Подготовка медицинских кадров в России является одной из самых актуальных задач ввиду перехода системы медицинского образования на новые стандарты обучения и непрерывное медицинское образование [1, 2]. Одной из непростых задач для медицинских вузов РФ становится подготовка врачей для работы в арктической зоне РФ. Поскольку в условиях арктической зоны система здравоохранения имеет ряд особенностей: наличие малокомплектных лечебно-профилактических учреждений для обеспечения доступности медицинской помощи, высокая потребность населения в скорой медицинской, в том числе специализированной и санитарно-авиационной помощи, потребность в организации выездной формы оказания как первичной, так и специализированной медицинской помощи, высокий уровень госпитализации населения. Имеется реальная потребность в повышении качества медицинского образования [3, 4]. В связи с этим на базе Медицинского института СВФУ создан полный цикл повышения уровня профессиональных компетенций студента, врача, путем внедрения в образовательный процесс инновационных практико-ориентированных симуляционных методов обучения по медицинским специальностям. Симуляционный центр представлен комплектом оборудования с новейшей системой фантомного комплекса, компьютеризированных хирургических симуляторов, манекенов, акушерских, педиатрических, гинекологических симуляторов, учебной интегрированной операционной для полной имитации оперативного вмешательства, уникальными моделями-симуляторами человеческого организма, наиболее подробно имитирующими типичное физиологическое и патологическое состояние [5–8]. В целом с повышением престижа врача по стране отмечается повышение количества желающих поступить в медицинские вузы страны. Северо-Восточные регионы Дальневосточного федерального округа имеют высокую потребность во врачебных и медицинских кадрах. Ежегодный выпуск специалистов Медицинского института СВФУ в количестве 200 человек покрывает только 35 % потребности региона. В Республике Саха (Якутия), Чукотском АО, Магаданской области и Камчатском крае продолжает сохраняться дисбаланс в обеспеченности медицинскими кадрами в разрезе районов. Однако, несмотря на это, сохраняется проблема дефицита медицинских кадров, особенно в Дальневосточном федеральном округе и Арктических регионах РФ [9, 10].
Материалы и методы исследования
Нами проведен анализ ситуации по подготовке медицинских кадров для нужд арктической зоны России на примере Республики Саха (Якутия).
Результаты исследования и их обсуждение
Национальный проект «Здравоохранение» включает в себя Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Одним из целевых показателей национального проекта является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи, а также мероприятия проекта направлены на устранение дефицита кадров в сердечно-сосудистой, онкологической службах, медицинских организациях оказывающих медицинскую помощь детям [11]. В табл. 1 представлены целевые показатели Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по федеральному проекту. Так, к 2024 г. республика планирует повысить следующие показатели: обеспеченность врачами – до 55,0 на 10 000 населения; число специалистов, вовлеченных в непрерывное медицинское образование – до 16 800; долю специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации – до 86,2 %; укомплектованность врачебных должностей в амбулаторном звене – до 95 %.
Таблица 1
Целевые показатели Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по национальному проекту «Здравоохранение»
Целевой показатель |
2017 |
2024 |
Обеспеченность врачами (чел. на 10 тыс. населения) |
50,1 |
55,0 |
Обеспеченность средними медицинскими работниками (чел. на 10 тыс. населения) |
115,6 |
121,6 |
Обеспеченность врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях (чел. на 10 тыс. населения) |
26,3 |
28,7 |
Число специалистов вовлеченных в непрерывное медицинское образование (чел.) |
1909 |
16800 |
Доля специалистов допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, % |
0,4 |
86,2 |
Укомплектованность врачебных должностей в амбулаторном звене, % |
77,5 |
95,0 |
Укомплектованность должностей средних медицинских работников, % |
81 |
100 |
Ежегодно в Медицинском институте СВФУ обучается более 1700 студентов, ординаторов и аспирантов. Ежегодный набор студентов составляет более 250 человек. Обучение по 6 специальностям, 2 направлениям подготовки бакалавриата и 1 направлению магистратуры. Реализуется 31 программа ординатуры и 13 программ аспирантуры по 4 направлениям. Медицинский институт СВФУ работает в тесном сотрудничестве с работодателями на 36 клинических базах. В настоящее время в Медицинском институте СВФУ работают 159 преподавателей, из них 32 доктора наук, 86 кандидатов наук. Доля остепененных преподавателей – 83 %, средний возраст – 47 лет. Работает Малая медицинская академия, ориентированная на довузовское профориентационное обучение школьников 9–11 классов.
Уже сейчас Медицинский институт СВФУ имеет подготовленные кадры, современные научные лаборатории и реализует научные исследования мирового уровня по приоритетным направлениям научно-технологического развития РФ с участием российских и зарубежных ученых по комплексному изучению здоровья населения на Севере и Арктике, геномным исследованиям, клеточным технологиям. Результаты исследований внедрены в систему здравоохранения и востребованы на Дальнем Востоке и в России.
В рамках Комплексной программы по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров в 2013–2017 гг., утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) от 01.04.2013 г. № 108, одной из первоочередных и основных задач определено повышение планового набора студентов в Медицинский институт СВФУ и медицинские колледжи. Руководством республики поставлена задача практически трехкратного повышения количества выпускников медицинского вуза. Это было реализовано, и в табл. 2 представлена динамика контрольных цифр приема студентов по специальностям медицинского и фармацевтического профиля в Республике Саха (Якутия).
Таблица 2
Контрольные цифры приема студентов по специальностям медицинского и фармацевтического профиля в зависимости от потребности Республики Саха (Якутия) (2000–2018 гг.), (абс. число)
Год |
Лечебное дело |
Педиатрия |
Стоматология |
Фармация |
Медико-профилактическое дело |
Сестринское дело |
Магистратура |
Итого |
2018 |
125 |
50 |
20 |
20 |
20 |
10 |
10 |
255 |
2017 |
95 |
55 |
20 |
20 |
15 |
10 |
10 |
225 |
2016 |
95 |
50 |
16 |
20 |
15 |
13 |
8 |
217 |
2015 |
95 |
50 |
10 |
15 |
15 |
15 |
0 |
200 |
2014 |
94 |
50 |
11 |
20 |
15 |
15 |
0 |
205 |
2013 |
95 |
40 |
12 |
24 |
15 |
17 |
… |
203 |
2012 |
98 |
40 |
12 |
25 |
15 |
0 |
… |
190 |
2011 |
95 |
40 |
10 |
15 |
… |
… |
… |
160 |
2010 |
95 |
40 |
10 |
15 |
… |
… |
… |
160 |
Таблица 3
Динамика количества студентов Медицинского института, заключивших договоры целевой подготовки в Республике Саха (Якутия)
Годы |
Лечебное дело |
Педиатрия |
Стоматология |
Фармация |
Медико-профилактическое дело |
Сестринское дело АБ |
Итого |
2018 |
58 |
31 |
1 |
2 |
1 |
3 |
96 |
2017 |
38 |
25 |
8 |
3 |
7 |
5 |
86 |
2016 |
37 |
8 |
7 |
3 |
7 |
8 |
70 |
2015 |
36 |
18 |
5 |
7 |
5 |
5 |
76 |
2014 |
13 |
2 |
2 |
0 |
0 |
1 |
18 |
2013 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2012 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2011 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2010 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В табл. 3 представлена динамика целевой подготовки медицинских кадров в Республике Саха (Якутия). В динамике с 2013 г. количество студентов Медицинского института, заключивших договора целевой подготовки существенно повысилась, так если в 2013 г. – 2 студента, то в 2018 г. – 96.
Особую значимость приобретает вопрос закрепления кадров в арктических и северных районах республики. Благодаря реализации Федеральной программы «Земский доктор», республиканской программы «Земский фельдшер», Республиканской программе «Обеспечение жильем врачей северных и арктических районов РС (Я)» в 2016 г. в РС (Я) средняя укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом повысилась до 74,1 %, в том числе в северных районах – до 88,5 %. Так, по программе «Земский доктор» в районы республики было направлено: 2012 г. – 227 врачей, 2013 г. – 76, 2014 г. – 59, 2015 г. – 85, 2016 г. – 70, 2017 г. – 70. Из них в арктические и северные районы направлено: 2012 г. – 126 врачей, 2013 г. – 16, 2014 г. – 8, 2015 г. – 21, 2016 г. – 13. По республиканской программе «Обеспечение жильем врачей северных и арктических районов РС (Я)» в арктические и северные районы направлено: 2012 г. – 32 врачей, 2013 г. – 27, 2014 г. – 26, 2015 г. – 22, 2016 г. – 20, 2017 г. – 19. При этом в республике продолжает сохраняться дисбаланс в обеспеченности медицинскими кадрами в разрезе районов. Наиболее востребованными остаются врачи основных клинических специальностей – акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, неврологи, педиатры, терапевты. Ежегодный выпуск специалистов Медицинского института СВФУ в количестве 200 человек покрывает только 35 % потребности региона в медицинских кадрах.
Подготовка кадров в ординатуре и аспирантуре с 2010 г. также имеют положительную динамику: так если в 2010 г. в ординатуре обучалось 38 выпускников, в аспирантуре – 3, то в 2018 г. в ординатуре обучается 74 выпускника, в аспирантуре 17.
В Республике Саха (Якутия) сохранилась традиция по распределению студентов в районы. Так, в 2015 г. из 205 выпускников 19 распределены в северные и арктические районы республики, в 2016 г. из 432 выпускников – 31, в 2017 г. из 511 выпускников – 24.
С 1 января 2016 г. внедрена процедура аккредитации, прохождение которой дает специалисту право на осуществление медицинской деятельности в РФ. Являясь единственным учреждением высшего медицинского образования на Северо-Востоке России, Медицинский институт СВФУ осуществляет первичную, первичную специализированную и повторную аккредитацию специалистов. Проводится аккредитация выпускников по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация», «Медико-профилактическое дело».
Одной из клинических баз подготовки студентов, ординаторов является собственная Клиника медицинского института СВФУ с центром коллективного пользования с современными учебно-научными лабораториями:
- научно-исследовательская лаборатория клеточных технологий и регенеративной медицины,
- учебно-научная клинико-диагностическая лаборатория,
- учебно-научная лаборатория «Геномная медицина»,
- учебно-научная лаборатория нейро- психофизиологических исследований,
- учебно-научная лаборатория остеопороза,
- учебно-научная лаборатория патоморфологии, гистологии и цитологии,
- учебно-научная микробиологическая лаборатория.
В образовательный процесс внедрены модули инновационных практико-ориентированных симуляционных методов обучения. Запущены образовательные программы повышения квалификации на основе симуляционного обучения. Уже сегодня в Медицинском институте СВФУ работает уникальный Симуляционный центр. Он представлен комплектом оборудования с новейшей системой фантомного комплекса, компьютеризированных хирургических симуляторов, манекенов, акушерских, педиатрических, гинекологических симуляторов, учебной интегрированной операционной для полной имитации оперативного вмешательства, уникальными моделями-симуляторами человеческого организма. Симуляционный центр создан с имитацией рабочего места врача, провизора, медицинской сестры (больничные палаты, реанимационная, операционный и родильный залы, аптечный пункт, процедурные кабинеты). Во время учебного процесса в симуляционном центре преподавателями применяются образовательные технологии: тренинги, работа с тренажерами, манекенами и симуляторами, освоение и применение методик и технологий медицинских манипуляций. Задача Симуляционного центра состоит в том, чтобы студент активно занимался практической деятельностью в процессе обучения и приобрел навыки профессионально подготовленного специалиста. Созданы условия для оттачивания профессионального мастерства и компетенций студентов-медиков.
Благодаря реализации Программы развития СВФУ существенно улучшена материально-техническая база Медицинского института, организованы учебно-научные лаборатории по приоритетным направлениям медицинской науки. Созданы технологические платформы для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение актуальных проблем медицинской науки и здравоохранения с учетом особенностей Республики Саха (Якутия).
Приведение уровня подготовки медиков к единым требованиям будет осуществляться через разработанную систему непрерывного медицинского образования (НМО). Созданный в этих целях «Портал непрерывного медицинского образования» (http://edu.rosminzdrav.ru) обеспечивает уже сегодня доступ врача к реестру дополнительных образовательных программ, где предоставлена возможность формирования индивидуального плана обучения, выбора образовательной программы, включающей, в том числе, симуляционные тренинги, стажировки, циклы повышения квалификации. В настоящее время происходит реализация модели отработки основных принципов НМО, в которой участвуют образовательные организации, работодатели, профессиональные сообщества.
Выводы
Таким образом, приоритетным направлением развития медицинского образования в арктической зоне России является реализация модернизации высшего медицинского образования, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных медицинских кадров, органично интегрированных в реализацию программ инновационного развития здравоохранения.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (№ 18-05- 60035_Арктика).