Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТОВ, ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИХ МЕЖПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ПРАКТИКИ

Кийкова Н.Ю. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
С целью исследования содержания социокультурных контекстов, индивидуализирующих межпредметное содержание образования, направленного на обеспечение процесса личностного познания обучающимися практической деятельности, укрепления здоровья, развития исследовательской деятельности изучено экспертное мнение участников гуманитарно-социальных сфер и конкретизированы приоритетные направления интеграционного взаимодействия в условиях цифровой практики: 1) распространение просветительской информации и знаний в области обучения и воспитания детей; 2) формирование содержания ценностных ориентиров; 3) влияние характера актуализации процессов мировосприятия, миропонимания и межличностных взаимоотношений на способы социального самоопределения; 4) практика изменения специфики труда и отдыха, влияющая на динамику межличностных взаимоотношений; 5) возрастание степени влияния гуманитарных наук, культуры и искусства на формирование нравственно-этических ценностей. Представлены педагогические контексты, индивидуализирующие и дополняющие содержание образования посредством цифровой среды: 1) развитие культуры восприятия и изучения; 2) проектирование практики нравственных действий; 3) формирование специальных мыслительных операций; 4) формирование диалоговой культуры познавательно-практического общения; 5) актуализация потенциала семейного воспитания; 6) формирование навыков толкования, объяснения, интерпретации; 7) развитие навыков использования аргументативных схем и причинно-следственных конструкций; 8) обеспечение вариативности содержания. Благодаря этому обучающиеся осваивают опыт осознанного отношения к индивидуальным особенностям и значимости участия человека в социально-культурной деятельности, приобретают знания о преимуществах различных способов и форм индивидуальной и коллективной деятельности человека в условиях цифрового пространства, формируют представление о социальном и природном мире, развивают мыслительные операции в условиях использования современного опыта переосмысления, реинтерпретации содержания и характера взаимоотношений между людьми и отражения ближайших жизненных перспектив.
образование
обучение
воспитание
обучающийся
сотрудничество
межпредметное содержание
особые образовательные потребности
мыслительные операции
социально-культурное пространство
цифровая практика
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.10.2020).
2. Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления современной российской молодежи: на примере Москвы и Московской области: автореф. дис. ... канд. фил. наук. Москва, 2019. 32 с.
3. Соловьева Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2019. 42 с.
4. Семенова Д. А. Развитие познавательной активности учащихся с детским церебральным параличом в музыкальной деятельности посредством цифровых образовательных медиа-ресурсов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2019. 27 с.
5. Ускова И.В. Дидактическое обеспечение домашней учебной работы школьников в условиях информационно-образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2019. 37 с.
6. Дмитриева С.В. Актуализация метапредметного потенциала учебного текста в процессе обучения учащихся основной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2020. 24 с.
7. Дроздова О.Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2017. 52 с.
8. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. Мыслители ХХ века. М.: Политиздат, 1992. С. 425–504.
9. Тарасова Л.П. Адаптивные возможности общества в условиях ускорения социокультурной динамики: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2018. 31 с.
10. Сериков Г.Н. Социально значимая образованность как перспективная цель образования человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 1. С. 47–55.
11. Завьялов А.С. Цифровое искусство как объект социально-философского анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2017. 227 с.
12. Рамазанова С.Р. Нравственные императивы личности в контексте информационного общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2017. 23 с.
13. Куровская Ю.Г. Языковая картина мира в современном учебнике: когнитивно-лингвистический подход к изучению: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2017. 49 с.
14. Никулина А.С. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2020. 24 с.
15. Красницкая Е.С. Психолого-педагогический подход к проблеме развития педагогов в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 4 (41). С. 98–108.

Психолого-педагогическое и социально-культурное обеспечение процесса достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов обучения и воспитания в условиях современной теории и практики образования определяет новую практику образовательных отношений детей и подростков посредством определения и создания специальных образовательных условий [1, 2]. Опыт цифровой практики обучающихся является важным стимулом для продуктивного взаимодействия и общения педагога и ребенка, проявления познавательной активности и ценностного отношения к практическим результатам изучения учебных предметов, использованию дидактического обеспечения домашней учебной работы в условиях информационно-образовательной среды [3–5]. В связи с необходимостью решения концептуальных задач укрепления здоровья детей, развития исследовательской деятельности, становления профессиональных интересов актуализируется задача обновления и индивидуализации метапредметного потенциала разных предметных областей школьного образования [6, 7]. Поэтому важно обратить внимание на гуманитарно-социальные возможности сотрудничества разных участников системы интегрированного (инклюзивного) образования, позволяющие индивидуализировать содержание образования обучающихся с целью обеспечения процесса личностного познания и преобразования практической повседневной деятельности, деятельности в новых социально-культурных условиях.

Современная сфера образования в условиях широкого применения цифровых информационных ресурсов формирует способы субъективного эмоционально-ценностного восприятия, познания и преобразования окружающего мира, особенностей взаимодействия между людьми, опыт самооценки личностных и совместных с другими социально значимых достижений, способствуя сохранению целостного развития межличностных отношений в определенном социально-культурном пространстве. Кроме этого, развивая ценностные ориентиры, потребности и возможности обучающихся, сфера образования формирует образовательную, семейную, социально-культурную среду, интегрируя общие для разных сфер значимые результаты обучающей и воспитывающей практики в содержание информационно-образовательной среды. Формой, средством и методом обеспечения практического применения обучающимися индивидуальных личностных результатов образования является гуманитарно-социальное взаимодействие, формирующее мировоззренческие, культурно-нравственные и социально-экономические ценности.

Таким образом, цель исследования определяется необходимостью анализа и обобщения социокультурных контекстов, обеспечивающих практическое применение межпредметных результатов образования, способствующих укреплению познавательных, нравственных и созидательных сил обучающихся в условиях использования современной информационно-образовательной среды посредством гуманитарно-социальных возможностей профессионального сотрудничества средствами цифровой практики.

Изучение содержания социокультурных контекстов, индивидуализирующих межпредметное содержание образования, посвящено изучению сложной интегрированной системы, поэтому в качестве исследовательских методов использованы исторический, логический, аналитический метод, метод мысленного эксперимента с идеализированными ситуациями, метод эмпирического описания [8, 9]. В качестве основных важнейших материалов исследования приняты во внимание результаты гуманитарных исследований социологов, психологов, педагогов, культурологов, филологов, посвященных изучению опыта инклюзивного, интеграционного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, опыт распространения современных образовательных технологий в образовательных организациях Челябинской области [10]. С точки зрения социально-философского анализа и научно-технической оснащенности цифровое пространство обладает интеграционными образовательными преимуществами: доступности информации, объемности содержания, стремительной обновляемости, внушительности экспертных суждений, аудиовизуальной выразительности в решении социально-культурных, психолого-педагогических, научно-исследовательских задач. Благодаря цифровому пространству профессиональное сотрудничество педагогов по обеспечению практического применения результатов образования координирует интеграционное взаимодействие по приоритетным направлениям:

1) распространение просветительской информации и знаний, содержащих культурные, философские и личностные смыслы, актуализирующие процессы познания и смыслопорождения, саморегуляции и коммуникации;

2) формирование содержания ценностных ориентиров родителей в области моделирования базовой системы метапредметных образовательных результатов средствами фрагментов учебно-развивающих, учебно-исследовательских, учебно-научных текстов;

3) актуализация процессов мировосприятия, миропонимания и межличностных взаимоотношений на способы социального самоопределения;

4) практика изменения специфики труда и отдыха, влияющая на динамику межличностных взаимоотношений между детьми и родителями;

5) возрастание степени влияния гуманитарных наук, культуры и искусства на формирование мировоззрения, нравственно-этических ценностей детей [11, 12].

Результаты интеграционного взаимодействия в условиях цифрового пространства позволят реализовать гуманитарно-социальные возможности:

1) актуализировать потенциал развития культуры познания, речевой культуры, нравственно-этической культуры;

2) расширить и уточнить возможности и способы достижения перспективных образовательных целей, формирующихся потребностей, способностей и качеств человека;

3) увеличить потенциальные возможности осуществления содержательно направленной личностно значимой практической деятельности.

Образовательная среда формирует содержание и опыт взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством изучения содержания разных учебных предметов. Ее выбор определяется предметностью осваиваемой культуры, целями и задачами развития. К отражению содержания образования в условиях цифрового образовательного пространства сформировались три подхода:

1. Образование как фундаментальный ресурс, самостоятельная форма общественной практики, которая обеспечивает целостность общественного организма, является мощным ресурсом его исторического развития.

2. Образование как образ интегрированного обеспечения процесса развития, универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, который состоит в передаче и сохранении норм и ценностей общественной жизни во времени, в обеспечении их духовной, культурной и этнической идентификации.

3. Образование как образ социокультурного развития общества, всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и в пространстве культуры, способствующая становлению у человека потребностей, главными из которых становятся потребности и способности к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию в общественно значимой перспективе.

Исходя из этого, актуально дополнение цифрового пространства:

- содержанием, актуализирующим формирование и реализацию общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся;

- практиками формирования общей культуры, обеспечивающей развитие;

- примерами охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

- направлениями формирования мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

В условиях возрастания значимости использования информации, знаний, информационно-коммуникационных технологий с целью рационального использования цифровых ресурсов для осуществления индивидуальных мотивов, потребностей и потенциальных возможностей необходимо особое регламентирование, установление соответствия между целями, потенциальными возможностями, используемым содержанием образования и достигаемыми планируемыми результатами [10].

Основные показатели содержания информационно-образовательной среды, формирующие социальные отношения современного информационного общества: доступность, выразительность, разнообразие свидетельствуют о возможности актуализации и формирования мировоззренческих и целеполагающих мотивов и потребностей и таких организационно-познавательных практик, которые формируют любознательность, заинтересованность в результате деятельности, инициативность в общении, мыслительные операции – конкретизация, сравнение, аналогия.

Показатели содержания информационно-образовательной среды, формирующие нравственные отношения современного информационного общества: избыточность, неточность, приемлемость – свидетельствуют о возможности актуализации и формирования регулятивных, инновационных мотивов и потребностей и таких консультационно-просветительских практик, которые поддерживают стремление задавать вопросы, формируют способность к саморегуляции, мыслительные операции – абстрагирование, синтез.

Инновационные показатели содержания информационно-образовательной среды, формирующие интеграционную сторону современного информационного общества: сопоставимость, понятность, диалогичность практичность – свидетельствуют о возможности актуализации и укрепления деятельностных, социально-культурных мотивов и потребностей и таких социокультурных практик, которые формируют представление о целесообразности, самостоятельности, стремлении к взаимодействию и общению с другими.

Доступная среда способствует формированию особых личностных результатов, которые облегчают, укрепляют определенные предметные результаты. Цифровая среда способствует понятности и посильности достижения результатов в изучении русского языка, воспринимаемости и объяснимости учебных материалов в изучении литературы, определенности и точности знаний при освоении математики, контактности и адаптивности в изучении технологии. Избыточная цифровая среда формирует компенсирующие возможности при изучении предметов: исключительность предмета русский язык, преувеличенность, чрезвычайность литературных источников, необычайность, всеобщность математических знаний, необыкновенность, значительность технологических знаний. Диалогичная цифровая среда формирует практические результаты при изучении русского языка – прочность, полезность, благотворность, литературы – справедливость, оправданность, математики – точность, разрешимость, технологии – обоснованность, безопасность.

Опыт осуществления смыслообразующих, ориентирующих и стимулирующих видов деятельности в зависимости от интенсивности содержания информационно-образовательной среды (доступность, избыточность, диалогичность) позволяет проектировать ожидаемые в условиях использования цифровых образовательных ресурсов практические результаты индивидуальной образовательной траектории. Практическая сформированность основных мыслительных операций позволяет осуществлять выбор основательной, системной, самодостаточной, весомой, существенной информации. Опыт изучения фундаментальной системы предметных знаний осуществляется в условиях изучения учебных предметов посредством использования учебной литературы как базового инструмента, позволяющего эффективно решать образовательные задачи, связанные с укреплением познавательных, нравственных и созидательных сил обучающихся. Поэтому в качестве предпосылок практического применения результатов образования важно рассматривать педагогические контексты, которые дополняют представления обучающихся об окружающем мире, формируют личностное отношение к учебной деятельности и ее результатам, конкретизируют и обобщают систему научно-практических знаний, развивают основные мыслительные операции. В табл. 1 представлены педагогические контексты, обеспечивающие индивидуализацию и дополняющие содержание образования в условиях цифровой образовательной среды [13].

На обеспечение практического применения образовательных результатов влияют глубина, уровень, система устойчивых жизненных ценностей семьи, воспитывающей особого ребенка. Поэтому успешность и результаты практической деятельности зависят от степени участия семьи в развитии познавательных, нравственных и созидательных сил детей [14]. В качестве простейших моделей формирования мыслительных операций у детей важен опыт создания детьми с помощью взрослых простых, аргументированных и причинно-следственных умозаключений. В табл. 2 представлены модели формирования мыслительных операций у детей в условиях интеграции цифровой и речевой практики посредством интегрирующих знания конструкций: простейшие высказывания, формирующие навыки толкования, объяснения; аргументативные схемы, формирующие навыки интерпретации и создания простых выводов; причинно-следственные конструкции, формирующие навыки умозаключений, логических выводов. В качестве тематического содержания возможно использование цифровых материалов, материалов культурно-просветительской и гуманитарно-социальной направленности.

В качестве форм, способствующих использованию цифровой образовательной среды и предполагающих непрерывную деятельность обучающихся по освоению индивидуального образовательного маршрута в литературе, представлены: самостоятельная работа по индивидуальному графику, организация работы творческих объединений и фестивалей творческих достижений, составление индивидуальных образовательных отчетов, реализация индивидуальных образовательных модулей c использованием ресурсов внешней среды [15].

Таблица 1

Педагогические контексты, индивидуализирующие и дополняющие содержание образования посредством цифровой среды

п/п

Организационно-методические контексты, формирующие систему научно-практических знаний посредством современного учебника

Педагогические контексты, индивидуализирующие и дополняющие содержание образования в условиях цифровой среды

1

Частота использования системы понятий и взаимосвязей между ними в учебном материале

Конкретизация использования системы ценностно значимых межпредметных понятий и связей между ними в связи с ведущим контекстом сопровождения (когнитивный, психический, физический, экологический)

2

Смысловое соответствие используемой системы понятий и взаимосвязей между ними словарному толкованию

Использование энциклопедической, справочной, дополнительной литературы

3

Уровень содержательного раскрытия учебного текста

Интеграция общего, дополнительного и неформального образования

4

Уровень речевой и диалогической обеспеченности процесса применения системы понятий и взаимосвязей между ними в учебном материале

Формирование специальных мыслительных операций на основе ценностно значимых межпредметных понятий и связей между ними

5

Наличие в учебных текстах центральных смыслов, отражающих связи между основными понятиями

Формирование диалоговой культуры познавательно-практического общения в условиях применения результатов использования цифровой образовательной среды

6

Наличие в учебных текстах дополнительных, второстепенных смыслов используемой системы понятий и взаимосвязей между ними

Формирование зоны ближайшего развития, целей и задач интеграционного взаимодействия

7

Обоснованность «дизайна» (художественно-эстетического, эмоционально-образного, историко-культурологического) учебного материала

Развитие культуры восприятия, изучения и преобразования содержания образования

8

Соответствие смыслов, содержащихся в учебнике, особенностям культуры языкового взаимодействия людей, пребывающих в определенной культурно-исторической ситуации

Проектирование практики нравственных действий и усилий как творческого действия, опирающегося на интегрированное знание

Обеспеченность и дополняемость единого информационно-образовательного пространства

9

Соответствие концептуального материала психолого-возрастным особенностям мышления обучающихся

Межпредметное взаимодействие.

Актуализация потенциала семейного воспитания

10

Соответствие учебного материала системе основных понятий, составляющих смысловые и содержательные основы учебника

Формирование навыков толкования, объяснения, интерпретации, простых умозаключений

11

Логическая состоятельность учебного материала

Развитие навыков использования аргументативных схем и причинно-следственных конструкций

12

Системное и последовательное раскрытие смыслов, содержащихся в учебном материале

Обеспечение вариативности содержания с позиций личностно-значимого контекста

 

Таблица 2

Модели формирования мыслительных операций у детей в условиях интеграции цифровой и речевой практики посредством интегрирующих знания конструкций

Простейшие высказывания, формирующие навыки толкования, объяснения

Аргументативные схемы, формирующие навыки интерпретации и создания простых выводов

Причинно-следственные конструкции, формирующие навыки умозаключений, логических выводов

Ясно, что

Итак Наверное

Как видим

Похоже

Главное, что

Наиболее важный

Следовательно

Поэтому Значит

Таким образом

Соответственно Вероятно

В настоящее время

Аналогично Вот почему

Если то

Таким образом

В итоге

В результате

Принимая во внимание

Сделаем вывод

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что опыт проведения цифровой практики обучающихся в условиях гуманитарно-социальных возможностей профессионального сотрудничества разных участников системы интегрированного (инклюзивного) образования, позволяет индивидуализировать содержание образования обучающихся с целью обеспечения процесса личностного познания и преобразования практической повседневной деятельности, деятельности в новых социально-культурных условиях, укрепления здоровья, развития исследовательской деятельности и становления профессиональных интересов. В заключение отметим, что благодаря этому обучающиеся осваивают опыт осознанного отношения к индивидуальным особенностям и значимости участия человека в социально-культурной деятельности, приобретают знания о преимуществах различных способов и форм индивидуальной и коллективной деятельности человека в условиях цифрового пространства, формируют представление о социальном и природном мире, развивают мыслительные операции в условиях использования современного опыта переосмысления, реинтерпретации содержания и характера взаимоотношений между людьми.


Библиографическая ссылка

Кийкова Н.Ю. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТОВ, ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИХ МЕЖПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ПРАКТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 146-151;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38354 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674