Дистанционные методы обучения представляют каждому шанс получить качественное образование на основе современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и стать конкурентоспособным в современном мире [1–3].
Основные цели применения дистанционных методов обучения: содействие повышению качества и обеспечение доступности образовательных программ СВФУ за счет эффективного использования технологий электронного и дистанционного обучения.
Дистанционное обучение будущих специалистов представляет собой современный метод образовательной деятельности [4, 5]. Данный вид обучения имеет определенные удобства: позволяет проводить обучение в удобное для студента время с перерывами Подобные системы обучения стали возможными благодаря внедрению современных технологий в жизнь. Одной из таких систем является Moodle [6, 7]. Это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle – это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS [8, 9].
Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом [10, 11], переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира [12, 13].
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками [14, 15].
В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова программа Moodle была введена в образовательный процесс в 2015 г.
Цель исследования: изучить данные опроса студентов об использовании системы Moodle в образовательном процессе.
Материалы и методы исследования
Было проведено анкетирование 300 студентов 1, 4, 5 курсов Медицинского института. Программа Moodle была использована во время обучения по всем дисциплинам обучения в Медицинском институте СВФУ. Анкета была разработана преподавателями Северо-Восточного федерального университета.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2015 г. все преподаватели были обучены методике использования Moodle в образовательном процессе сотрудниками управления «Якутский глобальный университет». В 2016 г. после появления Moodle на сайте Северо-Восточного федерального университета всех преподавателей обязали разработать и разместить обучающие программы в Moodle. Данные программы включали видеолекции, презентации лекций, методические пособия, тесты, ситуационные задачи.
В конце 2017 г. сотрудники управления «Якутский глобальный университет» Северо-Восточного федерального университета провели анализ использования программы Moodle в обучающих программах по разным дисциплинам. Всем преподавателям были выданы справки с результатами анализа использования программы Moodle по преподаваемым дисциплинам. По данным справкам начислялись баллы стимулирующей оплаты труда преподавателям. В декабре 2018 г. стимулирующие баллы заработной платы за использование программы Moodle были увеличены.
Ниже приведена динамика увеличения программ в Moodle СВФУ (рис. 1). Как видно из рисунка, количество программ представленных в Moodle увеличивается с каждым годом.
Рис. 1. Динамика увеличения программ по дисциплинам в Moodle СВФУ
Рис. 2. Количество программ по медицинским дисциплинам, размещенных в Moodle по выпускаемым специальностям Медицинского института
Рис. 3. Количество программ по немедицинским дисциплинам, размещенных в Moodle по выпускаемым специальностям Медицинского института
Как видно из рис. 2, наибольшее количество рабочих программ по медицинским дисциплинам (Нормальная анатомия, Гистология, Микробиология, Терапия и т.д.) разработано по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» Медицинского института.
Как видно из рис. 3, наибольшее количество рабочих программ по немедицинским дисциплинам (Биология, Физика, Органическая химия, Английский язык и т.д.) разработано по специальности «Лечебное дело» Медицинского института.
Как видно из рис. 4, помимо отработки пропущенных занятий и подготовке к практическим занятиям студенты могут подготовиться к Государственным экзаменам (ГИА) и олимпиадам по специальностям.
Рис. 4. Количество программ в Moodle, посвященных подготовке к ГИА и олимпиадам по основным специальностям
Рис. 5. Количество программ по ординатуре и аспирантуре медицинских специальностей
Как видно из рис. 5, в Moodle СВФУ представлены программы для подготовки аспирантов и ординаторов по медицинским специальностям.
Несомненным удобством программы Moodle является возможность дистанционного контроля качества представленных лекций и тестов руководством университета, в числе методистов. При прохождении аккредитации высшего учебного заведения программа Moodle позволит дистанционно ознакомиться с лекциями и фондом оценочных средств комиссией, еще до выезда до проверки.
Преподаватель входит в программу Moodle через личный кабинет на сайте вуза. Паролем для студента является номер зачетной книжки. Учебный комплекс дисциплины состоит из блоков: теоретический, методический, нормативный, контролирующий.
Методический блок включает в себя основные документы по данной дисциплине, главный из них – рабочая программа дисциплины.
Теоретический блок содержит презентации лекций, конспекты лекций, списки рекомендуемой литературы.
В теоретическом блоке возможно чтение видеолекций, проблемных лекций, лекций-диспутов.
Контролирующий блок включает в себя тесты начального, промежуточного и порогового контроля по всем темам дисциплины.
Методический блок содержит методические рекомендации, разработки, таблицы и другой наглядный материал.
Программа отображает, в какое время и сколько времени затратил студент на подготовку в системе Moodle. Преподаватель может контролировать уровень полученных знаний по тестам, представленным в Moodle. Несомненным удобством для преподавателя является возможность дистанционного обучения и контроля студентов. Программа показывает, в какое время студент заходил в программу, сколько времени потратил на обучение. Программа отражает ответы студентов на тесты преподавателя, что дает возможность контроля уровня знаний студентов.
Паролем для входа в систему является номер зачетной книжки студента.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
1. Считаете ли вы удобным использование программы Moodle в образовательном процессе?
2. Почему вы считаете удобным использование программы Moodle в образовательном процессе? (укажите ответы приведенные ниже).
А. Можно отработать пропущенные занятия и лекции.
Б. Можно подготовиться к государственным экзаменам.
С. Можно подготовиться к предметным олимпиадам.
3. Трудно ли Вам работать в программе Moodle? Если ответ утвердительный, то укажите, какие трудности вы испытываете.
Все опрошенные (100%) указали в опроснике, что использование программы Moodle необходимо в образовательном процессе, очень удобно отрабатывать в домашних условиях пропущенные занятия.
50% опрошенных респондентов считают, что очень удобно готовиться к олимпиадным занятиям. И все опрошенные 100% считают, что несомненным преимуществом Moodle является возможность подготовки к государственным экзаменам (рис. 6).
Рис. 6. Ответы опрошенных студентов на вопрос «Почему вы считаете удобным использование программы Moodle в образовательном процессе?»
Рис. 7. Ответы студентов на вопрос «Трудно ли Вам работать в программе Moodle? Если ответ утвердительный, то укажите, какие трудности вы испытываете»
При указании трудностей в работе с программой Moodle выяснилось, что 80% опрошенных студентов трудностей не испытывали. На проблемы работы с программой Moodle указали 20% опрошенных студентов. Из них 10% считают, что программа Moodle работает медленно, 5% высказались, что трудно в первый раз зайти в программу и нужно звонить сотрудникам «Якутского глобального университета», 5% опрошенных указали на трудности в поиске нужной лекции и других методических материалов (рис. 7).
Выводы
Внедрение новых инновационных образовательных программ необходимо в обучении студентов вузов, так как это создает дистанционные возможности подготовки к занятиям, предметным олимпиадам и государственным экзаменам.
Библиографическая ссылка
Иванова О.Н., Донская А.А., Гуляева Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-2. – С. 326-331;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37812 (дата обращения: 21.11.2024).