Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON PLAGIARISM AND WRITE-OFF

Kovdrashova E.V. 1
1 National Research Moscow State Construction University
2716 KB
Recently, institutions of higher education have been faced with the problem of write-off and plagiarism by students. The issue of the appearance of plagiarism in the scientific community, including in the field of education, is becoming more and more urgent, especially during the transition of students to a distance learning format. The purpose of the article is to identify the attitude of students to the use of plagiarism at school and university, to clarify whether, according to students, the format of distance work and remote delivery of tasks affects the more frequent appearance of plagiarism, in contrast to the standard full-time form of training, full-time work in practices and lectures, and passing tasks. To answer these questions, an empirical study was conducted for first and second year students in various specialties. The study involved first and second year students of various specialties. The total sample was 98 respondents. Data analysis used visualization using statistical applications. The results are presented in both percentages and diagrams showing relationships. The main reasons why students justify plagiarism have been identified.
plagiarism
distance learning
write-off
higher education

Под плагиатом понимают использование результатов чужого творческого/научного труда (конкретных решений, статей, продуктов творческой деятельности и т.д.), которое сопровождается присвоением результатов с указанием сведений о себе как о действительном авторе. Давая короткое определение данному понятию, под плагиатом мы понимаем представление чужих материалов под своим именем – это может быть как полное использование чужого труда, так и использование его фрагментов.

К категории плагиата можно отнести списывание, обращение к услугам специалистов, которые реализуют выполнение работы, выдаваемой впоследствии за результат под другим именем, и т.д. [1, 2]. Речь идет о таких явлениях, как списывание, использование шпаргалок, предъявление в качестве собственной чужой работы, скачанной из интернета либо выполненной с помощью специальных организаций, лиц, оказывающих услуги написания работ за вознаграждение, использование приёмов, которые позволяют обойти систему «Антиплагиат Вуз» и повысить уровень уникальности работы, и т.п. [3].

Многие авторы обращают внимание на то, что вопрос плагиата актуален для всего мирового сообщества и данная проблема остро стоит в различных странах. Например, в Соединенных Штатах Америки 80 % студентов признаются, что хотя бы раз в жизни списывали, и 74 % студентов признают, что они достаточно регулярно списывали [4].

Проведенные ранее исследования показывают, что студенты высших учебных заведений достаточно лояльно относятся к практике плагиата и использования его при выполнении работ. Так, в среднем каждый второй студент не считает плагиат серьёзным мошенничеством, лояльно относится к его использованию и ожидает лояльного отношения преподавателя в случае обнаружения им плагиата в студенческих работах.

По изученным нами источникам основные причины, по которым студенты оправдывают плагиат, можно разделить на следующие группы:

- отсутствие смысла формулировать своими словами те результаты, которые уже были получены ранее;

- оправдание себя тем, что использование чужих мыслей и текстов является способом изучения материала дисциплины;

- возможность сэкономить время за счет выполнения заданий другими людьми или прямого копирования информации и др.

Необходимо рассматривать и фактор, заключающийся в непонимании студентом изучаемого предмета/темы в связи с особенностями восприятия или же отсутствием хорошей базы и подготовки, требуемой при изучении некоторых дисциплин.

Хотя академическая нечестность не является новым явлением, нет единого мнения о том, почему плагиат настолько распространен в академическом мире. В целом признано, что онлайн-плагиат действительно высок из-за легкой доступности информации [3].

Цель работы – выявить отношение студентов к использованию плагиата в школе и университете, уточнить, влияет ли, по мнению студентов, формат дистанционной работы и дистанционной сдачи заданий на более частое появление плагиата, в отличие от стандартной очной формы обучения, очной работы на практиках и лекциях и сдачи заданий.

В пилотажном эмпирическом исследовании приняли участие студенты первого и второго курсов различных специальностей. Общая выборка составила 98 респондентов.

При анализе применялась визуализация данных с использованием статистических приложений (SAS Interprise Miner, диаграммы опросных форм SurveyMonkeys).

В последнее время проблема академического мошенничества студентов становится наиболее острой для педагогического сообщества и требует нахождения поиска путей решения, начиная от информирования всех учащихся о последствиях академической нечестности и принимаемых мерах в случае её обнаружения до корректировки образовательной среды вуза, которая, согласно проведенным исследованиям, также оказывает влияние на масштабы плагиата в учебном заведении [5].

Наиболее часто проблема заимствований встречается в дисциплинах гуманитарного направления подготовки, однако последнее время исследователи все чаще обращают внимание и на использование плагиата в дисциплинах технического и естественнонаучного направлений.

Как отмечает Е.Д. Шмелёва, наиболее часто списывают студенты старших курсов. Первокурсники списывают примерно в два раза реже, чем студенты других курсов [6].

Материалы и методы исследования

В проводимом опросе приняли участие студенты первого и второго курсов различных специальностей технического и естественнонаучного профилей. Общая выборка составила 98 респондентов.

При анализе применялась визуализация данных с использованием статистических приложений. Считается, что визуализация – это представление данных в виде, который обеспечивает наиболее эффективную работу человека по их изучению. Визуализация данных имеет широкое применение в научных и статистических исследованиях [7].

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам опроса были получены следующие данные. Среди респондентов только 11,5 % ответили, что никогда не списывали в период обучения в школе, в то время как часто списывали 16,7 % и периодически списывали 71,8 %.

В школе при выполнении домашних заданий и проектов за сторонней помощью при выполнении заданий 36 % ответивших обращались к друзьям, одноклассникам, 19,2 % – к репетиторам, примерно 33 % использовали интернет-источники для переписывания и готовые домашние задания, чуть менее 12 % обращались за помощью к родителям, братьям или сестрам.

96 % опрошенных ответили, что знают, что такое плагиат и академическая этика, что говорит о хорошей информированности студентов касательно вопросов академической этики и списывания.

Заметим, что 94 % опрошенных сказали, что могут обойтись без списывания и сами сделать все задания.

Приведем основные результаты, исходя из полученных данных.

1. Студенты, которые никогда не списывали в школе, в основном считают, что дистанционный формат не влияет на появление плагиата и списывания (рис. 1). Используемые в рис. 1 обозначения: VAR3 «В школе я списывал(а)», VAR10 «Считаете ли Вы, что формат дистанционной работы и сдачи заданий может привести к более частому появлению плагиата?».

2. В то время как студенты, считающие, что дистанционный формат работы может повлиять на списывание и появление плагиата в сторону увеличения, относятся к тем, кто списывал в школе (либо иногда, либо часто) (рис. 2). Используемые в рис. 2 обозначения: VAR10 «Считаете ли Вы, что формат дистанционной работы и сдачи заданий может привести к более частому появлению плагиата?», Var 3 «В школе я списывал(а)».

missing image file

missing image file

Рис. 1. Мнение студентов о более частом появлении плагиата при дистанционном формате работы

missing image file

missing image file

Рис. 2. Мнение студентов о более частом появлении плагиата при дистанционном формате работы

3. Заметим, что среди опрошенных почти все респонденты, ответившие, что никогда не прибегали к списыванию в школе, в основном придерживаются этой же стратегии (не списывают) и в университете (рис. 3). Используемые в рис. 3 обозначения: Var 3 «В школе я списывал(а)», VAR5 «В университете я списываю, обращаюсь за помощью к специалистам, оказывающим услуги выполнения заданий и т.д.».

missing image file

missing image file

Рис. 3. Стратегия академической честности «школа – университет»

missing image file

missing image file

Рис. 4. Отношение списывающих студентов к частоте появления плагиата в формате дистанционной работы

Лишь малая часть (менее 18 %) респондентов из тех, кто не списывал в школе, отметили, что иногда списывают при обучении в институте.

4. Более половины студентов, ответивших, что прибегают к списыванию, считают, что формат дистанционной работы приводит к более частому появлению плагиата (рис. 4). Используемые в рис. 4 обозначения: VAR5 «В университете я списываю, обращаюсь за помощью к специалистам, оказывающим услуги выполнения заданий и т.д.», VAR10 «Считаете ли Вы, что формат дистанционной работы и сдачи заданий может привести к более частому появлению плагиата?».

5. Отличники в университете в основном не прибегают к списыванию, хотя некоторые признаются, что все же списывают (рис. 5).

missing image file

missing image file

Рис. 5. Соотношение списывающих и несписывающих студентов среди отличников

missing image file

missing image file

Рис. 6. Соотношение между средним баллом и списыванием в университете

Используемые в рис. 5 обозначения: VAR5 «В университете я списываю, обращаюсь за помощью к специалистам, оказывающим услуги выполнения заданий и т.д.», VAR11 «Мой средний балл в университете».

Малый процент среди тех, кто имеет средний балл 5, но иногда обращается к списыванию, связывает это с нехваткой времени.

Заметим, что среди студентов, сказавших, что они стали списывать чаще с введением дистанционного формата работы, нет студентов-отличников (рис. 6). Используемые в рис. 6 обозначения: VAR9 «Во время дистанционного обучения я стал(а) списывать реже/чаще и т.д.» VAR11 «Мой средний балл в университете».

Мы попытались установить причины, по которым студенты прибегают к списыванию и плагиату. Почти 54 % отметили, что проявляют нечестность при выполнении заданий из-за нехватки времени. 32 % ответили, что плагиат и списывание связаны с непониманием темы, изучаемого материала, 4 % прибегают к плагиату в связи с широким спектром предоставленных сторонних услуг по оказанию помощи в написании работ и 10 % студентов отметили, что никогда не списывают в университете.

Для того, чтобы определить влияние дистанционного формата обучения на списывание, студентам были заданы вопросы, касающиеся связи перехода к дистанционному формату и уменьшению/увеличению списывания, по мнению опрошенных. 15 % опрошенных отметили, что стали списывать реже, 10 % констатировали, что они стали чаще прибегать к списыванию и использованию элементов плагиата, 66 % заметили, что переход к дистанционному формату, по их мнению, никак не повлиял на использование плагиата, чуть менее 10 % отметили, что никогда не списывали и не могут установить такую связь.

При этом, отвечая на аналогичный вопрос, может ли формат дистанционной работы и сдачи заданий привести к более частому появлению плагиата, чем в очном формате, почти 54 % ответили положительно, в то время как 46 % считают, что при дистанционном формате работы плагиат не появляется более часто, чем в очном формате.

Заключение

По полученным в результате проведения исследования данным мы можем сделать предварительные выводы об отношении студентов к плагиату. 94 % опрошенных ответили, что могут обойтись без списывания и сами сделать все задания. При этом основными причинами, по которым студенты прибегают к списыванию и плагиату, являются нехватка времени, непонимание изучаемого материала, широкий спектр предоставленных сторонних услуг по оказанию помощи в написании работ. В работе представлены основные взаимосвязи, которые удалось установить благодаря визуализации данных.

Вопрос плагиата актуален для всего мирового сообщества, в том числе для высших учебных заведений особенно в период перехода учащихся к дистанционному формату обучения.