Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ZOURKHANEH AS A VALUABLE PEDAGOGICAL TOOL FOR IMPROVING PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF IRAQ

Al-Hasani Mostafa Hayder Hussain 1
1 Belgorod State National Research University
This work discusses a unique national cultural tradition of Iraq and Iran known as zourkhaneh, which is currently being revived and spreading in a number of countries. The study was conducted from 2016 to 2019 at the Belgorod State National Research University and the University of Baghdad and was based on literature research, analysis, generalisation of theoretical information, modelling, cultural and acmeological approach. The paper describes the cultural and historical origins of zourkhaneh, as well as the nature, content, and some distinct features of the practice. The author demonstrates that zourkhaneh was simultaneously a kind of folk cult that was recognised by the state and various social strata of the population, as well as a religion, and was widely spread in Arab and Asian countries. The article discusses the tradition and innovation of zourkhaneh through the lens of the cultural and acmeological approach, noting its current role in social reality and in health and fitness practices. Zourkhaneh is also considered as a unique system within the national system of physical education, sports, and recreation. The author draws parallels between it and various examples of similar physical training phenomena existing in other countries. The paper concludes that it is both possible and necessary not only to revive zourkhaneh, but also to introduce it into the physical culture and sports practices of the Republic of Iraq as a model of a physical education programme for school students of different ages. The presented theoretical conclusions are proposed for consideration as a basis for further development of future physical educational programmes in Iraq in the new context created by the peaceful development of the country after a prolonged period of wars.
zourkhaneh
culture
Iran
Iraq
physical education
tradition
innovation

«Зурхана» является неповторимой и уникальной древней традицией Ирана и Ирака в виде системы физических упражнений. В былые времена она была неотъемлемой частью быта подавляющего числа населения этих стран, а также в ряде других арабских и азиатских стран. Однако по определенным историческим причинам эта традиция на время исчезла. В последние годы она возрождается, и возникает потребность в переосмыслении ее социокультурного значения в новых условиях развития общества, в частности в Республике Ирак, где постепенно восстанавливаются различные государственные и общественные институты. В период общего упадка в развитии страны в военное время зурхана фактически исчезла из социальной практики. Сегодня она может принести в виде возрожденной традиции колоссальную пользу, в том числе для восстановления, обновления и развития физкультурного образования в школах Ирака.

К настоящему времени еще очень мало исследований, посвященных зурхане как уникальной культурно-исторической ценности Ирана, Азербайджана, Ирака и других стран. В то же время зурхана начала возрождаться и уже превратилась в развивающийся вид спорта [1–3].

Однако фактически нет работ, посвященных рассмотрению ее в качестве национального физкультурно-педагогического средства, пригодного для физкультурного образования в новых условиях общественной жизни.

Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении потенциальной возможности внедрения зурханы в содержание учебных занятий по физической культуре в устаревшую школьную программу Республики Ирак. Цель исследования: выявить сущность, основное содержание традиционной зурханы и на этой основе вывести ведущие положения, имеющие перспективное практическое применение и внедрение зурханы в занятия по физической культуре в школах Ирака.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с использованием культуролого-акмеологического подхода, исторического подхода, анализа источников, индукции и дедукции, сравнения. Работа осуществлялась на базе Университета и общеобразовательных школ г. Багдада, на кафедре теории и методики физической культуры ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» с 2016 по 2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Само название «зурхана» (по некоторым данным, существуют модуляции термина, например «зорхана» и другие), по мнению специалистов, означает «дом силы» [1; 2]. Понятие «зурхана» имело двоякое толкование: с одной стороны, ее понимали, как физкультурно-спортивную практику, с другой – этим же термином обозначали место тренировочных занятий и состязаний атлетов.

Среди прочих работ, выполненных в последние годы в Ираке о зурхане, особо следует отметить диссертацию Аль-Окайли Камала Рашида [2], написанную по проблеме изучения зурханы с точки зрения данных историко-культурного характера. В ней подробно излагаются многочисленные описания истории, сущности, структуры, содержания зурханы, включая и факты ее применения в физкультурно-оздоровительном и спортивном направлении.

Известно, что зурхана, первоначально возникшая как вид национальной борьбы, существовала в Персии, Иране, Азербайджане, Ираке и других странах. Примерно после первой половины ХХ века зурхана стала перерождаться от упражнений в борьбе в более сложный комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости, ловкости, выносливости, силы и быстроты. Интересно, что примерно в тот же исторический период в Турции на основе зурханы появилась борьба, распространившаяся среди дервишей, что укрепило ее популярность в обществе. Популярность и практическая значимость зурханы инициировала возникновение подобных видов единоборства в Индии (называлась «ахарас») и Афганистане («харкарас») [4]. По всей видимости, они представляли собой уникальные национальные виды борьбы, которые в разное время появлялись практически почти во всех странах мира: например «казахша-курес» – в Казахстане, «тринтэ» – в Молдавии, «дзю-до» – в Японии и т.д. [5]. Все они имели большое значение не только в качестве видов национальных единоборств, но и как практическая основа для всестороннего физического и духовного развития людей разного возраста, в том числе детей и молодежи.

Зурханой могли заниматься юноши, взрослые и дети, начиная примерно с 12 лет. Женщинам заниматься зурханой запрещалось, однако в настоящее время вполне возможно, что этим видом физкультурно-спортивной практики станут заниматься и женщины, поскольку в современном спорте развивается тенденция превращения «мужских» видов спорта в «женские» [6].

По своему практическому содержанию зурхана имела разные вариации (занятие в виде тренировки, в виде развлечения, в виде представления, в виде соревнований, сохранившиеся до наших дней), но со временем образовался определенный тип структуры занятия, выглядевшего следующим образом (табл. 1). Такое занятие включает в себя три части по аналогии с классической структурой урока физической культуры, давно обоснованной в российской научной, учебной и методической литературе.

Таблица 1

Основные составные части занятий по зурхане

п/п

Части занятия

Задача

Время

Содержание частей занятий

1

Подготовительная часть (разминка)

Подготовить организм к борьбе

От нескольких минут и до 20–30 минут

Подготовительные, общеразвивающие упражнения, прыжковые, вращательные упражнения с традиционными предметами, танцевальные движения под музыкальное сопровождение, чтение стихов и др.

2

Основная часть

Решить главные задачи занятия, тренировки, соревнования

До 1 часа и более

Силовые упражнения, упражнения на ловкость, гибкость, силовую выносливость, быстроту с предметами и без предметов, с партнерами. Основное время – борьба

3

Заключительная часть

Снизить нагрузку, привести организм в исходное состояние

Меньше, чем в подготовительной части (примерно от 20 минут и меньше)

Упражнения на расслабление, восстановление дыхания, медленная ходьба и т.п.

Необходимо отметить, что в основной части практики зурхана представляла собой вид борьбы, причем национальной. Так, в Азербайджане она была представлена борьбой «гулеш». Предполагается, что в Персии, Иране, Ираке и других странах борьба тоже была национальной, имеющей общие черты с современными классическими видами спортивной борьбы (например, вольной, классической) и некоторые специфические отличия.

Там, где сегодня зурхана активно практикуется, особенно в Азербайджане, Иране, она превратилась в новый вид спорта. В 2004 г. была создана Международная федерация по борьбе «Зурхана», проводятся разные международные соревнования, включая чемпионаты Европы и мира. В Европе сильнейшими командами по этому виду борьбы являются команды Азербайджана, Турции, Белоруссии [3; 4; 7]. В программе соревнований по зурхане есть состязания в индивидуальном и командном зачете. Спортсмены (пахлеваны) соревнуются в танцевальных движениях, в борьбе, похожей на дзюдо, а командные соревнования могут проводиться в виде группового выполнения комбинации упражнений под музыку синхронно и т.д.

Рассматривая зурхану с точки зрения культуролого-акмеологического подхода, можно представить ее как сложную физкультурную национальную традицию, интегрирующую в себе одновременно несколько компонентов (табл. 2). Первый компонент можно обозначить как «физкультурно-практический».

Таблица 2

Составляющие компоненты зурханы как физкультурной традиции мусульман

п/п

Название компонентов

Содержание компонентов

Значение в обществе

1

Физкультурно-практический

Упражнения, игры, борьба, соревнования индивидуальные и командные среди мужчин

Физическая подготовка, укрепление здоровья, улучшение физического развития, противостояние болезням, связь с видами физической культуры

2

Эстетический

Обязательное музыкальное сопровождение, чтение стихов, применение танцев и танцевальных элементов

Стремление к воплощению идеи прекрасного, нравственного содержания в личности

3

Политический

Занятия исключительно для бедных, но в дальнейшем превращение в массовые занятия для всех сословий

Отвлечение от политики и развлечение низшего сословия общества

4

Религиозный

Мусульманская религия (ислам), появившаяся в Иране и Ираке с VII века и ставшая духовной основой зурханы

Формирование религиозного сознания и поведения в соответствии с канонами мусульманства

5

Педагогический

Средства и методы, влияющие на воспитание, развитие, обучение, оздоровление человека. Обязательное требование зурханы – вести себя исключительно нравственно

Педагогический результат – сформированная нравственная личность

Вторым является «эстетический» компонент, представленный музыкальным сопровождением в течение всего практического действия зурханы, а также танцевальными фрагментами и чтением религиозных или чаще стихотворных текстов. Это, безусловно, украшает процесс зурханы, облагораживает его и соответственно настраивает на благородно-эстетическое поведение пехлеванов (борцов).

«Политический» компонент изначально проявлялся в том, что зурханой занимались представители исключительно низшего сословия общества, но со временем ситуация стала меняться, и в нее пришли представители среднего и высшего сословия общества.

«Религиозный» компонент в зурхане имеет исключительное значение. Ислам, появившийся в VII веке в Иране, Ираке и других государствах благодаря вторжению арабских завоевателей и ставший впоследствии государственной религией, придал мощную духовную основу физкультурной практике и колоссальный толчок ее массовому распространению в обществе, прочному внедрению в жизнь и быт многих народов [8].

Зурхану многие практиковали еженедельно, проводились ежегодные состязания, а победители с давних пор очень высоко почитались и почитаются даже в современном обществе. В большей степени следует отметить сохранение этих традиций зурханы в Иране и Азербайджане, на что указывают многие авторы [1; 2; 7]. Особый интерес для современного общества, находящегося в глубоком духовном кризисе, имеет «педагогический» компонент зурханы (табл. 2). Этот компонент требует внимательного, детального изучения и дальнейшей реализации в современном больном обществе. Данный потенциал и сам факт педагогического эффекта занятий зурханой отмечал в свое время даже Геродот [4].

Причем для религиозного, духовного, нравственного, физкультурного воспитания здесь не требовалось выслушивать нотации педагогов – нужно было сознательно и по установленным правилам заниматься двигательной практикой, соединяющей все воспитательные эффекты воедино. Поэтому зурхана производила сильное влияние на формирование не только физических, но и морально-нравственных качеств личности.

В дальнейшем в Иране правители постепенно стали отходить от лучших национальных традиций зурханы и тяготеть к западным образцам культуры. Тот же процесс происходил и в Ираке, где зурхана в настоящее время развивается пока не так активно, как в других странах. Однако именно в нынешней кризисной ситуации состояния общества зурхана способна дать сильный толчок развитию физической культуры и отдельным ее видам во многих мусульманских странах. В этих странах она может стать прочной основой для развития и воспитания детей, учащейся молодежи, всего жизнеспособного населения. Причем у нее нет никакой конкуренции. По аналогии с комплексом ГТО, сложившимся в 30-е годы и ставшим первой ступенью программно-нормативной основы в России, зурхана также может стать программно-нормативной основой для развития физической культуры в мусульманских странах (рисунок).

alhasani1.wmf

Существующие и проектируемые связи зурханы с видами физической культуры и ее программно-нормативной основой

В этом случае она станет базисом для развития массовых форм физкультурно-спортивного движения, а национальная спортивная классификация будет обеспечивать регулирование спортивного движения (рисунок). Реалистичность представленного рисунка подтверждается тем, что уже сейчас видны связи зурханы со спортом, физкультурной рекреацией и физкультурным образованием (последнее требует его разработки и внедрения на государственной основе).

В то же время зурхана теоретически и практически позволит сама взаимодействовать и сочетать между собой разные виды физической культуры (с позиции теории физической культуры профессора В.М. Выдрина). Пример развития школьного физкультурного образования Республики Ирак, испытавшего сильное влияние образцов образования в сфере физической культуры таких стран, как Германия, Россия, США, показывает, что именно сейчас, в период возрождения национального самосознания, есть исторический шанс вернуть и развить лучшие исторические традиции национальной культуры в сфере физического совершенствования. В результате изучения учебных программ нескольких стран, при сравнении их с содержанием школьной программы по физической культуре в Ираке [9], была разработана примерная теоретическая структурная модель, которая может стать базовой схемой для разработки школьной программы по физической культуре в Республике Ирак на основе зурханы (табл. 3).

Таблица 3

Структурная модель основных разделов образовательной программы для обучающихся в Республике Ирак на основе зурханы

п/п

Разделы образовательной программы по предмету «Физическая культура»

Содержание раздела

Формы занятий

1

Теоретический

Знания, представления о физической культуре и ее видах

Урок, внеклассные занятия (секции, кружки, группы)

2

Главный практический

«Зурхана» (правила поведения, развитие физических качеств, укрепление здоровья, овладение умениями, тренировки и соревнования, представления, конкурсы)

Урок, внеклассные, внешкольные занятия

3

Дополнительный практический (первый блок)

Классические спортивно-педагогические дисциплины (легкая атлетика, спортивная гимнастика, спортивные игры, плавание)

Урок, внеклассные, внешкольные занятия, занятия в режиме учебного дня

4

Дополнительный практический (второй блок)

Новые популярные спортивно-педагогические дисциплины (по усмотрению администрации школы и учителей физической культуры)

Урок, внеклассные, внешкольные занятия, а также занятия в режиме учебного дня

5

Раздел педагогического контроля

Средства и методы оценки достижений учащихся по предмету «Физическая культура»

Во время урока, в ходе внеклассных занятий

Главная идея предлагаемой модели структуры школьной программы по физической культуре заключается в том, что зурхана занимает здесь главное место в содержании занятий, но при этом гармонично сочетается с дополнительным разделом, включающим два блока – традиционный и новационный, а также обязательный контрольный раздел, обеспечивающий эффективность, результативность педагогического процесса. Полагаем, что такая модель и программы, разработанные на ее основе, не только вдохнут новизну и оригинальность в устаревшие стереотипы физкультурного образования в Республике Ирак [10] и других странах, где уже практикуется зурхана, но и будут способствовать национальному возрождению, процветанию, полноценному физическому и духовному совершенствованию новых поколений общества.

Выводы

1. По данным исследования, зурхана в Ираке, Иране, Азербайджане и других странах исторически сложилась как уникальная национальная система физической культуры, культурно-историческая ценность, имеющая давнюю традицию и играющая большую роль в физическом, духовном, религиозном воспитании населения. В последние годы зарождается интерес к ее применению в качестве ценного физкультурно-педагогического средства.

2. Зурхана изначально появилась в виде национальной борьбы в Ираке, Иране. Она развивалась, распространялась в некоторых арабских и азиатских странах, а также способствовала появлению других национальных видов борьбы в Азербайджане, Афганистане, Индии.

3. Анализ содержания зурханы показывает, что она может успешно применяться в содержании занятий по физической культуре в общеобразовательных школах Ирака с учетом следующих методических положений:

– зурхана должна стать важнейшей составляющей школьной программы по физической культуре, тесно связанной с традиционными и новыми разделами предмета, чтобы не нарушать его целостность, всесторонность, гармоничность по содержанию и уровню физкультурного образования учащихся;

– зурхане следует выделить значительное количество часов в учебном предмете «физическая культура», чтобы она составляла главную часть этой учебной дисциплины;

– традиционное содержание зурханы следует пересмотреть и, сохранив самое ценное в ней, адаптировать ее к современным условиям и потребностям общества и образования;

– методику проведения занятий по физической культуре с применением средств зурханы необходимо обосновать с учетом возраста и пола учащихся в школе;

– необходимо пересмотреть комплекс методов педагогического контроля за достижениями учащихся по физической культуре с учетом внедрения зурханы в содержание учебной программы по физической культуре в школах Ирака.