Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИМЕНЕНИЕ MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Иванова О.Н. 1 Донская А.А. 1 Гуляева Н.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Данная статья посвящена внедрению системы Moodle в образовательный процесс студентов Медицинского института по дисциплине. С 2015 г. в обучение студентов Медицинского института была внедрена система Moodle. В конце 2017 г. сотрудники управления «Якутский глобальный университет» Северо-Восточного федерального университета провели анализ использования программы Moodle в обучающих программах по разным дисциплинам. Всем преподавателям были выданы справки с результатами анализа использования программы Moodle по преподаваемым дисциплинам. По данным справкам начислялись баллы стимулирующей оплаты труда преподавателям. В декабре 2018 г. стимулирующие баллы заработной платы за использование программы Moodle были увеличены. Было проведено анкетирование 300 студентов Медицинского института. Все опрошенные пользовались программой Moodle в образовательном процессе. Опросник включал 3 вопроса. Вопросы позволили получить информацию об удобстве применения системы Moodle, ее недостатках и преимуществах. В результате проведенного анкетирования 100% опрошенных студентов указали на удобства применения системы Moodle в образовательном процессе. Паролем для входа в систему является номер зачетной книжки студента. Преподаватель входит в программу Moodle через личный кабинет на сайте вуза. Программа отображает, в какое время и сколько времени затратил студент на подготовку в системе Moodle. Преподаватель может контролировать уровень полученных знаний по тестам, представленным в Moodle. Данная система оценки работы студентов удобна для преподавателя и для студентов, поскольку позволяет проводить тестирование в домашних условиях, а также отработку пропущенных занятий студентом в удобное для него время. В программе обучения могут быть представлены лекции, тесты, презентации занятий, учебные пособия, монографии. Внедрение новых инновационных образовательных программ необходимо в обучении студентов вузов, так как это создает дистанционные возможности подготовки к занятиям, предметным олимпиадам и государственным экзаменам.
обучение
образовательный процесс
специальность
анкетирование
презентации
пособия
монографии
программа
контроль
оценка
1. Аллен М. E-learning. Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным. М.: Альпина Паблишер, 2016. 275 c.
2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2013. 616 с.
3. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы построения и описания профилей стандартов и спецификаций информационно-образовательных сред. Метаданные для информационно-образовательных ресурсов сферы образования. М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»; фонд «Европейский центр по качеству», 2009. С. 143.
4. Бент А., Бринк K. Мультимедиа в образовании: Специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007. 13 с.
5. Вымятнин В.М., Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников. Томск, 2012. 54 с.
6. Дорофеев А.С. Модели обучающего курса в разработке систем дистанционного обучения. М.: Синергия, 2017. 139 c.
7. Зубарев Ю.Б. Видеоинформационные технологии систем связи. М.: Спутник+, 2011. 995 c.
8. Зырянова Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. М.: Флинта, 2016. 168 c.
9. Конев К.К. Методологический аспект применения систем дистанционного обучения. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 228 c.
10. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ, ОГУ, 2009. 339 с.
11. Мещерякова И.Н. Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студента: учебно-методическое пособие. М.: Флинта, 2014. 801 c.
12. 13.Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. М: Агентство «Социальный проект», 2007. 32 с.
13. Осин А.В. Образовательные электронные издания и ресурсы. М.: МГУП, 2014. 320 с.
14. Эшназарова М.Ю. Moodle свободная система управления обучением // Образование и воспитание. 2015. С. 41–44.
15. B?chner A. Moodle 3 Administration. Third Edition. Packt Publishing. М., 2016. 492 р.

Дистанционные методы обучения представляют каждому шанс получить качественное образование на основе современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и стать конкурентоспособным в современном мире [1–3].

Основные цели применения дистанционных методов обучения: содействие повышению качества и обеспечение доступности образовательных программ СВФУ за счет эффективного использования технологий электронного и дистанционного обучения.

Дистанционное обучение будущих специалистов представляет собой современный метод образовательной деятельности [4, 5]. Данный вид обучения имеет определенные удобства: позволяет проводить обучение в удобное для студента время с перерывами Подобные системы обучения стали возможными благодаря внедрению современных технологий в жизнь. Одной из таких систем является Moodle [6, 7]. Это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle – это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS [8, 9].

Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом [10, 11], переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира [12, 13].

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками [14, 15].

В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова программа Moodle была введена в образовательный процесс в 2015 г.

Цель исследования: изучить данные опроса студентов об использовании системы Moodle в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования

Было проведено анкетирование 300 студентов 1, 4, 5 курсов Медицинского института. Программа Moodle была использована во время обучения по всем дисциплинам обучения в Медицинском институте СВФУ. Анкета была разработана преподавателями Северо-Восточного федерального университета.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2015 г. все преподаватели были обучены методике использования Moodle в образовательном процессе сотрудниками управления «Якутский глобальный университет». В 2016 г. после появления Moodle на сайте Северо-Восточного федерального университета всех преподавателей обязали разработать и разместить обучающие программы в Moodle. Данные программы включали видеолекции, презентации лекций, методические пособия, тесты, ситуационные задачи.

В конце 2017 г. сотрудники управления «Якутский глобальный университет» Северо-Восточного федерального университета провели анализ использования программы Moodle в обучающих программах по разным дисциплинам. Всем преподавателям были выданы справки с результатами анализа использования программы Moodle по преподаваемым дисциплинам. По данным справкам начислялись баллы стимулирующей оплаты труда преподавателям. В декабре 2018 г. стимулирующие баллы заработной платы за использование программы Moodle были увеличены.

Ниже приведена динамика увеличения программ в Moodle СВФУ (рис. 1). Как видно из рисунка, количество программ представленных в Moodle увеличивается с каждым годом.

ivan1.wmf

Рис. 1. Динамика увеличения программ по дисциплинам в Moodle СВФУ

ivan2.wmf

Рис. 2. Количество программ по медицинским дисциплинам, размещенных в Moodle по выпускаемым специальностям Медицинского института

ivan3.wmf

Рис. 3. Количество программ по немедицинским дисциплинам, размещенных в Moodle по выпускаемым специальностям Медицинского института

Как видно из рис. 2, наибольшее количество рабочих программ по медицинским дисциплинам (Нормальная анатомия, Гистология, Микробиология, Терапия и т.д.) разработано по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» Медицинского института.

Как видно из рис. 3, наибольшее количество рабочих программ по немедицинским дисциплинам (Биология, Физика, Органическая химия, Английский язык и т.д.) разработано по специальности «Лечебное дело» Медицинского института.

Как видно из рис. 4, помимо отработки пропущенных занятий и подготовке к практическим занятиям студенты могут подготовиться к Государственным экзаменам (ГИА) и олимпиадам по специальностям.

ivan4.wmf

Рис. 4. Количество программ в Moodle, посвященных подготовке к ГИА и олимпиадам по основным специальностям

ivan5.wmf

Рис. 5. Количество программ по ординатуре и аспирантуре медицинских специальностей

Как видно из рис. 5, в Moodle СВФУ представлены программы для подготовки аспирантов и ординаторов по медицинским специальностям.

Несомненным удобством программы Moodle является возможность дистанционного контроля качества представленных лекций и тестов руководством университета, в числе методистов. При прохождении аккредитации высшего учебного заведения программа Moodle позволит дистанционно ознакомиться с лекциями и фондом оценочных средств комиссией, еще до выезда до проверки.

Преподаватель входит в программу Moodle через личный кабинет на сайте вуза. Паролем для студента является номер зачетной книжки. Учебный комплекс дисциплины состоит из блоков: теоретический, методический, нормативный, контролирующий.

Методический блок включает в себя основные документы по данной дисциплине, главный из них – рабочая программа дисциплины.

Теоретический блок содержит презентации лекций, конспекты лекций, списки рекомендуемой литературы.

В теоретическом блоке возможно чтение видеолекций, проблемных лекций, лекций-диспутов.

Контролирующий блок включает в себя тесты начального, промежуточного и порогового контроля по всем темам дисциплины.

Методический блок содержит методические рекомендации, разработки, таблицы и другой наглядный материал.

Программа отображает, в какое время и сколько времени затратил студент на подготовку в системе Moodle. Преподаватель может контролировать уровень полученных знаний по тестам, представленным в Moodle. Несомненным удобством для преподавателя является возможность дистанционного обучения и контроля студентов. Программа показывает, в какое время студент заходил в программу, сколько времени потратил на обучение. Программа отражает ответы студентов на тесты преподавателя, что дает возможность контроля уровня знаний студентов.

Паролем для входа в систему является номер зачетной книжки студента.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

1. Считаете ли вы удобным использование программы Moodle в образовательном процессе?

2. Почему вы считаете удобным использование программы Moodle в образовательном процессе? (укажите ответы приведенные ниже).

А. Можно отработать пропущенные занятия и лекции.

Б. Можно подготовиться к государственным экзаменам.

С. Можно подготовиться к предметным олимпиадам.

3. Трудно ли Вам работать в программе Moodle? Если ответ утвердительный, то укажите, какие трудности вы испытываете.

Все опрошенные (100%) указали в опроснике, что использование программы Moodle необходимо в образовательном процессе, очень удобно отрабатывать в домашних условиях пропущенные занятия.

50% опрошенных респондентов считают, что очень удобно готовиться к олимпиадным занятиям. И все опрошенные 100% считают, что несомненным преимуществом Moodle является возможность подготовки к государственным экзаменам (рис. 6).

ivan6.wmf

Рис. 6. Ответы опрошенных студентов на вопрос «Почему вы считаете удобным использование программы Moodle в образовательном процессе?»

ivan7.wmf

Рис. 7. Ответы студентов на вопрос «Трудно ли Вам работать в программе Moodle? Если ответ утвердительный, то укажите, какие трудности вы испытываете»

При указании трудностей в работе с программой Moodle выяснилось, что 80% опрошенных студентов трудностей не испытывали. На проблемы работы с программой Moodle указали 20% опрошенных студентов. Из них 10% считают, что программа Moodle работает медленно, 5% высказались, что трудно в первый раз зайти в программу и нужно звонить сотрудникам «Якутского глобального университета», 5% опрошенных указали на трудности в поиске нужной лекции и других методических материалов (рис. 7).

Выводы

Внедрение новых инновационных образовательных программ необходимо в обучении студентов вузов, так как это создает дистанционные возможности подготовки к занятиям, предметным олимпиадам и государственным экзаменам.


Библиографическая ссылка

Иванова О.Н., Донская А.А., Гуляева Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-2. – С. 326-331;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37812 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674