Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОЛОНТЕРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Винья-Тальянти Я. 1 Есмурзаева Ж.Б. 1 Демидова О.В. 1 Куламихина И.В. 1 Абросимова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет»
Статья посвящена текущему состоянию добровольчества в Российской Федерации и деятельности студенческих волонтерских центров. Цель исследования – представить общую картину добровольчества в России через пять лет после его первой институционализации с учетом юридического статуса добровольцев и их социального восприятия. Понятие добровольчества введено в российское законодательство Федеральным законом № 15-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) (с изменениями и дополнениями)», содержание которых обобщено в статье. После краткого анализа текущего социального восприятия волонтерства особое внимание уделяется деятельности Ассоциации волонтерских центров (АВЦ), основанной в 2015 г. как непосредственный результат вовлечения волонтеров в зимнюю Олимпиаду 2014 Сочи. В работе перечислены основные задачи, стоящие перед Ассоциацией. На примере волонтерского центра «Глобус» Омского ГАУ показаны основные направления добровольческой деятельности и описаны реализуемые в настоящее время программы АВЦ с учетом их вклада в развитие и распространение добровольчества в Российской Федерации. Реализация проектов показывает разносторонний характер деятельности АВЦ вообще и волонтерского центра «Глобус» в частности. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о достижениях в реализации заявленной миссии. В заключение авторы отмечают, что сформированные студентами-волонтерами компетенции помогут успешно самоопределяться и реализовывать себя в изменяющемся мире, а также стать социально активными и толерантными гражданами.
волонтерство
юридический статус
Ассоциация волонтерских центров
Омский ГАУ
волонтерский центр «Глобус»
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 12.04.2021).
2. Рассохина И.Ю., Аршинова Е.В., Билан М.А. Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом 2017. № 2. С. 114–121.
3. Биякова Е.А., Демидович Е.А. К вопросу об истории возникновения волонтерства // Вестник науки и образования 2019. № 15 (69). С. 73–74.
4. Устав Ассоциации волонтерских центров (новая редакция). Москва, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://221324.selcdn.ru/avc-prod-media/backend/file/8d81bfb170e8455f8546902481c8f0a4/%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_2019.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
5. Dekker P., Halman, L. Volunteering and Values; an introduction. In Dekker, P., & Halman, L. (Eds.), The values of volunteering: Cross-cultural perspectives (pp. 1–17) 2003. New York, NY: Springer. DOI: 10.1007/978-1-4615-0145-9.
6. Бадаева Н.Н., Осипова Н.В. Социальная активность молодежи: волонтерство и добровольчество // Казанский социально-гуманитарный вестник 2018. № 2 (31). С. 9–13.
7. Ленков С.Л., Мацюк Т.В. Сравнительный системный анализ феноменов добровольчества и волонтерства // Системная психология и социология 2018. № 1 (25). С. 95–109.
8. Lukka P., Ellis A. An exclusive construct? Exploring different cultural concepts of volunteering. Voluntary Action. 2001. No. 3 (3). Р. 87–109.
9. Kolomok O.I., Krapivensky A.S. Pedagogical and Sociological Aspects of Youth Volunteering. World Applied Sciences Journal. 2013. No. 23 (10). Р. 1330–1333. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.23.10.13158.
10. Бобракова Н.В. Правовой статус добровольца (волонтера) в свете изменений законодательства Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства) // Сборник материалов международной конференции «XXII Царскосельские чтения» (г. Санкт-Петербург, 23–24 апреля 2018). СПб.: Издательство Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2018. С. 56–63.
11. Meier S., Stutzer A. Is Volunteering Rewarding in Itself? IZA Discussion Papers. 2004. No. 1045. Р. 2–32. [Electronic resource]. URL: http://hdl.handle.net/10419/20280 (date of access: 23.04.2021).
12. Kumar S., Calvo R., Avendano M., Sivaramakrishnan K., Berkman L.F. Social support, volunteering and health around the world: Cross-national evidence from 139 countries. Social Science & Medicine. 2012. No. 74. Р. 696–706.
13. Биглова Г.Ф., Житкевич Г.Я., Познякевич В.Н. Феномен волонтерства как социальная инновация и ее экономический эффект // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: исторические науки и археология, экономические науки, юридические науки. 2017. № 5. С. 60–64.
14. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 № 15-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (дата обращения: 12.04.2021).
15. Isaeva E.A., Sokolov A.V. Formation of the Volunteering Institute in Russia as an Indicator of the Civil Society Development. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 25. Р. 402–408. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n2s5p402.

Трансформация образования, как вызов времени, касается всех направлений деятельности вузов Российской Федерации. Сегодня в основные образовательные программы должны быть включены рабочие программы воспитания, календарные планы воспитательной работы и соответствующие формы аттестации [1]. Программы воспитания направлены на личностный рост студента, создание условий для развития более зрелой, автономной, способной к быстрой адаптации к профессиональной деятельности, конкурентоспособной, творческой, осмысленной и продуктивной личности будущего профессионала, гражданина своей страны, несущего солидарную ответственность за все процессы, в том числе касающиеся социальной сферы [2]. Умение принимать посильное участие в решении вопросов местного сообщества актуализировано в добровольческой (волонтерской) деятельности.

В последние десятилетия волонтерство стало трендом по всему миру. В Российской Федерации на государственном уровне активно поддерживается развитие волонтерских проектов и практик. Отметим, что волонтерство как вид деятельности традиционно практиковалось в российском обществе и государственности в течение многих веков [3]. Однако модернизация волонтерских практик получила развитие только в 2014 г. во время организации и проведения Зимних Олимпийских Игр в Сочи, когда волонтерская программа Сочи-2014 дала стране уникальный опыт в организации масштабных мероприятий. Первым прямым следствием этого важного события для российского волонтерства стало создание Ассоциации волонтерских центров (АВЦ), которая координирует и реализует программы государственного уровня по развитию и продвижению волонтерской практики на всей территории Российской Федерации [4]. Еще одним ключевым моментом в новейшей истории российского волонтерства стало провозглашение Президентом В.В. Путиным 2018 года Годом добровольцев. Эти факторы обусловили дальнейшее распространение и продвижение такого рода деятельности среди гражданского общества.

Цели исследования: охарактеризовать текущее положение добровольчества в Российской Федерации, выявить его основные тенденции и перспективы, определить вклад Ассоциации волонтерских центров (АВЦ) в развитие и распространение добровольческой деятельности среди гражданского общества, проанализировать деятельность волонтерского центра «Глобус» Омского ГАУ.

Материалы и методы исследования

Отправной точкой исследования является описание текущего состояния добровольчества в современной России с точки зрения действующих законов и нормативных документов, определяющих юридический статус добровольца в границах Российской Федерации и ее субъектов.

Вторая часть исследования представлена оценкой деятельности АВЦ по истечении пяти лет с момента его основания. В ходе анализа рассмотрены основные тенденции добровольческой деятельности в России, пропагандируемые политикой АВЦ, а также передовой опыт Ассоциации в содействии развитию добровольчества на местном, региональном уровнях на примере волонтерского центра «Глобус» Омского ГАУ.

С целью определения концептуальных рамок исследования изучена литература по концепции добровольчества [5–7], о его социальных и правовых аспектах как на национальном, так и на международном уровнях [8–10], о его влиянии на личности и общество [11–13] и о различных передовых практиках и опыте волонтерства [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Правовой статус добровольцев. Волонтера, в его общем значении, можно определить как человека, у которого есть желание помогать другим людям. В своём исследовании Деккер и Халман [5] выделяют три основные характеристики деятельности добровольца: его необязательность, его благотворное воздействие на других (общество в целом или более или менее специфическую его часть), и его неприбыльность. Они полагают, что добровольчество часто происходит в организованном контексте. В этом смысле некоторые формы волонтерства присутствуют в России уже много веков [3]: в Киевской Руси множество людей выполняли добровольные работы в монастырях, в то время как дети могли посещать бесплатные школы, финансируемые благотворителями. Изначально строго связанное с религиозным учреждением добровольчество приняло более институционализированную форму в XVIII–XIX вв., когда несколько организаций и учреждений стали систематически оказывать помощь другим. После Октябрьской революции советские власти пропагандировали форму контролируемого государством добровольчества, которая была одновременно добровольной и обязательной. Такой вид деятельности оставался широко распространенным после распада СССР в 1991 г. Однако правильная система волонтерства в ее нынешней концепции прослеживается только с 2014 г., когда в рамках Зимних Олимпийских Игр 2014 года в г. Сочи был основан первый корпус добровольцев. Стремление волонтеров, участвовавших в столь масштабном мероприятии, продолжить свою деятельность получило полную поддержку со стороны правительства и президента В.В. Путина, что вскоре привело к необходимости законодательного регулирования добровольческой деятельности в стране.

Несмотря на то, что на территории РФ уже действовали различные местные и федеральные нормативные акты о добровольческой деятельности и других подобных мероприятиях [10], законодательная основа добровольчества в России представлена Федеральным законом № 15-ФЗ «О внесении изменений в различные нормативные акты Российской Федерации в части добровольчества (волонтерства)» от 05 февраля 2018 г. [14]. Этот закон впервые ввел понятие «волонтерство», четко выделив его из благотворительной деятельности. В соответствии с ним добровольчество должно пониматься как безвозмездное осуществление работ и/или оказание услуг в тех же целях, что и в благотворительной деятельности. В ФЗ перечислены как права, так и обязанности добровольцев; он также регламентирует компенсацию, которую добровольцы должны получать в обмен на свою работу (например, организаторы могут покрывать транспортные расходы, обеспечивать проживание и питание, обмундирование и другую одежду, необходимое оборудование, медицинское страхование и т.д.) и взаимодействие между государственными органами и добровольцами. Также предусмотрено создание единой электронной системы, направленной на содействие развитию добровольческой деятельности по всей стране. И, наконец, он позволяет религиозным учреждениям привлекать добровольцев к своей деятельности.

Социальный аспект добровольчества. Что касается социального восприятия добровольчества, то социологические исследования показали растущую готовность населения России включиться в этот вид деятельности. В частности, статистические данные, собранные Ассоциацией волонтерских центров, показывают, что 88 % граждан России убеждены, что добровольчество приносит пользу обществу, 17 % хотят заниматься волонтерской деятельностью, 15 % считают себя волонтерами. Большой вклад в популяризацию добровольчества среди гражданского общества внес 2018 г., который Президент РФ В.В. Путин провозгласил Годом добровольца. Год добровольца помог заложить основу для общей трансформации волонтерства в глазах общественного мнения, направленной на повышение вовлеченности граждан России в такого рода деятельность и избавление от негативных стереотипов, которые к ней привязаны (например, многие по-прежнему считают волонтерство просто неоплачиваемой работой, другие считают, что добровольцы делают то, что делают, ради славы или, еще хуже, ради денег, и т.д.).

В результате сегодня количество граждан, занимающихся добровольной деятельностью, не только возросло, но волонтерское сообщество стало более разнообразным. Подавляющее большинство российских добровольцев по-прежнему представлено молодыми людьми в возрасте 14–30 лет (1 из 3), активно занимаются волонтерством люди среднего возраста (в возрасте 30–40 лет) и так называемые «серебряные» волонтеры (в возрасте 55 +). Среди других интересных статистических данных тот факт, что 59 % российских волонтеров – женщины, 42 % получили высшее образование, а 1 волонтер из 10 в настоящее время является студентом [4]. Основные мотивы вовлечения в волонтерство представлены готовностью помогать другим (58 %), решать конкретные задачи (14 %) или возвращать предполагаемый «долг за полученное добро» (12 %), при этом одни признаются, что стали волонтерами для удовольствия (17 %), развлечений (12 %), конкретных навыков (5 %) или новых знакомых (4 %) [15].

Опыт АВЦ. Важнейшую роль в постоянном развитии добровольчества в России играют мероприятия по продвижению, проводимые Ассоциацией волонтерских центров. Главная задача заключается в «создании условий и инфраструктуры волонтерских центров для раскрытия человеческого потенциала и укрепления культуры добровольчества как естественного жизненного стандарта общества, в котором каждый человек принимает участие в его позитивном развитии» [4]. Ассоциация основана после Зимних Олимпийских Игр 2014 года в г. Сочи, когда было принято решение о содействии дальнейшему развитию добровольчества в России через систему образования. Первоначально Ассоциация включала сеть из 25 высших учебных заведений и 1 колледжа. В настоящее время в ее состав входят 1016 организаций в 83 регионах и более 1 миллиона добровольцев по всей стране. Основные задачи можно сгруппировать по следующим направлениям:

- создание инфраструктуры для развития добровольчества;

- поддержка социальных проектов, распространение передового опыта и сотрудничество с молодежными лидерами;

- разработка и реализация образовательных программ и методическое обеспечение в сфере добровольчества;

- повышение социального статуса и престижа добровольцев среди гражданского общества [4].

Благодаря АВЦ волонтерские организации получили возможность стать соорганизаторами важнейших национальных программ, участвовать в крупных мероприятиях на местном, региональном, национальном и международном уровнях, а также вносить вклад в общее развитие добровольчества в России.

Опыт Омского ГАУ. В Омском государственном аграрном университете сегодня успешно реализуются как федеральные проекты АВЦ, так и региональные и собственные. Волонтерский центр (ВЦ) «Глобус» под руководством координатора О.В. Демидовой осуществляет работу по следующим направлениям: социальное; экологическое; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; донорство; гражданско-патриотическое воспитание молодёжи; пропаганда толерантности и гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде; пропаганда семейных ценностей; событийное добровольчество; международное добровольчество; цифровое волонтерство; зооволонтерство; медиаволонтерство. Указанные направления постоянно расширяются.

Так, общее количество мероприятий АВЦ, в которых ВЦ «Глобус» принял участие в 2020 г., составило более 50.

В рамках Всероссийского конкурса «Доброволец России», который является частью платформы «Россия – страна возможностей», было подано 15 заявок от ВЦ «Глобус», 10 из них прошли конкурсную оценку на региональном этапе; координатор ВЦ стала призёром в номинации «Организатор добровольчества» с проектом «Волонтерский центр "Глобус" ФГБОУ ВО Омский ГАУ», в рамках которого в 2021 г. будет реализован ряд добровольческих акций и образовательная программа по социальному проектированию на базе университета. К участию в программе «СВОИ» были привлечены 250 участников. Программа стартовала в апреле 2019 г. с целью расширения сети студенческих волонтерских организаций и повышения их эффективности, а также для поддержки и тиражирования их лучших практик. Также 1011 волонтеров зарегистрировались на портале DOBRO.RU.

Программа «Волонтеры культуры» возникла после проведения Всероссийского образовательного форума «Таврида» в августе 2018 г., когда участники предложили создать новое движение социально активных граждан, готовых к реализации волонтерской деятельности в сфере культуры. Основными задачами, стоящими перед новообразованным движением, являются интеграция волонтерства в музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, другие учреждения культуры, сохранение культурного наследия, популяризация культуры среди молодых поколений, реализация социально значимых культурных проектов и так далее. По данным 2020 г. ВЦ «Глобус» организовал съемку серии видеосюжетов о музеях г. Омска на итальянском, английском, русском языках.

Международная программа АВЦ «Волонтеры мира» направлена на интеграцию национального и международного волонтерства и представляет собой концептуальное наследие XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который состоялся в г. Сочи в 2017 г. Программа включает в себя различные приоритетные направления, в том числе создание международного сообщества добровольцев, поддержку и развитие международных проектов, продвижение проектов обмена и мобильности, а также формирование непрерывного обучения и образования в области добровольчества. В рамках этого направления в 2020 г. ВЦ «Глобус» осуществлял сотрудничество с организациями соотечественников, проживающих за рубежом, «Молодежь в движении».

Что касается мероприятий, организованных самостоятельно, то в 2020 г. их было организовано более 60. Основные направления и мероприятия представлены в таблице.

Перечень мероприятий ВЦ «Глобус» за 2020 г.

п/п

Направление

Мероприятие

1

Экологическое и зооволонтёрство

Дни единых действий «Про отходы»; выезд в приют «Омские хвостики»

2

Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи

Урок мужества, государственности и патриотизма в Омском ГАУ; онлайн-игра «История запомнит навсегда»; соревнования «Богатыри земли русской», посвящённые дню защитника Отечества; патриотическое мероприятие «Полоса препятствий»

3

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Образовательная программа «Спорт-волонтер»; товарищеские соревнования по мини-футболу

4

Событийное

Академия лидеров молодёжного крыла национальных НКО «Шаг навстречу»; мастер-класс по культуре речи в рамках проекта «Социальный навигатор»

5.

Социальное

Помощь в посещении спектакля «Боинг» маломобильным; посещение дома-интерната для престарелых и инвалидов; посещение «Адаптивной школы № 6»; акция «Ветеран живет рядом»; пикник для особенных детей

При реализации основных задач, стоящих перед ВЦ «Глобус», выполняется систематическое повышение качества компетенций волонтеров посредством участия в вебинарах, форумах, тренингах, мастер-классах, организованных Ассоциацией волонтерских центров и других добровольческих организаций. Кроме того, волонтеры Омского ГАУ принимают участие в качестве экспертов. Так, в 2020 г. они выступили на VIII форуме по профилактике экстремизма среди молодёжи «Все свои» при поддержке Министерства образования Омской области и администрации Центрального административного округа города; пленарном заседании форума «Омская область – территория, свободная от экстремизма (терроризма)»; форуме «Завтра начинается сегодня».

Перечисленные выше программы иллюстрируют многогранный характер деятельности волонтерского центра в его миссии по поощрению добровольчества на всех уровнях, начиная с местных и заканчивая глобальными, свидетельствуют об успехах в достижении основных целей и задач. Привлечение к волонтерской деятельности студенческого сообщества соответствует воспитательной задаче университета в части осуществления подготовки своих выпускников не только как профессионалов с развитым научным, творческим и лидерским потенциалом, способных успешно самоопределяться и реализовывать себя в изменяющемся мире, но и как социально активных, толерантных граждан, патриотов родного края и отрасли.

Заключение

Несмотря на недавнее появление, добровольчество в России за последние пять лет достигло удовлетворительного уровня развития. Официально введенное в российское законодательство понятие «волонтер» определяет права и обязанности волонтеров и четко отличает волонтерство от других благотворительных видов деятельности. Кроме того, изменилось социальное восприятие добровольчества; его престиж повысился, в то время как статистические данные об информации и готовности включиться в него прогнозируют дальнейшее расширение добровольческой сети в стране. Анализ цифр и программ, связанных с деятельностью Ассоциации волонтерских центров, свидетельствует о росте волонтерского движения на национальном уровне, его высокоразвитом и комплексном характере и перспективах дальнейшего развития. Волонтерский центр «Глобус» Омского ГАУ выполняет в полном объеме поставленные перед ним задачи. Полученные студентами-волонтерами компетенции помогут им, как будущим специалистам, успешно самоопределяться и реализовывать себя в изменяющемся мире и стать социально активными и толерантными гражданами.


Библиографическая ссылка

Винья-Тальянти Я., Есмурзаева Ж.Б., Демидова О.В., Куламихина И.В., Абросимова Е.А. ВОЛОНТЕРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 5. – С. 148-152;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38672 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674