Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE USE OF MOODLE IN TEACHING MEDICAL STUDENTS

Ivanova O.N. 1 Donskaya A.A. 1 Gulyaeva N.A. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
This article is devoted to the implementation of the Moodle system in the educational process of students of the Medical Institute in the discipline. Since 2015, the Moodle system has been implemented in the training of students of the Medical Institute. At the end of 2017, the staff of the Department «Yakut global University» of the North-Eastern Federal University conducted an analysis of the use of the Moodle program in training programs in different disciplines. All teachers were given certificates with the results of the analysis of the use of the Moodle program in the taught disciplines. According to these certificates points of stimulating remuneration of teachers were accrued. In December 2018, incentive salary points for using the Moodle program were increased. A survey of 300 students of the Medical Institute was conducted. All respondents used the Moodle program in the educational process. The questionnaire included 3 questions. The questions provided information about the usability of the Moodle system, its disadvantages and advantages. As a result of the survey, 100% of the surveyed students indicated the convenience of using the Moodle system in the educational process. The password to log in is the student’s record book number. The teacher enters the Moodle program through a personal account on the website of the University. The program displays at what time and how much time the student spent on training in the Moodle system. The teacher can monitor the level of knowledge obtained on the tests presented in Moodle. This system of assessment of students is convenient for the teacher and for students, because it allows you to test at home, as well as working out missed classes by the student at a convenient time for him. The training program may include lectures, tests, presentations, tutorials, monographs. The introduction of new innovative educational programs is necessary in the training of University students, as it creates distance learning opportunities for classes, subject Olympiads and state exams.
training
educational process
specialty
questionnaires
presentations
manuals
monographs
programe
control
evaluation

Дистанционные методы обучения представляют каждому шанс получить качественное образование на основе современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и стать конкурентоспособным в современном мире [1–3].

Основные цели применения дистанционных методов обучения: содействие повышению качества и обеспечение доступности образовательных программ СВФУ за счет эффективного использования технологий электронного и дистанционного обучения.

Дистанционное обучение будущих специалистов представляет собой современный метод образовательной деятельности [4, 5]. Данный вид обучения имеет определенные удобства: позволяет проводить обучение в удобное для студента время с перерывами Подобные системы обучения стали возможными благодаря внедрению современных технологий в жизнь. Одной из таких систем является Moodle [6, 7]. Это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle – это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS [8, 9].

Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом [10, 11], переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира [12, 13].

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками [14, 15].

В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова программа Moodle была введена в образовательный процесс в 2015 г.

Цель исследования: изучить данные опроса студентов об использовании системы Moodle в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования

Было проведено анкетирование 300 студентов 1, 4, 5 курсов Медицинского института. Программа Moodle была использована во время обучения по всем дисциплинам обучения в Медицинском институте СВФУ. Анкета была разработана преподавателями Северо-Восточного федерального университета.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2015 г. все преподаватели были обучены методике использования Moodle в образовательном процессе сотрудниками управления «Якутский глобальный университет». В 2016 г. после появления Moodle на сайте Северо-Восточного федерального университета всех преподавателей обязали разработать и разместить обучающие программы в Moodle. Данные программы включали видеолекции, презентации лекций, методические пособия, тесты, ситуационные задачи.

В конце 2017 г. сотрудники управления «Якутский глобальный университет» Северо-Восточного федерального университета провели анализ использования программы Moodle в обучающих программах по разным дисциплинам. Всем преподавателям были выданы справки с результатами анализа использования программы Moodle по преподаваемым дисциплинам. По данным справкам начислялись баллы стимулирующей оплаты труда преподавателям. В декабре 2018 г. стимулирующие баллы заработной платы за использование программы Moodle были увеличены.

Ниже приведена динамика увеличения программ в Moodle СВФУ (рис. 1). Как видно из рисунка, количество программ представленных в Moodle увеличивается с каждым годом.

ivan1.wmf

Рис. 1. Динамика увеличения программ по дисциплинам в Moodle СВФУ

ivan2.wmf

Рис. 2. Количество программ по медицинским дисциплинам, размещенных в Moodle по выпускаемым специальностям Медицинского института

ivan3.wmf

Рис. 3. Количество программ по немедицинским дисциплинам, размещенных в Moodle по выпускаемым специальностям Медицинского института

Как видно из рис. 2, наибольшее количество рабочих программ по медицинским дисциплинам (Нормальная анатомия, Гистология, Микробиология, Терапия и т.д.) разработано по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» Медицинского института.

Как видно из рис. 3, наибольшее количество рабочих программ по немедицинским дисциплинам (Биология, Физика, Органическая химия, Английский язык и т.д.) разработано по специальности «Лечебное дело» Медицинского института.

Как видно из рис. 4, помимо отработки пропущенных занятий и подготовке к практическим занятиям студенты могут подготовиться к Государственным экзаменам (ГИА) и олимпиадам по специальностям.

ivan4.wmf

Рис. 4. Количество программ в Moodle, посвященных подготовке к ГИА и олимпиадам по основным специальностям

ivan5.wmf

Рис. 5. Количество программ по ординатуре и аспирантуре медицинских специальностей

Как видно из рис. 5, в Moodle СВФУ представлены программы для подготовки аспирантов и ординаторов по медицинским специальностям.

Несомненным удобством программы Moodle является возможность дистанционного контроля качества представленных лекций и тестов руководством университета, в числе методистов. При прохождении аккредитации высшего учебного заведения программа Moodle позволит дистанционно ознакомиться с лекциями и фондом оценочных средств комиссией, еще до выезда до проверки.

Преподаватель входит в программу Moodle через личный кабинет на сайте вуза. Паролем для студента является номер зачетной книжки. Учебный комплекс дисциплины состоит из блоков: теоретический, методический, нормативный, контролирующий.

Методический блок включает в себя основные документы по данной дисциплине, главный из них – рабочая программа дисциплины.

Теоретический блок содержит презентации лекций, конспекты лекций, списки рекомендуемой литературы.

В теоретическом блоке возможно чтение видеолекций, проблемных лекций, лекций-диспутов.

Контролирующий блок включает в себя тесты начального, промежуточного и порогового контроля по всем темам дисциплины.

Методический блок содержит методические рекомендации, разработки, таблицы и другой наглядный материал.

Программа отображает, в какое время и сколько времени затратил студент на подготовку в системе Moodle. Преподаватель может контролировать уровень полученных знаний по тестам, представленным в Moodle. Несомненным удобством для преподавателя является возможность дистанционного обучения и контроля студентов. Программа показывает, в какое время студент заходил в программу, сколько времени потратил на обучение. Программа отражает ответы студентов на тесты преподавателя, что дает возможность контроля уровня знаний студентов.

Паролем для входа в систему является номер зачетной книжки студента.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

1. Считаете ли вы удобным использование программы Moodle в образовательном процессе?

2. Почему вы считаете удобным использование программы Moodle в образовательном процессе? (укажите ответы приведенные ниже).

А. Можно отработать пропущенные занятия и лекции.

Б. Можно подготовиться к государственным экзаменам.

С. Можно подготовиться к предметным олимпиадам.

3. Трудно ли Вам работать в программе Moodle? Если ответ утвердительный, то укажите, какие трудности вы испытываете.

Все опрошенные (100%) указали в опроснике, что использование программы Moodle необходимо в образовательном процессе, очень удобно отрабатывать в домашних условиях пропущенные занятия.

50% опрошенных респондентов считают, что очень удобно готовиться к олимпиадным занятиям. И все опрошенные 100% считают, что несомненным преимуществом Moodle является возможность подготовки к государственным экзаменам (рис. 6).

ivan6.wmf

Рис. 6. Ответы опрошенных студентов на вопрос «Почему вы считаете удобным использование программы Moodle в образовательном процессе?»

ivan7.wmf

Рис. 7. Ответы студентов на вопрос «Трудно ли Вам работать в программе Moodle? Если ответ утвердительный, то укажите, какие трудности вы испытываете»

При указании трудностей в работе с программой Moodle выяснилось, что 80% опрошенных студентов трудностей не испытывали. На проблемы работы с программой Moodle указали 20% опрошенных студентов. Из них 10% считают, что программа Moodle работает медленно, 5% высказались, что трудно в первый раз зайти в программу и нужно звонить сотрудникам «Якутского глобального университета», 5% опрошенных указали на трудности в поиске нужной лекции и других методических материалов (рис. 7).

Выводы

Внедрение новых инновационных образовательных программ необходимо в обучении студентов вузов, так как это создает дистанционные возможности подготовки к занятиям, предметным олимпиадам и государственным экзаменам.