Возрастной период с 15 до 17 лет в плавании является одним из наиболее сложных, что обусловливается двумя важнейшими причинами. Во-первых, в этот период большинство пловцов достигают определенных вершин спортивного мастерства и вступают в так называемую «группу переходного состава», когда большинство пловцов этого возраста уже не могут выступать за юниорскую сборную и не могут тренироваться в детско-юношеских спортивных школах, но еще не могут войти в основной состав сборной команды страны по уровню своих результатов.
Во-вторых, на этот временной отрезок приходятся основные процессы биологического созревания организма, учёт особенностей которых является непременным условием рационального построения тренировочного процесса в спорте, особенно в плавании [1–5].
Данные об особенностях физического развития, его возрастной динамике и уровнях матурации соматических, силовых и функциональных параметров обусловливают содержание (направленность, объем и интенсивность применяемых нагрузок) подготовки на каждом из этапов многолетнего тренировочного процесса [1, 3]. Кроме того, сведения об уровне биологической зрелости весьма важны для надежного прогнозирования динамики физических потенций юных спортсменов. Информацию о биологической зрелости юных спортсменов весьма важно использовать для определения времени начала целенаправленного повышения функциональных возможностей и развития силы, а также соответствующего проектирования тренировочной работы [1, 4].
В этой связи весьма важно иметь представление об основных соматических и функциональных характеристиках организма спортсменов в этот сложный переходный период. Эти сведения должны являться критериями как характера, так и объема тренирующих воздействий. Кроме того, эти сведения должны лежать в основе нормативно-критериальной базы системы комплексного контроля физической и функциональной подготовленности спортсменов-пловцов [1, 6, 7]. Вследствие этого весьма важно знать, насколько те или иные характеристики влияют на спортивную результативность.
Следует отметить, что в настоящее время всё большее значение придается такой характеристике подготовленности спортсменов, как психофункциональный статус организма [8, 9]. При прочих равных условиях уровень психологической устойчивости и динамика психофизиологических процессов определяет успешность соревновательного результата [8, 10, 11].
В этой связи целью настоящего исследования явилось выяснение индивидуальных психофизиологических особенностей юных пловцов обоих полов 15–17 лет и степень их взаимосвязи со спортивной результативностью и уровнем биологической зрелости.
Материалы и методы исследования
Всего в исследовании приняли участие 53 спортсмена-пловца в возрасте 15–17 лет (21 девушка и 32 юноши), кандидаты в юниорскую сборную команду России. Исследования проведены на базе Учебно-тренировочного центра Всероссийской федерации плавания в г. Волгограде.
Методы исследования включали комплекс педагогических, биохимических и психофизиологических методик.
Спортивный результат всех обследованных пловцов оценивался по специальной таблице в очках FINA. Учитывался наилучший результат на момент обследования. Это позволяло сравнивать спортивные результаты независимо от дистанции и способа плавания.
Определение гормонального статуса организма осуществлялось посредством использования фотометрического анализатора «Immunochem-2100 Microplate Reader», позволившего реализовать метод твердофазного иммуноферментного анализа. При определении кортизола использовался набор реагентов для количественного иммуноферментного определения кортизола в сыворотке крови человека «СтероидИФА-кортизол» (Компания Алкор Био).
Определение балла полового развития (БПР) осуществлялось по степени развития вторичных половых признаков (ВПП) [12].
Определение психологических и психофизиологических характеристик осуществлялось на основе показателей психофункционального статуса организма, получаемых посредством методов анкетирования, прибора психофизиологического тестирования «Психофизиолог», медицинского программно-аппаратного комплекса ESTECK System Complex (MULTISCANPRO™).
Изучались личностные характеристики – экстраверсивность – интроверсивность, нейротизм – эмоциональная устойчивость (по методике Г. Айзенка), лабильность нервных процессов (по величине времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР)), уровень личностной тревожности (по Спилбергеру), баланс влияний со стороны симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (по показателю LF/HF (LF – отражает влияния симпатического отдела, маркер, показывающий возможности мобилизации организма (стрессреализующая система). HF – отражает влияния парасимпатического отдела и отражает индивидуальную устойчивость к физическим нагрузкам и стрессовым факторам), уровень стресса (по величине стресс-индекса и по концентрации в крови гормона кортизола). Известно, что очень высокий уровень (более 1000 нМоль/л) и высокий уровень кортизола (700–1000 нМоль/л) соответствуют хроническому спортивному (физиологическому и психологическому) стрессу [13, 14]. Умеренное повышение уровня кортизола обеспечивает готовность спортсмена к активной деятельности; пониженный уровень кортизола свидетельствует о более высокой степени стрессоустойчивости [15].
Результаты исследования и их обсуждение
Для психофизиологической характеристики психофункционального статуса организма пловцов ретардантов, медиантов и акселерантов в возрасте 15–17 лет нами были отобраны показатели, по возможности носящие консервативный характер и отражающие либо индивидуальные свойства и качества нервной системы и её высших функций – психической сферы обследуемого спортсмена, либо особенности и свойства его личности.
В табл. 1 представлены средние величины изучаемых психофизиологических показателей у пловцов юношей с различными темпами биологического созревания.
Из представленных данных можно видеть, что практически все средние величины показателей психофизиологического статуса юношей-пловцов с разным темпом биологического созревания статистически достоверно не различаются. Вместе с тем можно проследить определенные тенденции в их групповых размерах.
Так, пловцы всех групп характеризуются как индивидуумы, склонные к экстраверсии, однако эта тенденция усиливается с ускорением темпов биологического созревания и у акселерантов почти достигает полной степени экстраверсии. У юношей-медиантов обнаруживается средний уровень нейротизма, тогда как и у акселерантов, и у ретардантов проявляется его низкий уровень.
Личностная тревожность во всех группах определяется как низкая, однако у ретардантов её уровень всё же несколько выше, чем у пловцов других групп.
Время простой зрительно-моторной реакции было короче у юношей-акселерантов, тогда как у медиантов, и особенно у ретардантов, подвижность нервных процессов была существенно ниже.
У пловцов-медиантов 15–17 лет обнаруживается определенное преобладание симпатических влияний на регуляторные процессы, тогда как у акселерантов и ретардантов, напротив, отмечается некоторое преобладание парасимпатических влияний.
Уровень стресса, оцениваемый по стресс-индексу и по концентрации в крови гормона кортизола, был несколько выше у юношей-медиантов. Следует отметить, что концентрация кортизола в крови спортсменов всех групп находилась на высоком уровне, что указывает на состояние физиологического и психологического стресса [13].
В табл. 2 представлены средние величины психофизиологических показателей у девушек-пловчих с разной степенью биологического созревания. В отличие от юношей, у всех пловчих 15–17 лет, обследованных нами, диагностировалась задержка биологического созревания, в зависимости от её степени и были выделены три группы (R-1, R-2 и R-3).
Таблица 1
Средние величины психофункциональных показателей у юношей-пловцов 15–17 лет с разным уровнем биологической зрелости (Х ± m)
Показатели |
Темп биологического созревания |
Достоверность различий |
||||
А (n = 13) |
M (n = 10) |
R (n = 9) |
I–II |
I–III |
II–III |
|
I |
II |
III |
||||
Экстраверсия – интроверсия, балл |
14,8 ± 0,7 |
13,8 ± 0,9 |
13,0 ± 1,2 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
Нейротизм, балл |
8,0 ± 1,4 |
9,2 ± 1,4 |
7,4 ± 1,4 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
Личностная тревожность, балл |
19,7 ± 1,2 |
21,1 ± 1,7 |
23,6 ± 2,2 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
ПЗМР, мс |
278,2 ± 11,4 |
305,3 ± 14,4 |
318,9 ± 16,0 |
P > 0,05 |
P < 0,05 |
P > 0,05 |
LF/HF, % |
0,9 ± 0,1 |
1,1 ± 0,1 |
0,9 ± 0,1 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
Stress Index, у.е. |
103,3 ± 12,0 |
127,9 ± 20,7 |
91,8 ± 18,9 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
CRS, нМоль/л |
806,7 ± 93,1 |
913,4 ± 127,9 |
758,7 ± 87,3 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
Примечание. A – акселеранты; M – медианты; R – ретарданты.
Таблица 2
Средние величины психофункциональных показателей у девушек-пловчих 15–17 лет с разным уровнем биологической зрелости (Х ± m)
Показатели |
Темп биологического созревания |
Достоверность различий |
||||
R-1 (n = 4) |
R-2 (n = 14) |
R-3 (n = 3) |
I–II |
I–III |
II–III |
|
I |
II |
III |
||||
Экстраверсия – интроверсия, балл |
12,3 ± 0,5 |
13,1 ± 0,7 |
14,0 ± 1,7 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
Нейротизм, балл |
15,3 ± 2,3 |
13,9 ± 1,6 |
11,3 ± 0,7 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
Личностная тревожность, балл |
21,8 ± 3,1 |
18,5 ± 1,7 |
18,3 ± 2,0 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
ПЗМР, мс |
281,8 ± 23,2 |
328,6 ± 11,2 |
291,0 ± 3,8 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P < 0,05 |
LF/HF, % |
0,8 ± 0,2 |
1,1 ± 0,1 |
1,0 ± 0,1 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
Stress Index, у.е. |
100,3 ± 31,7 |
135,4 ± 21,9 |
121,0 ± 17,6 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
CRS, нМоль/л |
1171,3 ± 265,6 |
1020,6 ± 120,3 |
1107,6 ± 145,8 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
P > 0,05 |
Примечание. R-1 – ретарданты с небольшой задержкой физического развития (1–2 года);
R-2 – ретарданты со средней задержкой физического развития (3–4 года);
R-3 – ретарданты со значительной задержкой физического развития (5 и более лет).
Точно так же как и у юношей, практически все изучаемые показатели не имеют статистически достоверных различий, и точно так же у них прослеживаются определенные тенденции в различиях их размеров.
В отличие от юношей-пловцов, у девушек более близкие к полной экстраверсии показатели имели пловчихи с наибольшей задержкой в биологическом созревании, тогда как девушки других групп могут быть охарактеризованы как средне-экстраверсивные.
У девушек с небольшой задержкой в физическом развитии (группа R-1) обнаруживается высокий уровень нейротизма, а у девушек со средним временем задержки (группа R-2) и значительной задержкой в физическом развитии (группа R-3) проявляется средний уровень нейротизма, при этом в группе R-3 он наименьший.
Личностная тревожность у всех пловчих находится на низком уровне, однако у девушек из группы R-1 она всё же несколько выше.
Подвижность нервных процессов несколько выше у пловчих групп R-1 и R-3, продемонстрировавших наименьшие величины времени простой зрительно-моторной реакции.
Соотношение симпатических и парасимпатических регуляторных влияний весьма различно в разных группах. У девушек группы R-1 наблюдалось некоторое преобладание парасимпатических влияний, у девушек группы R-2 преобладают симпатические влияния, тогда как у пловчих группы R-3 обнаруживается относительное равновесие этих влияний на регуляторные механизмы.
Стресс-индекс достигает наибольших величин у девушек группы R-2, а наименьших – у пловчих группы R-1. При этом концентрация кортизола во всех группах весьма существенна (высокий уровень – более 1000 нМоль/л), что указывает на ярко выраженный физиологический и психологический стресс [13].
На следующем этапе исследований нами было осуществлено выяснение корреляционных взаимосвязей уровня спортивной результативности с показателями психофизиологического статуса у юных пловцов 15–17 лет обоего пола.
В результате корреляционного анализа выяснилось, что у юношей спортивный результат весьма тесно взаимосвязан с такой личностной характеристикой спортсменов, как экстраверсия (r = 0,543, P < 0,05), и несколько в меньшей степени с показателем лабильности нервной системы – временем простой зрительно-моторной реакции (r = –0,301, P > 0,05) (рис. 1).
У девушек-пловчих не обнаруживается сколько-нибудь существенных связей спортивного результата с показателями личностных характеристик. Однако у них в большей степени, чем у юношей, спортивный результат взаимосвязан с показателем лабильности нервной системы (r = –0,443, P < 0,05) (рис. 2).
Для практики спортивной тренировки юных пловцов в возрастной период перехода из юниорской сборной команды страны в основной состав и в период развертывания или завершения полового созревания весьма важно иметь представление о том, в какой степени динамика биологического развития организма взаимосвязана с показателями личностных характеристик и психофункционального статуса организма юных спортсменов.
С целью выяснения этого вопроса нами был осуществлен анализ корреляционных взаимосвязей уровня биологической зрелости с показателями психофизиологического статуса пловцов обоего пола в возрасте 15–17 лет. В качестве показателя биологической зрелости рассматривалась величина балла полового развития, определяемого по вторичным половым признакам.
На рис. 3 и 4 представлены гистограммы величины коэффициентов корреляции между степенью биологической зрелости (балла полового развития – БПР) и показателями личностных особенностей и психофизиологического профиля организма юных пловцов и пловчих.
Из представленных на графике (рис. 3) данных можно видеть, что у юных пловцов юношей БПР достоверно коррелирует только с показателем экстраверсивности (r = 0,451, P < 0,05). Относительно тесно БПР обратно взаимосвязан с уровнем личностной тревожности (r = –0,249, P > 0,05) и лабильности нервной системы (r = –0,315, P > 0,05).
У девушек-пловчих спектр взаимосвязей БПР с психофизиологическими показателями такой же, как и у юношей, но несколько более разнонаправленный и статистически не достоверен (рис. 4). С показателем экстраверсивности БПР у пловчих взаимосвязан гораздо в меньшей степени, чем у юношей (r = –0,257, P > 0,05), точно так же, как и с показателем личностной тревожности (r = 0,241, P > 0,05).
Рис. 1. Взаимосвязь величины спортивного результата с показателями психофункционального статуса юношей-пловцов 15–17 лет (здесь и на рис. 2–4: ЭКСТРА – экстраверсивность – интроверсивность, НЕЙРОТИЗМ – уровень нейротизма; ТРЕВОЖ – уровень личностной тревожности; ПЗМР – простая зрительно моторная реакция; CRS (Кортизол) – уровень кортизола в крови; LF/HF – частотный индикатор активности вегетативной нервной системы; Stress ind – стресс-индекс)
Рис. 2. Взаимосвязь величины спортивного результата с показателями психофункционального статуса пловцов девушек 15–17 лет
Рис. 3. Взаимосвязь величины балла полового развития с показателями психофункционального статуса пловцов юношей 15–17 лет
Рис. 4. Взаимосвязь величины балла полового развития с показателями психофункционального статуса девушек-пловчих 15–17 лет
Точно так же как и у пловцов, у пловчих наблюдается довольно существенная обратная взаимосвязь БПР с показателем лабильности нервной системы (r = 0,329, P > 0,05).
Заключение
Таким образом, оценка психофизиологического статуса юных пловцов с разным темпом биологического созревания показала, что юноши-акселеранты характеризуются большей предрасположенностью к экстраверсии, низким уровнем нейротизма, низкой личной тревожностью, высокой подвижностью нервных процессов, преобладанием парасимпатических влияний на регуляторные процессы и относительно высоким уровнем стрессового состояния.
Пловцы-медианты отличаются от акселерантов несколько меньшим уровнем нейротизма и экстраверсии, несколько большей личностной тревожностью, меньшей лабильностью нервных процессов, некоторым преобладанием симпатических влияний на регуляцию функций и несколько более выраженным стрессовым состоянием.
Пловцы-ретарданты имеют наименьшие уровни экстраверсии, нейротизма, лабильности нервных процессов, характеризуются наименее выраженным уровнем физиологического и психологического стресса и наибольшим уровнем личностной тревожности.
Девушки-пловчихи с наименьшей задержкой в биологическом созревании имеют средний уровень экстраверсии, высокий уровень нейротизма и наибольший уровень личностной тревожности. У них обнаруживается весьма высокий уровень лабильности нервных процессов, преобладание парасимпатических влияний на регуляцию функций и ярко выраженное состояние стресса.
Пловчихи со среднем временем задержки в биологическом созревании отличаются средним уровнем экстраверсии, нейротизма и личностной тревожности. Они наименее лабильны, у них обнаруживается преобладание симпатических влияний на регуляторные процессы и ярко выраженное состояние физиологического и психологического стресса.
Спортсменки со значительным временем задержки в биологическом созревании отличаются наибольшей экстраверсивностью, наименьшим уровнем нейротизма и личностной тревожности, высокой лабильностью, относительным равновесием симпатических и парасимпатических регуляторных влияний и ярко выраженным состоянием стресса.