Неотъемлемым условием высокой вовлеченности современной студенческой молодежи в процесс выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВСФК «ГТО») является заинтересованность последних, простимулированная руководством и преподавательским составом вуза. Внедрение ВСФК «ГТО» в учебный процесс связано с серьезными изменениями в корпоративной культуре всех субъектов образовательного пространства [1]. Необходимой является работа по созданию не только методологии организации применения современных методов мотивации студенческой молодежи, но конкретных инструментов, формирующих среди студентов готовность к персональной ответственности за собственное физическое развитие.
В этой связи большую роль приобретает уровень мотивации и вовлеченности студенческой молодежи в процесс выполнения нормативов комплекса ВСФК «ГТО», а также их информированность о специфике данного комплекса. Таким образом, процесс внедрения ВСФК «ГТО» предполагает наличие слаженной команды, способной к эффективному диалогу и взаимодействию со всеми субъектами образовательного пространства вуза. В случае отсутствия мотивации студенческой молодежи в выполнении нормативов комплекса ВСФК «ГТО» возникает угроза формального участия студентов, что ведет к частичному или полному невыполнению задач, возлагаемых на ВСФК «ГТО».
Ряд исследователей отмечает, что на ценностные ориентиры и уровень мотивации студентов к выполнению нормативов комплекса «ГТО» оказывают влияние не только внешние, общественные факторы, но и внутренние, обусловленные спецификой реализации ВСФК «ГТО» в конкретном учебном заведении [2]. ВСФК «ГТО» предполагает соблюдение таких принципов, как: 1) добровольность и доступность; 2) образовательная и личностно ориентированная направленность; 3) обязательность медицинского контроля; 4) учет региональных особенностей и национальных традиций [3]. Опираясь на данные принципы, необходимо увеличивать степень вовлеченности студенческой молодежи в процесс выполнения нормативов комплекса ВСФК «ГТО» не административным ресурсом, но повышением внутренней мотивации студента.
Цель исследования: проведение социологической диагностики состояния мотивации студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО».
Материалы и методы исследования
Авторами работы организовано и проведено социологическое исследование «Отношение студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО» (2017 г.). Исследование проводилось методом анкетного опроса студенческой молодежи (n = 1902). Выборка социологического исследования охватывает все учебные подразделения ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (далее БелГУ).
В ходе исследования оценивалась мотивация студенческой молодежи, а именно: 1) уровень заинтересованности студенческой молодежи в выполнении нормативов ВСФК «ГТО»; 2) место физической культуры в структуре потребностей студенческой молодежи; 3) виды нематериального стимулирования студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО». Для получения объективной оценки мотивация студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО» респондентам было предложено оценить данные позиции, выбрав один из трех предложенных вариантов ответа. Авторы исследования учитывали, что социологическая диагностика дает представление о субъективной оценке мотивация студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО». Однако даже такая субъективная оценка позволяет выявить имеющиеся проблемы.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование было организовано и проведено в ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (далее НИУ «БелГУ»), в 2017 учебном году. В качестве реципиентов были выбраны представители студенческой молодежи, общей сложностью (N = 1902), посещающих в рамках образовательного процесса занятия по физической культуре. Преследуя получение объективных данных, выборка реципиентов учитывала количественный состав всех подразделений института (N – 21) и составила 10 % респондентов от абсолютного показателя количества студентов в каждом подразделении.
Исследование образа жизни студенческой молодежи показало, что регулярно занимаются физической культурой и спортом лишь треть респондентов, а именно – 33 %; ещё занимается периодически – 38; не занимается – 29 % опрошенных. Таким образом, лишь 628 опрошенных студентов обладают потребностью в занятиях физической культурой и спортом. Исходя из полученных данных, мы можем дифференцировать всех респондентов на три группы по критерию отношения к занятиям физической культурой и спортом, а именно: «спортсменов»; «активных студентов»; «пассивных студентов». Таким образом, у нас появляется возможность более сегментированно проанализировать полученные в ходе исследования результаты.
Данные о причинах пропуска обучающимися занятий по физической культуре распределились следующим образом: ровно треть обучающихся (33,3 %) отмечает усталость после пар, поэтому им тяжело заниматься физической культурой. Каждый пятый обучающийся пропускает данную дисциплину по причине лени, так ответило 18,5 % респондентов. Почти 9 % обучающихся отметили в качестве основной причины пропуска мотивационную составляющую. Таким образом, проблема мотивационного характера охватывает 27 % всех обучающихся. Плохое состояние здоровья как барьер посещаемости дисциплины указывают 16 % обучающихся. Проблематику логистики учебного процесса отражают следующие данные: после занятий нужно идти на трудные пары – 14 % респондентов; некоторые пары проходят в другом месте (не в моем учебном корпусе), на них неудобно добираться – 10 % респондентов. Таким образом, четверть обучающихся (24 %) перекладывает часть ответственности за посещение дисциплины «физическая культура» непосредственно на университет и его руководство.
Мнение студенческой молодежи относительно влияния спорта на здоровье человека показало высокую осведомленность опрошенных о роли физической активности для поддержания здоровья человека. Мнения респондентов распределились следующим образом: категория «спортсмены» и «активные студенты»: единогласно ответили: «оказывает положительное влияние» – 100 %. Категория «пассивные студенты» обозначили свое мнение так «оказывает положительное влияние» – 72 %; «никак не влияет на организм» – 28 %.
Студенческая молодежь оценивает свой уровень физической активности достаточно высоко, так из категории «спортсменов» более 93 % выбрали ответ «высокий»; оставшиеся 7 % выбрали более скромный вариант «средний уровень». Категория «активных студентов» оценила свой уровень как «высокий» – 27 %; «средний» – 53 %; «низкий» – 20 %. Среди опрошенных из категория «пассивных студентов» 54 % респондента оценили свой уровень как «высокий», ещё 24 % как «средний».
Значимость выполнения нормативов ВСФК «ГТО» для студенческой молодежи показала, что для категории «спортсмены» данный вид физической активности представляет высокую ценность, так 73 % опрошенных ответили, что для них это «проверка для самого себя на выносливость, силу и уровень спортивной подготовки», ещё 27 % опрошенных указали «престиж получения знака ГТО». Несколько иначе ответили респонденты из категории «активные студенты», так 52 % респондентов отметили «проверка для самого себя на выносливость, силу и уровень спортивной подготовки», ещё 37 % преследуют мотив «престижа получения знака ГТО», 11 % опрошенных указали, что для них выполнение нормативов ВСФК «ГТО» ничего не значит и является бесполезной тратой времени. Категория «пассивные студенты» высказала свое мнение следующим образом: «проверка для самого себя на выносливость, силу и свой уровень спортивной подготовки» – 17 %; «престиж получения знака ГТО» – 13 %; «ничего не значит, бесполезная трата времени» – 70 %.
Важным и показательным вопросом, на наш взгляд, является вопрос «Важно ли, чтобы в Вашем окружении/компании друзей были люди, любящие спорт, ведущие ЗОЖ?». Полученные данные распределились следующим образом: категория «спортсмены»: «да, очень важно, мои друзья должны разделять мои интересы» – 58 %; «не важно, главное, как я отношусь к спорту» – 42 %. Категория «активные студенты» выразили мнение следующим образом: «да, очень важно, мои друзья должны разделять мои интересы» – 26 %; «не важно, главное, как я отношусь к спорту» – 74 %. Категория «пассивные студенты» обозначили свое мнение так: «да, очень важно, мои друзья должны разделять мои интересы» – 7 %; «не важно, главное, как я отношусь к спорту» – 93 %.
Из полученных в ходе исследований данных можно сделать ряд заключений и выводов. Очевидно, что свободное время студенческая молодежь из категории «спортсменов» предпочитает проводить, занимаясь спортом и физической культурой, считая это приоритетным направлением в своей жизни. Также более 50 % «спортсменов» считает важным, чтобы в компании друзей были люди, любящие спорт, ведущие ЗОЖ, т.е. они следят не только за своим здоровьем и им важно, кто с ними рядом и как их окружение относится к физической активности.
Проводя сравнительный анализ мнения студентов, занимающихся физической культурой, и тех, кто не занимаются ей, о необходимости сдавать нормативы ВСФК «ГТО», мы выяснили, что общественное мнение пока не придает этому процессу должного внимания. Так, около 70 % всех опрошенных считают, что это не нужно, что составляет 1370 студентов. Из этого следует, что больше половины всех представителей студенческой молодежи не имеет достаточно сильного мотивирующего фактора к выполнению нормативов ВСФК «ГТО». При этом почти 80 % студентов-спортсменов считают, что для них соответствие нормативам «ГТО» – это проверка для самого себя на выносливость, силу и уровень спортивной подготовки.
Хорошо, что польза спорта и физической культуры понятна всем категориям студентов, так как 90 % всех опрошенных думают, что спорт оказывает положительное влияние на здоровье человека. Это свидетельствует о том, что даже те представители студенческой молодежи, которые не занимаются физической культурой и спортом, знают о благотворном влиянии физической активности на организм. Таким образом, есть основания полагать, что при достаточном уровне мотивации, данная категория студентов может изменить свое отношение к занятиям физической культурой и спортом, в пользу более активного образа жизни.
Учитывая общественное мнение студенческой молодежи относительно выполнения нормативов ВСФК «ГТО» и преследуя цель выработки оптимальных способов их мотивации, авторами статьи было организовано социологическое исследование. По результатам социологического опроса предстояло сформировать оптимальный комплекс мотивирующих мероприятий, направленных на повышение участия студенческой молодежи в выполнении нормативов ВСФК «ГТО». Участникам опроса были представлены различные инструменты и мероприятия, направленные на повышение мотивации студенческой молодежи, которые можно было оценить от 1 до 10, где 1 – наименьшее значение, а 10 – наивысшее.
Полученные данные позволяют сделать выводы, что актуальных инструментов и методов для повышения мотивации студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО» на текущий момент достаточно много. Опрошенные студенты достаточно ясно обозначили свою потребность в дополнительном поощрении участников комплекса «ГТО» в рамках учебного процесса, данный метод предпочитает 64 % реципиентов. Так, существует ряд направлений, которые могли бы применять преподаватели вуза по отношению к студентам, а именно: начисление дополнительных баллов в рамках применяемой балльно-рейтинговой системы, выставление зачета тем участникам, которые успешно выполнили нормативы комплекса «ГТО». Отметим, что данные методы поощрения согласуются с общей концепцией внедряемого комплекса, а также подтверждают достигнутые студентами результаты в рамках учебного процесса.
Также большой интерес (63 %) студенческая молодежь проявляет к отличительным знакам и прочей фирменной символике ВСФК «ГТО» в качестве элементов мотивации к участию. Популярность к данному методу стимулирования можно объяснить желанием обладать какими-то знаками отличия, которые могут демонстрировать окружающим высокий уровень физического развития его обладателя. Не исключено, что именно желание обладать отличительным знаком может выступать в качестве более сильного стимула, нежели непосредственно само физическое развитие и здоровьесберегающие функции комплекса ВСФК «ГТО». Отметим, что данный метод мотивации студенческой молодежи применяется с первых дней внедрения ВСФК «ГТО», однако реципиенты подчеркнули, что промежуток времени между успешным выполнением нормативов и фактическим вручением отличительных знаков является неприемлемо длинным. С данной позицией авторы статьи полностью солидарны, процесс поощрения должен проходить оперативно и непосредственно на месте выполнения нормативов.
Руководству вуза необходимо обратить внимание на популярность такого мотива, как предоставление студенческой молодежи льгот на пользование спортивной инфраструктурой университета. В пользу данного критерия высказались 51 % всех опрошенных студентов. Таким образом, студенческая молодёжь демонстрирует готовность посещения спортивных сооружений и комплексов университета, но по более низкой, доступной для данной социальной категории цене. Авторы статьи полагают, что использование именно этого критерия в качестве основного инструмента мотивации студенческой молодежи, может обеспечить длительный эффект повышения интереса не только к выполнению нормативов ВСФК «ГТО», но и к занятиям физической культурой и спортом в целом.
На основе полученных данных в 2017 г. были предприняты меры, направленные на мотивацию студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО». В течение учебного года было организовано и проведено более 70 мероприятий, направленных на повышение вовлеченности студенческой молодежи в занятия физической культурой и спортом. Из них 5 мероприятий непосредственно были посвящены выполнению или подготовке к выполнению нормативов ВСФК «ГТО», в том числе: «Праздник спорта и здоровья “ГТО – мой образ жизни”», «Знак ГТО – мой знак качества» и пр.
Особое внимание со стороны преподавателей и научных сотрудников кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ» было уделено модернизации существующей балльно-рейтинговой системы по дисциплине «физическая культура». Основываясь на полученных данных социологического исследования, было принято решение о включении в балльно-рейтинговую систему ряда критериев, засчитывающих баллы (необходимые для получения зачетной единицы) на основании участия или выполнения нормативов ВСФК «ГТО». Таким образом, повышение мотивации студенческой молодежи направлено на получение одновременно и более высокого уровня вовлеченности студентов в процесс выполнения нормативов ВСФК «ГТО», и на повышение успеваемости по дисциплине «физическая культура».
Особое внимание необходимо уделить программе «Получи знак отличия комплекса ВСФК «ГТО» и бесплатно посещай УСК С. Хоркиной». В рамках данной программы преподаватели и сотрудники НИУ «БелГУ» получившие отличительные знаки ВСФК «ГТО» любой степени могут льготно посещать спортивные объекты УСК С. Хоркиной, в том числе и бассейн. Мы полагаем, что стимулирование преподавательского состава и работников вуза может благоприятно сказаться на общественном мнении и повышении статуса обладателя знака отличия ВСФК «ГТО». Таким образом, студенческая молодежь, а именно та ее часть, которая ориентируется в вопросе ценностных предпочтений на преподавательский состав, получает дополнительную мотивацию в процессе выполнения нормативов ВСФК «ГТО».
Заключение
В ходе исследования было установлено, что в процессе внедрения ВСФК «ГТО» в систему высшего образования необходимо учитывать низкий уровень мотивации к физической культуре и спорту со стороны студенческой молодежи.
Нами были рассмотрены наиболее значимые проблемы реализации ВСФК «ГТО» в системе высшего образования, а также предложены способы решения таких проблем как: организация комплексного медицинского осмотра студентов НИУ «БелГУ», которое осуществляется в соответствии с согласованным с ОГКУЗ особого типа «Областной центр медицинской профилактики» и графиком утвержденным управлением образования г. Белгорода. Предложен сегментированный подход к выполнению нормативов, согласно которому студенты (отнесенные к подготовительным, специальным и освобожденным группам), имеющие ряд медицинских ограничений, могут выбирать виды нормативов, а другие игнорировать. Обозначена проблема формирования мотивации студентов к выполнению нормативов комплекса ВСФК «ГТО», которые с большим удовольствием предпочитает быть зрителями, а не участниками.
Сравнительный анализ вовлеченности студенческой молодежи в процесс выполнения нормативов ВСФК «ГТО» демонстрирует значительное увеличение числа участников после организации программы, направленной на повышение мотивации студентов.
Одним из показателей служит выбор студентами группы «Подготовка к ГТО» в качестве группы элективной физической культуры. Так в 2016 г. в рамках элективной физической культуры функционировали 2 группы, которые были сформированы на добровольной основе, с учетом личностно-ориентированного подхода к образованию студентов [4]. В 2017 г. количество групп «Подготовка к ГТО» достигло 16, что свидетельствует о высокой потребности студенческой молодежи в участии выполнения нормативов ВСФК «ГТО». Относительно количественного показателя непосредственных участников выполнения нормативов ВСФК «ГТО» был зафиксирован рост в 32 % по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, мы можем заключить, что исследование факторов, определяющих мотивацию студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО», и их применение на практике дает положительный результат.
Ранее мы неоднократно подчеркивали, что фундаментальной основой положительного отношения студенческой молодежи к физической культуре и спорту является либерализация, которая предусматривает свободу выбора студентами форм занятий [5]. Таким образом, выявление и анализ мотивации студенческой молодежи может быть положено в основу внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Библиографическая ссылка
Гончарук С.В., Соловейченко Е.Г., Показанникова Л.Т., Утенина Н.А. РОЛЬ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 4. – С. 81-85;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37496 (дата обращения: 27.12.2024).