Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЕЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чугунова С.В. 1 Овчинникова Л.П. 2 Коркина С.В. 2
1 Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области «Академия для одаренных детей (Наяновой)»
2 ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»
Приведены результаты экспериментальных исследований сформированности уровней готовности студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности. Эксперимент проводился с целью выявления эффективности использования разработанной и практически апробированной компетентностной технологии формирования у студентов готовности к инновационной профессиональной деятельности. Экспериментальные исследования включали в себя последовательно организуемые констатирующий и формирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты Самарского государственного университета путей сообщения со второго по пятый курс специальности «Подвижной состав железных дорог», из числа контингента которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Студенты экспериментальной группы обучались по инновационной педагогической технологии обучения, в то время как студенты контрольной группы – по традиционной технологии. Качественный и количественный состав контрольной и экспериментальной групп на исходном срезе констатирующего эксперимента оказался идентичным, что подтвердило репрезентативность выбора состава сравниваемых групп. Разработаны критерии оценивания уровня сформированности готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности, опосредованно определяемые путем выявления уровней сформированности ее когнитивного, операционального и деятельностного компонентов. В качестве измерительных инструментов уровней сформированности компонентов готовности используются пакеты тестов, каждый из которых состоит из 10 контрольных вопросов, результаты оцениваются по 100-балльной шкале и ранжируются на три уровня: высокий, повышенный и базовый. Результаты проведенных опытно-экспериментальных исследований свидетельствуют, что численность студентов экспериментальной группы со сформированной готовностью к инновационной профессиональной деятельности на высоком уровне превышает численность контрольной группы на этом же уровне в 7 раз, а на повышенном уровне – в 5,6 раза. Эти экспериментальные данные свидетельствуют о высокой эффективности и целесообразности использования компетентностной технологии формирования у студентов готовности к инновационной профессиональной деятельности.
студенты
экспериментальные данные
компоненты готовности к инновационной профессиональной деятельности
1. Чугунова С.В., Овчинникова Л.П. Формирование готовности к научно-техническому творчеству студентов транспортного вуза // Совершенствование системы подготовки кадров в высшем учебном заведении: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей. Гл. ред. В.М. Кривчиков. Гродно, 2017. С. 88–89.
2. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Русскова О.Б. Диагностический инструментарий оценивания результатов обучения в системе профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2014. № 11. С. 134–139.
3. Грошева Е.П., Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н., Ломаткина М.В. Анкетирование – важный инструмент выявления уровня сформированности у преподавателей вузов мотивации к инновационной деятельности и их готовности воспринимать и воспроизводить инновации // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 11–1. С. 111–116.
4. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / коллектив авторов / под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. 432 с.
5. Дири М.И., Михелькевич В.Н. Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий // Международный научный журнал «Молодой ученый». 2019. № 27 (265). С. 250–253.
6. Михелькевич В.Н., Попов Д.В. Разработка методики оценки эффективности компетентностно-модульной технологии формирования у студентов профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 8. С. 142–146.

Непрерывно нарастающие темпы развития научно-технического прогресса обуславливают высокие требования к выпускникам транспортных вузов и уровню их готовности к инновационной профессиональной деятельности. Отвечая на вызовы времени, в Самарском государственном университете была разработана компетентностная технология формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности, которая была апробирована и практически реализована в учебном процессе подготовки специалистов по специальности «Подвижной состав железных дорог». При этом возникла необходимость экспериментального подтверждения эффективности и целесообразности использования этой инновационной технологии. Поэтому целью данного исследования является организация проведения констатирующего и формирующего экспериментов по определению уровня готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности и обусловленная этим разработка критериально-диагностического аппарата оценивания [1].

Актуальность исследования состоит в устранении противоречий между требованиями работодателей к выпускникам транспортного вуза, готовым выполнять свои обязанности, на высоком профессиональном уровне используя инновационные творческие технологии и подготовкой к такой инновационной профессиональной деятельности студентов вуза.

Цель исследования: разработать критериально-диагностический аппарат для подтверждения эффективности и целесообразности использования компетентностной технологии формирования готовности у студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности, апробировать и экспериментально подтвердить репрезентативность выбранной методики исследования.

Материалы и методы исследования

В процессе работы были использованы методы экспериментального исследования, математические методы обработки экспериментальных данных.

В Самарском государственном университете путей сообщения с 2015 г. по 2019 г. была разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс подготовки специалистов «Подвижной состав железных дорог» компетентностная технология формирования готовности студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности.

Для подтверждения ее эффективности и целесообразности были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, разработана методика измерения формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности. Исходным этапом экспериментального исследования явилась разработка критериев и инструментов измерения и оценивания уровней готовности к будущей профессиональной деятельности.

Поскольку непосредственно выявить и измерить готовность студентов к инновационной профессиональной деятельности не представляется возможным, нами был использован подход определения через ее структурные компоненты. В качестве которых были приняты критерии сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности.

В качестве примера указанных критериев приведем лишь один из них – критерий сформированности у студентов когнитивного компонента готовности. Под этим критерием принимаются: знание методики и порядка проведения патентных исследований, поиск аналогов и прототипов, разрабатываемых новых и усовершенствуемых существующих объектов транспортной инфраструктуры; методические правила и приемы выявления технических противоречий между научно-техническим уровнем конструкторско-технологических решений аналогов и прототипов и уровнем конструкторско-технологического решения, вновь разрабатываемого или усовершенствуемого высокотехнологичного и наукоемкого транспортного объекта и на их основе сформулировать проблему инновационной разработки; методики использования методов функционально-стоимостного и функционально-ресурсного анализа конструкторско-технологических элементов прототипов, требующих замены или усовершенствования на пути создания наукоемкого и конкурентоспособного транспортного объекта; методику использования типовых эвристических приемов для поиска новых идей и рациональных проектно-конструкторских решений по проектированию и созданию инновационного наукоемкого и конкурентоспособного транспортного объекта; методику и правила проведения групповых занятий по поиску инновационных идей с использованием методов мозгового штурма, ситуационных игр, синектики, анализа конкретных ситуаций; принципы и правила использования метода морфологического синтеза – анализа для нахождения оптимальных конструкторско-технологических решений по форме, габаритам, материала деталей и узлов разрабатываемого транспортного объекта; сущность и правила правовой защиты создаваемых объектов интеллектуальной собственности, патентные исследования, правила оформления заявок на получение патентов на изобретение, полезные модели, промышленные образцы, свидетельство на компьютерные программы и базы данных для ЭВМ; правила и технику составления и оформления аргументированных отчетов и презентаций по выполненным инновационным разработкам.

При этом численное значение уровней готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности определяется в виде интегральной суммы численных значений с соответствующими весовыми коэффициентами.

Для проведения констатирующего и формирующего экспериментов были сформированы две группы из студентов второго и пятого курсов специальности «Подвижной состав железных дорог»: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ), численность каждой по 79–80 человек.

Оценка показателей уровня сформированности когнитивного и операционального компонентов готовности выпускников транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности проводится с использованием специально разработанных тестов[2, 3]. В каждом тесте содержится по 10 контрольных вопросов, ответ на контрольный вопрос оценивается по 10-балльной шкале. Наивысший балл по одному вопросу – 10, по всему тесту – 100 баллов.

Показатели тестирования шкалируются на четыре уровня:

высокий уровень – 100–86;

повышенный уровень – 85–69;

базовый – 70–51;

ниже базового – от 50 и ниже.

Оценка показателей уровней сформированности у студентов контрольной и экспериментальной групп деятельностного компонента готовности к информационной профессиональной деятельности производится экспертным путем по результатам анализа документов, содержащиеся в индивидуальных электронных портфолио студентов за весь период обучения в транспортном вузе (курсовые проекты, дипломные проект, отчеты по производственной практике, патенты, тексты докладов на конференциях, сертификаты об участии, дипломы, грамоты т.п.), из которых выделяются и оцениваются 10 показателей их инновационной учебно-познавательной и практической деятельности [4]. При этом каждый из показателей оценивается экспертами по 10-бальной шкале. Наивысший балл по одному показателю – 10, по всей компоненте – 100 баллов. Экспертная комиссия из трех человек: руководитель эксперимента, два преподавателя выпускающих кафедр. Итоговый балл по каждому компоненту принимается как среднестатистические данные экспертных оценок [5, 6]. Констатирующий эксперимент проводился со студентами 2 курса обеих групп в конце 4 семестра.

Экспериментальные данные проведенного тестирования студентов по выявлению показателей уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов и интегральных значений готовности студентов контрольной и экспериментальной групп на исходном срезе констатирующего эксперимента представлены в табл. 1.

Результат констатирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы: на исходном этапе констатирующего эксперимента подавляющее большинство студентов контрольной и экспериментальной групп (около 80 %) не готовы к инновационной профессиональной деятельности. Такой результат был ожидаемым, поскольку студенты ни на первом курсе, ни тем более в общеобразовательной школе не изучали учебные дисциплины, в которых бы содержались теоретические основы инновационной профессиональной деятельности; лишь каждый пятый студент контрольной и экспериментальной групп подтвердил свою готовность к инновационной профессиональной деятельности, из них всего 5 % на повышенном и порядка 18 % – на базовом, пороговом уровне. Как показало собеседование с этой категорией респондентов, это либо одаренные в области науки и техники, либо окончившие транспортные техникумы и колледжи, либо прошедшие обучение в центрах технического творчества – учреждениях дополнительного образования, либо получившие опыт творческих разработок в семье; исходные показатели уровней сформированности готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности у студентов контрольной группы не превышают 5–7 % с показателями студентов экспериментальной группы, что позволяет заключить, что выбор состава этих групп правильный; результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют об актуальности и своевременности проблемы диссертационного исследования – необходимости формирования у выпускников транспортного вуза готовности к инновационной профессиональной деятельности [5, 6].

Формирующий эксперимент проводился в течение шести семестров, при этом студенты контрольной группы обучались по традиционной технологии, а студенты экспериментальной по инновационной компетентностной технологии. В конце девятого семестра пятого курса был проведен итоговый срез формирующего эксперимента, результаты которого представлены в табл. 2.

Таблица 1

Экспериментальные данные показателей уровней сформированности компонентов готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к инновационной профессиональной деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента

Компоненты и интегральные значения готовности

Группы

Показатели

Показатели сформированности компонентов готовности

Ниже базового (НБ)

Базовый

(Б)

Повышенный (П)

Высокий

(В)

Когнитивный

Контрольная

(79 чел)

чел

59

16

4

%

77,5

20,0

5,0

Экпериментальная

(80 чел)

Чел.

60

13

6

%

77,0

16,0

7,0

Операциональный

Контрольная

(79 чел)

чел

60

15

4

%

76,0

19,0

5,0

Экпериментальная

(80 чел)

чел

61

14

5

%

77,0

17,0

6,0

Деятельностный

Контрольная

(79 чел)

чел

61

14

4

%

78,0

17,0

5,0

Экпериментальная

(80 чел)

чел

63

13

4

%

79,0

16,0

5,0

Интегральные значения

Контрольная

(79 чел)

чел.

60

15

4

% к выборке

%

76,0

19,0

5,0

Экспериментальная

(80 чел)

чел.

61

14

5

% к выборке

%

77,0

17,0

6,0

 

Таблица 2

Экспериментальные данные показателей уровней сформированности готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к инновационной профессиональной деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента

Компоненты и интегративные значения готовности

Группы

Показатели

Показатели сформированности компонентов готовности

Ниже базового (НБ)

Базовый

(Б)

Повышенный (П)

Высокий

(В)

Когнитивный

Контрольная

(79 чел)

чел

47

24

5

3

%

60,0

30,0

6,0

4,0

Экпериментальная

(80 чел)

Чел.

9

36

23

12

%

11,0

45,0

29,0

15,0

Операциональный

Контрольная

(79 чел)

чел

48

25

4

2

%

60,0

33,0

5,0

2,0

Экпериментальная

(80 чел)

чел

13

34

22

11

%

16,0

42,0

28,0

14,0

Деятельностный

Контрольная

(79 чел)

чел

49

26

3

1

%

60,0

33,0

4,0

1,0

Экпериментальная

(80 чел)

чел

17

32

21

10

%

20,0

40,0

27,0

13,0

Интегративные значения сформированности

Контрольная

(79 чел)

Чел.

48

25

4

2

%

60,0

33,0

5,0

2,0

Экспериментальная (80 чел)

чел

13

34

22

11

%

16,0

42,0

28,0

14,0

 

На основании анализа результатов формирующего эксперимента можно сделать следующие выводы, что на итоговом срезе формирующего эксперимента число студентов экспериментальной группы со сформированной готовностью к инновационной профессиональной деятельности оказалось значительно большим, чем число студентов контрольной группы, а именно: на высоком уровне готовности в 7 раз, на повышенном уровне готовности в 5,6 раза, на базовом (пороговом) уровне готовности – в 1,3 раза.

Достоверность результатов констатирующего и формирующего экспериментов была подтверждена расчетами корреляционного показателя коэффициента Пирсона.

Выводы

1. Разработаны критерии и инструментарии измерения и оценивания готовности студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности и ее базовых структурных компонентов.

2. Предложена методика организации констатирующего и формирующего экспериментов по определению эффективности компетентностной технологии формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности.

3. Показано, что численность студентов экспериментальной группы подготовленных к инновационной профессиональной деятельности на высоком уровне в семь раз превышает численность студентов контрольной группы, а на повышенном уровне в 5,6 раз, что убедительно подтверждает результативность и целесообразность использования компетентностной технологии формирования готовности студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Чугунова С.В., Овчинникова Л.П., Коркина С.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЕЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 224-228;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38367 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674