Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ДЛЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Савватеева Т.П. 1 Белокурова М.А. 1
1 ГБОУ ВО Московской области «Университет “Дубна”»
В статье представлен опыт применения технологий и средств анализа и проектирования информационных систем для описания и осмысления деятельности и бизнес-процессов предприятия малого бизнеса с целью повышения их эффективности. Описаны основные понятия анализа деятельности предприятия, моделирования бизнес-процессов, их целей. Рассмотрен пример применения инструментов и методов стратегического анализа предприятия, его показателей, конъюнктуры рынка, экономической эффективности при решении задачи оценки положения предприятия на рынке, его улучшения и укрепления. Детально рассмотрены бизнес-процессы компании (интернет-магазин по продаже фермерских продуктов с доставкой на дом), разработаны основные рекомендации по повышению эффективности деятельности, включая мероприятия по усилению конкурентных преимуществ, а также меры по устранению проблемных мест, выявленных в результате анализа одного из основных бизнес-процессов – обслуживание клиентов. Компания работает в сфере услуг, процесс обслуживания потребителя влияет на его стратегию, развитие возможностей, роста финансовых показателей, привлечения новых клиентов, пополнения списка постоянных. Описанная в статье работа является законченным исследованием, но открытым для дальнейшего развития и использования. Результаты, описанные в статье, являются востребованными и нашли одобрительный отклик у руководства предприятия.
электронный бизнес
анализ деятельности
стратегический анализ
бизнес-процесс
повышение эффективности
моделирование бизнес-процессов
информационные технологии
1. Абрамов В.С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание. М.: Юрайт, 2018. 270 с.
2. Тельнов Ю.Ф., Федоров И.Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 207 с.
3. Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов. М.: Юрайт, 2018. 289 с.
4. Мироненко О.В. Органический рынок России. Итоги 2016 года. Перспективы на 2017 год [Электронный ресурс]. URL: http://rosorganic.ru/files/statia?%20org?%20rinok?%20rossii.pdf (дата обращения: 12.08.2018).
5. Николаева М.А., Калугина С.А., Карташова Л.В. Анализ российского рынка органических продуктов питания // Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 1. С. 226–230.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в 1960–1970-х гг. дало толчок возникновению электронной коммерции, что позволило упростить и удешевить обмен данными между и внутри предприятий. Стало возможным автоматизировать коммерческую деятельность предприятия, используя не только информационные системы и технологии, но и интернет-технологии для передачи данных и предоставления Web-сервисов.

Процессы, ставшие характеристикой эры глобальной компьютеризации и информатизации всех сфер деятельности человечества, обусловливают динамичность и сложность конъюнктуры рынка, усиление конкурентной борьбы между компаниями, а также быстрые и непредсказуемые изменения законодательства и многое другое.

Чтобы сохранить конкурентоспособность в этих условиях, предприятия вынуждены переосмыслять формы и способы ведения своей деятельности и прибегать к новым методикам, позволяющим улучшить свое положение на рынке.

Сегодня электронный бизнес – это широкая сфера деятельности, в которой работают специалисты разного профиля, программы подготовки которых есть в различных вузх, в том числе в Государственном университете «Дубна».

В процессе обучения студент, получив теоретический багаж знаний, применяет их в конкретных реальных проектах или задачах, выполняя курсовые работы, научно-исследовательские работы (НИР) или выпускную работу бакалавра или магистра.

Цель исследования: анализ успешного опыта использования информационных технологий, инструментов и методов стратегического анализа предприятия, его показателей, конъюнктуры рынка, экономической эффективности, анализа и оптимизации бизнес-процессов компании.

Материалы и методы исследования

Материалом для статьи послужили результаты применения информационных технологий анализа деятельности предприятия малого бизнеса, выполненного авторами, и применяемые методы (это, прежде всего, методы стратегического анализа предприятия и методы анализа его бизнес-процессов). Кроме того, важен анализ результатов, полученных при решении конкретной задачи, которые являются востребованными в реальной практической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Исходя из того, что работа посвящена повышению эффективности продаж компании за счет анализа текущей деятельности предприятия и рассмотрения основных бизнес-процессов, протекающих в организации, с последующим составлением списка рекомендаций по усовершенствованию деятельности компании, рассмотрим те информационные технологии, методы и средства, которые были изучены и использованы при выполнении исследования.

Объектом исследования выступает предприятие электронной коммерции – общество с ограниченной ответственностью, являющееся интернет-магазином по продаже фермерских продуктов с доставкой на дом.

Теоретические основы и понятия анализа деятельности предприятия и моделирования бизнес-процессов

Стратегия коммерческой организации представляет собой совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Одним из первоначальных этапов процесса формирования стратегии является стратегический анализ, который показывает структуру целей и задач, стоящих перед организацией. Основная цель стратегического анализа заключается в определении влияния внешних и внутренних факторов на стабильное функционирование и устойчивое развитие компании, а также выработка стратегических решений, направленных на наиболее полное использование положительных факторов и нейтрализацию отрицательных [1].

В практике аналитики организаций встречаются различные технологии проведения стратегического анализа. Однако наиболее часто применяются такие универсальные технологии стратегического анализа, как SWOT-анализ и ситуационный анализ.

На основании проведенного анализа в целях результативного и эффективного управления компанией разрабатывается комплекс мероприятий для следования выработанной стратегии, а также сбалансированная система показателей (ССП) – методология реализации стратегии развития компании [1].

Современные предприятия, как правило, имеют сложную структуру, обусловленную многопрофильностью деятельности, территориальной распределенностью подразделений, большим числом кооперативных связей и др. Помимо традиционного функционального подхода к управлению компанией, основанного на закреплении перед каждой структурной единицей компании определенных функций и изолированности функциональных подразделений по отношению к общим результатам, все большее внимание привлекает процессный подход, при котором акценты управления смещены на управление бизнес-процессами, связывающими воедино деятельность взаимодействующих подразделений предприятия [2].

Суть процессного подхода заключается в идентификации бизнес-процессов и в последующем управлении системой процессов в организации и их взаимодействием.

Процессный подход дает возможность наиболее полно и формализованно описывать деятельность компании графически, поскольку в описании процессов преобладают модели, построенные на основе какой-либо методологии.

Моделирование бизнес-процессов производится для того, чтобы определить, как осуществляется та или иная работа, что требуется для ее выполнения, где возникают сложности и риски, кто отвечает за выполнение данной работы и т.д. Другой задачей моделирования может быть фиксация существующего порядка выполнения процессов в целях последующей регламентации и контроля деятельности работников, участвующих в реализации этих процессов [3].

Анализ бизнес-процессов является одним из этапов работ, связанных с улучшением деятельности компании: описанием, анализом и совершенствованием. Эти работы циклично связаны друг с другом. Для того чтобы что-то оптимизировать, сначала нужно описать тот объект, который будет подвергаться изменениям, потом его исследовать, проанализировать сильные и слабые стороны, возможные варианты повышения эффективности, выбрать из них лучший и только потом произвести все необходимые изменения [3].

Выделение проблемных областей является традиционным средством качественного анализа процесса. Основное назначение этого способа анализа состоит в том, чтобы определить направления дальнейшего более углубленного анализа. Как правило, выявление проблемных областей осуществляется путем интервьюирования руководителей и сотрудников, участвующих в рассматриваемом процессе.

Оценка текущего состояния компании и перспектив ее развития

В ходе рассмотрения специфики деятельности компании, занимающейся продажей фермерских продуктов, выполнен анализ рынка органических продуктов питания в России, свидетельствующий о том, что производство органической продукции на российском рынке находится в стадии становления, обладает огромным потенциалом, так как растет спрос россиян на продукцию из натуральных компонентов, и конкуренция в данной отрасли достаточно низкая [4]. Кроме того, анализ целевой аудитории рынка органических продуктов питания в России показал, что заинтересованных в потреблении органических продуктов россиян немало [5].

Оценив текущие цели и задачи компании, результаты выполнения текущей маркетинговой стратегии, проведя анализ экономической эффективности компании и конкурентной среды, на основании детального анализа преимуществ конкурентов, а также потребностей клиентов были выделены следующие основные ключевые факторы успешного развития компании (КФУ) в рыночном сегменте, связанным с производством и продажей органических продуктов:

  • поддержка и развитие рекламной кампании, повышение уровня осведомленности клиентов о бренде;
  • поиск новых производителей уникальной натуральной продукции;
  • доработка внутренней информационной системы компании и осуществление ее качественной постоянной поддержки и адаптации к изменениям;
  • снижение величины постоянных издержек путем оптимизации процессов логистики и сборки заказов;
  • осуществление тщательного контроля за работой системы качества в компании, а также получением обратной связи от клиентов.

Выбранные КФУ являются основой для следующего этапа стратегического анализа компании – составлению матрицы SWOT-анализа, что в свою очередь позволяет сформировать список основных мероприятий в рамках выделенных стратегий:

  • увеличение доверия к сервису и знания торговой марки за счет расширения географии продаж и проведения PR-кампании;
  • подержание качества товаров и обслуживания на высоком уровне;
  • организация мероприятий по снижению временных и финансовых затрат на логистику;
  • организация технического оснащения основных процессов, протекающих в компании, с целью их оптимизации;
  • снижение воздействия на производство услуги внешних факторов – поставщиков продукции путем расширения ассортимента товаров, а также организации правового урегулирования всех вопросов взаимодействия с производителями.

Заключительным важным этапом стратегического анализа выступает разработка и последующее использование сбалансированной системы показателей (ССП) для результативного и эффективного управления организацией. Представим стратегические цели компании по блокам ССП в виде таблицы (таблица).

Построенная система сбалансированных показателей представляет непосредственные возможности для контроля реализации выявленной миссии компании – стать компанией №1 в России, продающей высококачественные свежие фермерские продукты. Данная система позволяет в короткие сроки определить возможные отступления от первоначально принятой траектории развития и оценить необходимость корректировок.

Идентификация бизнес-процессов компании

Важным этапом проведения комплексной диагностики компании выступает выделение бизнес-процессов предприятия с их последующим моделированием и описанием. На основании проведенного исследования было выделено 4 группы бизнес-процессов:

  • основные процессы, прямой целью которых является получение дохода;
  • обеспечивающие процессы, т.е. вспомогательные процессы, позволяющие поддерживать инфраструктуру организации на должном уровне;
  • бизнес-процессы управления;
  • бизнес-процессы развития, т.е. процессы, обеспечивающие совершенствование и развитие компании.

Структура стратегических целей в компании

Проекция

Стратегические цели

Финансы

? Завоевать 70 % доли российского рынка в сфере продажи натуральных деревенских продуктов

Клиенты

? Иметь с легкостью масштабируемое пространство для размещения всех товаров, востребованных покупателями.

? Поддерживать уровень удовлетворения покупателей на 98 %.

? Свести к нулю количество нареканий от клиентов

? Повысить уровень узнаваемости бренда

Внутренние бизнес-процессы

? Добиться поставки продуктов суточной свежести для 70 % ассортимента предлагаемых товаров.

? Расширить ассортимент в 3 раза для борьбы с отменами поставок товара.

? Добиться снижения уровня цен до доступных и адекватных для потребителя

Потенциал (обучение и развитие)

? Внедрить систему стратегического управления и мотивации

? Совершенствовать систему управления организационным знанием

 

savv1.tif

Дерево основных бизнес-процессов компании

Детальное описание основных процессов выполнено в методологии структурно-функционального моделирования IDEF0 и представлено на рисунке.

Для более детального рассмотрения и анализа был выбран один из основных бизнес-процессов компании – обслуживание клиентов, так как одним из главных преимуществ компании в сравнении с конкурентами является клиентоориентированность – способность организации извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей клиентов. При детальном рассмотрении выбранного бизнес-процесса было решено провести анализ процесса решения жалоб, который является важной неотъемлемой частью обслуживания клиентов в компании.

Анализ данного процесса показал малую его эффективность в отношении временных затрат, а также качества обслуживания. Одним из возможных путей совершенствования процесса может стать перераспределение обязанностей участников бизнес-процесса: специалиста по обслуживанию, который осуществляет прием и регистрацию обращений, а также доводит до клиента полученное решение, и ответственного в лице менеджера по качеству или товароведа, осуществляющего поиск решения и организацию мер по устранению причин претензии. Как показали исследования, можно добиться следующего:

  • сократить время ожидания ответа со стороны клиента в связи с передачей всех обязанностей по решению претензий «в одни руки»;
  • увеличить рабочее время специалиста по обслуживанию для выполнения основных обязанностей.

Таким образом, эффективно решая возникающие у клиента вопросы, можно надеяться увеличить число постоянных клиентов, что является залогом успешного роста.

Выводы

Итак, проведенный стратегический анализ позволил комплексно проанализировать организацию с точки зрения ее внутренней и внешней среды и сформулировать комплекс мероприятий, с помощью которых предприятие сможет повысить не только объем продаж, но и укрепить преимущества компании по отношению к конкурентам. Компания является интернет-магазином, имеет собственный сайт, что позволяет вести эффективную рекламную деятельность и быстро реагировать на пожелания клиентов и поставщиков.

Кроме того, постоянный анализ бизнес-процессов компании с применением современных информационных технологий и средств позволяет предприятию улучшить и укрепить свое положение на рынке, повысить эффективность продаж, увеличить число постоянных клиентов.


Библиографическая ссылка

Савватеева Т.П., Белокурова М.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ДЛЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 11-1. – С. 48-52;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37236 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674