В 2020 г. ситуация с пандемией COVID-19 обусловила необходимость внесения значительных изменений в технологии реализации учебного процесса в учебных заведениях высшего образования России. Оперативного решения требовали и задачи, связанные с использованием онлайн-технологий при проведении различных форм учебных занятий.
Учитывая положения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2020), «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти» [1, ст. 16, ч. 2] и «образовательные организации свободны в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» [1, ст. 28, ч. 2].
Кроме того, для выполнения требований к реализации программ бакалавриата (магистратуры), которые включают необходимость «обеспечения каждого обучающегося в течение всего периода обучения индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вуза из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории вуза, так и вне ее» [2, c. 12], в вузах, в том числе и в РГГУ, к 2020 г. была сформирована программно-техническая инфраструктура для обеспечения различных форм коммуникаций участников образовательного процесса [3, 4].
Цель исследования: определить модели включения онлайн-технологий в учебный процесс университета и разработать методику их реализации.
Материалы и методы исследования
Необходимость быстрой адаптации процессов (основных, обеспечивающих, управленческих) образовательной организации к изменяющимся требованиям внешней среды обусловила потребность в системном подходе к реализации различных моделей включения онлайн-технологий в учебный процесс.
Учитывая состав архитектуры программно-аппаратного комплекса электронной информационно-образовательной среды университета, имеющихся веб-сервисов и коммуникационных технологий, для реали- зации поставленной задачи был выбран структурный подход.
В настоящее время наибольшее распространение в практике управления получили такие концепции структурного подхода к исследованию организационных систем, как:
- рациональный подход (теория стратегического развития; структурно-рациональная концепция организационных изменений; инновационная модель; теория ресурсной зависимости) [5–7];
- подход на основе теории жизненных циклов организационных систем [8].
Цель разработки моделей включения онлайн-технологий в учебный процесс университета – создание ИТ-инфраструктуры учебного процесса, гибко реагирующей на изменения требований внешней среды. Текущая ситуация с пандемией COVID-19 требует от ИТ-инфраструктуры обеспечения реализации учебного процесса как в традиционной очной форме, так и с использованием дистанционных образовательных технологий.
При выборе структурного подхода учитывались положения такого направления, как ситуационный подход, в основе которого лежит гипотеза, что структурные характеристики каждой системы или подсистемы зависят от стабильности и уровня предсказуемости внешней среды: чем выше коэффициент стабильности среды, тем более жесткой и менее динамичной будет ее структура, чем менее предсказуема среда, тем более вариативной и гибкой является ее структура [5, 6].
Структурная схема включения онлайн-технологий при реализации образовательных программ состоит из нескольких уровней (рис. 1).
Рис. 1. Структурная схема включения онлайн-технологий при реализации образовательных программ
Применение структурного подхода позволяет:
- установить взаимосвязи между компонентами образовательной программы (формами учебных занятий) и информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими современные требования к реализации учебного процесса;
- формировать стратегию развития ИТ-инфраструктуры организации с учетом требуемых ИТ-технологий и сервисов на уровне каждой дисциплины (практики);
- рассматривать образовательный процесс как «открытый» процесс, который подвержен влиянию извне и должен быстро трансформироваться в зависимости от внешних условий.
Результаты исследования и их обсуждение
Использование структурного подхода позволило выделить несколько уровней включения синхронных форм контактной работы при реализации учебного процесса:
1) модель включения онлайн-технологий на уровне форм учебных занятий в рамках отдельных дисциплин;
2) модель включения онлайн-технологий на уровне дисциплин в рамках образовательных программ;
3) модель включения онлайн-технологий на уровне дисциплин (практик/периодов учебного процесса) в рамках образовательных программ и для итоговой аттестации.
Рассмотрим методику включения онлайн-технологий для выделенных моделей (методика описания моделей).
Этап 1. Определение уровня включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательной программы.
В зависимости от требований внешней среды и условий реализации образовательной программы выбирается одна из моделей включения онлайн-технологий в учебный процесс.
Этап 2. Составление перечня форм учебных занятий.
Для каждой дисциплины, входящей в образовательную программу, необходимо сформировать перечень:
- форм учебных занятий (лекции; практические занятия; семинары; лабораторные работы; компьютерные практикумы; консультации и др.);
- форм проведения текущего и промежуточного контроля по различным показателям оценивания (например, требуемые уровни освоения знаний, навыков в рамках отдельных дисциплин), включая индикаторы достижения компетенций.
Формы текущего контроля: контрольная работа; коллоквиум; защита отчета по компьютерному практикуму и лабораторным работам; тестирование.
Формы промежуточного контроля: экзамен; дифференцированный зачет; зачет; защита курсового проекта или курсовой работы.
В случае если рассматривается модель с итоговой аттестацией, то необходимо и для нее определить форму про- ведения.
Этап 3. Подготовка перечня форм контактной работы, реализуемых на основе онлайн-технологий, которые планируются к применению для каждой формы учебных занятий.
Синхронные формы контактной работы с использованием ИТ-технологий [9] могут быть реализованы как:
- контактная работа на основе онлайн-платформ (ВКС);
- интерактивные практикумы, задания;
- электронное анкетирование, опросы;
- электронное тестирование;
- чаты/форумы;
- виртуальные лаборатории, симуляторы и др.
При выполнении электронного анкетирования, опросов, тестирования синхронность может быть реализована за счет задания параметров даты и времени доступа к данным ресурсам, длительности выполнения заданий и др.
Этап 4. Формирование перечня онлайн-технологий, обеспечивающих реализацию различных форм контактной работы.
Программные системы планируемых или применяемых для реализации различных форм контактной работы на основе онлайн-технологий представлены в табл. 1.
Таблица 1
Программные системы, обеспечивающие реализацию различных форм контактной работы на основе онлайн-технологий
Код формы контактной работы |
Формы контактной работы на основе онлайн-технологий |
Программные системы |
Код программной системы |
К1 |
Контактная работа на основе онлайн-платформ (ВКС) |
MS Teams Zoom Webinar.ru |
П1 П2 П3 |
К2 |
Электронные онлайн-курсы |
LMS Moodle HCM Mirapolis LMS Classroom |
П4 П5 П6 |
К3 |
Интерактивные практикумы, задания |
LMS Moodle HCM Mirapolis Trello |
П4 П5 П7 |
К4 |
Электронное анкетирование, опросы |
Личный кабинет обучающегося Google Forms |
ЛКО-А П8 |
К5 |
Электронное тестирование |
LMS Moodle HCM Mirapolis Google Forms |
П4 П5 П8 |
К6 |
Чаты/форумы |
Корпоративный чат Чат в Личном кабинете обучающегося Чат в Личном кабинете преподавателя с возможность проведения онлайн-коммуникаций на уровне учебных групп |
П9 ЛКО-Ч ЛКП-Ч ЛКП-ЧГ |
К7 |
Виртуальные лаборатории, симуляторы |
Профессиональные симуляторы и тренажеры Компьютеризированные манекены Механические, манипуляционные тренажеры GitLab |
П10 П11 П12 П13 |
К8 |
Совместное использование хранилищ данных и электронных ресурсов |
Инфраструктура Google Suite Облачные сервисы (открытого доступа) для хранения и работы с электронными ресурсами |
П14 П15 |
К9 |
Электронное портфолио студентов / Накопление цифрового следа |
Система хранения данных Личный кабинет обучающегося Личный кабинет преподавателя |
П16 ЛКО-П ЛКП-ПО |
При формировании табл. 1 применяется перечень программных систем с указанием следующих данных:
- наименование программной системы;
- код программной системы;
- лицензионная политика (лицензионный программный продукт / программный продукт свободного доступа);
- место размещения (на корпоративных ресурсах / аутсорсинг);
- сопровождение системы (собственными ресурсами / аутсорсинг).
Этап 5. Составление перечня используемых онлайн-технологий по каждой дисциплине.
На основе подготовленных классификаторов форм контактной работы, программных систем, обеспечивающих реализацию онлайн-технологий, формируется сводная таблица по применению программных систем при реализации образовательных программ (табл. 2).
Таблица 2
Программные системы, обеспечивающие реализацию различных форм контактной работы на основе онлайн-технологий
Дисциплины |
Код формы контактной работы |
||||||||
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К6 |
К7 |
К8 |
К9 |
|
Дисциплина 1 |
П2 |
П4 |
П4 |
ЛКО-А |
П4 |
ЛКО-Ч ЛКП-Ч ЛКП-ЧГ |
П14 |
П16 ЛКО-П ЛКП-ПО |
|
Дисциплина 2 |
П2 |
П4 |
П4 П7 |
ЛКО-А П8 |
П4 П8 |
ЛКО-Ч ЛКП-Ч ЛКП-ЧГ |
П14 П15 |
П16 ЛКО-П ЛКП-ПО |
|
… |
|||||||||
Дисциплина n |
П2 |
П5 |
П5 |
ЛКО-А |
П5 |
ЛКО-Ч ЛКП-Ч ЛКП-ЧГ |
П14 П15 |
П16 ЛКО-П ЛКП-ПО |
|
… |
|||||||||
Итоговая аттестация |
П2 |
В сводные таблицы на уровне образовательных программ включаются также и данные по применению программных систем при реализации практик, других периодов учебного процесса и итоговой аттестации.
Этап 6. Анализ использования онлайн-технологий в процессе реализации образовательных программ.
Целью проведения анализа является расчет таких количественных показателей, как:
- уровень обеспеченности различных форм контактной работы средствами онлайн-технологий;
- вариативность использования онлайн-технологий по формам контактной работы на уровне отдельных дисциплин;
- соотношение использования корпоративных (лицензионных) онлайн-технологий и технологий открытого доступа на уровне отдельных дисциплин и образовательных программ в целом.
В качестве примера практической реализации включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательных программ можно привести использование технологий чатов с учебными группами и персонализированных чатов между участниками образовательного процесса, которые выполняются в Личном кабинете преподавателя и Личном кабинете обучающегося (рис. 2).
Рис. 2. Практическая реализация включения онлайн-технологий в процесс обучения через ЭИОС университета
Заключение
Таким образом, использование структурного подхода к выделению моделей включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательной программы позволило:
- определить уровни включения синхронных форм контактной работы на основе онлайн-технологий в учебный процесс;
- разработать методику включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательных программ;
- определить количественные показатели для оценки использования онлайн-технологий в процессе реализации образовательных программ.
Библиографическая ссылка
Сысоева Л.А. ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ ВКЛЮЧЕНИЯ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-2. – С. 378-383;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38460 (дата обращения: 15.01.2025).