашко рассматривает кампусы, строящиеся на новом месте (кампус «гринфилд»), и кампусы, встраиваемые в существующую городскую среду (реконструируемые) [9].
М.В. Пучков выделяет городские распределенные кампусы – совокупность университетских объектов, рассредоточенных или рассеянных в городской среде; городские локальные университетские кампусы – кампусы высокой плотности в городской застройке; пригородные (загородные) локальные университетские кампусы – комплексы с обособленной территорией с четкой границей и защищенной территорией, продуманной как градостроительно, так и композиционно пространственной и транспортной связью с центром города, с высоким качеством жизни и природной ландшафтной средой [10].
М.А. Чичикина характеризует кампусы по масштабу и размерам:
– микрокампус в городской среде предполагает концентрацию всех минимально необходимых функций комплекса в одном объекте;
– мини-кампус – такой тип характерен для классических университетов, новых университетов, в сложных архитектурных, климатических или ландшафтных условиях, где используются планировочные концепции «колледжа»;
– классический исторический кампус с системой моллов (торговых центров) и колледжей;
– макрокампус – с большой плотностью застройки и/или сложной структурой, обычно неоднократно реконструируемый и перестраиваемый;
– мегакампус – тип кампуса, состоящий из нескольких университетов (от 2 до 10) с общей социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой [11].
С позиции информационного обеспечения кампус рассматривают Т.О. Дука, И.Ю. Травкин.
Т.О. Дука рассматривает такой тип кампуса, как виртуальный (виртуальный деканат) – это информационный ресурс по вопросам выбора студента в образовательном процессе вуза. Исследователь выделяет организационно-педагогические условия создания виртуальных кампусов в университете, проводит аналогии с сервисной студенческой службой, академическими консультантами [12].
И.Ю. Травкин характеризует мобильный кампус как технологическую платформу, совокупность инструментов, сетевых сервисов и педагогических технологий в рамках мобильного обучения, позволяющую осуществить совмещение неформального и социального видов (каналов) учебной деятельности с формальным обучением в рамках традиционного учебного заведения (вуз, ссуз) [13].
С позиции педагогической деятельности кампус характеризуют И.С. Рыбина, Н.В. Софронова.
И.С. Рыбина рассматривает кампус проектной деятельности как форму социально значимой педагогической деятельности наряду с такими направлениями, как волонтерство, тьюторство и вожатская деятельность студенческого самоуправления. Пространство кампуса объединяет методологические, личностные и социальные ресурсы (подпространства). Кампус проектной деятельности, как внеаудиторная форма организации занятий, выступает площадкой для реализации системных проектов организация проектной деятельности, а также нравственной самореализации педагога [14].
Н.В. Софронова выделяет кампус молодежных инноваций как важный элемент системы развития дополнительного образования, который характеризуется межкультурной средой, ориентацией на глобальные тренды будущего, потребности рынка труда и социальный заказ. Деятельность кампуса в формате летнего лагеря направлена на обеспечение единых организационных и методических условий для его участников. Кампус молодежных инноваций предполагает новые форматы общения с единомышленниками, взаимодействие с представителями реальных компаний, что позволяет приобрести необходимые личные и профессиональные навыки [15].
Таким образом, каждый тип кампуса имеет свои отличительные черты – это либо пространство, связанное с образовательными практиками, либо технологическая информационная платформа с определенным набором полезных функций, либо молодежная научно-образовательная среда, обеспечивающая проектирование индивидуального маршрута обучающегося во взаимодействии с социальными заказчиками [16]. Однако вне зависимости от функционального назначения кампуса можно выделить связующее звено. По нашему мнению, это предоставляемые возможности: материально-технические, информационно-коммуникационные, организационно-методические.
Заключение
Подводя итог, отметим, что представленные определения понятия «кампус» в научно-педагогической литературе имеют разную сферу применения: электронно-образовательное пространство вуза, инновационный инфраструктурный комплекс города, региона, место пребывания разных социальных категорий участников. Представленная классификация типов кампусов и их характеристика показывают, что учтены не все области, с позиции которых можно рассматривать это понятие. Накопленный учеными большой теоретический и эмпирический материал способен стать базой для собственного педагогического исследования такого типа кампуса, как «научно-проектный кампус» с позиции среды для деятельности студенческих научных объединений в техническом вузе.