Наука, в том числе, спортивная, существует для нужд практики. Потребности практики складываются из потребностей (явно или неявно выраженных в форме запросов) государства и общества, конкретных сфер профессиональной деятельности, личности. Следовательно, именно актуальные проблемы этих трех групп «заказчиков и потребителей научного продукта» должны задавать векторы научных исследований и критерии оценки результатов [1, 2, 4 и др.]. Соответствие итогов работы этим критериям определяется по характеру внедрения научных продуктов в практику. Однако сегодня, как свидетельствует анализ тематики научных работ в сфере физической культуры и спорта, а также практики использования полученных результатов в деятельности физкультурно-спортивных организаций, качество «научного продукта» далеко от идеального. Целью нашего теоретического исследования стало выявление причин создавшегося положения и поиск ориентировочных способов повышения качества научной работы. При этом мы учитывали мнение ведущих российских ученых, анализирующих проблемы состояния и тенденций развития отечественных гуманитарных наук [1–5].
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим те проблемы, которые «лежат на поверхности» и не требуют для своего формулирования специальных изысканий, поставив им в соответствии примерную тематику исследований, призванных найти способы их разрешения (таблица).
Проблемное поле современных научно-педагогических исследований
Проблемы государства и общества, системы образования и личности |
Тематика исследований в педагогических науках |
Тематика исследований в физкультурно-спортивной науке |
1 |
2 |
3 |
Государство и общество |
||
Непрекращающееся ухудшение здоровья граждан |
Исследования в области создания здоровьесберегающей среды образовательной организации |
Проектирование, моделирование, внедрение средств физической культуры в целях сохранения, укрепления здоровья |
Исследования в области создания условий для равного доступа к образованию всем гражданам, независимо от состояния их здоровья |
Проектирование, моделирование, внедрение средств адаптивной и реабилитационной физической культуры |
|
Формирование культуры здоровья, установок на здоровый образ жизни |
Проектирование, моделирование, внедрение средств рекреационной физической культуры |
|
Формирование физической культуры личности |
||
Низкая гражданская, социальная активность, индивидуализация интересов граждан, их разобщенность |
Формирование гражданского (патриотического) сознания |
Проектирование, моделирование, внедрение способов направленного гражданского (патриотического, коллективистского и пр.) воспитания средствами физической культуры и спорта |
Исследования в области создания условий для консолидации российского общества |
Исследование роли физической культуры, спорта, спортсмена в обществе, создание условий для ее усиления как средства воспитания |
|
Миграционные процессы: спонтанное, агрессивное, неконтролируемое нарастание поликультурности общества |
Формирование поликультурного (интернационального) сознания, культуры межконфессионального / межэтнического взаимодействия, толерантности |
Исследования в области создания мультикультурных систем физического воспитания Исследования в области повышения эффективности реализации социокультурных функций физической культуры и спорта |
Исследования в области создания условий для сохранения культурной (этнической, региональной и т.п.) самобытности и идентичности |
Исследования в области создания условий для внедрения в образовательную практику средств, методов, ценностей национальных систем физического воспитания |
|
Снижение уровня культуры общественной – как причина и следствие падения общей культуры личности |
Исследования в области определения целевых ориентиров, поиска и обоснования путей формирования общественной и личностной культуры россиян в новых цивилизационных условиях |
Фундаментальные исследования в области влияния физической культуры на остальные виды культуры общества и личности Исследования в области создания условий для профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта |
Система образования |
||
Снижение уровня образованности обучающихся на всех этапах образования |
Исследования в области повышения качества образования на всех уровнях |
Исследования в области создания условий для формирования физкультурной грамотности обучающихся |
Окончпние таблицы |
||
1 |
2 |
3 |
Замещение в сознании учащихся ценности образования ценностью диплома (свидетельства) об образовании |
Исследования в области создания условий для повышения ценности знаний, образованности |
Исследования в области создания условий для интериоризации обучающимися ценностей физической культуры и спорта (в том числе, ценностей физкультурной образованности) |
Психофизическая неготовность к освоению образовательных программ |
Исследования в области создания вариативных образовательных программ, индивидуализации образовательных маршрутов |
Исследования в области индивидуализации и дифференциации процесса физического воспитания |
Информатизация всех сфер жизнедеятельности |
Исследования в области разработки и внедрения информационных технологий образования, форм и средств дистанционного образования |
Проектирование, моделирование, внедрение способов организации физического воспитания с использованием дистанционных форм образования, новых информационных технологий |
Непрерывное реформирование образования |
Исследования в области разработки и внедрения новых образовательных программ, содержания образования, методов обучения и воспитания Исследования в области организации и управления образовательной деятельностью в условиях социальной нестабильности и целевой неопределенности |
Исследования в области целей, содержания, условий подготовки современных педагогов по физической культуре и спорту. Исследования в области формирования психологической устойчивости личности средствами физической культуры и спорта |
Личность |
||
Неопределенность ценностных ориентаций |
Фундаментальные исследования в области проектирования современных целей и ценностных ориентиров воспитания подрастающего поколения |
Фундаментальные исследования в области трансформации ценностей физической культуры и спорта в воспитательные ценности общества |
Необходимость жить и действовать в конкурентном мире |
Исследования в области формирования конкурентоспособности обучающихся |
Проектирование, моделирование, внедрение способов развития конкурентоспособности личности средствами физической культуры и спорта |
Трудности с социализацией в современных социально-экономических условиях |
Исследования в области социального воспитания, социальной педагогики |
Исследования в области мобилизации ценностного и деятельностного потенциала физической культуры и спорта как средства социализации личности |
Ограниченность (преимущественно, материальная) жизненных целей |
Фундаментальные исследования в области повышения нравственной, духовной составляющей содержания образования |
Фундаментальные исследования в области переосмысления ценностного содержания и воспитательного потенциала физической культуры и спорта |
Если проанализировать содержание таблицы, становится очевидным, что проблемы далеко не новы; за исключением, возможно, проблемы резкого усиления миграционных процессов последние 3–4 года. При этом практически все указанные научные направления, связанные с физической культурой и спортом, исследуются с большей или меньшей активностью последние 20–30 лет. Но, тем не менее, проблемы остаются нерешенными. Причина видится в следующем.
Первое – результаты большинства исследований характеризуются ограниченной применимостью, которая, к тому же, быстро сходит до нуля при малейшем изменении социально-экономических условий. В частности, при оформлении результатов исследований отмечается сфера их практического применения, которая большинством авторов очерчивается весьма широко (за исключением тех случаев, когда в тематике изначально указывается конкретный – региональный, социальный и т.д. аспект рассматриваемой проблемы), причем этому приводятся убедительные, казалось бы, доказательства. Тем не менее, широкая практика подготовки, например, диссертаций сводится к апробированию разработанного педагогического инструментария по месту работы соискателя (или по месту выполнения исследования), плюс – при особой щепетильности автора – еще в нескольких организациях, откуда затем поступают акты внедрения. Таким образом, выборки, на которых строится доказательство практической значимости результатов исследований, обладают характеристиками, весьма ограниченными по региональному, этническому, организационному, социально-экономическому, личностно-психологическому и т.п. параметрам.
Второе – результаты исследований не внедряются в широкую образовательную практику. С одной стороны, данная причина является следствием первой: далеко не все результаты исследований могут быть внедрены в практику, поскольку, по сути, разработаны для строго конкретного учебного заведения или, более того, под конкретного педагога. С другой стороны, в России внедренческая составляющая педагогической науки традиционно характеризуется инертностью, пассивностью. Долгое время в нашей стране просто отсутствовал аппарат и, соответственно, механизм распространения нового педагогического опыта – да и в настоящее время он не особенно продуктивно действует. Кроме того, среди критериев оценки эффективности работы научных коллективов вначале просто отсутствовали индикаторы, связанные с практическим внедрением научного продукта. Затем таковые были разработаны, но проверка по ним проводится, преимущественно, формально, а соответствующие показатели, нередко, фальсифицируются; никто, по сути, не отслеживает ни долгосрочность использования результатов, ни их эффективность.
Третье – ценность науки сильно девальвировалась, как и истинная теоретическая и практическая ценность значительной части научных исследований. Представляется, что российская наука стала практически массовым явлением. Невозможно в таком количестве, как это происходит в российской гуманитарной сфере, выдавать инновационный, значимый, ценный и т.п. научный продукт. Практически целое двадцатилетие российских педагогов высшей школы «кнутом и пряником» (а преимущественно «кнутом») «стимулировали» к защите диссертаций, хотя очевидно, что качественное научное исследование – «штучный товар». В результате истинно ценные научные достижения буквально «тонут» под массой «ширпотреба»: эксперты не имеют возможности (да и зачастую не мотивированы) качественно их оценивать и дифференцировать по степени актуальности, научности, значимости и т.д.
Выводы
В качестве одного из комплексных направлений современных исследований в области физической культуры и спорта следует рассматривать научную разработку конкретных механизмов внедрения уже существующих результатов в образовательную практику. Для этого необходимо:
– проводить оценивание степени универсальности научных продуктов;
– определять возможности и условия их экстраполяции в иные исторические, социально-экономические, культурные и т.д. реалии;
– разрабатывать системы управления процессом внедрения в практику результатов научных исследований;
– разрабатывать и применять методы стимулирования теоретиков и практиков к распространению, с одной стороны, и использованию, с другой стороны, педагогических инноваций.
Кроме того, целесообразным представляется изменение требований, предъявляемых к научно-исследовательской работе педагогов высшей школы. В частности, перспективным в данном аспекте видится увеличение доли и повышение значимости коллективных исследований. В этом случае появляется возможность наиболее эффективно использовать для решения комплексных задач индивидуальные способности, исследовательский потенциал, специально-профессиональные, узко-предметные знания и умения каждого представителя научно-педагогического сообщества. Это может стать существенным фактором повышения качества и значимости научных исследований в сфере физической культуры и спорта.
Библиографическая ссылка
Хазова С.А., Бгуашев А.Б. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – С. 637-641;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36542 (дата обращения: 21.11.2024).