Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF MOTIVATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF THE «GTO»

Goncharuk S.V. 1 Soloveychenko E.G. 1 Pokazannikova L.T. 1 Utenina N.A. 1
1 Belgorod National Research University
The value orientations of modern students are characterized by a low focus on physical activity, physical culture and sports. In addition, a stable opinion was formed in the student environment regarding the priority of disciplines in the process of obtaining higher education, and the discipline «physical culture» is considered as an auxiliary subject not directly connected with the acquisition of a profession. In this regard, the introduction of the «GTO» is acquiring particular relevance for the development of students. Based on the fact that the classes provided by the curriculum are often seen by students as boring and ineffective, the authors of the article see a way out of the current situation in developing a set of measures aimed at increasing the motivation of students to comply with the standards of the «GTO». The article is based on the results of the study, the purpose of which was to determine the factors affecting the motivation of students to comply with the standards of the «GTO». The authors of the article emphasize that the use of pedagogical and psychological methods aimed at updating the motives of students makes it possible to increase the activity and interest of students in the implementation of the standards of the «GTO». The authors also reviewed the most significant problems of the implementation of the «GTO», and also proposed ways to solve such problems as: organizing a comprehensive medical examination and a segmented approach to the implementation of standards.
motivation
physical culture
student youth
GTO

Неотъемлемым условием высокой вовлеченности современной студенческой молодежи в процесс выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВСФК «ГТО») является заинтересованность последних, простимулированная руководством и преподавательским составом вуза. Внедрение ВСФК «ГТО» в учебный процесс связано с серьезными изменениями в корпоративной культуре всех субъектов образовательного пространства [1]. Необходимой является работа по созданию не только методологии организации применения современных методов мотивации студенческой молодежи, но конкретных инструментов, формирующих среди студентов готовность к персональной ответственности за собственное физическое развитие.

В этой связи большую роль приобретает уровень мотивации и вовлеченности студенческой молодежи в процесс выполнения нормативов комплекса ВСФК «ГТО», а также их информированность о специфике данного комплекса. Таким образом, процесс внедрения ВСФК «ГТО» предполагает наличие слаженной команды, способной к эффективному диалогу и взаимодействию со всеми субъектами образовательного пространства вуза. В случае отсутствия мотивации студенческой молодежи в выполнении нормативов комплекса ВСФК «ГТО» возникает угроза формального участия студентов, что ведет к частичному или полному невыполнению задач, возлагаемых на ВСФК «ГТО».

Ряд исследователей отмечает, что на ценностные ориентиры и уровень мотивации студентов к выполнению нормативов комплекса «ГТО» оказывают влияние не только внешние, общественные факторы, но и внутренние, обусловленные спецификой реализации ВСФК «ГТО» в конкретном учебном заведении [2]. ВСФК «ГТО» предполагает соблюдение таких принципов, как: 1) добровольность и доступность; 2) образовательная и личностно ориентированная направленность; 3) обязательность медицинского контроля; 4) учет региональных особенностей и национальных традиций [3]. Опираясь на данные принципы, необходимо увеличивать степень вовлеченности студенческой молодежи в процесс выполнения нормативов комплекса ВСФК «ГТО» не административным ресурсом, но повышением внутренней мотивации студента.

Цель исследования: проведение социологической диагностики состояния мотивации студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО».

Материалы и методы исследования

Авторами работы организовано и проведено социологическое исследование «Отношение студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО» (2017 г.). Исследование проводилось методом анкетного опроса студенческой молодежи (n = 1902). Выборка социологического исследования охватывает все учебные подразделения ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (далее БелГУ).

В ходе исследования оценивалась мотивация студенческой молодежи, а именно: 1) уровень заинтересованности студенческой молодежи в выполнении нормативов ВСФК «ГТО»; 2) место физической культуры в структуре потребностей студенческой молодежи; 3) виды нематериального стимулирования студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО». Для получения объективной оценки мотивация студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО» респондентам было предложено оценить данные позиции, выбрав один из трех предложенных вариантов ответа. Авторы исследования учитывали, что социологическая диагностика дает представление о субъективной оценке мотивация студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО». Однако даже такая субъективная оценка позволяет выявить имеющиеся проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование было организовано и проведено в ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (далее НИУ «БелГУ»), в 2017 учебном году. В качестве реципиентов были выбраны представители студенческой молодежи, общей сложностью (N = 1902), посещающих в рамках образовательного процесса занятия по физической культуре. Преследуя получение объективных данных, выборка реципиентов учитывала количественный состав всех подразделений института (N – 21) и составила 10 % респондентов от абсолютного показателя количества студентов в каждом подразделении.

Исследование образа жизни студенческой молодежи показало, что регулярно занимаются физической культурой и спортом лишь треть респондентов, а именно – 33 %; ещё занимается периодически – 38; не занимается – 29 % опрошенных. Таким образом, лишь 628 опрошенных студентов обладают потребностью в занятиях физической культурой и спортом. Исходя из полученных данных, мы можем дифференцировать всех респондентов на три группы по критерию отношения к занятиям физической культурой и спортом, а именно: «спортсменов»; «активных студентов»; «пассивных студентов». Таким образом, у нас появляется возможность более сегментированно проанализировать полученные в ходе исследования результаты.

Данные о причинах пропуска обучающимися занятий по физической культуре распределились следующим образом: ровно треть обучающихся (33,3 %) отмечает усталость после пар, поэтому им тяжело заниматься физической культурой. Каждый пятый обучающийся пропускает данную дисциплину по причине лени, так ответило 18,5 % респондентов. Почти 9 % обучающихся отметили в качестве основной причины пропуска мотивационную составляющую. Таким образом, проблема мотивационного характера охватывает 27 % всех обучающихся. Плохое состояние здоровья как барьер посещаемости дисциплины указывают 16 % обучающихся. Проблематику логистики учебного процесса отражают следующие данные: после занятий нужно идти на трудные пары – 14 % респондентов; некоторые пары проходят в другом месте (не в моем учебном корпусе), на них неудобно добираться – 10 % респондентов. Таким образом, четверть обучающихся (24 %) перекладывает часть ответственности за посещение дисциплины «физическая культура» непосредственно на университет и его руководство.

Мнение студенческой молодежи относительно влияния спорта на здоровье человека показало высокую осведомленность опрошенных о роли физической активности для поддержания здоровья человека. Мнения респондентов распределились следующим образом: категория «спортсмены» и «активные студенты»: единогласно ответили: «оказывает положительное влияние» – 100 %. Категория «пассивные студенты» обозначили свое мнение так «оказывает положительное влияние» – 72 %; «никак не влияет на организм» – 28 %.

Студенческая молодежь оценивает свой уровень физической активности достаточно высоко, так из категории «спортсменов» более 93 % выбрали ответ «высокий»; оставшиеся 7 % выбрали более скромный вариант «средний уровень». Категория «активных студентов» оценила свой уровень как «высокий» – 27 %; «средний» – 53 %; «низкий» – 20 %. Среди опрошенных из категория «пассивных студентов» 54 % респондента оценили свой уровень как «высокий», ещё 24 % как «средний».

Значимость выполнения нормативов ВСФК «ГТО» для студенческой молодежи показала, что для категории «спортсмены» данный вид физической активности представляет высокую ценность, так 73 % опрошенных ответили, что для них это «проверка для самого себя на выносливость, силу и уровень спортивной подготовки», ещё 27 % опрошенных указали «престиж получения знака ГТО». Несколько иначе ответили респонденты из категории «активные студенты», так 52 % респондентов отметили «проверка для самого себя на выносливость, силу и уровень спортивной подготовки», ещё 37 % преследуют мотив «престижа получения знака ГТО», 11 % опрошенных указали, что для них выполнение нормативов ВСФК «ГТО» ничего не значит и является бесполезной тратой времени. Категория «пассивные студенты» высказала свое мнение следующим образом: «проверка для самого себя на выносливость, силу и свой уровень спортивной подготовки» – 17 %; «престиж получения знака ГТО» – 13 %; «ничего не значит, бесполезная трата времени» – 70 %.

Важным и показательным вопросом, на наш взгляд, является вопрос «Важно ли, чтобы в Вашем окружении/компании друзей были люди, любящие спорт, ведущие ЗОЖ?». Полученные данные распределились следующим образом: категория «спортсмены»: «да, очень важно, мои друзья должны разделять мои интересы» – 58 %; «не важно, главное, как я отношусь к спорту» – 42 %. Категория «активные студенты» выразили мнение следующим образом: «да, очень важно, мои друзья должны разделять мои интересы» – 26 %; «не важно, главное, как я отношусь к спорту» – 74 %. Категория «пассивные студенты» обозначили свое мнение так: «да, очень важно, мои друзья должны разделять мои интересы» – 7 %; «не важно, главное, как я отношусь к спорту» – 93 %.

Из полученных в ходе исследований данных можно сделать ряд заключений и выводов. Очевидно, что свободное время студенческая молодежь из категории «спортсменов» предпочитает проводить, занимаясь спортом и физической культурой, считая это приоритетным направлением в своей жизни. Также более 50 % «спортсменов» считает важным, чтобы в компании друзей были люди, любящие спорт, ведущие ЗОЖ, т.е. они следят не только за своим здоровьем и им важно, кто с ними рядом и как их окружение относится к физической активности.

Проводя сравнительный анализ мнения студентов, занимающихся физической культурой, и тех, кто не занимаются ей, о необходимости сдавать нормативы ВСФК «ГТО», мы выяснили, что общественное мнение пока не придает этому процессу должного внимания. Так, около 70 % всех опрошенных считают, что это не нужно, что составляет 1370 студентов. Из этого следует, что больше половины всех представителей студенческой молодежи не имеет достаточно сильного мотивирующего фактора к выполнению нормативов ВСФК «ГТО». При этом почти 80 % студентов-спортсменов считают, что для них соответствие нормативам «ГТО» – это проверка для самого себя на выносливость, силу и уровень спортивной подготовки.

Хорошо, что польза спорта и физической культуры понятна всем категориям студентов, так как 90 % всех опрошенных думают, что спорт оказывает положительное влияние на здоровье человека. Это свидетельствует о том, что даже те представители студенческой молодежи, которые не занимаются физической культурой и спортом, знают о благотворном влиянии физической активности на организм. Таким образом, есть основания полагать, что при достаточном уровне мотивации, данная категория студентов может изменить свое отношение к занятиям физической культурой и спортом, в пользу более активного образа жизни.

Учитывая общественное мнение студенческой молодежи относительно выполнения нормативов ВСФК «ГТО» и преследуя цель выработки оптимальных способов их мотивации, авторами статьи было организовано социологическое исследование. По результатам социологического опроса предстояло сформировать оптимальный комплекс мотивирующих мероприятий, направленных на повышение участия студенческой молодежи в выполнении нормативов ВСФК «ГТО». Участникам опроса были представлены различные инструменты и мероприятия, направленные на повышение мотивации студенческой молодежи, которые можно было оценить от 1 до 10, где 1 – наименьшее значение, а 10 – наивысшее.

Полученные данные позволяют сделать выводы, что актуальных инструментов и методов для повышения мотивации студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО» на текущий момент достаточно много. Опрошенные студенты достаточно ясно обозначили свою потребность в дополнительном поощрении участников комплекса «ГТО» в рамках учебного процесса, данный метод предпочитает 64 % реципиентов. Так, существует ряд направлений, которые могли бы применять преподаватели вуза по отношению к студентам, а именно: начисление дополнительных баллов в рамках применяемой балльно-рейтинговой системы, выставление зачета тем участникам, которые успешно выполнили нормативы комплекса «ГТО». Отметим, что данные методы поощрения согласуются с общей концепцией внедряемого комплекса, а также подтверждают достигнутые студентами результаты в рамках учебного процесса.

Также большой интерес (63 %) студенческая молодежь проявляет к отличительным знакам и прочей фирменной символике ВСФК «ГТО» в качестве элементов мотивации к участию. Популярность к данному методу стимулирования можно объяснить желанием обладать какими-то знаками отличия, которые могут демонстрировать окружающим высокий уровень физического развития его обладателя. Не исключено, что именно желание обладать отличительным знаком может выступать в качестве более сильного стимула, нежели непосредственно само физическое развитие и здоровьесберегающие функции комплекса ВСФК «ГТО». Отметим, что данный метод мотивации студенческой молодежи применяется с первых дней внедрения ВСФК «ГТО», однако реципиенты подчеркнули, что промежуток времени между успешным выполнением нормативов и фактическим вручением отличительных знаков является неприемлемо длинным. С данной позицией авторы статьи полностью солидарны, процесс поощрения должен проходить оперативно и непосредственно на месте выполнения нормативов.

Руководству вуза необходимо обратить внимание на популярность такого мотива, как предоставление студенческой молодежи льгот на пользование спортивной инфраструктурой университета. В пользу данного критерия высказались 51 % всех опрошенных студентов. Таким образом, студенческая молодёжь демонстрирует готовность посещения спортивных сооружений и комплексов университета, но по более низкой, доступной для данной социальной категории цене. Авторы статьи полагают, что использование именно этого критерия в качестве основного инструмента мотивации студенческой молодежи, может обеспечить длительный эффект повышения интереса не только к выполнению нормативов ВСФК «ГТО», но и к занятиям физической культурой и спортом в целом.

На основе полученных данных в 2017 г. были предприняты меры, направленные на мотивацию студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО». В течение учебного года было организовано и проведено более 70 мероприятий, направленных на повышение вовлеченности студенческой молодежи в занятия физической культурой и спортом. Из них 5 мероприятий непосредственно были посвящены выполнению или подготовке к выполнению нормативов ВСФК «ГТО», в том числе: «Праздник спорта и здоровья “ГТО – мой образ жизни”», «Знак ГТО – мой знак качества» и пр.

Особое внимание со стороны преподавателей и научных сотрудников кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ» было уделено модернизации существующей балльно-рейтинговой системы по дисциплине «физическая культура». Основываясь на полученных данных социологического исследования, было принято решение о включении в балльно-рейтинговую систему ряда критериев, засчитывающих баллы (необходимые для получения зачетной единицы) на основании участия или выполнения нормативов ВСФК «ГТО». Таким образом, повышение мотивации студенческой молодежи направлено на получение одновременно и более высокого уровня вовлеченности студентов в процесс выполнения нормативов ВСФК «ГТО», и на повышение успеваемости по дисциплине «физическая культура».

Особое внимание необходимо уделить программе «Получи знак отличия комплекса ВСФК «ГТО» и бесплатно посещай УСК С. Хоркиной». В рамках данной программы преподаватели и сотрудники НИУ «БелГУ» получившие отличительные знаки ВСФК «ГТО» любой степени могут льготно посещать спортивные объекты УСК С. Хоркиной, в том числе и бассейн. Мы полагаем, что стимулирование преподавательского состава и работников вуза может благоприятно сказаться на общественном мнении и повышении статуса обладателя знака отличия ВСФК «ГТО». Таким образом, студенческая молодежь, а именно та ее часть, которая ориентируется в вопросе ценностных предпочтений на преподавательский состав, получает дополнительную мотивацию в процессе выполнения нормативов ВСФК «ГТО».

Заключение

В ходе исследования было установлено, что в процессе внедрения ВСФК «ГТО» в систему высшего образования необходимо учитывать низкий уровень мотивации к физической культуре и спорту со стороны студенческой молодежи.

Нами были рассмотрены наиболее значимые проблемы реализации ВСФК «ГТО» в системе высшего образования, а также предложены способы решения таких проблем как: организация комплексного медицинского осмотра студентов НИУ «БелГУ», которое осуществляется в соответствии с согласованным с ОГКУЗ особого типа «Областной центр медицинской профилактики» и графиком утвержденным управлением образования г. Белгорода. Предложен сегментированный подход к выполнению нормативов, согласно которому студенты (отнесенные к подготовительным, специальным и освобожденным группам), имеющие ряд медицинских ограничений, могут выбирать виды нормативов, а другие игнорировать. Обозначена проблема формирования мотивации студентов к выполнению нормативов комплекса ВСФК «ГТО», которые с большим удовольствием предпочитает быть зрителями, а не участниками.

Сравнительный анализ вовлеченности студенческой молодежи в процесс выполнения нормативов ВСФК «ГТО» демонстрирует значительное увеличение числа участников после организации программы, направленной на повышение мотивации студентов.

Одним из показателей служит выбор студентами группы «Подготовка к ГТО» в качестве группы элективной физической культуры. Так в 2016 г. в рамках элективной физической культуры функционировали 2 группы, которые были сформированы на добровольной основе, с учетом личностно-ориентированного подхода к образованию студентов [4]. В 2017 г. количество групп «Подготовка к ГТО» достигло 16, что свидетельствует о высокой потребности студенческой молодежи в участии выполнения нормативов ВСФК «ГТО». Относительно количественного показателя непосредственных участников выполнения нормативов ВСФК «ГТО» был зафиксирован рост в 32 % по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, мы можем заключить, что исследование факторов, определяющих мотивацию студенческой молодежи к выполнению нормативов ВСФК «ГТО», и их применение на практике дает положительный результат.

Ранее мы неоднократно подчеркивали, что фундаментальной основой положительного отношения студенческой молодежи к физической культуре и спорту является либерализация, которая предусматривает свободу выбора студентами форм занятий [5]. Таким образом, выявление и анализ мотивации студенческой молодежи может быть положено в основу внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».