Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ

Гоголев Н.М. 1 Дмитриева С.М. 1 Слепцова С.С. 1 Бурцева Т.Е. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Подготовка медицинских кадров в России является одной из самых актуальных в свете реализации национального проекта «Здравоохранение» и ввиду перехода системы медицинского образования на новые стандарты обучения и непрерывное медицинское образование. Одной из непростых задач для медицинских вузов РФ становится подготовка врачей для работы в арктической зоне РФ, имеющей ряд характеристик: наличие малокомплектных лечебно-профилактических учреждений для обеспечения доступности медицинской помощи, высокая потребность населения в скорой медицинской, в том числе специализированной и санитарно-авиационной помощи, потребность в организации выездной формы оказания как первичной, так и специализированной медицинской помощи, высокий уровень госпитализации населения. Имеется реальная потребность в повышении качества медицинского образования. В статье показано повышение контрольных цифр приема студентов по специальностям медицинского и фармацевтического профиля, повышение числа студентов, заключивших договоры целевой подготовки, а также показана положительная динамика в распределении выпускников в районы Республики Саха (Якутия). Обозначена значимость закрепления медицинских кадров в северных регионах страны. Медицинский институт СВФУ осуществляет первичную, первичную специализированную и повторную аккредитацию специалистов. В статье представлена информация о ситуации по подготовке медицинских кадров в Арктической зоне России на примере Республики Саха (Якутия). Таким образом, в Медицинском институте созданы условия для достижения целевых показателей по федеральному проекту «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» Национального проекта «Здравоохранение».
врачи
медицинские сестры
медицинские кадры
подготовка
дефицит кадров
Арктика
Якутия
1. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Непрерывное обучение врачей – требование современной практики здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013. № 1. С. 18–25.
2. Романцов М.Т., Мельникова И.Ю., Шамшива О.В. Российское национальное медицинское образование на этапе его реформирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 1. С. 14–19.
3. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Реальные векторы повышения качества подготовки врачей в вузах России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23328 (дата обращения: 11.01.2020).
4. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Реальные пути повышения качества высшего медицинского образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26826 (дата обращения: 11.01.2020).
5. Токмакова С.И., Жукова Е.С., Бондаренко О.В., Побединская Л.Ю., Тимченко Н.С. Значение симуляционного обучения в образовательном процессе студентов стоматологического факультета по результатам анкетирования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29074 (дата обращения: 11.01.2020).
6. Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д., Муравлёва Л.Е., Тусупбекова К.Т., Турханова Ж.Ж., Аширбекова Б.Д. Инновационные технологии в обучении студентов-медиков // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27703 (дата обращения: 11.01.2020).
7. Мальцева А.Н. Современные методы в учебном процессе медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29040 (дата обращения: 11.01.2020).
8. Чечина И.Н., Андриенко А.В., Денисова Е.А., Вейцман И.А. Двухуровневый контроль освоения практических навыков в ходе итоговой государственной аттестации выпускников лечебного факультета // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29246 (дата обращения: 11.01.2020).
9. Пестерева Н.М., Савинкина Л.А., Шашок Т.Ю., Савинкин Р.В. Современное состояние рынка труда и занятости населения Приморского края // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 6 (9). С. 41–49.
10. Савинкина Л.А., Шепелова Т.С. Проблема дефицита медицинских кадров и пути ее решения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16466 (дата обращения: 11.01.2020).
11. Национальный проект «Здравоохранение». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/selection/736/35561 (дата обращения: 11.01.2020).

Подготовка медицинских кадров в России является одной из самых актуальных задач ввиду перехода системы медицинского образования на новые стандарты обучения и непрерывное медицинское образование [1, 2]. Одной из непростых задач для медицинских вузов РФ становится подготовка врачей для работы в арктической зоне РФ. Поскольку в условиях арктической зоны система здравоохранения имеет ряд особенностей: наличие малокомплектных лечебно-профилактических учреждений для обеспечения доступности медицинской помощи, высокая потребность населения в скорой медицинской, в том числе специализированной и санитарно-авиационной помощи, потребность в организации выездной формы оказания как первичной, так и специализированной медицинской помощи, высокий уровень госпитализации населения. Имеется реальная потребность в повышении качества медицинского образования [3, 4]. В связи с этим на базе Медицинского института СВФУ создан полный цикл повышения уровня профессиональных компетенций студента, врача, путем внедрения в образовательный процесс инновационных практико-ориентированных симуляционных методов обучения по медицинским специальностям. Симуляционный центр представлен комплектом оборудования с новейшей системой фантомного комплекса, компьютеризированных хирургических симуляторов, манекенов, акушерских, педиатрических, гинекологических симуляторов, учебной интегрированной операционной для полной имитации оперативного вмешательства, уникальными моделями-симуляторами человеческого организма, наиболее подробно имитирующими типичное физиологическое и патологическое состояние [5–8]. В целом с повышением престижа врача по стране отмечается повышение количества желающих поступить в медицинские вузы страны. Северо-Восточные регионы Дальневосточного федерального округа имеют высокую потребность во врачебных и медицинских кадрах. Ежегодный выпуск специалистов Медицинского института СВФУ в количестве 200 человек покрывает только 35 % потребности региона. В Республике Саха (Якутия), Чукотском АО, Магаданской области и Камчатском крае продолжает сохраняться дисбаланс в обеспеченности медицинскими кадрами в разрезе районов. Однако, несмотря на это, сохраняется проблема дефицита медицинских кадров, особенно в Дальневосточном федеральном округе и Арктических регионах РФ [9, 10].

Материалы и методы исследования

Нами проведен анализ ситуации по подготовке медицинских кадров для нужд арктической зоны России на примере Республики Саха (Якутия).

Результаты исследования и их обсуждение

Национальный проект «Здравоохранение» включает в себя Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Одним из целевых показателей национального проекта является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи, а также мероприятия проекта направлены на устранение дефицита кадров в сердечно-сосудистой, онкологической службах, медицинских организациях оказывающих медицинскую помощь детям [11]. В табл. 1 представлены целевые показатели Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по федеральному проекту. Так, к 2024 г. республика планирует повысить следующие показатели: обеспеченность врачами – до 55,0 на 10 000 населения; число специалистов, вовлеченных в непрерывное медицинское образование – до 16 800; долю специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации – до 86,2 %; укомплектованность врачебных должностей в амбулаторном звене – до 95 %.

Таблица 1

Целевые показатели Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по национальному проекту «Здравоохранение»

Целевой показатель

2017

2024

Обеспеченность врачами (чел. на 10 тыс. населения)

50,1

55,0

Обеспеченность средними медицинскими работниками (чел. на 10 тыс. населения)

115,6

121,6

Обеспеченность врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях (чел. на 10 тыс. населения)

26,3

28,7

Число специалистов вовлеченных в непрерывное медицинское образование (чел.)

1909

16800

Доля специалистов допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, %

0,4

86,2

Укомплектованность врачебных должностей в амбулаторном звене, %

77,5

95,0

Укомплектованность должностей средних медицинских работников, %

81

100

Ежегодно в Медицинском институте СВФУ обучается более 1700 студентов, ординаторов и аспирантов. Ежегодный набор студентов составляет более 250 человек. Обучение по 6 специальностям, 2 направлениям подготовки бакалавриата и 1 направлению магистратуры. Реализуется 31 программа ординатуры и 13 программ аспирантуры по 4 направлениям. Медицинский институт СВФУ работает в тесном сотрудничестве с работодателями на 36 клинических базах. В настоящее время в Медицинском институте СВФУ работают 159 преподавателей, из них 32 доктора наук, 86 кандидатов наук. Доля остепененных преподавателей – 83 %, средний возраст – 47 лет. Работает Малая медицинская академия, ориентированная на довузовское профориентационное обучение школьников 9–11 классов.

Уже сейчас Медицинский институт СВФУ имеет подготовленные кадры, современные научные лаборатории и реализует научные исследования мирового уровня по приоритетным направлениям научно-технологического развития РФ с участием российских и зарубежных ученых по комплексному изучению здоровья населения на Севере и Арктике, геномным исследованиям, клеточным технологиям. Результаты исследований внедрены в систему здравоохранения и востребованы на Дальнем Востоке и в России.

В рамках Комплексной программы по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров в 2013–2017 гг., утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) от 01.04.2013 г. № 108, одной из первоочередных и основных задач определено повышение планового набора студентов в Медицинский институт СВФУ и медицинские колледжи. Руководством республики поставлена задача практически трехкратного повышения количества выпускников медицинского вуза. Это было реализовано, и в табл. 2 представлена динамика контрольных цифр приема студентов по специальностям медицинского и фармацевтического профиля в Республике Саха (Якутия).

Таблица 2

Контрольные цифры приема студентов по специальностям медицинского и фармацевтического профиля в зависимости от потребности Республики Саха (Якутия) (2000–2018 гг.), (абс. число)

Год

Лечебное дело

Педиатрия

Стоматология

Фармация

Медико-профилактическое дело

Сестринское дело

Магистратура

Итого

2018

125

50

20

20

20

10

10

255

2017

95

55

20

20

15

10

10

225

2016

95

50

16

20

15

13

8

217

2015

95

50

10

15

15

15

0

200

2014

94

50

11

20

15

15

0

205

2013

95

40

12

24

15

17

203

2012

98

40

12

25

15

0

190

2011

95

40

10

15

160

2010

95

40

10

15

160

Таблица 3

Динамика количества студентов Медицинского института, заключивших договоры целевой подготовки в Республике Саха (Якутия)

Годы

Лечебное дело

Педиатрия

Стоматология

Фармация

Медико-профилактическое дело

Сестринское дело АБ

Итого

2018

58

31

1

2

1

3

96

2017

38

25

8

3

7

5

86

2016

37

8

7

3

7

8

70

2015

36

18

5

7

5

5

76

2014

13

2

2

0

0

1

18

2013

0

0

1

1

0

0

2

2012

0

0

0

0

0

0

0

2011

0

0

0

0

0

0

0

2010

0

0

0

0

0

0

0

В табл. 3 представлена динамика целевой подготовки медицинских кадров в Республике Саха (Якутия). В динамике с 2013 г. количество студентов Медицинского института, заключивших договора целевой подготовки существенно повысилась, так если в 2013 г. – 2 студента, то в 2018 г. – 96.

Особую значимость приобретает вопрос закрепления кадров в арктических и северных районах республики. Благодаря реализации Федеральной программы «Земский доктор», республиканской программы «Земский фельдшер», Республиканской программе «Обеспечение жильем врачей северных и арктических районов РС (Я)» в 2016 г. в РС (Я) средняя укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом повысилась до 74,1 %, в том числе в северных районах – до 88,5 %. Так, по программе «Земский доктор» в районы республики было направлено: 2012 г. – 227 врачей, 2013 г. – 76, 2014 г. – 59, 2015 г. – 85, 2016 г. – 70, 2017 г. – 70. Из них в арктические и северные районы направлено: 2012 г. – 126 врачей, 2013 г. – 16, 2014 г. – 8, 2015 г. – 21, 2016 г. – 13. По республиканской программе «Обеспечение жильем врачей северных и арктических районов РС (Я)» в арктические и северные районы направлено: 2012 г. – 32 врачей, 2013 г. – 27, 2014 г. – 26, 2015 г. – 22, 2016 г. – 20, 2017 г. – 19. При этом в республике продолжает сохраняться дисбаланс в обеспеченности медицинскими кадрами в разрезе районов. Наиболее востребованными остаются врачи основных клинических специальностей – акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, неврологи, педиатры, терапевты. Ежегодный выпуск специалистов Медицинского института СВФУ в количестве 200 человек покрывает только 35 % потребности региона в медицинских кадрах.

Подготовка кадров в ординатуре и аспирантуре с 2010 г. также имеют положительную динамику: так если в 2010 г. в ординатуре обучалось 38 выпускников, в аспирантуре – 3, то в 2018 г. в ординатуре обучается 74 выпускника, в аспирантуре 17.

В Республике Саха (Якутия) сохранилась традиция по распределению студентов в районы. Так, в 2015 г. из 205 выпускников 19 распределены в северные и арктические районы республики, в 2016 г. из 432 выпускников – 31, в 2017 г. из 511 выпускников – 24.

С 1 января 2016 г. внедрена процедура аккредитации, прохождение которой дает специалисту право на осуществление медицинской деятельности в РФ. Являясь единственным учреждением высшего медицинского образования на Северо-Востоке России, Медицинский институт СВФУ осуществляет первичную, первичную специализированную и повторную аккредитацию специалистов. Проводится аккредитация выпускников по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация», «Медико-профилактическое дело».

Одной из клинических баз подготовки студентов, ординаторов является собственная Клиника медицинского института СВФУ с центром коллективного пользования с современными учебно-научными лабораториями:

- научно-исследовательская лаборатория клеточных технологий и регенеративной медицины,

- учебно-научная клинико-диагностическая лаборатория,

- учебно-научная лаборатория «Геномная медицина»,

- учебно-научная лаборатория нейро- психофизиологических исследований,

- учебно-научная лаборатория остеопороза,

- учебно-научная лаборатория патоморфологии, гистологии и цитологии,

- учебно-научная микробиологическая лаборатория.

В образовательный процесс внедрены модули инновационных практико-ориентированных симуляционных методов обучения. Запущены образовательные программы повышения квалификации на основе симуляционного обучения. Уже сегодня в Медицинском институте СВФУ работает уникальный Симуляционный центр. Он представлен комплектом оборудования с новейшей системой фантомного комплекса, компьютеризированных хирургических симуляторов, манекенов, акушерских, педиатрических, гинекологических симуляторов, учебной интегрированной операционной для полной имитации оперативного вмешательства, уникальными моделями-симуляторами человеческого организма. Симуляционный центр создан с имитацией рабочего места врача, провизора, медицинской сестры (больничные палаты, реанимационная, операционный и родильный залы, аптечный пункт, процедурные кабинеты). Во время учебного процесса в симуляционном центре преподавателями применяются образовательные технологии: тренинги, работа с тренажерами, манекенами и симуляторами, освоение и применение методик и технологий медицинских манипуляций. Задача Симуляционного центра состоит в том, чтобы студент активно занимался практической деятельностью в процессе обучения и приобрел навыки профессионально подготовленного специалиста. Созданы условия для оттачивания профессионального мастерства и компетенций студентов-медиков.

Благодаря реализации Программы развития СВФУ существенно улучшена материально-техническая база Медицинского института, организованы учебно-научные лаборатории по приоритетным направлениям медицинской науки. Созданы технологические платформы для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение актуальных проблем медицинской науки и здравоохранения с учетом особенностей Республики Саха (Якутия).

Приведение уровня подготовки медиков к единым требованиям будет осуществляться через разработанную систему непрерывного медицинского образования (НМО). Созданный в этих целях «Портал непрерывного медицинского образования» (http://edu.rosminzdrav.ru) обеспечивает уже сегодня доступ врача к реестру дополнительных образовательных программ, где предоставлена возможность формирования индивидуального плана обучения, выбора образовательной программы, включающей, в том числе, симуляционные тренинги, стажировки, циклы повышения квалификации. В настоящее время происходит реализация модели отработки основных принципов НМО, в которой участвуют образовательные организации, работодатели, профессиональные сообщества.

Выводы

Таким образом, приоритетным направлением развития медицинского образования в арктической зоне России является реализация модернизации высшего медицинского образования, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных медицинских кадров, органично интегрированных в реализацию программ инновационного развития здравоохранения.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (№ 18-05- 60035_Арктика).


Библиографическая ссылка

Гоголев Н.М., Дмитриева С.М., Слепцова С.С., Бурцева Т.Е. ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 2. – С. 91-95;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37921 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674