Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Саитбаева Э.Р. 1 Исмаилова Н.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье раскрывается опыт реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счет объединения ресурсов сельских школ на основе использования сетевой формы реализации образовательных программ. Основное внимание уделяется формированию профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования. Уточнены критерии профессиональной готовности педагога к реализации инклюзивного образования: мотивационный, когнитивный и деятельностный. Они характеризуют принятие педагогом идеи инклюзии, осознание социальной значимости помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, знание специфики организации учебно-воспитательной работы в условиях инклюзии, владение методами организации образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и механизмами организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Определены условия внедрения инклюзивного образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, которые апробированы в ходе реализации соответствующего проекта. Описаны результаты изучения профессиональной готовности педагога до и после проведения эксперимента, подтверждающие эффективность разработанных условий. Выделены основные риски, препятствующие достижению положительных результатов в обеспечении доступного и качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, намечены пути их предупреждения.
дети с ограниченными возможностями здоровья
инклюзивное образование
сетевое взаимодействие образовательных организаций
профессиональная готовность педагога к реализации инклюзивного образования
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 25.05.2019).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf (дата обращения: 25.05.2019).
3. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 20?22 июня 2011 г.). Моск. гор. психол-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. 244 с.
4. Кулагина Е.В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические исследования. 2019. № 3. C. 49–62. [Электронный ресурс]. URL: http://ras.jes.su/socis/s013216250004278-8-1 (дата обращения: 22.05.2019). DOI: 10.31857/S013216250004278-8.
5. Саитбаева Э.Р. Ресурсное обеспечение внедрения персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников // Вопросы дополнительного профессионального образования: научно-практический журнал. 2016. № 1(5). [Электронный ресурс]. URL: http://orenipk.ru/nauka/jour/Saitbaeva5-16.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
6. Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. Калининград, 2015. 54 с.
7. Хитрюк В.В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). С. 189–194.
8. Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. № 2 (34). С. 100–106.

В современной государственной политике образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уделяется особое внимание. В российском законодательстве об образовании детям с ОВЗ гарантируются условия получения доступного качественного образования. Так, в статье 79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что лицам с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться условия для получения без дискриминации качественного образования [1]. Государственная программа «Развитие образования» до 2025 г. предусматривает комплексный подход к решению проблемы специального образования [2].

Указанные условия могут быть созданы в обычных (инклюзивное образование) и в специальных классах (интегрированное образование) общеобразовательных школ, а также в специальных (коррекционных) школах. Смена парадигмы в подходах к образованию, воспитанию, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в переходе от надомных, коррекционных, компенсирующих форм образования – к инклюзивным, развивающим, деятельностным.

Преимущества инклюзивного образования исследователи видят в гибком (комбинированном) обучении, расширении возможностей для социализации детей с ОВЗ, семейном воспитании на дому и других факторах [3]. В то же время неравенство, заложенное в инклюзии по причине различия ресурсов родителей, учителей, школ, территорий, – снижает доступность качественного образования [4].

Таким образом, проблема заключается в противоречии между необходимостью перехода к инклюзивному образованию для обеспечения качества и доступности образования детей с ОВЗ, с одной стороны, – и недостаточной ресурсной готовностью образовательных организаций (особенно в сельской местности) к этому – с другой.

Сельские школы, как правило, не располагают возможностью качественно обучать и воспитывать детей со специальными образовательными потребностями из-за нехватки квалифицированного персонала (в том числе из-за слабой инфраструктуры), оборудования, бюджета (как следствие подушевого финансирования) и других причин. Низкий уровень ресурсов и неподготовленность образовательной среды сказываются на благополучии детей с ОВЗ и их образовательных возможностях. Между тем численность детей с ОВЗ растет, и им необходимы специальные условия для подготовки к самостоятельной жизни.

Среди всех ресурсов один из важнейших – кадровый. Готовность педагогов общеобразовательных школ к работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования оставляет желать лучшего. Отсутствие у них специального коррекционного образования, низкая мотивация принятия детей с особенностями психофизического развития, отсутствие навыков организации образовательного процесса в условиях инклюзии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей с ОВЗ приводят к неэффективности образовательной поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

Разрешение этого противоречия возможно за счет объединения ресурсов сельских школ на основе использования сетевой формы реализации образовательных программ (согласно статье 15 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). При этом педагоги образовательных организаций ожидают от опорной школы в условиях сетевого взаимодействия: помощи в проектировании адаптированных образовательных программ; консультаций специалистов; рекомендаций по эффективным способам взаимодействия между «особыми» детьми и их здоровыми сверстниками и другой поддержки.

Экспериментальная база. В сетевое взаимодействие для реализации инклюзивного образования были включены пять школ Саракташского района Оренбургской области: опорная школа – Петровская средняя общеобразовательная школа (СОШ) – и школы-партнёры: Нижнеаскаровская основная общеобразовательная школа (ООШ), Андреевская начальная общеобразовательная школа (НОШ), Екатериновская ООШ, Каировская ООШ. Общее количество детей с ОВЗ в сети составило 53 человека (табл. 1).

Таблица 1

Количество детей с ОВЗ в школах сети

Петровская СОШ

Каировская ООШ

Екатериновская ООШ

Андреевская НОШ

17 детей с ОВЗ с умственной отсталостью, в том числе 6 детей-инвалидов;

19 детей с ОВЗ с задержкой психического развития (ЗПР), в том числе 1 ребенок-инвалид

6 детей с ОВЗ с умственной отсталостью;

2 ребенка с ОВЗ с ЗПР

7 детей с ОВЗ с умственной отсталостью;

1 ребенок с ОВЗ с ЗПР

1 ребёнок с ОВЗ с умственной отсталостью

Большое количество детей с ОВЗ в Петровской СОШ связано с тем, что на протяжении многих десятилетий в селе существовал детский дом, сначала предназначенный для послевоенных сирот, затем – для детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР. В 2006 г. детский дом был закрыт. Однако многие из бывших работников детского дома взяли детей на воспитание в приёмные семьи. Так почти 60 детей остались в селе. Дети выросли, многие остались в селе, и у них появились свои дети. Обучение детей с ОВЗ в Петровской школе сначала осуществлялось в отдельных классах, а затем инклюзивно.

Цель исследования: обоснование и апробация условий внедрения инклюзивного образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций. Для этого нам было необходимо:

1) уточнить условия внедрения инклюзивного образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций;

2) выявить предпосылки реализации условий внедрения инклюзивного образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций Саракташского района Оренбургской области;

3) опытно-экспериментальным путём выявить эффективность данных условий.

Под условиями мы понимаем ресурсы (мотивационные, кадровые, нормативно-правовые, научно- и учебно-методические, информационные, материально-технические, финансово-экономические) и способы их применения [5]. В данной статье мы остановимся главным образом на мотивационных и кадровых ресурсах, обеспечивающих внедрение инклюзивного образования.

В исследовании профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования приняли участие педагоги Петровской опорной школы, Каировской ООШ, Екатериновской ООШ, Нижнеаскаровской ООШ (всего 48 человек).

Методы исследования: беседа, наблюдение, анкетирование с использованием «Методики изучения отношения будущих педагогов к ценностям инклюзивного образования» (адаптированная методика В.В. Хитрюк) [6].

Вслед за В.В. Хитрюк [7] и О.В. Карынбаевой [8] мы понимаем под профессиональной готовностью педагога к внедрению инклюзивного образования системное интегральное качество педагога, определяющее профессиональный выбор, направленность, поведенческие стратегии и методы педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Критерии профессиональной готовности педагога к внедрению инклюзивного образования (мотивационный, когнитивный, деятельностный) характеризуют: принятие педагогом идеи инклюзии, осознание социальной значимости помощи детям с ОВЗ, стремление к формированию толерантного отношения к ним со стороны общества; знание специфики организации учебно-воспитательной работы в условиях инклюзии; владение методами организации образовательного процесса в условиях инклюзии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей с ОВЗ и механизмами организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Результаты констатирующего эксперимента (табл. 2) свидетельствовали о необходимости целенаправленной работы по формированию «инклюзивной готовности педагогов» (В.В. Хитрюк) в условиях сетевого взаимодействия.

Таблица 2

Уровни сформированности критериев профессиональной готовности педагогов к внедрению инклюзивного образования

п/п

Критерии

Уровни сформированности критериев, %

Констатирующий эксперимент

Низкий

Средний

Высокий

1

Мотивационный

50

41,6

8,4

2

Когнитивный

58,3

35,4

6,3

3

Деятельностный

62,4

33,4

4,2

Для достижения поставленных цели и задач нами был разработан и реализован проект «Организация инклюзивного образования в условиях сетевого взаимодействия. Школа равных возможностей».

На подготовительном этапе (2016–2017 учебный год) были реализованы следующие мероприятия:

– изучение теории и практики инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом; нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы инклюзивного образования детей с ОВЗ;

– разработка пакета нормативно-правовых документов (положение об опорной школе, соглашение о межсетевом взаимодействии, локальные акты);

– совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов;

– создание на сайте опорной школы страницы «Инклюзивное образование» для освещения проекта;

– формирование социального заказа на институциональное повышение квалификации педагогов (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий) и др.

Результатом данного этапа стало создание нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования в условиях сетевого взаимодействия; изменение отношения педагогов к организации инклюзивного образования.

На основном этапе (2017–2018 учебный год) осуществлялось внедрение в практику условий внедрения инклюзивного образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций через систему мероприятий:

– формирование банка данных о детях с ОВЗ и педагогических кадрах общеобразовательных учреждений;

– выявление профессиональных затруднений педагогов, изучение запросов других субъектов образовательного процесса (в том числе родительской общественности) в области организации инклюзивного образования;

– разработка и утверждение плана-графика консультаций специалистов опорной школы;

– организация специалистами опорной школы (логопедом, социальным педагогом, педагогом ЛФК) консультативной помощи педагогам сетевых школ в проектировании адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, коррекционно-развивающих курсов для детей с ОВЗ;

– разработка методических рекомендаций по реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО) для детей с ОВЗ;

– проведение семинаров «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ» (ноябрь 2017 г.); «Сохранение здоровья детей с особыми образовательными потребностями в процессе обучения в общеобразовательной школе» (февраль 2018 г.) и других обучающих мероприятий.

Результатом данного этапа стало формирование партнерских отношений участников проекта; совершенствование системы комплексной психолого-логопедической и социальной помощи детям с ОВЗ, а также родителям (законным представителям), испытывающим трудности в воспитании таких детей; повышение профессиональной компетентности и ответственности педагогов.

Целью заключительного этапа (2018–2019 учебный год) стало выявление эффективности проведенной работы, обобщение и диссеминация опыта. Был проведен мониторинг качества образования обучающихся и профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования; выделены идеи для диссеминации и осуществлена презентация опыта организации инклюзивного образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций через сайт опорной школы, семинар «Оценочная деятельность учителя в условиях инклюзивного образования. Объективность оценки образовательных результатов обучающихся» (январь 2019 г.), итоговую конференцию.

Заключение

В целом были получены следующие результаты:

– созданы условия для полноценного исполнения норм действующего международного и российского законодательства в области соблюдения прав и учета особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

– разработана модель управления внедрением инклюзивного образования на основе сетевого взаимодействия сельских школ;

– создана образовательная среда, обеспечивающая доступность образования для детей с ОВЗ;

– усовершенствована системы комплексной психолого-логопедической и социальной помощи детям с ослабленным здоровьем, в том числе детям с ОВЗ, а также родителям (законным представителям), испытывающим трудности в воспитании детей.

– повысилась профессиональная компетентность педагогов образовательных организаций;

– создано информационное и программно-методическое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях сетевого взаимодействия;

– изменилось общественное сознание по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии и т.д.

Сравнительные данные результатов констатирующего и контрольного этапов, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о положительной динамике критериев профессиональной готовности педагогов к внедрению инклюзивного образования, что выразилось в: формировании толерантности и эмпатии по отношению к детям с ОВЗ; уяснении сущности процесса инклюзивного образования; овладении методами организации образовательного процесса в условиях инклюзии с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Таблица 3

Динамика уровней сформированности критериев профессиональной готовности педагогов к внедрению инклюзивного образования

п/п

Критерии

Уровни сформированности критериев, %

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Мотивационный

50

41,6

8,4

20,8

41,6

37,6

2

Когнитивный

58,3

35,4

6,3

10,4

37,6

52

3

Деятельностный

62,4

33,4

4,2

10,4

60,4

29,2

В процессе реализации проекта мы столкнулись с рисками, среди которых наиболее значимыми были: отрицательное отношение родителей нормально развивающихся детей к практике совместного обучения их детей и детей с ОВЗ; недостаточная толерантность здоровых детей к детям с ОВЗ. Своевременное выявление рисков и использование для их предупреждения информационно-просветительской работы; тренингов толерантности и коммуникации будут способствовать достижению положительных результатов в обеспечении доступного и качественного образования обучающихся с ОВЗ.


Библиографическая ссылка

Саитбаева Э.Р., Исмаилова Н.Б. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 186-190;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37573 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674