Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И СТЕПЕНЬ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ СО СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ОБОИХ ПОЛОВ 15–17 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

Авдиенко В.Б. 1 Бганцева И.В. 2 Солопов И.Н. 3
1 ВРОО Спортивный клуб по плаванию «Волга»
2 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
3 ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Установлено, что юноши-пловцы с опережающими темпами биологического созревания характеризуются большей предрасположенностью к экстраверсии, низким уровнем нейротизма, низкой личной тревожностью, высокой подвижностью нервных процессов, преобладанием парасимпатических влияний на регуляторные процессы и относительно высоким уровнем стрессового состояния. Юноши-пловцы медианты отличаются относительно меньшим уровнем нейротизма и экстраверсии, несколько большей личностной тревожностью, меньшей лабильностью нервных процессов, некоторым преобладанием симпатических влияний на регуляцию функций и несколько более выраженным стрессовым состоянием. Пловцы-ретарданты имеют наименьшие уровни экстраверсии, нейротизма, лабильности нервных процессов, характеризуются наименее выраженным уровнем физиологического и психологического стресса и наибольшим уровнем личностной тревожности. Девушки-пловчихи с наименьшей задержкой в биологическом созревании имеют средний уровень экстраверсии, высокий уровень нейротизма, наибольший уровень личностной тревожности, весьма высокий уровень лабильности нервных процессов, преобладание парасимпатических влияний на регуляцию функций и ярко выраженное состояние стресса. Пловчихи со средним временем задержки в биологическом созревании отличаются средним уровнем экстраверсии, нейротизма и личностной тревожности, наименьшей лабильностью при преобладании симпатических влияний на регуляторные процессы и ярко выраженном состоянии физиологического и психологического стресса. Спортсменки со значительным временем задержки в биологическом созревании отличаются наибольшей экстраверсивностью, наименьшим уровнем нейротизма и личностной тревожности, высокой лабильностью, относительным равновесием симпатических и парасимпатических регуляторных влияний и ярко выраженным состоянием стресса.
юные пловцы
спортивная результативность
темпы биологического созревания
психофизиологический статус организма
1. Авдиенко В.Б. Методологические основы подготовки пловцов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. № 1 (27). С. 73–83.
2. Авдиенко В.Б., Солопов И.Н. Искусство тренировки пловца. Книга тренера. М.: Издательство ИТРК, 2019. 320 с.
3. Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Смирнов В.В., Фомиченко Т.Г., Шакина Е.Е. Возрастная динамика специальной подготовленности девушек 11–15 лет в спортивном плавании // Вестник спортивной науки. 2016. № 2. С. 27–30.
4. Костючик И.Ю. Биологические особенности развития при построении многолетнего тренировочного процесса квалифицированных пловцов // Здоровье для всех. 2018. № 1. С. 33–37.
5. Соломатин В.Р. Возрастные закономерности морфофункционального развития юных пловцов и их учет в спортивном отборе и построении тренировочного процесса // Новые исследования. 2019. № 3 (59). С. 45–51.
6. Медведев Д.В., Солопов И.Н., Горбанёва Е.П., Юматова С.Н., Кузнецова Т.Ю. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность спортсменов различной специализации // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. Вып. 3. Волгоград, 2007. С. 33–45.
7. Солопов И.Н. Функциональная подготовленность и функциональная подготовка спортсменов // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. Вып. 3. Волгоград, 2007. С. 4–12.
8. Исмаилов А.И., Солопов И.Н., Шамардин А.И. Психофункциональная подготовка спортсменов. Волгоград: ВГАФК, 2001. 116 с.
9. Ключников М.С., Разумец Е.И. Мониторинг психофизиологического состояния спортсменов на УТС // Спортивный психолог. 2016. № 4 (43). С. 16–21.
10. Юров И.А. Психодинамические корреляты спортивной успешности // Вестник спортивной науки. 2012. № 3. С. 22–26.
11. Юров И.А. Нейродинамические особенности спортсменов-пловцов – спринтеров и стайеров// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17. № 4. С. 185–188.
12. Тимакова Т.С. Проблемы спортивной подготовки в свете современных тенденций фенотипических сдвигов (на примере спортивного плавания)// Вестник спортивной науки. 2019. № 2. С. 29–34.
13. Жуков Ю.Ю. Уровень кортизола как маркер хронического стресса и его влияние на организм спортсмена // Ученые записки. 2009. № 9 (55). С. 33–38.
14. Минвалеев Р.С. Кортизол и тестостерон в спортивной деятельности: эффекты и управление // Физическая культура и спорт в системе образования России: Инновации и перспективы развития. Мат. Всероссийской научно-практической конференции. СПб. 2015. С. 185–188.
15. Stansbury K., Gunnar M.R. Adrenocortical activity and emotion regulation, in // Fox, N. (Ed.), Monographs for the Society of Research in Child Development, 1994. Vol. 59. P. 108–134.

Возрастной период с 15 до 17 лет в плавании является одним из наиболее сложных, что обусловливается двумя важнейшими причинами. Во-первых, в этот период большинство пловцов достигают определенных вершин спортивного мастерства и вступают в так называемую «группу переходного состава», когда большинство пловцов этого возраста уже не могут выступать за юниорскую сборную и не могут тренироваться в детско-юношеских спортивных школах, но еще не могут войти в основной состав сборной команды страны по уровню своих результатов.

Во-вторых, на этот временной отрезок приходятся основные процессы биологического созревания организма, учёт особенностей которых является непременным условием рационального построения тренировочного процесса в спорте, особенно в плавании [1–5].

Данные об особенностях физического развития, его возрастной динамике и уровнях матурации соматических, силовых и функциональных параметров обусловливают содержание (направленность, объем и интенсивность применяемых нагрузок) подготовки на каждом из этапов многолетнего тренировочного процесса [1, 3]. Кроме того, сведения об уровне биологической зрелости весьма важны для надежного прогнозирования динамики физических потенций юных спортсменов. Информацию о биологической зрелости юных спортсменов весьма важно использовать для определения времени начала целенаправленного повышения функциональных возможностей и развития силы, а также соответствующего проектирования тренировочной работы [1, 4].

В этой связи весьма важно иметь представление об основных соматических и функциональных характеристиках организма спортсменов в этот сложный переходный период. Эти сведения должны являться критериями как характера, так и объема тренирующих воздействий. Кроме того, эти сведения должны лежать в основе нормативно-критериальной базы системы комплексного контроля физической и функциональной подготовленности спортсменов-пловцов [1, 6, 7]. Вследствие этого весьма важно знать, насколько те или иные характеристики влияют на спортивную результативность.

Следует отметить, что в настоящее время всё большее значение придается такой характеристике подготовленности спортсменов, как психофункциональный статус организма [8, 9]. При прочих равных условиях уровень психологической устойчивости и динамика психофизиологических процессов определяет успешность соревновательного результата [8, 10, 11].

В этой связи целью настоящего исследования явилось выяснение индивидуальных психофизиологических особенностей юных пловцов обоих полов 15–17 лет и степень их взаимосвязи со спортивной результативностью и уровнем биологической зрелости.

Материалы и методы исследования

Всего в исследовании приняли участие 53 спортсмена-пловца в возрасте 15–17 лет (21 девушка и 32 юноши), кандидаты в юниорскую сборную команду России. Исследования проведены на базе Учебно-тренировочного центра Всероссийской федерации плавания в г. Волгограде.

Методы исследования включали комплекс педагогических, биохимических и психофизиологических методик.

Спортивный результат всех обследованных пловцов оценивался по специальной таблице в очках FINA. Учитывался наилучший результат на момент обследования. Это позволяло сравнивать спортивные результаты независимо от дистанции и способа плавания.

Определение гормонального статуса организма осуществлялось посредством использования фотометрического анализатора «Immunochem-2100 Microplate Reader», позволившего реализовать метод твердофазного иммуноферментного анализа. При определении кортизола использовался набор реагентов для количественного иммуноферментного определения кортизола в сыворотке крови человека «СтероидИФА-кортизол» (Компания Алкор Био).

Определение балла полового развития (БПР) осуществлялось по степени развития вторичных половых признаков (ВПП) [12].

Определение психологических и психофизиологических характеристик осуществлялось на основе показателей психофункционального статуса организма, получаемых посредством методов анкетирования, прибора психофизиологического тестирования «Психофизиолог», медицинского программно-аппаратного комплекса ESTECK System Complex (MULTISCANPRO™).

Изучались личностные характеристики – экстраверсивность – интроверсивность, нейротизм – эмоциональная устойчивость (по методике Г. Айзенка), лабильность нервных процессов (по величине времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР)), уровень личностной тревожности (по Спилбергеру), баланс влияний со стороны симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (по показателю LF/HF (LF – отражает влияния симпатического отдела, маркер, показывающий возможности мобилизации организма (стрессреализующая система). HF – отражает влияния парасимпатического отдела и отражает индивидуальную устойчивость к физическим нагрузкам и стрессовым факторам), уровень стресса (по величине стресс-индекса и по концентрации в крови гормона кортизола). Известно, что очень высокий уровень (более 1000 нМоль/л) и высокий уровень кортизола (700–1000 нМоль/л) соответствуют хроническому спортивному (физиологическому и психологическому) стрессу [13, 14]. Умеренное повышение уровня кортизола обеспечивает готовность спортсмена к активной деятельности; пониженный уровень кортизола свидетельствует о более высокой степени стрессоустойчивости [15].

Результаты исследования и их обсуждение

Для психофизиологической характеристики психофункционального статуса организма пловцов ретардантов, медиантов и акселерантов в возрасте 15–17 лет нами были отобраны показатели, по возможности носящие консервативный характер и отражающие либо индивидуальные свойства и качества нервной системы и её высших функций – психической сферы обследуемого спортсмена, либо особенности и свойства его личности.

В табл. 1 представлены средние величины изучаемых психофизиологических показателей у пловцов юношей с различными темпами биологического созревания.

Из представленных данных можно видеть, что практически все средние величины показателей психофизиологического статуса юношей-пловцов с разным темпом биологического созревания статистически достоверно не различаются. Вместе с тем можно проследить определенные тенденции в их групповых размерах.

Так, пловцы всех групп характеризуются как индивидуумы, склонные к экстраверсии, однако эта тенденция усиливается с ускорением темпов биологического созревания и у акселерантов почти достигает полной степени экстраверсии. У юношей-медиантов обнаруживается средний уровень нейротизма, тогда как и у акселерантов, и у ретардантов проявляется его низкий уровень.

Личностная тревожность во всех группах определяется как низкая, однако у ретардантов её уровень всё же несколько выше, чем у пловцов других групп.

Время простой зрительно-моторной реакции было короче у юношей-акселерантов, тогда как у медиантов, и особенно у ретардантов, подвижность нервных процессов была существенно ниже.

У пловцов-медиантов 15–17 лет обнаруживается определенное преобладание симпатических влияний на регуляторные процессы, тогда как у акселерантов и ретардантов, напротив, отмечается некоторое преобладание парасимпатических влияний.

Уровень стресса, оцениваемый по стресс-индексу и по концентрации в крови гормона кортизола, был несколько выше у юношей-медиантов. Следует отметить, что концентрация кортизола в крови спортсменов всех групп находилась на высоком уровне, что указывает на состояние физиологического и психологического стресса [13].

В табл. 2 представлены средние величины психофизиологических показателей у девушек-пловчих с разной степенью биологического созревания. В отличие от юношей, у всех пловчих 15–17 лет, обследованных нами, диагностировалась задержка биологического созревания, в зависимости от её степени и были выделены три группы (R-1, R-2 и R-3).

Таблица 1

Средние величины психофункциональных показателей у юношей-пловцов 15–17 лет с разным уровнем биологической зрелости (Х ± m)

Показатели

Темп биологического созревания

Достоверность различий

А

(n = 13)

M

(n = 10)

R

(n = 9)

I–II

I–III

II–III

I

II

III

Экстраверсия – интроверсия, балл

14,8 ± 0,7

13,8 ± 0,9

13,0 ± 1,2

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

Нейротизм, балл

8,0 ± 1,4

9,2 ± 1,4

7,4 ± 1,4

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

Личностная тревожность, балл

19,7 ± 1,2

21,1 ± 1,7

23,6 ± 2,2

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

ПЗМР, мс

278,2 ± 11,4

305,3 ± 14,4

318,9 ± 16,0

P > 0,05

P < 0,05

P > 0,05

LF/HF, %

0,9 ± 0,1

1,1 ± 0,1

0,9 ± 0,1

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

Stress Index, у.е.

103,3 ± 12,0

127,9 ± 20,7

91,8 ± 18,9

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

CRS, нМоль/л

806,7 ± 93,1

913,4 ± 127,9

758,7 ± 87,3

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

Примечание. A – акселеранты; M – медианты; R – ретарданты.

Таблица 2

Средние величины психофункциональных показателей у девушек-пловчих 15–17 лет с разным уровнем биологической зрелости (Х ± m)

Показатели

Темп биологического созревания

Достоверность различий

R-1

(n = 4)

R-2

(n = 14)

R-3

(n = 3)

I–II

I–III

II–III

I

II

III

Экстраверсия – интроверсия, балл

12,3 ± 0,5

13,1 ± 0,7

14,0 ± 1,7

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

Нейротизм, балл

15,3 ± 2,3

13,9 ± 1,6

11,3 ± 0,7

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

Личностная тревожность, балл

21,8 ± 3,1

18,5 ± 1,7

18,3 ± 2,0

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

ПЗМР, мс

281,8 ± 23,2

328,6 ± 11,2

291,0 ± 3,8

P > 0,05

P > 0,05

P < 0,05

LF/HF, %

0,8 ± 0,2

1,1 ± 0,1

1,0 ± 0,1

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

Stress Index, у.е.

100,3 ± 31,7

135,4 ± 21,9

121,0 ± 17,6

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

CRS, нМоль/л

1171,3 ± 265,6

1020,6 ± 120,3

1107,6 ± 145,8

P > 0,05

P > 0,05

P > 0,05

Примечание. R-1 – ретарданты с небольшой задержкой физического развития (1–2 года);

R-2 – ретарданты со средней задержкой физического развития (3–4 года);

R-3 – ретарданты со значительной задержкой физического развития (5 и более лет).

Точно так же как и у юношей, практически все изучаемые показатели не имеют статистически достоверных различий, и точно так же у них прослеживаются определенные тенденции в различиях их размеров.

В отличие от юношей-пловцов, у девушек более близкие к полной экстраверсии показатели имели пловчихи с наибольшей задержкой в биологическом созревании, тогда как девушки других групп могут быть охарактеризованы как средне-экстраверсивные.

У девушек с небольшой задержкой в физическом развитии (группа R-1) обнаруживается высокий уровень нейротизма, а у девушек со средним временем задержки (группа R-2) и значительной задержкой в физическом развитии (группа R-3) проявляется средний уровень нейротизма, при этом в группе R-3 он наименьший.

Личностная тревожность у всех пловчих находится на низком уровне, однако у девушек из группы R-1 она всё же несколько выше.

Подвижность нервных процессов несколько выше у пловчих групп R-1 и R-3, продемонстрировавших наименьшие величины времени простой зрительно-моторной реакции.

Соотношение симпатических и парасимпатических регуляторных влияний весьма различно в разных группах. У девушек группы R-1 наблюдалось некоторое преобладание парасимпатических влияний, у девушек группы R-2 преобладают симпатические влияния, тогда как у пловчих группы R-3 обнаруживается относительное равновесие этих влияний на регуляторные механизмы.

Стресс-индекс достигает наибольших величин у девушек группы R-2, а наименьших – у пловчих группы R-1. При этом концентрация кортизола во всех группах весьма существенна (высокий уровень – более 1000 нМоль/л), что указывает на ярко выраженный физиологический и психологический стресс [13].

На следующем этапе исследований нами было осуществлено выяснение корреляционных взаимосвязей уровня спортивной результативности с показателями психофизиологического статуса у юных пловцов 15–17 лет обоего пола.

В результате корреляционного анализа выяснилось, что у юношей спортивный результат весьма тесно взаимосвязан с такой личностной характеристикой спортсменов, как экстраверсия (r = 0,543, P < 0,05), и несколько в меньшей степени с показателем лабильности нервной системы – временем простой зрительно-моторной реакции (r = –0,301, P > 0,05) (рис. 1).

У девушек-пловчих не обнаруживается сколько-нибудь существенных связей спортивного результата с показателями личностных характеристик. Однако у них в большей степени, чем у юношей, спортивный результат взаимосвязан с показателем лабильности нервной системы (r = –0,443, P < 0,05) (рис. 2).

Для практики спортивной тренировки юных пловцов в возрастной период перехода из юниорской сборной команды страны в основной состав и в период развертывания или завершения полового созревания весьма важно иметь представление о том, в какой степени динамика биологического развития организма взаимосвязана с показателями личностных характеристик и психофункционального статуса организма юных спортсменов.

С целью выяснения этого вопроса нами был осуществлен анализ корреляционных взаимосвязей уровня биологической зрелости с показателями психофизиологического статуса пловцов обоего пола в возрасте 15–17 лет. В качестве показателя биологической зрелости рассматривалась величина балла полового развития, определяемого по вторичным половым признакам.

На рис. 3 и 4 представлены гистограммы величины коэффициентов корреляции между степенью биологической зрелости (балла полового развития – БПР) и показателями личностных особенностей и психофизиологического профиля организма юных пловцов и пловчих.

Из представленных на графике (рис. 3) данных можно видеть, что у юных пловцов юношей БПР достоверно коррелирует только с показателем экстраверсивности (r = 0,451, P < 0,05). Относительно тесно БПР обратно взаимосвязан с уровнем личностной тревожности (r = –0,249, P > 0,05) и лабильности нервной системы (r = –0,315, P > 0,05).

У девушек-пловчих спектр взаимосвязей БПР с психофизиологическими показателями такой же, как и у юношей, но несколько более разнонаправленный и статистически не достоверен (рис. 4). С показателем экстраверсивности БПР у пловчих взаимосвязан гораздо в меньшей степени, чем у юношей (r = –0,257, P > 0,05), точно так же, как и с показателем личностной тревожности (r = 0,241, P > 0,05).

avdien1.wmf

Рис. 1. Взаимосвязь величины спортивного результата с показателями психофункционального статуса юношей-пловцов 15–17 лет (здесь и на рис. 2–4: ЭКСТРА – экстраверсивность – интроверсивность, НЕЙРОТИЗМ – уровень нейротизма; ТРЕВОЖ – уровень личностной тревожности; ПЗМР – простая зрительно моторная реакция; CRS (Кортизол) – уровень кортизола в крови; LF/HF – частотный индикатор активности вегетативной нервной системы; Stress ind – стресс-индекс)

avdien2.wmf

Рис. 2. Взаимосвязь величины спортивного результата с показателями психофункционального статуса пловцов девушек 15–17 лет

avdien3.wmf

Рис. 3. Взаимосвязь величины балла полового развития с показателями психофункционального статуса пловцов юношей 15–17 лет

avdien4.wmf

Рис. 4. Взаимосвязь величины балла полового развития с показателями психофункционального статуса девушек-пловчих 15–17 лет

Точно так же как и у пловцов, у пловчих наблюдается довольно существенная обратная взаимосвязь БПР с показателем лабильности нервной системы (r = 0,329, P > 0,05).

Заключение

Таким образом, оценка психофизиологического статуса юных пловцов с разным темпом биологического созревания показала, что юноши-акселеранты характеризуются большей предрасположенностью к экстраверсии, низким уровнем нейротизма, низкой личной тревожностью, высокой подвижностью нервных процессов, преобладанием парасимпатических влияний на регуляторные процессы и относительно высоким уровнем стрессового состояния.

Пловцы-медианты отличаются от акселерантов несколько меньшим уровнем нейротизма и экстраверсии, несколько большей личностной тревожностью, меньшей лабильностью нервных процессов, некоторым преобладанием симпатических влияний на регуляцию функций и несколько более выраженным стрессовым состоянием.

Пловцы-ретарданты имеют наименьшие уровни экстраверсии, нейротизма, лабильности нервных процессов, характеризуются наименее выраженным уровнем физиологического и психологического стресса и наибольшим уровнем личностной тревожности.

Девушки-пловчихи с наименьшей задержкой в биологическом созревании имеют средний уровень экстраверсии, высокий уровень нейротизма и наибольший уровень личностной тревожности. У них обнаруживается весьма высокий уровень лабильности нервных процессов, преобладание парасимпатических влияний на регуляцию функций и ярко выраженное состояние стресса.

Пловчихи со среднем временем задержки в биологическом созревании отличаются средним уровнем экстраверсии, нейротизма и личностной тревожности. Они наименее лабильны, у них обнаруживается преобладание симпатических влияний на регуляторные процессы и ярко выраженное состояние физиологического и психологического стресса.

Спортсменки со значительным временем задержки в биологическом созревании отличаются наибольшей экстраверсивностью, наименьшим уровнем нейротизма и личностной тревожности, высокой лабильностью, относительным равновесием симпатических и парасимпатических регуляторных влияний и ярко выраженным состоянием стресса.


Библиографическая ссылка

Авдиенко В.Б., Бганцева И.В., Солопов И.Н. ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И СТЕПЕНЬ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ СО СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ОБОИХ ПОЛОВ 15–17 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 127-133;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38043 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674