«Зурхана» является неповторимой и уникальной древней традицией Ирана и Ирака в виде системы физических упражнений. В былые времена она была неотъемлемой частью быта подавляющего числа населения этих стран, а также в ряде других арабских и азиатских стран. Однако по определенным историческим причинам эта традиция на время исчезла. В последние годы она возрождается, и возникает потребность в переосмыслении ее социокультурного значения в новых условиях развития общества, в частности в Республике Ирак, где постепенно восстанавливаются различные государственные и общественные институты. В период общего упадка в развитии страны в военное время зурхана фактически исчезла из социальной практики. Сегодня она может принести в виде возрожденной традиции колоссальную пользу, в том числе для восстановления, обновления и развития физкультурного образования в школах Ирака.
К настоящему времени еще очень мало исследований, посвященных зурхане как уникальной культурно-исторической ценности Ирана, Азербайджана, Ирака и других стран. В то же время зурхана начала возрождаться и уже превратилась в развивающийся вид спорта [1–3].
Однако фактически нет работ, посвященных рассмотрению ее в качестве национального физкультурно-педагогического средства, пригодного для физкультурного образования в новых условиях общественной жизни.
Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении потенциальной возможности внедрения зурханы в содержание учебных занятий по физической культуре в устаревшую школьную программу Республики Ирак. Цель исследования: выявить сущность, основное содержание традиционной зурханы и на этой основе вывести ведущие положения, имеющие перспективное практическое применение и внедрение зурханы в занятия по физической культуре в школах Ирака.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось с использованием культуролого-акмеологического подхода, исторического подхода, анализа источников, индукции и дедукции, сравнения. Работа осуществлялась на базе Университета и общеобразовательных школ г. Багдада, на кафедре теории и методики физической культуры ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» с 2016 по 2019 г.
Результаты исследования и их обсуждение
Само название «зурхана» (по некоторым данным, существуют модуляции термина, например «зорхана» и другие), по мнению специалистов, означает «дом силы» [1; 2]. Понятие «зурхана» имело двоякое толкование: с одной стороны, ее понимали, как физкультурно-спортивную практику, с другой – этим же термином обозначали место тренировочных занятий и состязаний атлетов.
Среди прочих работ, выполненных в последние годы в Ираке о зурхане, особо следует отметить диссертацию Аль-Окайли Камала Рашида [2], написанную по проблеме изучения зурханы с точки зрения данных историко-культурного характера. В ней подробно излагаются многочисленные описания истории, сущности, структуры, содержания зурханы, включая и факты ее применения в физкультурно-оздоровительном и спортивном направлении.
Известно, что зурхана, первоначально возникшая как вид национальной борьбы, существовала в Персии, Иране, Азербайджане, Ираке и других странах. Примерно после первой половины ХХ века зурхана стала перерождаться от упражнений в борьбе в более сложный комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости, ловкости, выносливости, силы и быстроты. Интересно, что примерно в тот же исторический период в Турции на основе зурханы появилась борьба, распространившаяся среди дервишей, что укрепило ее популярность в обществе. Популярность и практическая значимость зурханы инициировала возникновение подобных видов единоборства в Индии (называлась «ахарас») и Афганистане («харкарас») [4]. По всей видимости, они представляли собой уникальные национальные виды борьбы, которые в разное время появлялись практически почти во всех странах мира: например «казахша-курес» – в Казахстане, «тринтэ» – в Молдавии, «дзю-до» – в Японии и т.д. [5]. Все они имели большое значение не только в качестве видов национальных единоборств, но и как практическая основа для всестороннего физического и духовного развития людей разного возраста, в том числе детей и молодежи.
Зурханой могли заниматься юноши, взрослые и дети, начиная примерно с 12 лет. Женщинам заниматься зурханой запрещалось, однако в настоящее время вполне возможно, что этим видом физкультурно-спортивной практики станут заниматься и женщины, поскольку в современном спорте развивается тенденция превращения «мужских» видов спорта в «женские» [6].
По своему практическому содержанию зурхана имела разные вариации (занятие в виде тренировки, в виде развлечения, в виде представления, в виде соревнований, сохранившиеся до наших дней), но со временем образовался определенный тип структуры занятия, выглядевшего следующим образом (табл. 1). Такое занятие включает в себя три части по аналогии с классической структурой урока физической культуры, давно обоснованной в российской научной, учебной и методической литературе.
Таблица 1
Основные составные части занятий по зурхане
№ п/п |
Части занятия |
Задача |
Время |
Содержание частей занятий |
1 |
Подготовительная часть (разминка) |
Подготовить организм к борьбе |
От нескольких минут и до 20–30 минут |
Подготовительные, общеразвивающие упражнения, прыжковые, вращательные упражнения с традиционными предметами, танцевальные движения под музыкальное сопровождение, чтение стихов и др. |
2 |
Основная часть |
Решить главные задачи занятия, тренировки, соревнования |
До 1 часа и более |
Силовые упражнения, упражнения на ловкость, гибкость, силовую выносливость, быстроту с предметами и без предметов, с партнерами. Основное время – борьба |
3 |
Заключительная часть |
Снизить нагрузку, привести организм в исходное состояние |
Меньше, чем в подготовительной части (примерно от 20 минут и меньше) |
Упражнения на расслабление, восстановление дыхания, медленная ходьба и т.п. |
Необходимо отметить, что в основной части практики зурхана представляла собой вид борьбы, причем национальной. Так, в Азербайджане она была представлена борьбой «гулеш». Предполагается, что в Персии, Иране, Ираке и других странах борьба тоже была национальной, имеющей общие черты с современными классическими видами спортивной борьбы (например, вольной, классической) и некоторые специфические отличия.
Там, где сегодня зурхана активно практикуется, особенно в Азербайджане, Иране, она превратилась в новый вид спорта. В 2004 г. была создана Международная федерация по борьбе «Зурхана», проводятся разные международные соревнования, включая чемпионаты Европы и мира. В Европе сильнейшими командами по этому виду борьбы являются команды Азербайджана, Турции, Белоруссии [3; 4; 7]. В программе соревнований по зурхане есть состязания в индивидуальном и командном зачете. Спортсмены (пахлеваны) соревнуются в танцевальных движениях, в борьбе, похожей на дзюдо, а командные соревнования могут проводиться в виде группового выполнения комбинации упражнений под музыку синхронно и т.д.
Рассматривая зурхану с точки зрения культуролого-акмеологического подхода, можно представить ее как сложную физкультурную национальную традицию, интегрирующую в себе одновременно несколько компонентов (табл. 2). Первый компонент можно обозначить как «физкультурно-практический».
Таблица 2
Составляющие компоненты зурханы как физкультурной традиции мусульман
№ п/п |
Название компонентов |
Содержание компонентов |
Значение в обществе |
1 |
Физкультурно-практический |
Упражнения, игры, борьба, соревнования индивидуальные и командные среди мужчин |
Физическая подготовка, укрепление здоровья, улучшение физического развития, противостояние болезням, связь с видами физической культуры |
2 |
Эстетический |
Обязательное музыкальное сопровождение, чтение стихов, применение танцев и танцевальных элементов |
Стремление к воплощению идеи прекрасного, нравственного содержания в личности |
3 |
Политический |
Занятия исключительно для бедных, но в дальнейшем превращение в массовые занятия для всех сословий |
Отвлечение от политики и развлечение низшего сословия общества |
4 |
Религиозный |
Мусульманская религия (ислам), появившаяся в Иране и Ираке с VII века и ставшая духовной основой зурханы |
Формирование религиозного сознания и поведения в соответствии с канонами мусульманства |
5 |
Педагогический |
Средства и методы, влияющие на воспитание, развитие, обучение, оздоровление человека. Обязательное требование зурханы – вести себя исключительно нравственно |
Педагогический результат – сформированная нравственная личность |
Вторым является «эстетический» компонент, представленный музыкальным сопровождением в течение всего практического действия зурханы, а также танцевальными фрагментами и чтением религиозных или чаще стихотворных текстов. Это, безусловно, украшает процесс зурханы, облагораживает его и соответственно настраивает на благородно-эстетическое поведение пехлеванов (борцов).
«Политический» компонент изначально проявлялся в том, что зурханой занимались представители исключительно низшего сословия общества, но со временем ситуация стала меняться, и в нее пришли представители среднего и высшего сословия общества.
«Религиозный» компонент в зурхане имеет исключительное значение. Ислам, появившийся в VII веке в Иране, Ираке и других государствах благодаря вторжению арабских завоевателей и ставший впоследствии государственной религией, придал мощную духовную основу физкультурной практике и колоссальный толчок ее массовому распространению в обществе, прочному внедрению в жизнь и быт многих народов [8].
Зурхану многие практиковали еженедельно, проводились ежегодные состязания, а победители с давних пор очень высоко почитались и почитаются даже в современном обществе. В большей степени следует отметить сохранение этих традиций зурханы в Иране и Азербайджане, на что указывают многие авторы [1; 2; 7]. Особый интерес для современного общества, находящегося в глубоком духовном кризисе, имеет «педагогический» компонент зурханы (табл. 2). Этот компонент требует внимательного, детального изучения и дальнейшей реализации в современном больном обществе. Данный потенциал и сам факт педагогического эффекта занятий зурханой отмечал в свое время даже Геродот [4].
Причем для религиозного, духовного, нравственного, физкультурного воспитания здесь не требовалось выслушивать нотации педагогов – нужно было сознательно и по установленным правилам заниматься двигательной практикой, соединяющей все воспитательные эффекты воедино. Поэтому зурхана производила сильное влияние на формирование не только физических, но и морально-нравственных качеств личности.
В дальнейшем в Иране правители постепенно стали отходить от лучших национальных традиций зурханы и тяготеть к западным образцам культуры. Тот же процесс происходил и в Ираке, где зурхана в настоящее время развивается пока не так активно, как в других странах. Однако именно в нынешней кризисной ситуации состояния общества зурхана способна дать сильный толчок развитию физической культуры и отдельным ее видам во многих мусульманских странах. В этих странах она может стать прочной основой для развития и воспитания детей, учащейся молодежи, всего жизнеспособного населения. Причем у нее нет никакой конкуренции. По аналогии с комплексом ГТО, сложившимся в 30-е годы и ставшим первой ступенью программно-нормативной основы в России, зурхана также может стать программно-нормативной основой для развития физической культуры в мусульманских странах (рисунок).
Существующие и проектируемые связи зурханы с видами физической культуры и ее программно-нормативной основой
В этом случае она станет базисом для развития массовых форм физкультурно-спортивного движения, а национальная спортивная классификация будет обеспечивать регулирование спортивного движения (рисунок). Реалистичность представленного рисунка подтверждается тем, что уже сейчас видны связи зурханы со спортом, физкультурной рекреацией и физкультурным образованием (последнее требует его разработки и внедрения на государственной основе).
В то же время зурхана теоретически и практически позволит сама взаимодействовать и сочетать между собой разные виды физической культуры (с позиции теории физической культуры профессора В.М. Выдрина). Пример развития школьного физкультурного образования Республики Ирак, испытавшего сильное влияние образцов образования в сфере физической культуры таких стран, как Германия, Россия, США, показывает, что именно сейчас, в период возрождения национального самосознания, есть исторический шанс вернуть и развить лучшие исторические традиции национальной культуры в сфере физического совершенствования. В результате изучения учебных программ нескольких стран, при сравнении их с содержанием школьной программы по физической культуре в Ираке [9], была разработана примерная теоретическая структурная модель, которая может стать базовой схемой для разработки школьной программы по физической культуре в Республике Ирак на основе зурханы (табл. 3).
Таблица 3
Структурная модель основных разделов образовательной программы для обучающихся в Республике Ирак на основе зурханы
№ п/п |
Разделы образовательной программы по предмету «Физическая культура» |
Содержание раздела |
Формы занятий |
1 |
Теоретический |
Знания, представления о физической культуре и ее видах |
Урок, внеклассные занятия (секции, кружки, группы) |
2 |
Главный практический |
«Зурхана» (правила поведения, развитие физических качеств, укрепление здоровья, овладение умениями, тренировки и соревнования, представления, конкурсы) |
Урок, внеклассные, внешкольные занятия |
3 |
Дополнительный практический (первый блок) |
Классические спортивно-педагогические дисциплины (легкая атлетика, спортивная гимнастика, спортивные игры, плавание) |
Урок, внеклассные, внешкольные занятия, занятия в режиме учебного дня |
4 |
Дополнительный практический (второй блок) |
Новые популярные спортивно-педагогические дисциплины (по усмотрению администрации школы и учителей физической культуры) |
Урок, внеклассные, внешкольные занятия, а также занятия в режиме учебного дня |
5 |
Раздел педагогического контроля |
Средства и методы оценки достижений учащихся по предмету «Физическая культура» |
Во время урока, в ходе внеклассных занятий |
Главная идея предлагаемой модели структуры школьной программы по физической культуре заключается в том, что зурхана занимает здесь главное место в содержании занятий, но при этом гармонично сочетается с дополнительным разделом, включающим два блока – традиционный и новационный, а также обязательный контрольный раздел, обеспечивающий эффективность, результативность педагогического процесса. Полагаем, что такая модель и программы, разработанные на ее основе, не только вдохнут новизну и оригинальность в устаревшие стереотипы физкультурного образования в Республике Ирак [10] и других странах, где уже практикуется зурхана, но и будут способствовать национальному возрождению, процветанию, полноценному физическому и духовному совершенствованию новых поколений общества.
Выводы
1. По данным исследования, зурхана в Ираке, Иране, Азербайджане и других странах исторически сложилась как уникальная национальная система физической культуры, культурно-историческая ценность, имеющая давнюю традицию и играющая большую роль в физическом, духовном, религиозном воспитании населения. В последние годы зарождается интерес к ее применению в качестве ценного физкультурно-педагогического средства.
2. Зурхана изначально появилась в виде национальной борьбы в Ираке, Иране. Она развивалась, распространялась в некоторых арабских и азиатских странах, а также способствовала появлению других национальных видов борьбы в Азербайджане, Афганистане, Индии.
3. Анализ содержания зурханы показывает, что она может успешно применяться в содержании занятий по физической культуре в общеобразовательных школах Ирака с учетом следующих методических положений:
– зурхана должна стать важнейшей составляющей школьной программы по физической культуре, тесно связанной с традиционными и новыми разделами предмета, чтобы не нарушать его целостность, всесторонность, гармоничность по содержанию и уровню физкультурного образования учащихся;
– зурхане следует выделить значительное количество часов в учебном предмете «физическая культура», чтобы она составляла главную часть этой учебной дисциплины;
– традиционное содержание зурханы следует пересмотреть и, сохранив самое ценное в ней, адаптировать ее к современным условиям и потребностям общества и образования;
– методику проведения занятий по физической культуре с применением средств зурханы необходимо обосновать с учетом возраста и пола учащихся в школе;
– необходимо пересмотреть комплекс методов педагогического контроля за достижениями учащихся по физической культуре с учетом внедрения зурханы в содержание учебной программы по физической культуре в школах Ирака.
Библиографическая ссылка
Ал-Хасани Мустафа Хайдер Хуссейн «ЗУРХАНА» КАК ЦЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 8. – С. 102-107;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38181 (дата обращения: 21.11.2024).