Под плагиатом понимают использование результатов чужого творческого/научного труда (конкретных решений, статей, продуктов творческой деятельности и т.д.), которое сопровождается присвоением результатов с указанием сведений о себе как о действительном авторе. Давая короткое определение данному понятию, под плагиатом мы понимаем представление чужих материалов под своим именем – это может быть как полное использование чужого труда, так и использование его фрагментов.
К категории плагиата можно отнести списывание, обращение к услугам специалистов, которые реализуют выполнение работы, выдаваемой впоследствии за результат под другим именем, и т.д. [1, 2]. Речь идет о таких явлениях, как списывание, использование шпаргалок, предъявление в качестве собственной чужой работы, скачанной из интернета либо выполненной с помощью специальных организаций, лиц, оказывающих услуги написания работ за вознаграждение, использование приёмов, которые позволяют обойти систему «Антиплагиат Вуз» и повысить уровень уникальности работы, и т.п. [3].
Многие авторы обращают внимание на то, что вопрос плагиата актуален для всего мирового сообщества и данная проблема остро стоит в различных странах. Например, в Соединенных Штатах Америки 80 % студентов признаются, что хотя бы раз в жизни списывали, и 74 % студентов признают, что они достаточно регулярно списывали [4].
Проведенные ранее исследования показывают, что студенты высших учебных заведений достаточно лояльно относятся к практике плагиата и использования его при выполнении работ. Так, в среднем каждый второй студент не считает плагиат серьёзным мошенничеством, лояльно относится к его использованию и ожидает лояльного отношения преподавателя в случае обнаружения им плагиата в студенческих работах.
По изученным нами источникам основные причины, по которым студенты оправдывают плагиат, можно разделить на следующие группы:
- отсутствие смысла формулировать своими словами те результаты, которые уже были получены ранее;
- оправдание себя тем, что использование чужих мыслей и текстов является способом изучения материала дисциплины;
- возможность сэкономить время за счет выполнения заданий другими людьми или прямого копирования информации и др.
Необходимо рассматривать и фактор, заключающийся в непонимании студентом изучаемого предмета/темы в связи с особенностями восприятия или же отсутствием хорошей базы и подготовки, требуемой при изучении некоторых дисциплин.
Хотя академическая нечестность не является новым явлением, нет единого мнения о том, почему плагиат настолько распространен в академическом мире. В целом признано, что онлайн-плагиат действительно высок из-за легкой доступности информации [3].
Цель работы – выявить отношение студентов к использованию плагиата в школе и университете, уточнить, влияет ли, по мнению студентов, формат дистанционной работы и дистанционной сдачи заданий на более частое появление плагиата, в отличие от стандартной очной формы обучения, очной работы на практиках и лекциях и сдачи заданий.
В пилотажном эмпирическом исследовании приняли участие студенты первого и второго курсов различных специальностей. Общая выборка составила 98 респондентов.
При анализе применялась визуализация данных с использованием статистических приложений (SAS Interprise Miner, диаграммы опросных форм SurveyMonkeys).
В последнее время проблема академического мошенничества студентов становится наиболее острой для педагогического сообщества и требует нахождения поиска путей решения, начиная от информирования всех учащихся о последствиях академической нечестности и принимаемых мерах в случае её обнаружения до корректировки образовательной среды вуза, которая, согласно проведенным исследованиям, также оказывает влияние на масштабы плагиата в учебном заведении [5].
Наиболее часто проблема заимствований встречается в дисциплинах гуманитарного направления подготовки, однако последнее время исследователи все чаще обращают внимание и на использование плагиата в дисциплинах технического и естественнонаучного направлений.
Как отмечает Е.Д. Шмелёва, наиболее часто списывают студенты старших курсов. Первокурсники списывают примерно в два раза реже, чем студенты других курсов [6].
Материалы и методы исследования
В проводимом опросе приняли участие студенты первого и второго курсов различных специальностей технического и естественнонаучного профилей. Общая выборка составила 98 респондентов.
При анализе применялась визуализация данных с использованием статистических приложений. Считается, что визуализация – это представление данных в виде, который обеспечивает наиболее эффективную работу человека по их изучению. Визуализация данных имеет широкое применение в научных и статистических исследованиях [7].
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам опроса были получены следующие данные. Среди респондентов только 11,5 % ответили, что никогда не списывали в период обучения в школе, в то время как часто списывали 16,7 % и периодически списывали 71,8 %.
В школе при выполнении домашних заданий и проектов за сторонней помощью при выполнении заданий 36 % ответивших обращались к друзьям, одноклассникам, 19,2 % – к репетиторам, примерно 33 % использовали интернет-источники для переписывания и готовые домашние задания, чуть менее 12 % обращались за помощью к родителям, братьям или сестрам.
96 % опрошенных ответили, что знают, что такое плагиат и академическая этика, что говорит о хорошей информированности студентов касательно вопросов академической этики и списывания.
Заметим, что 94 % опрошенных сказали, что могут обойтись без списывания и сами сделать все задания.
Приведем основные результаты, исходя из полученных данных.
1. Студенты, которые никогда не списывали в школе, в основном считают, что дистанционный формат не влияет на появление плагиата и списывания (рис. 1). Используемые в рис. 1 обозначения: VAR3 «В школе я списывал(а)», VAR10 «Считаете ли Вы, что формат дистанционной работы и сдачи заданий может привести к более частому появлению плагиата?».
2. В то время как студенты, считающие, что дистанционный формат работы может повлиять на списывание и появление плагиата в сторону увеличения, относятся к тем, кто списывал в школе (либо иногда, либо часто) (рис. 2). Используемые в рис. 2 обозначения: VAR10 «Считаете ли Вы, что формат дистанционной работы и сдачи заданий может привести к более частому появлению плагиата?», Var 3 «В школе я списывал(а)».
Рис. 1. Мнение студентов о более частом появлении плагиата при дистанционном формате работы
Рис. 2. Мнение студентов о более частом появлении плагиата при дистанционном формате работы
3. Заметим, что среди опрошенных почти все респонденты, ответившие, что никогда не прибегали к списыванию в школе, в основном придерживаются этой же стратегии (не списывают) и в университете (рис. 3). Используемые в рис. 3 обозначения: Var 3 «В школе я списывал(а)», VAR5 «В университете я списываю, обращаюсь за помощью к специалистам, оказывающим услуги выполнения заданий и т.д.».
Рис. 3. Стратегия академической честности «школа – университет»
Рис. 4. Отношение списывающих студентов к частоте появления плагиата в формате дистанционной работы
Лишь малая часть (менее 18 %) респондентов из тех, кто не списывал в школе, отметили, что иногда списывают при обучении в институте.
4. Более половины студентов, ответивших, что прибегают к списыванию, считают, что формат дистанционной работы приводит к более частому появлению плагиата (рис. 4). Используемые в рис. 4 обозначения: VAR5 «В университете я списываю, обращаюсь за помощью к специалистам, оказывающим услуги выполнения заданий и т.д.», VAR10 «Считаете ли Вы, что формат дистанционной работы и сдачи заданий может привести к более частому появлению плагиата?».
5. Отличники в университете в основном не прибегают к списыванию, хотя некоторые признаются, что все же списывают (рис. 5).
Рис. 5. Соотношение списывающих и несписывающих студентов среди отличников
Рис. 6. Соотношение между средним баллом и списыванием в университете
Используемые в рис. 5 обозначения: VAR5 «В университете я списываю, обращаюсь за помощью к специалистам, оказывающим услуги выполнения заданий и т.д.», VAR11 «Мой средний балл в университете».
Малый процент среди тех, кто имеет средний балл 5, но иногда обращается к списыванию, связывает это с нехваткой времени.
Заметим, что среди студентов, сказавших, что они стали списывать чаще с введением дистанционного формата работы, нет студентов-отличников (рис. 6). Используемые в рис. 6 обозначения: VAR9 «Во время дистанционного обучения я стал(а) списывать реже/чаще и т.д.» VAR11 «Мой средний балл в университете».
Мы попытались установить причины, по которым студенты прибегают к списыванию и плагиату. Почти 54 % отметили, что проявляют нечестность при выполнении заданий из-за нехватки времени. 32 % ответили, что плагиат и списывание связаны с непониманием темы, изучаемого материала, 4 % прибегают к плагиату в связи с широким спектром предоставленных сторонних услуг по оказанию помощи в написании работ и 10 % студентов отметили, что никогда не списывают в университете.
Для того, чтобы определить влияние дистанционного формата обучения на списывание, студентам были заданы вопросы, касающиеся связи перехода к дистанционному формату и уменьшению/увеличению списывания, по мнению опрошенных. 15 % опрошенных отметили, что стали списывать реже, 10 % констатировали, что они стали чаще прибегать к списыванию и использованию элементов плагиата, 66 % заметили, что переход к дистанционному формату, по их мнению, никак не повлиял на использование плагиата, чуть менее 10 % отметили, что никогда не списывали и не могут установить такую связь.
При этом, отвечая на аналогичный вопрос, может ли формат дистанционной работы и сдачи заданий привести к более частому появлению плагиата, чем в очном формате, почти 54 % ответили положительно, в то время как 46 % считают, что при дистанционном формате работы плагиат не появляется более часто, чем в очном формате.
Заключение
По полученным в результате проведения исследования данным мы можем сделать предварительные выводы об отношении студентов к плагиату. 94 % опрошенных ответили, что могут обойтись без списывания и сами сделать все задания. При этом основными причинами, по которым студенты прибегают к списыванию и плагиату, являются нехватка времени, непонимание изучаемого материала, широкий спектр предоставленных сторонних услуг по оказанию помощи в написании работ. В работе представлены основные взаимосвязи, которые удалось установить благодаря визуализации данных.
Вопрос плагиата актуален для всего мирового сообщества, в том числе для высших учебных заведений особенно в период перехода учащихся к дистанционному формату обучения.
Библиографическая ссылка
Кондрашова Е.В. ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПЛАГИАТ И СПИСЫВАНИЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 3. – С. 156-161;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38548 (дата обращения: 21.11.2024).